Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переходы из ислама б христианство в IX-X веках по свидетельству арабских хроник




ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ: НОВЫЕ ВЫМЫСЛЫ

РЕЛИГИЯ СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА: ХРИСТИАНСТВО ИЛИ ИСЛАМ?

1 Впервые опубликовано: Воин Христов. 2003. № 3 (4). С. 3.

 

2 См., например: www.religio.russ.ru

3 Преподобный Силуан Афонский. Писания. С. 85.

4 Преподобный Никита Стифат. Об иерархии. Б. м, 6. г. С. 37

5 Преподобный Дионисий Ареопагит О небесной иерархии CПб,1995 С. 16.

6 Выделено мною — Ю.М.

7 Анонимный текст, взятый из Интернета.

10 Преподобный Ефрем Сирин, Толкование на Четвероевангелие. С 153.- Изд.

11 Блаженный Феофилакт Болгарский. Благовестник. М., 2002. Кн. 1. С. 532-533.- Изд.

12 Этот сюжет нашел широкое отражение в живописи и литературе, но в подавляющем большинстве случаев в искаженном виде, ибо деятели искусства, не зная разницы между блудом и прелюбодеянием, живописуют и описывают блудницу, которую, конечно же, никто не стал бы побивать камнями.

13Выделено мною.— Ю. М.

 

1 Впервые опубликовано: Альфа и Омега. 2002. № 2 (32). С.255-259.

2 См.: Грюнебаум Г. Э., фон. Классический ислам. С. 115.

3 Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1902. Т. 2. С. 220.

4 Там же.

5 Розен В. Р. Император Константин Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883. С. 2.— Изд.

6 Бартольд В. В. Турция, ислам и христианство // Сочинения. М„ 1966 Т. 6. С. 421.

7 Васильев А. А. Византия и арабы. Приложение. С. 25-26.— Изд.

8 Там же. С. 2В - Изд.

9 Так в оригинале.— Изд.

10 Васильев А. А. Византия и арабы: Приложение, С. 82,— Изд.

11 Васильев А. А. Византия и арабы. Приложение. С. 111-112.— Изд.

12 См.: Кривое В. В. Арабы-христиане в Антиохии X-XI вв. // Традиции и наследие христианского Востока. М., 1996. С. 248-249.

13 Васильев А. А. Византия и арабы. Приложение. С. 149.— Изд.

14 См.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Византийские представления об исламе. С. 136.

15 Вот два рассказа из эпохи раннего ислама, относящихся ко времени правления четвертого «праведного» халифа, племянника и зятя Мухаммеда, Али: «Один мусульманин принял христианство. Али приказал ему вернуться в ислам, но он отказался. Али убил его и не отдавал тело родным, хотя они предлагали ему много денег. Он сжег тело»; «Другой человек из племени Бани-Ижл стал христианином. Его привели к Али закованным в цепи. Они долго говорили. Мужчина ответил ему: "Я знаю, что Иса — Сын Божий". Тогда он (Али) встал и ногами ступил на него. Когда это увидели другие, они тоже начали топтать мужчину. Тогда Али сказал: "Убейте его". Его убили, и Али приказал сжечь тело» (Тахави. Китаб аль-Сияр).

16 См: Кривое В В. Арабы-христиане в Антиохии X-XI вв. С. 248-249.

17 См/ Мец А. Мусульманский ренессанс. С. 324.

18 БартольдВ. В. Турция, ислам и христианство. С. 421.

19 См.; Щипков А. В. Во что верит Россия. СПб., 1998. С. 93. В 1930-е годы всех кряшен записали татарами. Народ был попросту забыт. И лишь недавно, в 1999 году, эта народность снова была официально восстановлена в Российской Федерации. С конца 80-х годов наблюдается культурное и духовное возрождение кряшенского народа.

20См.: Ибрагимов Г. X. Христианство у цахуров // Альфа и Омега. 1999. №1(19). С. 177.

21 См.: Гедеон (Докукин), митрополит. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М, СПб., 1992. С. 105.

22 Среди осетин существуют два клана, характеризующиеся как диалектными различиями, так и вероисповеданием: иронцы (христиане) и энгорцы (мусульмане).— Ред.

23 Еще задолго до него, в 1558 году, перешел в Православие кабардинский князь Салтан Идаров.

24 См. Болова И. Моздокские кабардинцы. Ставрополь, 2001.

25 См. Malik С. Н, Tough Times for Arab Christians // Sourozh. 1991. №46. P. 30.

26 См.: Лопарев X. M. Греческие жития святых VIII-IX вв. Пг., 1914. С. 432-433. Эта информация «Жития святого Феодора» косвенно подтверждается и арабскими источниками. В 866 году Муавид по приказу своего брата-халифа был брошен в темницу и задушен, по-видимому, за переход в христианство.

27 См.: Грюнебаум Г. Э., фон. Классический ислам. С. 115.

28 См.: Васильев Л. Л. Византия и арабы. С. 220.

29 См.: Swanson М. N. Early Christian-Muslim Theological Conversation among Arabic-Speaking Intellectuals // www.luther-sem.edu/mswanson/papers/Indonesia%20Intellectuals.pdf.

30 См.: Бартольд В. В. Турция, ислам и христианство. С. 424.

31 См.: Богомолов Г. И., Буряков Ю. Ф. Христианство в Средней Азии // Из истории древних культов Средней Азии. Ташкент, 1994. С. 18.

5-597

32 Наиболее показателен пример Габона. В 1973 году Бонго, президент этой африканской страны, принял ислам, сменив христианское имя Альбер на Омар, и провозгласил в стране с 80-1 процентным христианским населением государственной религией ислам.

33 Подробнее об этом см.: Максимов Ю. В. Православная Церковь в Индонезии // Миссионерское обозрение. 2001. №12 (74). С. 7-10.

34 Житие см: Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на святой Афонской горе просиявших. Репринт: М., 1994. С. 464-481- Изд. Память 2/15 июня.

35 Саннех Ламин. Иисус — не только пророк // Страницы. 1997. № 2. С. 225.

36 См.: Макарий (Тайяр), архимандрит. Арабские переводы Библии в XIX веке // Журнал Московской Патриархии. 1976. №11. С. 44.

37 Медани Бессам. Библия и ислам. С. 4.

38 См.: Юлиания (Демина), монахиня. Современные египетские исповедники // Вестник РХД. 1983. № 2 (139). С. 35.

39 Абд-эль-Маши. Почему мусульманину трудно стать христианином? Корнталь, 1984. С. 17.

40 Так, один из мучителей святого Феодора Константинопольского (память 17 февраля / 2 марта) во время пыток приговаривал: «О, попался бы мне в руки тот поп (который вернул тебя в христианство), я бы вырезал немало ремней из его спины!».

41 Саннех Ламин. Иисус — не только пророк. С. 225.

42 Юлиания (Демина), монахиня. Современные египетские исповедники. С. 35. Семья ответила Малику тем, что был подослан убийца, последовали тяжелое ранение и долгое лечение в госпитале.

43 См.: Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850. С. 470. Это, впрочем, относилось лишь к лицам мужского пола, женщины вместо этого приговаривались к пожизненному заключению (такому наказанию подверглась святая Аргира [память 30 апреля /13 мая]). Хотя если говорить о реальном положении вещей, то нередко смерть угрожает женщинам, обратившимся из ислама, не менее, чем мужчинам. Так, например, Билкис Шейх упоминает как о чем-то вполне обычном случай с пакистанской девушкой-мусульманкой, обратившейся в христианство. Спустя некоторое время после ее обращения она была найдена мертвой. Ее убил собственный брат, желая тем самым «смыть позор с семьи» (Шейх Билкис, Шнайдер Р. Я осмелилась назвать Его Отцом. С. 6). Среди наших соотечественниц следует вспомнить жившую в XIX веке монахиню Платониду, происходившую из татарской мусульманской семьи, но обратившуюся ко Христу и избравшую равноангельский образ жития — монашество. Ее родственники также убили ее. В Екатеринбургской епархии мученица Платонида почитается святой, а от источника, появившегося на месте ее подвигов, и поныне происходят многие чудесные явления. Аналогичный случай мы имеем с почитаемой в Болгарии мученицей Хадиджей-Марией. Родившись в семье исламизированных в течение уже нескольких поколений болгар, она крестилась и более двух лет оставалась тайной христианкой, пока ее фанатичные братья не узнали об этом. Утром в Страстную пятницу они убили ее перед ее домом, и тело мученицы Христовой оставалось много дней непогребенным (см.: Тодоров П. Новомъчениците на българския род // Православно слово. 1997. № 56. С. 15). Более подробно о них см. в Приложении 1.

44 Мец А. Мусульманский ренессанс. С. 44.

45 См.: Прозоров С. М. Мусульманское право // Хрестоматия по исламу. С, 169.

46 См.: Мец Л. Мусульманский ренессанс. С. 44.

47 Панченко К. А. Османская империя и судьбы Православия на арабском Востоке. М, 1998. С. 18.

48 Это косвенно подтверждает и эпизод из мученичества святого Феодора Нового. Когда один из мучителей святого в ярости выхватил пистолет, намереваясь убить его, другой остановил его, сказав: «Нельзя его так убивать». И в тот же день святого Феодора повесили.

49 Житие см.: Новомученики балканские. М, 1999. С. 118-120. Память 3/16 мая.

50 Святитель Василий Великий в 49-м правиле пишет, что девушка-рабыня, вовлеченная против воли в блуд ее господином, свободна от ответственности за этот грех, также и святитель Григорий Чудотворец во 2-м правиле говорит, что если девица проводила жизнь воздержную и была выше всякого подозрения, а затем стала жертвой насилия, то на ней нет греха.

51 Впрочем, следует помнить, что Церковь терпела и терпит это явление как исключение, снисходя к немощи своих чад. Один из современных старцев горы Афон, Паисий Святогорец, четко определяет грань, которая отличает тайное христианство от отступничества: «Такие люди не отступники. Однако с той минуты, как христианина начнут подозревать и скажут ему: "Мы видели, как ты крестишься! Ты христианин", а он ответит: "Нет, я мусульманин", он становится отступником» (Схимонах Паисий Святогорец. Слова. М., 2003. Т. 2. С. 246).

52 Подобная практика существовала и в Российской империи Так, например, в конце позапрошлого века даже первый из осетин — генерал русской службы Туганов — вынужден был хранить в тайне свою принадлежность к христианству и лишь после смерти, к удивлению мусульман, был похоронен по чину Православной Церкви См.: Гедеон (Докукин), митрополит. История христианства на Северном Кавказе. С. 171.

53 См.: Лндриоти Н. П. Криптохристианские тексты // Татьянин день. 1999. № 4 (31). С. 45.

54 Статья 306 конституции Мавритании гласит: «Всякому мусульманину, виновному в отступничестве от веры словом или делом, надлежит принести покаяние в течение трех дней, в противном случае он приговаривается к смертной казни как вероотступник, а его имущество подлежит конфискации и передаче в доход государства» В свою очередь, верховный суд Египта вынес решение о признании отвернувшихся от ислама мусульман подпадающими под понятие гражданской смерти. Такой человек теряет все свои гражданские права и полномочия Он не вправе снимать денежные средства со своих банковских счетов. Убивший его не считается преступником, поскольку его жертва юридически признана «умершей». Законодательство находит реальное выражение в практике: в 1991 году в Иране за обращение в христианство был повешен Хуссейн Судманд. В 2000 году в Йемене был приговорен к смертной казни за то же самое Мухаммед Омер Али Хаджи.

55 Прославлен Иерусалимской Православной Церковью. Память 19 апреля / 2 мая.

56 Хури Фази. Встреча Воскресения Христова на Востоке // Московские ведомости. 1910. № 89. С. 5.

57 Основные сведения взяты: Vaporis N. М. Witnesses for Christ: Orthodox Christian Neomartyrs of the Ottoman Period, 1437-1860. N. Y., 2000. P. 288-290. Прославлен Сербской и Элладской Православными Церквами. Память 23 сентября / 6 октября.

58 В грузинской транскрипции — Або. Житие см.: Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви: В 3 т. М, 1994. Т. 1. С. 164-175. Память 8/21 января. Датировка по: Никитин В. Л. Або Тбилисский // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 45.

59 Армянские жития и мученичества V-XVII ав. Ереван, 1994. С. 333.

60 Основные сведения почерпнуты из книги: Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. 3. Память 6/19 мая. Святитель Димитрий Ростовский приводит несколько другую версию жития святого Варвара, начинающуюся уже с момента его обращения в Православие и опускающую предысторию. Мы вслед за отцом Иоанном Мейендорфом придерживаемся древнейшего изложения, принадлежащего Константину Акрополиту.

61 Высокопреосвященный Сергий высказывает предположение, что в Крещении он получил имя Тарасий.

62 Основные сведения почерпнуты: Storia di Rawah al-Qurasi. Torino, 2001; Панченко К. А. Антоний-Равах // Православная энциклопедия. М, 2001. Т. 2. С. 675. Память 6/19 января.

63 См.: Максимов Ю. В. Новая книга о старчестве // Альфа и Омега. 1999. № 4 (22). С. 332. Такое понимание старчества выражает монахиня Игнатия (Петровская), духовная дочь препо-добномученика Игнатия Московского (Лебедева).

64 Случай со святым Антонием очень быстро стал известным. Его современник, епископ Феодор Абу Курра (830), известный богослов и полемист против ислама, писал в своей «Книге о иконах»: «В наше время жил один хорошо известный мученик. Он был родом из знатной мусульманской семьи, и многие знают о его истории. Пусть вспомнит он о нас в молитвах ко Христу! Звали его Антоний. Он рассказывал, что стал христианином из-за чуда, которое видел от иконы святого мученика Феодора» (Griffitz S. Н. A treatise on the veneration of the holy icons written in arable by Theodore Abu Qurrah, Bishop of Harran. Peeters, 1997).

65 Основные сведения почерпнуты: Лопарев X. М. Греческие жития святых VIII—IX вв. С. 388-389. Память 14/27 апреля.

66 Основные сведения почерпнуты: Жития русских святых. М., 1992. Т. 1; см. также: Колчуринский Н. Ю. Путь из Москвы в Дивеево // Воскресная школа. 2001. № 17. Память мученика 1/14 апреля.

67 См.: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998. С. 107.

68 См.: Журавский А. В., Романова А. А. Авраамий Болгарский // Православная энциклопедия. Т. 1. С. 173.

69 Основные сведения почерпнуты: Филарет, архиепископ Черниговский. Жития святых. М., 2000. Т. 2. Память 24 марта / 6 апреля.

70 Казанская история // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века М., 1985. С. 367-371.

71 Казанская история. С. 437.

72 Абд-эль-Маши. Почему мусульманину трудно стать христианином? С. 22, 24.

73 Основные сведения почерпнуты: Филарет, архиепископ Черниговский. Жития святых. Т. 3. Память 27 июня /10 июля.

74 Можно вспомнить в этой связи причисленного к лику святых Римокатолической Церковью мученика Иеронима, который, будучи мусульманином-арабом, попав (кстати, в то же время, что и Турсас) в плен к испанцам, добровольно принял христианство и получил при Крещении имя Херонимо (Иероним). Когда в 1569 году он снова был пленен, на этот раз пиратами-берберами, и вывезен в Алжир, то отказался вернуться в ислам и был приговорен к смерти. Связанного по рукам и ногам, его швырнули внутрь опалубки, залив сверху жидким цементом. Цементный блок, внутри которого находилось тело юноши, впоследствии был использован при строительстве форта Двадцати четырех часов в городе Алжир. В 1853 году форт был снесен французскими саперами, которые в месте, точно указанном летописцем, обнаружили бетонный блок, внутри которого находился человеческий скелет. Останки Иеронима Католическая Церковь признала нетленными мощами, а сам он был канонизирован как мученик за веру. Мощи святого Иеронима были перезахоронены в соборе святого Филиппа в Париже. С полости внутри бетонного блока специалисты сняли гипсовый слепок, с которого скульпторы изваяли статую для надгробия, изображающую агонизирующую фигуру связанного юноши. Гипсовый слепок сейчас выставлен в Алжирском историческом музее.

