Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика обвиняемых




 

Предметом особого интереса юридической психологии являются психические и личностные особенности четырех групп лиц:

■ обвиняемые – лица, совершившие то или иное преступное деяние;

■ потерпевшие лица – лица, пострадавшие от совершения данного преступления;

■ свидетели – лица, которые являются очевидцами преступления или располагают определенной информацией о нем и о лицах, которые его совершили;

■ служащие специализированных государственных органов, принимающие участие в раскрытии, расследовании и судебном разбирательстве лиц, совершивших преступления.

Научный интерес юридической психологии к психическим и личностным особенностям обвиняемых вытекает непосредственно из предмета этой науки.

В сущности, невозможно выяснить психологические закономерности, которые являются специфическими для деятельности органов, противодействующих преступности, не раскрыв психических, личностных и поведенческих особенностей объектов этой деятельности.

Лица, совершающие преступления, представляют собой объект исследований юридической психологии. Она исследует психические и личностные предпосылки для совершения преступлений.

Юридическая психология изучает проблемы психики, личностных качеств и поведения правонарушителей, рассматривая их как данности, с которыми должны считаться служащие специализированных государственных органов: оперативные работники, следователи, судьи, прокуроры, адвокаты и др. Как наука, ее основное внимание направлено, главным образом, на специфические изменения в поведении провонарушителей, которые являются объектом особых действий, связанных с выяснением их причастности к данному преступлению, доли их вины и ответственности.

Юридическая психология исследует лиц, совершивших преступления, как объекты наказательно-процессуальный действий, т.е. как подозреваемых или обвиняемых.

Совершение любого конкретного преступления, связанного с нарушением (несоблюдением) тех или иных правовых норм, представляет собой причинно обусловленное явление. На его реализацию влияют как внешние (экзогенные), так и внутренние (эндогенные) факторы. Лица, совершающие преступления, являются или не подготовленными, или же не в состоянии реально оценить ситуацию, игнорируя свои обязанности соблюдать требования нравственных и правовых норм.

Процессуальная обязанность следователей, судей, прокуроров и адвокатов, состоящая в реальной и объективной оценке причин, стимулов, мотивов и возможностей обвиняемых адекватно оценивать ситуацию и не допускать правонарушения, может быть выполнена только на базе солидных познаний психических и личностных особенностей правонарушителей, также как и на точном анализе ситуации, в которой они действовали и совершали правонарушения.

Проведенные научные исследования в области юридической психологии показывают, что подготовка личности к полноценной социальной жизни является существенной причиной не только трудностей на пути ее социальной реализации, но также и несоблюдения социальных норм. Это чаще всего связано со смущениями в диспозиционной системе и в деонтическом отношении к действительности.

Практика специализированных государственных органов показывает, что правонарушения могут быть совершены также и лицами с ограниченными психическими возможностями оценки ситуации, а, следовательно, и стимулов для совершения того или иного действия. Это чаще всего связано с временными или длительными растройствами психических процессов и сознания. При выявлении подобных смущений (патологических растройств), такие лица объявляются невиновными и в отношении их не проводятся следственные и судебные действия. Могут быть предприняты только меры по изоляции и принудительному лечению таких лиц.

Преступное действие может быть стимулировано (провоцировано) и противоречивым характером требований, связанных с исполнением той или иной социальной роли. В этом случае отказ от совершения неправомерных действий зависит как от трезвой оценки ситуации, так и от ожидаемых последствий и необратимости наказательного преследования. Провоцирующая функция ролевого участия особенно характерна для преступлений, связанных с бытовыми конфликтами, и для преступлений, совершенных преступными группами.

Негативная провоцирующая роль социальных обязательств особенно сильно выражена у лиц с нестабильными социальными позициями. Такие лица больше заинтересованы в быстром успехе и меньше всего их интересует какой ценой это будет достигнуто.

В юридической психологии при анализе специфического негативного влияния на социальную среду используются два подхода:

■ социально-типологический;

■ социально-ролевой.

В первом случае речь идет об отражении общественных отношений и общественной практики на позиции личности. Это, в основном, влияет на ее оценочное отношение к действительности.

