Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как мы говорим




Субъект или объект действия

 

Различие между инициативными и безынициативными людьми так же велико, как между днем и ночью. Если говорить о производительности труда, разница составит не двадцать пять-пятьдесят, а целых пять тысяч процентов — особенно если иметь дело с умными, компетентными людьми, к тому же неравнодушными к мнению окружающих.

 

Без проявления инициативы вам не создать баланс П/ИП, не овладеть «семью навыками». Во время изучения и детальной проработки остальных шести навыков вы убедитесь, что каждый из них зависит от развития проактивных мускулов. Каждый возлагает на вас ответственность и требует активного действия. Если вы ждете, чтобы кто-то другой дергал за ниточки, быть вам марионеткой! А ведь возможности развития

есть всюду!

 

 

 

Поскольку наши мысли и поступки вытекают из мировоззрения, их тщательный анализ дает представление о лежащей в их основе «карте». Речь, например, является надежным показателем степени проактивности.

 

Лексика реактивных людей отражает их стремление снять с себя ответственность.

 

«Так уж я устроен». («Мое поведение предопределено. Ничего не поделаешь»).

 

«Она доведет меня до психушки». («Я не виноват. Моей эмоциональной жизнью управляет нечто, мне неподвластное»).

 

«Я не могу этого сделать. Мне некогда». («Я завишу от внешних обстоятельств — в данном случае от дефицита времени»).

 

«Если бы у моей жены было больше терпения!» («Мой жизненный успех зависит от чьего-

то поведения или отношения»).

 

«Я должен это сделать» («Обстоятельства или другие люди вынуждают меня поступать так, а не иначе. Я не располагаю свободой выбора»).

 

 

Реактивная речь Проактивная речь Ничего не поделаешь. Переберем варианты Так уж я устроен. Поищем другой подход.

Она доведет меня до психушки. Я контролирую свои эмоции.

Мне ни за что не дадут эту работу. Попробую доказать свою полезность.

Я вынужден так поступить. Можно поступить иначе.

Я не умею. Постараюсь.

Я должен. Предпочитаю…

Если бы… Обязательно сделаю.

 

Речь реактивной личности обусловлена базовой парадигмой детерминизма (обреченности). Весь ее строй нацелен на уход от ответственности. «Я ни за что не отвечаю, у меня нет свободы выбора».

 

Однажды ко мне обратился студент:

 

— Вы не отпустите меня с занятий? Я должен ехать на соревнования по теннису.

 

— Должны или предпочитаете?— спросил я.

 

— Нет, правда, должен!

 

— Что будет, если вы туда не поедете?

 

— Ну… меня исключат из команды.

 

— Как вам нравится такой результат?

 

— Совсем не нравится.

 

— Иными словами, вы делаете выбор в пользу соревнований, потому что предпочитаете остаться в команде. А что случится, если вы пропустите занятия?

 

— Не знаю.

 

— Подумайте хорошенько. Каковы будут последствия пропуска занятий?

 

— Вы же меня не исключите, правда?

 

 

— Это было бы социальным — то есть искусственным, внешним последствием. Чем, по сути, грозит неявка на занятия?

 

— Должно быть, я не получу каких-то знаний.

 

— Верно. Так что вам предстоит взвесить и сравнить между собой эти два последствия — и сделать выбор. Я бы на вашем месте поехал на соревнования по теннису. Только при этом не стал бы говорить: «я должен» и «ничего не поделаешь».

 

— Я выбираю соревнования,— смущенно пролепетал студент.

 

— И готовы пожертвовать занятиями?— со смехом воскликнул я.— Невероятно!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.