Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кумранская община




Лючилио Ванини

Проповедником передовых идей итальянской натурфилософии был также Лючилио Ванини (1585—1619). Подобно Бруно, он отрёкся от духовного звания и вёл жизнь странствующего учителя мудрости, Сначала Ванини придерживался обычной для философии эпохи Возрождения пантеистической формы, но в дальнейшем его взгляды меняются и приобретают более откровенный материалистический характер. Следуя за Бруно в его учении о живом, творческом характере природы, Ванини уделяет больше внимания физическим условиям жизни человека. Он говорит о роли питания, климата, наследственности, как о фактах, от которых зависит общее развитие человека, в том числе и духовное его, развитие. Полемика Ванини против христианства носит более резкий характер. Живя во Франции, он вошёл в тесную связь с атеистическими кружками дворянской молодёжи и сам оказал известное влияние на эту среду. Между тем в начале XVII в, внешние условия для пропаганды атеизма изменились. Во Франции началась полоса религиозных преследований. Одной из первых жертв церковной реакции стал Лючилио Ванини. Обвинённый тулузским парламентом в безбожии, он пытался скрыть свои действительные взгляды, но перед смертью проявил высокое мужество и отказался от покаяния. Ванини был сожжён, после того как ему предварительно вырвали язык.

Этими драматическими событиями заканчивается история итальянской философия эпохи Возрождения. Если в силу исторических условий материализм этой эпохи пост непоследовательный характер, то, с другой стороны, передовое научное мировоззрение выступает здесь против средневековых идей с такой свежестью и героическим энтузиазмом, с такой широтой и прозрением в будущее, что наследие этой эпохи, всегда останется одной из самых ярких страниц в истории человеческого мышления.

 

Свитки, принадлежащие ессейской Кумранской общине (II в. до н.э. - I в. н э.) были обнаружены в 1947-1956 годах в местности Вади-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря. Эта находка увлекла за собой многих исследователей и создала огромное направление в области современной науки - кумранологию.

Основные произведения Кумранской общины можно условно разделить на три группы: (1) уставы; галахические и литургические произведения; наставления и поучения; тексты, связанные с вопросами календаря; (2) комментарии на книги еврейской Библии и т.н. флорилегии (антологии); (3) апокалиптические сочинения; гороскопы; магические тексты.

Большую сложность для исследователей представляет то, что лишь десять кумранских произведений дошли до нас в более или менее полном виде; от остальных сохранились только отдельные фрагменты. В 11 пещерах обнаружены фрагменты около 900 свитков на еврейском (их большинство), арамейском, греческом и набатейском языках, составлявших библиотеку ессейской общины.

История Кумранской общины

Ф.М. Кросс, разработавший принятую ныне большинством исследователей палеографическую классификацию рукописей Мертвого моря, выделяет в развитии кумранского письма три основных периода: архаический, или прехасмонейский (ок.250 г. до н.э. - 150 г. до н.э.); хасмонейский (ок. 150-30 гг. до н.э.); иродианский (ок. 30 г. до н.э. - 70 г.н.э.).

Основные произведения Кумранской общины можно условно разделить на три группы: (1) уставы; галахические и литургические произведения; наставления и поучения; тексты, связанные с вопросами календаря; (2) комментарии на книги еврейской Библии и т.н. флорилегии (антологии); (3) апокалиптические сочинения; гороскопы; магические тексты.

Большую сложность для исследователей представляет то, что лишь десять кумранских произведений дошли до нас в более или менее полном виде; от остальных сохранились только отдельные фрагменты. В 11 пещерах обнаружены фрагменты около 900 свитков на еврейском (их большинство), арамейском, греческом и набатейском языках, составлявших библиотеку ессейской общины.