Во втором - учитывается специфическое негативное или позитивное влияние участия личности, связанное с выполнением определенной социальной роли. Как явление это особенно характерно для более молодых правонарушителей, которые проявляют большую склонность к преступным объединениям.

Оба подхода имеют как научное, так и практическое приложение. Они дают возможность дать дифференцированную оценку общественной практике и реальным социальным связям, способствующим приобщению граждан к преступному образу жизни и их участию в совершении конкретных преступлений.

В юридической психологии и практике оперативных работников и следователей при анализе личностных особенностей и поведения обвиняемых особое внимание обращается на три существенных момента, а именно:

■ на определение личностных качеств и особенностей, которые имеют прямую связь с преступным поведением. В этом случае, речь чаще всего идет о дефиниции тех или иных личностных качеств;

■ на определение деформирующего влияния той или иной деятельности или деятельностей, в которых личность принимает участие;

■ на определение деформирующей роли микросреды, с которой связана личность.

Выяснение этих проблем непосредственно не связано с доказыванием события преступления, т.е. они не имеют доказательного значения. Однако они необходимы для выяснения склонности лиц к преступной деятельности и общественной опасности совершенного преступления. Досконально выясненные, эти вопросы значительно облегчают специализированную деятельность правозащитных органов, связанную с предотвращением совершения новых преступлений.

Выяснение личностных особенностей обвиняемых на этапе предварительного производства (расследование преступления) дает возможность для более успешного практического решения четырех основных задач:

■ правильная квалификация преступления – специфическое стимулирующее влияние различных психических состояний, мотивов и мотиваций деяний, роль и ролевые обязательства в преступной группе;

■ правильный подбор тактических приемов при проведении следственных действий и, в особенности, допроса обвиняемых;

■ верно выбранное направление воспитательного воздействия на обвиняемых во время предварительного производства;

■ правильное и успешное выяснение причин совершения данного преступления.

Само изучение личностных особенностей обвиняемых на этапе предварительного производства имеет подчеркнуто практическо-прикладной характер и направлено к выяснению трех групп проблем:

■ особенностей направленности личности и, в основном, деформаций в ее социальных позициях, т.е. ее отношение к основным социальным обязанностям;

■ познавательных возможностей личности;

■ характерных и социально-волевых особенностей.

Значительная часть информации, которую следователь собирает при изучении психических и личностных особенностей исполнителей преступления, не имеет доказательного значения, но она ему облегчает работу при выборе тактических приемов для проведения расследования. Собранная психологическая информация дает возможность следователю не только выяснить и доказать причастность обвиняемого к данному преступлению, но также и конкретизировать ряд проблем, облегчающих судопроизводство и коррекционно-воспитательную работу с лицом, совершившим преступное деяние.

Изучение психических и личностных особенностей обвиняемых происходит как посредством использования процессуальных средств и методов, так и с помощью внепроцессуальных;

процессуальные средства – показания потерпевших, свидетелей и подозреваемых, экспертизы, вещественные доказательства и др.;

внепроцессуальные средства – данные, собранные посредством оперативно-розыскных мероприятий, различных сведений, характеристик и и т.д. К внепроцессуальным источникам информации относятся и предварительные контакты с подозреваемыми и обвиняемыми, которые содействуют и облегчают само расследование.

Изучение психических и личностных особенностей исполнителей преступления дает возможность следователю успешно решить некоторые задачи, необходимые для расследования, но которые имеют исключительлно психологическое содержание, а именно:

■ установление вменяемости лица (обвиняемого);

■ установление характера вины (умышленное преступление или совершенное по неосторожности – непредумышленное);

■ мотивы и мотивация преступления;

■ эмоциональное состояние обвиняемого при совершении преступления и т.п.

Кроме вменяемости следователь должен выяснить и все свои сомнения относительно психической полноценности обвиняемого в познавательном и эмоционально-волевом отношениях и при общении с социальной средой.

