КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Правоохранительные органы
Правоохранительные органы С.П. Петров И.А. Коннов,
Учебное пособие
Нижний Новгород 2010 УДК 34Р6 ББК 67.71 К 64
Рецензенты: Е.Н. Беляков, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Нижегородского филиала Международного юридического института, кандидат юридических наук, доктор политологии, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации; А.В. Петрянин, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук, доцент
Правоохранительные органы: учеб. пособие/ И.А. Коннов, С.П. Петров. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2010. – 162 с.
ISBN 978-5-85152-808-8
Рассматриваются вопросы организации и деятельности судов, прокуратуры, других государственных правоохранительных органов и негосударственных правоохранительных структур на основе действующего законодательства Российской Федерации с учетом изменений и дополнений по состоянию на 1 января 2010 г. Предназначается для студентов юридических вузов.
УДК 34Р6 ББК 67.71
ISBN 978-5-85152-808-8 © И.А. Коннов, 2010 Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является одной из базовых юридических дисциплин, изучаемых студентами-правоведами на первом курсе. Цель данного курса – сформировать представление студентов об основах функционирования органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Предметом дисциплины выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых непосредственно ориентирована на охрану права. Первоначальные сведения о правоохранительной системе государства и общества (о суде, прокуратуре, адвокатуре, нотариате и других правоохранительных органах) необходимы студенту для изучения всего спектра юридических дисциплин. В связи с этим курс «Правоохранительные органы» включен в Государственный стандарт как обязательная учебная дисциплина для подготовки юриста-профессионала.
Особенность преподавания и изучения курса связана с необходимостью изучения большого количества законодательных источников. Следует учитывать, что в период становления правового государства, который мы сейчас переживаем, происходит существенное изменение законодательства, в том числе регулирующего состав, структуру, функции, полномочия и иные социально-правовые компетенции различных правоохранительных структур. Так, например, в течение последних 15 лет постсоветской политико-правовой практики только по Министерству внутренних дел Российской Федерации введено в действие более 30 нормативно-правовых актов, направленных на оптимизацию структуры и деятельности данного ведомства. Тем не менее в декабре 2009 г. подписан очередной Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», предусматривающий изменение структуры и состава органов внутренних дел Российской Федерации к 2012 г. В связи с этим студенту необходимо следить за принятием новых законодательных актов по данной учебной дисциплине, которые наиболее оперативно публикуются в «Российской газете», своевременно знакомиться с ними. В курсе «Правоохранительные органы» изучаются организационно-правовые вопросы, касающиеся компетенции правоохранительных органов, их состава и штатной структуры, организации работы. Логика изучения каждого элемента правоохранительной системы предусматривает рассмотрение порядка образования, принципов организации системы правоохранительных органов РФ, их целей, задач, функций и компетенций в сфере борьбы с преступностью, обеспечения законности, общественной безопасности и укрепления правопорядка в целом.
Более детальное ознакомление с процессуальной деятельностью этих органов происходит при изучении специальных предметов: прокурорский надзор, уголовный процесс, гражданский процесс, арбитражный процесс и т.д. Данное пособие предназначено для учебной работы студентов юридических вузов. В связи с этим авторы пытались уйти от теоретических дискуссий узких специалистов по поводу понятия «правоохранительные органы», целесообразности их организационно-штатной структуры и т.п. Основное внимание в пособии обращено на то, чтобы в наиболее доступной и популярной форме дать обучаемым основные понятия о существующей в настоящее время в Российской Федерации системе правоохранительных органов. Пособие позволит студентам усвоить основные положения дисциплины «Правоохранительные органы», необходимые для работы на семинарских занятиях, а также при подготовке к экзамену по данному курсу. Тема 1 Основные понятия, предмет и система 1.1. Правоохранительная деятельность, В Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплено, что Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). В число важнейших основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией Российской Федерации, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (п. 2 ст. 17), а государство признает, соблюдает и защищает их носителя – человека – как высшую ценность (ст. 2). Основополагающие конституционные положения служат правовой базой формирования принципа законности, т.е. обязательного выполнения предписаний Конституции Российской Федерации и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве.