Плиний Старший, Дион Хрисостом (Златоуст) и Солин локализовали центральное ессейское поселение на северо-западном побережье Мертвого моря. Именно в этом районе, в местности Хирбет-Кумран (3 км к северу от оазиса Айн-Фешха) было обнаружено в 1951 г. поселение, обитателям которого и принадлежали рукописи, укрытые в пещерах Вади-Кумрана. Керамические изделия, найденные при раскопках, были сделаны в период между 200г. до н.э. - 68 г. н.э. Предположительно, кумранское поселение возникло между 150-100 гг. до н.э. В 31 г. до н.э. кумранское поселение было разрушено вследствие землетрясения и на время оставлено его обитателями. Около 4 г. до н.э. - 6 г. н э. сектанты вновь поселились в Хирбет-Кумране. Летом 68 г. кумранское поселение было захвачено и разрушено солдатами римского Х легиона из Кесарии. После 68 г. н.э. некоторые строения были отремонтированы и до середины 80-х гг. здесь проживали солдаты римского гарнизона. Кумранские постройки использовали также повстанцы Бар-Кохбы в период антиримского восстания в Иудее в 132-135 гг. н.э.

Об этом полумонашеском ордене неоднократно упоминали античные и раннехристианские писатели. Филон Александрийский (ум. ок. 40 г. по Р.Х.) рассказывает о строгом образе жизни ессеев и характеризует их аллегорический метод толкования Библии. Из его описания стало известно о существовании филиала их “монастыря” в Египте, где ессеев называли “терапевтами”. Иосиф Флавий (ум. ок. 90 г. по Р.Х.) писал, что ессеев отличала взаимная любовь и сплоченность; они следовали аскетическому уставу и собирались на общие трапезы. Ессеи носили белые одежды, у них все было общее, они трудились совместно и отвергали богатство. Менее подробно сообщают о них Плиний Старший (I в.), Климент Александрийский (II-III в.), Ипполит Римский (III в.), Евсевий Кесарийский (IV в.), бл. Иероним (IV в.), св. Епифаний Кипрский (IV в.), св. Нил Синайский (IV в.) и др. Все их данные в целом совпадают с картиной, которую рисуют рукописи Мертвого моря.

На основании данных обследования и раскопок кумранских кладбищ (большого основного некрополя и двух (трех?) маленьких могильников) исследователи пришли к заключению, что в различные исторические периоды община насчитывала от 150 до 400 членов. Во вскрытых могилах основного некрополя были обнаружены только мужские останки. Все погребения (за одним исключением) ориентированы головой на юг. По мнению Ж.Т. Милика, такое труположение диктовалось желанием, чтобы праведники при воскресении в Конце дней увидели рай, находящийся, по учению ессеев, на севере. Особенностью захоронений было также то, что труп клали в нишу (подбой), вырытую в восточной стенке могилы и прикрытую необожженным кирпичом или галькой. Могилы прикрывали большими камнями. В двух небольших могильниках (возможно, более поздних по отношению к основному кладбищу) обнаружено несколько женских и детских погребений. Ни монет, ни драгоценностей ни в одной из обследованных могил не обнаружено. В мужских погребениях нет никаких инвентаря. В женских погребениях встречаются бедные украшения на скелетах.

2. Учитель праведности

В кумранологии утвердилось мнение, согласно которому основателем и первым руководителем Кумранской общины являлся Учитель праведности. По всей видимости, согласно источникам (Дамасский документ) в первые 20 лет существования общины сектанты шли “наощупь, как слепые”, потому что “путь” им освещал лишь lumen naturale “разума” (рассудка) их первого руководителя - Мужа, сумевшего только обнаружить истинный “Источник Знания” и попытаться его поэтически (рационально) “открыть”; когда же конрегацию возглавил Передающий Знание - Учитель праведности, кумранитам стал освещать “путь” Lux Divina Откровений.

Учителя праведности звали ex hypothesi Цадок - и отсюда одно из наименований его адептов “сыны Цадока”.

В Дамасском документе нем сказано, что союз “избранников” возник через 390 лет после разорения Иерусалима Навуходоносором, т.е. ок. 190 г. до Р.Х. Хотя исторические познания книжников того времени были несовершенны, но приведенная дата косвенно подтверждается другими сообщениями. Именно в начале II в. в Иудее образовалась группировка “хасидов”, т.е. “благочестивых”. Она объединяла людей, боровшихся с язычеством и эллинистическими влияниями. “Хасиды” в своем ригоризме порой доходившие до абсурдных крайностей, дали начало двум направлениям: фарисеям (т.е. “отделившимся”) и ессеям. Даже само слово “ессеи” происходит, по-видимому, от арамейского варианте термина “хасиды”.

Далее Дамасский документ сообщает, что “избранники”, которые считали себя истинными хранителями религиозного правоверия, оказались однажды на распутье. Они “двадцать лет, как слепые, нащупывали дорогу, блуждая во тьме, пока Бог не поставил им Учителя Праведности, чтобы направить их по пути Своего сердца и чтобы он известил последующие поколения о том, что (Он) сделал последующим поколениям отступников”.

Имя этого вождя хасидов осталось неизвестным. Ни Иосиф, ни Филон о нем не упоминают. В кумранских свитках он фигурирует только как Священник, Избранник, Взыскующий Закона, единственный Учитель, но чаще всего как Праведный Учитель, но чаще всего как Праведный Учитель, или Учитель Праведности Титул своего наставника ессеи заимствовали, вероятно, из Книги пророка Иоиля, который предсказывал, что в конце времен Бог пошлет миру “Морэ гацэдэк”, учителя праведности.

Если исходить из “Дамасского документа”, начало деятельности Учителя совпало с эпохой гонений Антиоха IV Епифана (175-164 г. до Р.Х.). Этот царь из династии Селевкидов пытался насильственно насаждать язычество в Иудее. Тогда многие ревнители веры бежали, спасаясь от преследований, в горы и пустыни, где “питались. подобно зверям, травами, чтобы не сделаться причастниками осквернения”. Сам Учитель, возможно, удалился в Сирию, в окрестности Дамаска.

Маккавейские книги обходят Учителя молчанием, и это понятно. Они прославляли повстанцев, которые в 165 году начали освобождение страны от языческой тирании. Учитель же как и прочие хасиды, относился к Маккавеям сдержанно. Правда, в первые годы войны “благочестивые” встали под его знамена, но после очищения храма от языческой “мерзости” отказались участвовать в восстании. Когда же братья Маккавеи основали новую Хасмонейскую династию, хасиды заняли по отношению к ней явно враждебную позицию. По их мнению, Хасмонеи освободив народ от власти Селевкидов, сами потом уподобились язычникам-деспотам.

Ессейские богословы с негодованием говорят о моральном упадке новоявленных царей-первосвященников, обвиняя их в “насилии над страной”, в осквернении храма”, в “ограблении имущества бедных” и во всевозможных пороках. По-видимому, для подобных упреков были реальные основания.

Разумеется, при дворе не могли оставлять эти нападки безнаказанными. Между 150 и 140 годами на Учителя обрушился ряд репрессий. По приказу “нечестивого священника” (т.е. одного из Хасмонеев) он был “обличен” и предан суду. Тексты намекают на каких-то людей, не оказавших ему помощи. Вероятно, то были фарисеи - члены другой ветви хасидского движения.

Учителя и его сторонников отправили в ссылку, но и там не оставили в покое. К нему подсылали убийц, а в День Очищения дом общины подвергся нападению “нечестивого священника”, который “пришел поглотить их, чтобы помешать им в день субботы покоя их”. Кажется невероятным, чтобы царь-первоиерарх в такой мере пренебрег Законом, что стал в самый Судный День преследовать сектантов. Но кумранские книги и апокрифы разрешают эту загадку: оказывается, ессеи настолько обособились от всех, что жили по собственному календарю. Следовательно, их праздник для прочих иудеев не был священным днем.

Не меньше, чем от властей, пришлось претерпеть Учителю и от собственных единоверцев. Среди них появился некий “человек лжи”, который произвел раскол в общине. Он домогался главенства, и часть ессеев примкнула к нему. Однако полоса невзгод кончилась для Учителя и его сторонников благополучно. б этом прежде всего свидетельствуют слова “Гимнов”:

Ты утвердил стопы мои в доме нечестия,
И я стал западней для грешников...
И они были рассеяны,
так что и остаток не сохранился.
Люди, которые воевали против меня
и искали раздора со мной,
Они стали как дым,
гонимый ветром.
(Гимны, VI)

По-видимому, здесь идет речь о судьбе двух Хасмонейских царей - Ионафана и Симона, погибших насильственной смертью.

Учитель пережил своих врагов, и вскоре ему представилась возможность основать центр для “общины Нового Завета”. Вместе со своими людьми он удалился в Кумран, к безлюдным берегам Мертвого моря. Там ессеи решили ждать явления Мессии и всеобщего Суда. Первые следы их поселения в Кумране археологи датируют 140-130 гг. до Р.Х.

 

3. Кумранская община и ее устав

В основу “Устава” Кумрана положена Книга Второзакония, которая предписывала ежегодно совершать обряд возобновления Завета. Из нее же руководители ессеев заимствовали присягу верности Закону. И вообще весь дух общины был проникнут чисто законническим пониманием праведности. Праведник - это тот, кто буквально и неукоснительно выполняет все ветхозаветные ритуалы и правила “яхада”. В этом смысле и сам Наставник именовался Учителем Праведности.

В своем желании отгородиться от “царства греха” Учитель пошел гораздо дальше Второзакония. Если оно призывало не общаться с идолопоклонниками, то “Устав” требует порвать со всеми “сынами тьмы”, т.е. с любыми людьми, не принадлежащими к ессеям. С ними запрещалось поддерживать какие бы то ни было отношения, даже деловые.

“Устав” гласит, что члены конрегации должны “любить всех сынов света, каждого сообразно его жребию в Совете Божием, и ненавидеть всех сынов тьмы, каждого по его прегрешениям” (Устав двух колонок, II, 3-9. По мнению К.Б. Старниковой, это ограничение относилось лишь к торжественным собраниям общины (см. “Вестник древней истории”, 1961, 3, с.130, но слова Устава (III, 15-17) прямо говорят, что люди с телесными повреждениями были лишены права вступать в общину). Между истинным “народом Божиим”, т.е. ессеями, и царством дьявола- Велиара устанавливалась “вечная вражда”.

Готовясь к приближению царства Божия, кумраниты, культивировали чистоту - нравственную, телесную и ритуальную. О ней должна была напоминать и белая одежда “избранников”, и постоянные омовения. Однако отвращение к порокам общества выродилось у членов “яхада” в крайнюю нетерпимость и отталкивающую сектанскую гордыню.

Человек из “мира”, раскаявшийся в грехах, мог, конечно, вступить в орден, но на пути неофита ставилось множество препятствий. Его подвергали тщательной проверке и испытаниям, а до этого он не имел права даже входить в лагерь.

Допускали в “яхад” сначала только мужчин. Брак отвергался ввиду близости последних времен. Слепые, хромые и вообще лица, имевшие телесные недостатки, не признавались полноправными членами секты.

Построена была община по военному образцу. Люди отдавали ей все: “свои знания, свой труд и свое имущество”. Верховная власть принадлежала потомственным священникам. “Лишь сыны Аарона, - говорится в “Уставе” - управляют судом и имуществом, и по их приказу исходит жребий для всякого правила людей общины”. Кумраниты недаром называли себя “сынами Садока” по имени основателя старой первосвященнической династии. Во всем соблюдалась иерархическая субординация: на торжественные собрания священники шли впереди, за ними - левиты, а потом уже - “Израиль”, т.е. рядовые братья.

Поскольку сношения с внешним миром были прерваны, у ессеев возникла нужда обеспечивать себя всем необходимым. Собственность была отменена, трудились сообща; инвентарь, жилища и даже одежда были общими.

День колонии начинался с молитвы, после которой расходились на работы. Режим “яхада” был весьма похож на монастырский; заведенный порядок соблюдали неукоснительно. Нарушение его считалось большим грехом. В “Уставе”разработана целая система взысканий: от недельного покаяния до полного изгнания из общины.