Мотив, также как и стимул для совершения данного преступления, дает возможность конкретизировать само преступление, вину исполнителя, смягчающие вину обстоятельства, общественную опасность совершенного деяния и т.п. Выяснение всех этих проблем имеет существенное значение как для предварительного судопроизводства (расследования), так и для судебного процесса.

В психологии мотив для совершения того или иного действия связан с осознанной потребностью сделать это сразу же или по истечении определенного периода времени. При осознании самой потребности, исполнитель ставит перед собой конкретную цель: что-то получить; защитить себя или кого-то другого; отомстить кому-то; продемонстрировать свою силу и возможности.

Возникновение мотива для совершения конкретного преступления часто бывает стимулировано:

■ насущными потребностями;

■ определенным предметом;

■ осознанной возможностью достичь, совершая преступное деяние, какой-то цели.

Все эти особенности мотивов и мотиваций человеческих сознательных действий берутся во внимание и учитываются в наказательном праве и наказательном процессе, но для их характеристики используются более специфические понятия. Эти понятия дают возможность дать более точную наказательно-правовую оценку совершенному преступлению и его исполнителю.

При определении этих специфических понятий законодатель учел как специфические особенности стимула, так и конкретную цель совершенного преступного деяния. Не всегда преступный результат соответствует (совпадает) цели, ранее поставленной исполнителем при планировании данного преступления.

Для характеристики мотивов совершенных преступных деяний используются такие понятия, как: месть, корысть, хулиганские побуждения, зависть, различные пагубные увлечения, неприязненные отношения и т.д. Использование этих понятий облегчает наказательно-правовую квалификацию деяния.

Психологическое исследование мотивов совершения того или иного преступления дает возможность дифференцировать ответственность членов определенной преступной группы. Исследования показывают, что очень часто их мотивы, которыми они руководствуются при совершении преступления, существенно различаются.

Например, при совершении грабежа той или иной преступной группой не все ее члены связывают свое преступное участие с корыстными намерениями. Кроме получения материальной выгоды, некоторые участники хотят воспользоваться возможностью продемонстрировать свою смелость, проявить отвагу, а другие - испытывают страх от возмездия или становятся соучастниками преступления из-за приятельской солидарности.

Сами мотивы могут иметь как долгосрочный характер, т.е. в этом случае, они связаны с твердыми и устойчивыми желаниями и стремлениями лиц, совершающих преступления, так и временный и ситуативный характер. Как правило, преходящие и ситуативные мотивы подвергаются сильному влиянию различных эмоциональных состояний.

Все преступления являются мотивированными. Разница состоит только в том, что у одних преступлений мотивы выявляются легче, а у других - труднее.

В реальной практике следственных органов очень трудно установить специфическую роль различных эмоциональных состояний для актуализации определенной потребности к действию. Это относится и к влиянию физиологического аффекта.

Наряду с влиянием эмоциональных состояний, успешного выяснения мотивов того или иного преступления можно добиться и посредством конкретизирования цели преступления, интересов и жизненных планов личности, ее направленности, особенностей характера и т.п.

Детальное изучение способов совершения того или иного преступного деяния способствует раскрытию истинных мотивов его совершения. Например, проявленная жестокость является показателем неприязненного отношения и наклонностей к сведению счетов.

Все эти возможности, облегчающие установление мотивов и тем самым содействующие раскрытию того или иного преступления, должны быть использованы совокупно, а не по отдельности. Любое предположение должно быть тщательно проверено и выяснено путем использования дополнительной информации о личности, о ее образе жизни и поведении.

Многократное изучение мотивов является необходимым условием, так как лица, совершившие преступления, или не хотят, или же не в состоянии выяснить реальные мотивы их деяний. Чрезвычайно ошибочным было бы, если следователи при решении этой проблемы опирались бы только на самооценку и самоотчет лиц, совершивших преступное деяние.

Исследования, изучающие различные категории лиц, совершивших преступления, показывают, что они существенно различаются как по своим психическим и личностным особенностям, так и в своем поведении в качестве обвиняемых. Выявление этих различий облегчает работу следователей и содействует успешному раскрытию совершенных преступлений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.