Законность и правопорядок – необходимые условия многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, гарантия соблюдения прав и свобод граждан. Поэтому поддержание законности и правопорядка является задачей всех без исключения: Президента Российской Федерации как гаранта Конституции, Федерального Собрания, Конституционного Суда и судов общей юрисдикции, министерств и ведомств, органов субъектов федерации, общественных организаций и граждан. Но среди множества организаций есть такие, на которые законом возложены функции осуществлять правоохранительную деятельность. Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности обладает следующими характерными признаками: · правоохранительная деятельность осуществляется юридическими способами воздействия. В зависимости от характера правовых вопросов правоохранительные органы имеют право применять соответствующие меры государственного и общественного воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка вплоть до уголовного наказания, применяемого исключительно судом; · применяемые в правоохранительной деятельности меры воздействия должны строго соответствовать требованиям законодательства. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную или уголовную ответственность; · осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Они комплектуются соответствующими специалистами, как правило, юристами. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;
· начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод – сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или иное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность государственных органов, общественных и частных организаций; · законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат исполнению любыми должностными лицами и гражданами. Неисполнение их влечет для правонарушителей санкции, установленные федеральным и местным законодательствами. Правоохранительная деятельность основывается на конституционных принципах правоохраны: § принципе законности (ст. 15 Конституции РФ); § принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 гл. 2 Конституции РФ); § принципе равенства граждан и юридических лиц перед законом (ст. 19 Конституции РФ). 1.2. Предмет курса «Правоохранительные органы», Дисциплина «Правоохранительные органы» является вводным курсом, содержащим общие сведения об осуществляемой государством правоохранительной деятельности. Данный курс основывается на принципах и правовых нормах Конституции РФ, правовых нормах федерального законодательства, иных правовых нормах, регулирующих определенный вид правоохранительной деятельности, и находит свое детальное развитие в других юридических дисциплинах: § в конституционном праве, которое определяет место и роль всех органов государства и взаимодействие между ними; § административном праве, которое определяет организацию, функционирование и компетенцию всех органов государственного управления; § уголовном процессе, который подробно регламентирует деятельность всех правоохранительных органов, связанных с производством по делам о преступлениях. Эти нормы указывают, как должны действовать правоохранительные органы при обнаружении признаков состава преступления, по изобличению лиц, виновных в их совершении, и какие меры должны быть приняты к правонарушителям; § уголовно-исполнительном праве, которое регулирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в их социальной адаптации; § гражданском процессе, в котором регламентируется деятельность суда, связанная с рассмотрением и разрешением гражданских дел, к которым· относятся споры, вытекающие из имущественных, неимущественных правоотношений, а также вытекающие из административных правоотношений; § арбитражном процессе, в котором изложен порядок разбирательства экономических споров между юридическими лицами (допускается участие лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или объединений этих лиц); § прокурорском надзоре, в котором рассматриваются формы и методы осуществления прокурорского надзора, а также другие направления деятельности прокуратуры; § теории государства и права и отечественной истории государства и права, в которых изложены вопросы организации и деятельности суда, прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры с точки зрения общей теории и истории. Это позволяет увидеть конкретные правовые явления в комплексе с другими и проследить этот процесс в развитии на фоне исторических событий, а также учесть накопленный юридический опыт у нас в стране и за рубежом. Предметом учебного курса «Правоохранительные органы» являются задачи, функции, организация и полномочия правоохранительных органов, а также правовых основ их деятельности. Важное место в изучении курса отводится усвоению системы организации и деятельности правоохранительных органов, которые основываются на конституционных принципах, а затем развиваются и детализируются в конкретных правовых нормах с учетом особенностей того или иного органа. Курс делится на две части – общую и особенную. В общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, а также ряд иных общезначимых положений. Базой для построения курса являются действующие законодательные акты Российской Федерации, при этом они рассматриваются в их развитии и правоотношениях с учетом сложившихся проблем в этой области. Все определения ключевых понятий курса также сформулированы на основе положений соответствующих законодательных актов. В особенной части рассматриваются организация и правовые основы деятельности конкретных правоохранительных органов. В начале изучается суд, организация судебной системы в целом и трех ее составляющих в отдельности: судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда Российской Федерации, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, органов юстиции, органов предварительного расследования и других органов. В курсе рассматриваются также негосударственные правоохранительные структуры, такие, как адвокатура, частные детективные и охранные предприятия. Методологической основой курса «Правоохранительные органы» выступает теория государства и права. Она определяет многие базовые понятия, применяемые в правоохранительной деятельности, такие, как право, законность, правосознание, юридическая ответственность и т.д. 1.3. Правоохранительные органы: понятие, задачи В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Государство осуществляет эту функцию в виде специальной деятельности государственных органов, которые существуют исключительно и главным образом для решения указанных задач и называются правоохранительными. Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности, безопасности и правопорядка, защита прав и свобод человека и гражданина, борьба с преступностью. В расширенном понимании, к правоохранительным органам следует отнести адвокатуру, нотариат, третейские суды, частные детективные и охранные предприятия и иные негосударственные учреждения, предприятия, организации, а также граждан, которые в соответствии с законом осуществляют или содействуют в осуществлении правоохранительной деятельности. К государственным правоохранительным органам относятся: суд; прокуратура; органы юстиции; органы обеспечения безопасности; органы предварительного расследования; таможенные органы; органы внутренних дел. К негосударственным органам, осуществляющим правоохранную деятельность, относят: адвокатуру; третейские суды; частные детективные и охранные организации и т.