75 Это не единственный случай подобного рода. Можно, например, вспомнить схимонаха Николая, прожившего немногим более двух лет в скиту Оптиной пустыни. «Из представленного им свидетельства Херсонской духовной консистории известно, что ранее он был магометанского вероисповедания, имя ему было Юсуф-Абдул-оглы. Турок родом из Малой Азии, он служил в турецкой армии офицером. Видя мужество русских пленных воинов, их стойкость в вере, он возжелал перейти в Православие.
Сородичи возненавидели его, не давали ему пищи, как гяуру, мучили его, вырезая целые куски из тела. Но Юсуф остался непреклонным в желании принять Православие. С Божией помощью ему удалось бежать в Россию. В городе Одессе в октябре 1874 года он был просвещен святым Крещением и наречен Николаем.
Долгие годы он проживал на Кавказе. В 1891 году, 18 июля, когда ему исполнилось 63 года, он поступил в Оптинский скит в число братии.

По принятии святого Крещения за его лютые страдания и твердое исповедание истинности Православия Господь сподобил его духовных утешений. Подобно Андрею, Христа ради юродивому, он при земной жизни во плоти был восхищен на некое время в Царствие Небесное, где наслаждался видом райских красот. В скиту Николай отличался кротостью, смирением, братолюбием. Незадолго перед кончиной принял келейно постриг в схиму и, напутствованный всеми христианскими Таинствами, мирно скончался 18 августа 1893 года, 65 лет от роду» (Казанцев Н. О. Крещение инославных // Свет Православия в Казахстане. 2000. № 4. С. 44). Обратившиеся из ислама нередко становились иноками афонских монастырей, например, трое таких монахов подвизались в Ватопедском монастыре в XVI веке. Были такие и среди братии преподобного Паисия Величковского, наконец, можно вспомнить татар, оказавшихся в плену после неудачного похода хана Нуреддина на Почаевскую обитель в 1675 году и принявших христианство, а впоследствии и монашество.

76 Григорьева Е. А. Рай на земле// Природно-ресурсные ведомости. 2000. № 9 (26). С. 6.

77 Поэтому известный фильм Хотиненко «Мусульманин» и вызывает неизбежное ощущение натянутости и искусственности Несвойствен, неестествен для ислама подобный образ чисто христианского мученичества Режиссер сознательно и вполне последовательно экстраполирует это целиком христианское явление на чуждую почву, чуждую культуру, вероятно, желая тем самым создать ощущение новизны, которое могло бы привлечь и затронуть зрителя. Однако получается довольно-таки малосимпатичный гибрид, и происходит это, на наш взгляд, именно вследствие незнания автором основ и той, и другой культуры. Образ мученика, его подвиг в христианстве имеет значение именно как подражание крестному подвигу Богочеловека, как соучастие своими страданиями в страданиях Христа, исторический факт которых в исламе категорически отрицается.

78Мец А. Мусульманский ренессанс С 44

79 О современной ситуации см Приложение 2

80 В последнее время любая русскоязычная мусульманская статья, хоть косвенно затрагивающая вопрос отношений мусульман с христианами, редко обходится без укоризненного упоминания о крестовых походах. Однако мусульманским публицистам следовало бы знать, что римо-католические крестовые походы принесли православным народам горя и зла ничуть не меньше, чем мусульманским, а по правде говоря, даже больше. И навязывали свою веру римо-католики православным теми же методами, что и последователям Мухаммеда. Потому вовсе непонятно, почему православные должны испытывать перед мусульманами комплекс вины за войсковые операции Римо-католической Церкви.

81 См.: Ал-Баша Абделъ Рахман Раафаш. Эпизоды из жизни асхабов. Б. м., б. г. С. 24-26.

82 Manuel Paleologue. Entretien avec musulman // PG. SG. T. 115. P. 144. Можно также вспомнить «наказную грамоту» Ивана Грозного направлявшимся в новоучрежденную Казанскую епархию архиепископу Гурию и архимандритам Варсонофию и Герману: «В Крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости освобождать их от суда воевод и наместников».

83 Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в кораничес-ких науках. С. 116.

84 См.: Гийом Тирский. История деяний в заморских землях // Памятники средневековой латинской литературы. М., 1972. С. 384.

85 Кормить и одевать, во всяком случае в московских церквах, нищих мусульман в связи с ней не перестали.

86 Джамилах Марьям. Два муджахидина недавнего прошлого и их борьба за свободу против иностранного владычества Б. м., б. г. С. 8.

87 См.: Скилица И. Недостатки правления Никифора // Лев Диакон. История. М., 1988. С. 118.

88 См.: Поснов М. Э. История христианской Церкви. Брюссель, 1964. С. 283.

89 См.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Византийские представления об исламе. С. 136.

90 В качестве примеров можно привести мутазилитскую михну при ал-Мамуне (IX век), пыточные казни суфиев в X веке, гонения на мутазилитов в XI веке, истребление ливанских шиитов в конце XIII века и многое другое.

91 См.: Нелюбов Б. А. Сиро-яковитская Церковь // Альфа и Омега. 1998. №4 (18). С. 349.

***

1 Впервые опубликовано: Как жить. 2003. № 25. С. 50-55.

2 Житие см: Новомученики балканские. С. 114-117. Память 30 апреля /13 мая — Изд.

3Житие см.: Тодоров П. Новомъчениците на българския род. С. 15.

4 Впервые опубликовано: Миссионерское обозрение. 2001. № 8 (70). С. 6-20.

5 Апостаты — отступники, здесь: люди, перешедшие из Православия в ислам.— Ред.

6 Этнические мусульмане, этнические православные — то есть принадлежащие к этносу (народности), традиционно исповедующему данную религию.— Изд.

7 Пожалуй, современному обывателю еще труднее смириться перед ближним, что тоже необходимо в повседневной жизни того, кто хочет быть христианином.— Ред.

8 Некоторое время назад на русском языке была издана протестантами «Карманная Библия» — крохотная тоненькая брошюрка на одной скрепке размером примерно 5x4 см, причем часть ее к тому же занимали указания, в каких жизненных случаях какой текст следует читать. На последней странице читателя поздравляли с тем, что он ознакомился с истиной христианства, и предлагали в специально отведенном месте написать свое имя в знак того, что он эту истину принимает. Поразительное сопоставление. — Ред.

9 Снова знаменательная параллель с новыми оккультными псевдохристианскими и откровенно языческими сектами, практикующими по отношению к новообращенным так называемую «бомбардировку любовью».— Ред.

10 Рецензия на книгу «Христиане и мусульмане: проблемы диалога». М., 2000. Впервые опубликовано: Альфа и Омега. I 2001. № 2 (28). С. 372-376.

11 См., например, комментарий редактора к статье: Jahja О. The man and his perfection in mushm theology // The muslim world. 1959. Vol. 49. № 1. P. 35-36.

12 Читатели «Альфы и Омеги» знакомы с работой протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Византийские представления об исламе» (1995. № 4 (7); 1996. № 2/3 (9/10), с краткой библиографией).- Ред.

14 См.: Шохин В. К. Диалог религий: идеология и практика // Альфа и Омега. 1997. № 2 (13). С. 237.

15 Любое богословие основывается на определенных догматах. Назвать же богословием последовательный отказ от любых догматов никак нельзя.

16 Святитель Григорий Палама. Письмо своей Церкви. С. 224.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.