Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Правоохранительные органы




Правоохранительные органы

С.П. Петров

И.А. Коннов,

 

Учебное пособие

 

Нижний Новгород 2010

УДК 34Р6

ББК 67.71

К 64

 

Рецензенты:

Е.Н. Беляков, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Нижегородского филиала Международного юридического института, кандидат юридических наук, доктор политологии, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;

А.В. Петрянин, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук, доцент

 

 

К 64
Коннов И.А.

Правоохранительные органы: учеб. пособие/ И.А. Коннов, С.П. Петров. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2010. – 162 с.

 

ISBN 978-5-85152-808-8

 

Рассматриваются вопросы организации и деятельности судов, прокуратуры, других государственных правоохранительных органов и негосударственных правоохранительных структур на основе действующего законодательства Российской Федерации с учетом изменений и дополнений по состоянию на 1 января 2010 г.

Предназначается для студентов юридических вузов.

 

 

УДК 34Р6

ББК 67.71

 

ISBN 978-5-85152-808-8 © И.А. Коннов, 2010

 
© С.П. Петров, 2010

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является одной из базовых юридических дисциплин, изучаемых студентами-правоведами на первом курсе. Цель данного курса – сформировать представление студентов об основах функционирования органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Предметом дисциплины выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых непосредственно ориентирована на охрану права.

Первоначальные сведения о правоохранительной системе государства и общества (о суде, прокуратуре, адвокатуре, нотариате и других правоохранительных органах) необходимы студенту для изучения всего спектра юридических дисциплин. В связи с этим курс «Правоохранительные органы» включен в Государственный стандарт как обязательная учебная дисциплина для подготовки юриста-профессионала.

Особенность преподавания и изучения курса связана с необходимостью изучения большого количества законодательных источников.

Следует учитывать, что в период становления правового государства, который мы сейчас переживаем, происходит существенное изменение законодательства, в том числе регулирующего состав, структуру, функции, полномочия и иные социально-правовые компетенции различных правоохранительных структур. Так, например, в течение последних 15 лет постсоветской политико-правовой практики только по Министерству внутренних дел Российской Федерации введено в действие более 30 нормативно-правовых актов, направленных на оптимизацию структуры и деятельности данного ведомства. Тем не менее в декабре 2009 г. подписан очередной Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», предусматривающий изменение структуры и состава органов внутренних дел Российской Федерации к 2012 г. В связи с этим студенту необходимо следить за принятием новых законодательных актов по данной учебной дисциплине, которые наиболее оперативно публикуются в «Российской газете», своевременно знакомиться с ними.

В курсе «Правоохранительные органы» изучаются организационно-правовые вопросы, касающиеся компетенции правоохранительных органов, их состава и штатной структуры, организации работы. Логика изучения каждого элемента правоохранительной системы предусматривает рассмотрение порядка образования, принципов организации системы правоохранительных органов РФ, их целей, задач, функций и компетенций в сфере борьбы с преступностью, обеспечения законности, общественной безопасности и укрепления правопорядка в целом.

Более детальное ознакомление с процессуальной деятельностью этих органов происходит при изучении специальных предметов: прокурорский надзор, уголовный процесс, гражданский процесс, арбитражный процесс и т.д.

Данное пособие предназначено для учебной работы студентов юридических вузов. В связи с этим авторы пытались уйти от теоретических дискуссий узких специалистов по поводу понятия «правоохранительные органы», целесообразности их организационно-штатной структуры и т.п. Основное внимание в пособии обращено на то, чтобы в наиболее доступной и популярной форме дать обучаемым основные понятия о существующей в настоящее время в Российской Федерации системе правоохранительных органов. Пособие позволит студентам усвоить основные положения дисциплины «Правоохранительные органы», необходимые для работы на семинарских занятиях, а также при подготовке к экзамену по данному курсу.

Тема 1

Основные понятия, предмет и система
курса «Правоохранительные органы»

1.1. Правоохранительная деятельность,
её признаки и принципы

В Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплено, что Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). В число важнейших основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией Российской Федерации, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (п. 2 ст. 17), а государство признает, соблюдает и защищает их носителя – человека – как высшую ценность (ст. 2).

Основополагающие конституционные положения служат правовой базой формирования принципа законности, т.е. обязательного выполнения предписаний Конституции Российской Федерации и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве.

Законность и правопорядок – необходимые условия многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, гарантия соблюдения прав и свобод граждан.

Поэтому поддержание законности и правопорядка является задачей всех без исключения: Президента Российской Федерации как гаранта Конституции, Федерального Собрания, Конституционного Суда и судов общей юрисдикции, министерств и ведомств, органов субъектов федерации, общественных организаций и граждан. Но среди множества организаций есть такие, на которые законом возложены функции осуществлять правоохранительную деятельность.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности обладает следующими характерными признаками:

· правоохранительная деятельность осуществляется юридическими способами воздействия. В зависимости от характера правовых вопросов правоохранительные органы имеют право применять соответствующие меры государственного и общественного воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка вплоть до уголовного наказания, применяемого исключительно судом;

· применяемые в правоохранительной деятельности меры воздействия должны строго соответствовать требованиям законодательства. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную или уголовную ответственность;

· осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Они комплектуются соответствующими специалистами, как правило, юристами. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

· начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод – сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или иное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность государственных органов, общественных и частных организаций;

· законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат исполнению любыми должностными лицами и гражданами.

Неисполнение их влечет для правонарушителей санкции, установленные федеральным и местным законодательствами.

Правоохранительная деятельность основывается на конституционных принципах правоохраны:

§ принципе законности (ст. 15 Конституции РФ);

§ принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 гл. 2 Конституции РФ);

§ принципе равенства граждан и юридических лиц перед законом (ст. 19 Конституции РФ).

1.2. Предмет курса «Правоохранительные органы»,
его соотношение с другими
юридическими дисциплинами

Дисциплина «Правоохранительные органы» является вводным курсом, содержащим общие сведения об осуществляемой государством правоохранительной деятельности. Данный курс основывается на принципах и правовых нормах Конституции РФ, правовых нормах федерального законодательства, иных правовых нормах, регулирующих определенный вид правоохранительной деятельности, и находит свое детальное развитие в других юридических дисциплинах:

§ в конституционном праве, которое определяет место и роль всех органов государства и взаимодействие между ними;

§ административном праве, которое определяет организацию, функционирование и компетенцию всех органов государственного управления;

§ уголовном процессе, который подробно регламентирует деятельность всех правоохранительных органов, связанных с производством по делам о преступлениях. Эти нормы указывают, как должны действовать правоохранительные органы при обнаружении признаков состава преступления, по изобличению лиц, виновных в их совершении, и какие меры должны быть приняты к правонарушителям;

§ уголовно-исполнительном праве, которое регулирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в их социальной адаптации;

§ гражданском процессе, в котором регламентируется деятельность суда, связанная с рассмотрением и разрешением гражданских дел, к которым· относятся споры, вытекающие из имущественных, неимущественных правоотношений, а также вытекающие из административных правоотношений;

§ арбитражном процессе, в котором изложен порядок разбирательства экономических споров между юридическими лицами (допускается участие лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или объединений этих лиц);

§ прокурорском надзоре, в котором рассматриваются формы и методы осуществления прокурорского надзора, а также другие направления деятельности прокуратуры;

§ теории государства и права и отечественной истории государства и права, в которых изложены вопросы организации и деятельности суда, прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры с точки зрения общей теории и истории. Это позволяет увидеть конкретные правовые явления в комплексе с другими и проследить этот процесс в развитии на фоне исторических событий, а также учесть накопленный юридический опыт у нас в стране и за рубежом.

Предметом учебного курса «Правоохранительные органы» являются задачи, функции, организация и полномочия правоохранительных органов, а также правовых основ их деятельности.

Важное место в изучении курса отводится усвоению системы организации и деятельности правоохранительных органов, которые основываются на конституционных принципах, а затем развиваются и детализируются в конкретных правовых нормах с учетом особенностей того или иного органа.

Курс делится на две части – общую и особенную.

В общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, а также ряд иных общезначимых положений.

Базой для построения курса являются действующие законодательные акты Российской Федерации, при этом они рассматриваются в их развитии и правоотношениях с учетом сложившихся проблем в этой области. Все определения ключевых понятий курса также сформулированы на основе положений соответствующих законодательных актов.

В особенной части рассматриваются организация и правовые основы деятельности конкретных правоохранительных органов.

В начале изучается суд, организация судебной системы в целом и трех ее составляющих в отдельности: судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда Российской Федерации, а также правовой статус судей.

Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, органов юстиции, органов предварительного расследования и других органов.

В курсе рассматриваются также негосударственные правоохранительные структуры, такие, как адвокатура, частные детективные и охранные предприятия.

Методологической основой курса «Правоохранительные органы» выступает теория государства и права. Она определяет многие базовые понятия, применяемые в правоохранительной деятельности, такие, как право, законность, правосознание, юридическая ответственность и т.д.

1.3. Правоохранительные органы: понятие, задачи

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Государство осуществляет эту функцию в виде специальной деятельности государственных органов, которые существуют исключительно и главным образом для решения указанных задач и называются правоохранительными.

Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности, безопасности и правопорядка, защита прав и свобод человека и гражданина, борьба с преступностью.

В расширенном понимании, к правоохранительным органам следует отнести адвокатуру, нотариат, третейские суды, частные детективные и охранные предприятия и иные негосударственные учреждения, предприятия, организации, а также граждан, которые в соответствии с законом осуществляют или содействуют в осуществлении правоохранительной деятельности.

К государственным правоохранительным органам относятся: суд; прокуратура; органы юстиции; органы обеспечения безопасности; органы предварительного расследования; таможенные органы; органы внутренних дел.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранную деятельность, относят: адвокатуру; третейские суды; частные детективные и охранные организации и т.д.

У указанных органов различные функции и задачи:

§ Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов федерации осуществляют конституционный контроль.

§ Система судов общей юрисдикции (гражданские, военные суды, мировые судьи) и система арбитражных судов осуществляют правосудие.

§ Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, служба судебных приставов, иные службы Министерства юстиции РФ осуществляют функцию организационного обеспечения деятельности судов.

§ Прокуратура в лице ее центральных, территориальных органов и специализированных прокуратур осуществляют прокурорский надзор и иные функции.

§ Органы дознания и предварительного следствия МВД, ФСБ, следственные органы прокуратуры, иные органы, в компетенцию которых входит осуществление дознания, выполняют функцию выявления и расследования преступлений.

§ Адвокатура осуществляет функцию оказания юридической помощи, защиту прав граждан и охрану закона от имени гражданского общества.

§ Нотариат защищает права и законные интересы граждан.

1.4. Основные направления (виды)
правоохранительной деятельности

По своему содержанию правоохранительная деятельность является многогранной вследствие разнообразия выполняемых ею социальных функций.

К основным направлениям (видам) правоохранительной деятельности относятся:

§ конституционный контроль;

§ осуществление правосудия;

§ прокурорский надзор;

§ расследование преступлений;

§ обеспечение безопасности;

§ исполнение судебных решений;

§ оперативно-розыскная деятельность;

§ охрана общественного порядка;

§ оказание юридической помощи;

§ деятельность по предупреждению правонарушений.

Конституционный контроль представляет собой специальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Этот контроль осуществляется Конституционным Судом РФ.

Правосудие – важнейшее направление правоохранительной деятельности государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке с правом применять к правонарушителям государственное принуждение, в том числе и в форме уголовного наказания.

Правосудие обладает рядом специфических признаков:

· осуществляется только указанными в законе способами: рассмотрением гражданских дел, рассмотрением уголовных дел, рассмотрением дел об административных правонарушениях;

· реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры), установленного процессуальным законодательством;

· осуществляется только особым органом – судом.

Прокурорский надзор направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, общественных организаций, а также предотвращение и пресечение противоправных действий должностных лиц и граждан. Этот надзор осуществляется Генеральным прокурором РФ и всеми подчиненными ему прокурорами.

Охрана общественного порядка – это деятельность по предотвращению и пресечению правонарушений. Она возложена на органы Министерства внутренних дел РФ.

Расследование преступлений – деятельность особых должностных лиц – следователей, осуществляемая с целью раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших, для предания суду или реабилитации невиновных. Следственный аппарат имеется в прокуратуре, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности, ФСКН. Права органов дознания предоставлены милиции, таможенным и некоторым другим органам и должностным лицам.

Защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи осуществляются прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступления адвокатов на суде в качестве защитников по уголовным делам и представителей по гражданским делам. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов, институтом гражданского общества и не входит структурно в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Правовая работа как вид правоохранительной деятельности возложена на юридическую службу организаций. Она направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных отношений предприятий, учреждений, организаций, фирм. Юрисконсульты содействуют правопорядку в организациях путем составления договоров, визирования приказов, консультирования сотрудников и др.

Другие направления правоохранительной деятельности обеспечиваются таможенными органами, органами Федеральной службы безопасности, нотариатом и пр. Задачи конкретных правоохранительных органов установлены в законодательных актах, регулирующих их организацию и деятельность (например, в законе «О милиции», в федеральном законе «О прокуратуре РФ» и т.п.).

1.5. Нормативная основа
правоохранительной деятельности
в Российской Федерации

Структура правоохранительной системы Российской Федерации, а также организация и деятельность органов ее составляющих определяются законодательно. Нормативные акты, осуществляющие регуляцию правоохранительной деятельности, имеют различный предмет правового регулирования, юридическую силу и т.д. Рассмотрение системы таковых нормативных актов целесообразно осуществлять согласно классификации по их юридической силе.

Конституция Российской Федерации – основной закон нашей страны.

Конституция является своего рода фундаментом построения системы законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории Российской Федерации непосредственно. В Конституции изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам (являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов), определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, указаны основы организации деятельности прокуратуры. В Конституции содержатся положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако Конституция РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы закрепляют правовые основы деятельности правоохранительной системы, регулируют основные направления деятельности правоохранительных органов.

Основными законами, регулирующими организацию судебной системы и порядок ее деятельности, являются законы: «О Конституционном суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О судоустройстве РСФСР», «О статусе судей в Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации»[1].

Федеральные законы выполняют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов.

Деятельность прокуратуры регламентирует закон «О прокуратуре Российской Федерации». В законе определены задачи прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ. Организацию органов безопасности рассматривают федеральные законы: «О безопасности»; «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»; «О внешней разведке»; «О государственной охране». Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию. Организация и деятельность органов внутренних дел и ряд других правоохранительных органов регулируется законами «О милиции», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «Об оперативно-розыск­ной деятельности» и т.д.

Ряд федеральных законов кодифицированы: Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и т.д.

Подзаконные нормативные акты – постановления органов законодательной власти (Государственной думы и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации), указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств (различного рода приказы, инструкции, правила), межведомственные нормативные акты (регулирующие вопросы совместной деятельности правоохранительных органов).

Еще одну достаточно большую группу правовых источников курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные принципы и нормы международного права в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Тема 2

Судебная власть, судебная система
Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.