Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов




Коммуникационная технология

Коммуникация — процесс двустороннего обмена инфор­мацией, ведущий ко взаимному пониманию. Коммуника­ция в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то ком­муникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе ком­муникации, необходимо иметь обратную связь — инфор­мацию о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации харак­терно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способству­ет разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникатив­ная компетентность рассматривается как система, внутренних ресурсов» необходимых для построения эффек­тивной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение по­нимания передаваемой и получаемой информации.

Основные функции коммуникации:

1) информативная - передача истинных или ложных сведений;

2) интерактив­ная (побудительная) - организация взаимодействия меж­ду людьми, например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;

3) перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; 4) экс­прессивная - возбуждение или изменение характера эмо­циональных переживаний.

Передача информации может осуществляться в следую­щих направления:;

а) сверху вниз - постановка задач (что, когда делать), инструктирование {как, каким образом, кто);

б) снизу вверх – информирование об исполнении, о проверках, о личном мнении;

в) в горизонтальном направлении - обмет мнениями, координация действий, планирование, сообщения об исполнении.

Для осуществления процесса коммуникации необходи­мы четыре основных элемента:

1) отправитель информации;

2) сообщение — собственно информация;

3) канал — средство передачи информации;

4) получатель информации.

I этап - начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, «что именно» (какую идею и ка­кой форме ее выразить) и «с какой целью» он хочет пере­дать и какую ответную реакцию получить.

II этап - воплощение идеи в слова, символы, в сообще­ние. Выбираются и используются различные каналы пере­дачи информации, речь, жесты, мимика, письменные ма­териалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.

III этап - передача информации через использование выбранных каналов связи.

IV этап - получатель информации переводит вербальные (словесные) и невербальные символы в свои мысли - этот процесс называется декодированием.

V этап - этап обратной связи - отклик получателя на полученную информацию.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате чего нет объектив­ного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко, осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если от­ношение человека враждебное, то его трудно убедить в спра­ведливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса к собеседнику - а ин­терес возникает, когда человек осознает значение инфор­мации для себя: с помощью этой информации можно полу­чить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

д) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выво­ды-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

1) открытое — закрытое общение;

2) монологическое — диалогическое;

3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. За­крытое общение — нежелание либо неумение понятно вы­разить свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся ин­формацию.

Использование закрытых коммуникаций оправ­дано в случаях:

- если есть значительная, разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить вре­мя и силы на поднятие компетентности «низкой стороны;

- в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, пла­нов противнику нецелесообразно.

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техника­ми и знания правил общения.

Техника общения — сово­купность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В общении выделяют следующие позиций:

- доброже­лательная позиция принятия собеседника;

- нейтральная позиция;

- враждебная позиция непринятия собеседника;

- доминирование или «общение сверху;

- общение на равных;

- подчинение или позиция «снизу»

 

В качестве закона коммуникативных технологий следует признать тенденцию опоры при выдаче своих сообщений на уже имеющиеся в обществе коммуникативные потоки. Коммуникация лежит в их основе, поскольку путем внесения изменения в коммуникацию пытаются достичь изменений в поведении за счет произведенных изменений в модели мира человека. Эти переходы можно проиллюстрировать следующим образом:

изменения в коммуникации

изменения в модели мире

изменения в поведении

Коммуникативная компетентность педагога во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовании, состояние общественной морали, успех педагогической деятельности
Проблема формирования коммуникативной компетентности будущего учителя выступает важной частью широкой и сложной проблемы формирования профессионально-значимых качеств.

Успешность педагогической деятельности многие ученые, среди которых Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, И.И. Рыданова, Р.А. Парошина, связывают с уровнем сформированности и развития коммуникативных качеств педагога и в том числе его коммуникативной компетентности.
Под коммуникативной компетентностью мы понимаем совокупность достаточно сформированных ее структурных компонентов:

· знания в области коммуникативных дисциплин (педагогика и психология, конфликтология, логика, риторика, культура речи и др.);

· коммуникативные и организаторские способности;

· способность к эмпатии;

· способность к самоконтролю;

· культура вербального и невербального взаимодействия.

Каждый компонент представлен веером различных умений: например, когда мы говорим о коммуникативных и организаторских умениях, то имеем ввиду умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, смекалку, находчивость в умении оказывать психологическое воздействие, на основе адекватного восприятия и понимания своеобразия личности, активно взаимодействовать в совместной деятельности.
Или, говоря о самоконтроле, имеем ввиду умения регулировать свое поведение и поведение собеседника, моделировать собеседника, находить продуктивные способы реагирования в конфликтных ситуациях, инициировать благоприятный психологический климат, прогнозировать развитие межсубъектных отношений и т.д.

Способность к эмпатии выражается умением сопереживать, чувствовать другого, осуществлять психотерапию словом, и т.д.

Реакция на конфликтную ситуацию – может проявиться в умении убеждать, доказывать, принимать точку зрения другого, добиваться принятия своей точки зрения в реализации коммуникативной интенции и т.д.
Под культурой вербального и невербального взаимодействия понимаем: владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и ведения спора; целесообразное использование понятийно-категориального аппарата, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств.

Проблема формирования коммуникативной компетентности учителя является еще более актуальной в связи с изменением парадигмы в современном образовании. Понятие «развитие» стало ключевым словом в современной образовательной практике. Развитие стало возможным в рамках личностно-ориентированных педагогических технологий, к которым можно отнести «обучение в сотрудничестве»; «метод проектов»; «разноуровневое обучение»; «индивидуально ориентированный и дифференцированный подход к обучению, который реализуется во всех перечисленных технологиях».
Истоки развития личностно-ориентированных педагогических технологий находятся в диалоговой концепции культур Бахтина-Библера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.