д. У указанных органов различные функции и задачи: § Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов федерации осуществляют конституционный контроль. § Система судов общей юрисдикции (гражданские, военные суды, мировые судьи) и система арбитражных судов осуществляют правосудие. § Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, служба судебных приставов, иные службы Министерства юстиции РФ осуществляют функцию организационного обеспечения деятельности судов. § Прокуратура в лице ее центральных, территориальных органов и специализированных прокуратур осуществляют прокурорский надзор и иные функции. § Органы дознания и предварительного следствия МВД, ФСБ, следственные органы прокуратуры, иные органы, в компетенцию которых входит осуществление дознания, выполняют функцию выявления и расследования преступлений. § Адвокатура осуществляет функцию оказания юридической помощи, защиту прав граждан и охрану закона от имени гражданского общества. § Нотариат защищает права и законные интересы граждан. 1.4. Основные направления (виды) По своему содержанию правоохранительная деятельность является многогранной вследствие разнообразия выполняемых ею социальных функций. К основным направлениям (видам) правоохранительной деятельности относятся: § конституционный контроль; § осуществление правосудия; § прокурорский надзор; § расследование преступлений; § обеспечение безопасности; § исполнение судебных решений; § оперативно-розыскная деятельность; § охрана общественного порядка; § оказание юридической помощи; § деятельность по предупреждению правонарушений. Конституционный контроль представляет собой специальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Этот контроль осуществляется Конституционным Судом РФ. Правосудие – важнейшее направление правоохранительной деятельности государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке с правом применять к правонарушителям государственное принуждение, в том числе и в форме уголовного наказания. Правосудие обладает рядом специфических признаков: · осуществляется только указанными в законе способами: рассмотрением гражданских дел, рассмотрением уголовных дел, рассмотрением дел об административных правонарушениях; · реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры), установленного процессуальным законодательством; · осуществляется только особым органом – судом. Прокурорский надзор направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, общественных организаций, а также предотвращение и пресечение противоправных действий должностных лиц и граждан. Этот надзор осуществляется Генеральным прокурором РФ и всеми подчиненными ему прокурорами. Охрана общественного порядка – это деятельность по предотвращению и пресечению правонарушений. Она возложена на органы Министерства внутренних дел РФ. Расследование преступлений – деятельность особых должностных лиц – следователей, осуществляемая с целью раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших, для предания суду или реабилитации невиновных. Следственный аппарат имеется в прокуратуре, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности, ФСКН. Права органов дознания предоставлены милиции, таможенным и некоторым другим органам и должностным лицам. Защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи осуществляются прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступления адвокатов на суде в качестве защитников по уголовным делам и представителей по гражданским делам. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов, институтом гражданского общества и не входит структурно в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Правовая работа как вид правоохранительной деятельности возложена на юридическую службу организаций. Она направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных отношений предприятий, учреждений, организаций, фирм. Юрисконсульты содействуют правопорядку в организациях путем составления договоров, визирования приказов, консультирования сотрудников и др. Другие направления правоохранительной деятельности обеспечиваются таможенными органами, органами Федеральной службы безопасности, нотариатом и пр. Задачи конкретных правоохранительных органов установлены в законодательных актах, регулирующих их организацию и деятельность (например, в законе «О милиции», в федеральном законе «О прокуратуре РФ» и т.п.). 1.5. Нормативная основа Структура правоохранительной системы Российской Федерации, а также организация и деятельность органов ее составляющих определяются законодательно. Нормативные акты, осуществляющие регуляцию правоохранительной деятельности, имеют различный предмет правового регулирования, юридическую силу и т.д. Рассмотрение системы таковых нормативных актов целесообразно осуществлять согласно классификации по их юридической силе. Конституция Российской Федерации – основной закон нашей страны. Конституция является своего рода фундаментом построения системы законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории Российской Федерации непосредственно. В Конституции изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам (являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов), определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, указаны основы организации деятельности прокуратуры. В Конституции содержатся положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако Конституция РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах Российской Федерации. Федеральные конституционные законы закрепляют правовые основы деятельности правоохранительной системы, регулируют основные направления деятельности правоохранительных органов. Основными законами, регулирующими организацию судебной системы и порядок ее деятельности, являются законы: «О Конституционном суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О судоустройстве РСФСР», «О статусе судей в Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации»[1]. Федеральные законы выполняют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Деятельность прокуратуры регламентирует закон «О прокуратуре Российской Федерации». В законе определены задачи прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ. Организацию органов безопасности рассматривают федеральные законы: «О безопасности»; «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»; «О внешней разведке»; «О государственной охране». Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию. Организация и деятельность органов внутренних дел и ряд других правоохранительных органов регулируется законами «О милиции», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности» и т.д. Ряд федеральных законов кодифицированы: Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и т.д. Подзаконные нормативные акты – постановления органов законодательной власти (Государственной думы и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации), указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств (различного рода приказы, инструкции, правила), межведомственные нормативные акты (регулирующие вопросы совместной деятельности правоохранительных органов). Еще одну достаточно большую группу правовых источников курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные принципы и нормы международного права в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Тема 2 Судебная власть, судебная система
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |