Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое профессия с точки зрения психологии?




 

Профессия (от фр. profiteri — говорить публично) — это исто­рически развивающаяся система и в то же время система, за­крепляющаяся в культуре вследствие общественного разделе­ния труда и трудовых функций. В научной психологической литературе профессия рассматривается как: 1) общность лю­дей, имеющих специальную подготовленность и занятых в определенной области труда; 2) область деятельности со мно­жеством трудовых постов; 3) работа и процесс деятельности; 4) качественная определенность человека; 5) реальность, раз­виваемая и преобразуемая, по образному выражению Е.А. Климова, «массовой положительной отсебятиной» про­фессионала.

Наиболее распространена трактовка профессии как вида и как предметной области трудовой деятельности. Под предмет­ной областью труда принято понимать систему свойств и вза­имоотношений объектов, явлений, процессов, которыми че­ловек должен мысленно или практически оперировать на оп­ределенном трудовом посту. Предметные области труда зада­ются социальными нормами, которые складываются и разви­ваются в общественно-историческом масштабе, порождаются, создаются в деятельности людей. Профессия дает человеку возможность взамен затраченного труда получать необходи­мые средства существования и развития.

Главным направлением научных исследований взаимоот­ношения человека и профессии является установление и обес­печение соответствия между человеком и требованиями профессии. Исходные теоретические посылки психологического обеспечения такого соответствия были разработаны в начале XX в. преподавателем одного из американских колледжей Ф. Парсонсом. Согласно его взглядам, определенные профес­сионально значимые индивидуальные качества делают чело­века оптимально подходящим к требованиям единственной профессии. Степень соответствия индивидуальных качеств работника требованиям профессии определяет профессио­нальную успешность и удовлетворенность профессиональ­ным трудом. В современном понимании важнейшими психо­логическими вопросами взаимосоответствия человека и профессии являются следующие:

1) понимание соответствия человека и профессии как гар­монии, сопряженности, согласования, призвания, критериями которого со стороны субъекта выступают успешность, адаптированность, удовлетворенность, установление своеобразной идентификации человека с его профессиональной деятельно­стью, осознание человеком своей работы как дела жизни;

2) разработка путей и средств обеспечения взаимосоответ­ствия;

3) изучение внутренних психологических механизмов обеспечения взаимосоответствия (от отдельных индивидуаль­но-психологических особенностей до профессиональных ти­пов личности);

4) изучение факторов выбора профессии и построения ка­рьеры.

Проблема выбора профессии или начального этапа карье­ры была и остается одной из самых важных для человека. Отве­ты на вопросы, почему люди выбирают те или иные профес­сии, действительно ли они сами выбирают профессии и как степень правильности того или иного выбора может отразить­ся на их последующей карьере, были получены в ходе научно-исторического решения проблемы взаимосоответствия чело­века и профессии. Из огромного числа работ следует, что на выбор профессии влияют: социальная ситуация развития; осо­бенности ситуации выбора; наследственные и семейные фак­торы; опыт раннего детства и дальнейшее накопление опыта; представления о себе и индивидуально-психологические ха­рактеристики оптантов (людей, выбирающих профессию); степень субъектности выборов и т.д.

 

 

Таким образом, в психологии профессия преимуществен­но определяется через предметную область труда. Централь­ной психологической проблемой исследований взаимоотно­шений человека и профессии является их взаимосоответствие.

ЛИТЕРАТУРА

1. КлимовЕ.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д. 1996. С. 145-204.

2.Кондаков ИМ., Сухарев АВ. Методологические основания зарубежных тео­рий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158-164.

 

3.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-истори­ческой перспективе // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 62—72.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.