Следует признать, что сплоченность ессеев поддерживалась не только внешним распорядком. Беседы, молитвы и богословские диспуты крепили духовное единство этих людей. Особую роль играли и трапезы, при которых застолье превращали в своеобразный обряд. Одетые в белые одежды, в глубоком молчании входили все в чистый зал. Рассаживались неторопливо, по чинам; главе братства принадлежало специальное возвышение. Он первым читал молитву над кубком виноградного сока, который у ессеев заменял вино.

Столь же серьезно относились вожди “яхада” к совместному чтению и толкованию Слова Божия. Были выделены и комментаторы-профессионалы, освобожденные от физического труда. Треть ночей они проводили в изучении Библии.

4. Дальнейшие судьбы секты

Учитель Праведности умер, вероятно, между 120 и 110 годами до Р.Х. Некоторые историки (в частности, Дж. Аллегро) стремились доказать, что он кончил жизнь мучеником и что сектанты ждали его вторичного явления в качестве Мессии. Основанием для этой гипотезы служат лишь две и притом не очень ясные фразы. В первой говорится о “людях света”, которые не помогли Наставнику, когда он был “обличаем”. Слово “обличаем” переводят как “наказан” или даже “казнен”. Между тем евр. тотахат чаще всего означает “порицание”, “выговор”, “обличение”, что вполне гармонирует с контекстом. Учителя гнали, предали суду, о его заключении в темницу упоминается в “Гимнах”. Также и кумранский комментарий на 37 псалом, говоря о процессе над Учителем, нигде не ссылается на его гибель от руки палача.

Во втором тексте выражается надежда, что Учитель “восстанет в конце дней”. Но здесь вероятнее всего речь шла об общем воскресении, которого кумраниты, как и фарисеи, ожидали в будущем. Усматривать же в этих словах аналогию с пасхальной тайной по меньшей мере не основательно.

“Дамасский документ”, написанный, видимо, в начале I в. до Р.Х., упоминает о смерти Учителя в тоне вполне эпическом, без малейших намеков на мученичество. При этом сказано, что время заключенного с ним Завета продлится “до предстания Мессии Аарона и Израиля”. Следовательно, сам Учитель с Мессией не отождествляется.

Многие кумраниты верили в явление двух Мессий: из царского рода и из священнического, причем последний считался главенствующим. Иные же ждали Помазанника, который соединит в себе оба служения. Этого носителя полноты мессианской власти называли Мелхиседеком. Впоследствии его образ был использован в Послании к евреям как Символ Христа - Царя и Первосвященника.

Кончина Учителя не привела к угасанию секты, но она распалась на несколько течений. Безбрачие и общность имущества сохранились только в главных поселениях. В других местах, где обосновались ессеи, они стали владеть собственностью и рабами, обзавелись семьями. Эти перемены отражены в документе, получившем условное название “устава двух колонок”. В 80-х годах I в. до Р.Х. в общины влилось немало фарисеев, которые в то время возглавили восстание против Хасмонейского царя Александра Янная (104-78). Подавив мятеж, Яннай жестоко расправился с ними и сотни зачинщиков распял на крестах
Спасшиеся от царя эмигрировали, а часть - скрылась в пустыне. В ессейском толковании на пророка Наума сказано: “Простецы Эфраима (т.е. из фарисеев) отделились от их собрания и, покинув вводящих в заблуждение, присоединились к Израилю”. По-видимому, приток неофитов побудил ессеев, искавших уединения, переселиться в Египет. Так возникла община монахов-терапевтов, описанная Филоном. (Филон. О жизни созерцательной)

Секта осталась в стороне от гражданской войны против Янная, а с правительством Ирода Великого (37-4) установила полное согласие. В 31 году до Р.Х. землетрясение разрушило кумранскую крепость. Насельники ее вынуждены были покинуть пустыню. Они разошлись по городам и селениям, хотя и там вели замкнутый образ жизни, чуждаясь всех, кто не разделял их взглядов.

В начале I века по Р.Х. Кумран был заселен вновь, и ессеи жили в нем вплоть до войны с Римом (66-70), в которой приняли активное участие. Когда легионы Веспасиана пришли в Иудею, монастырь был уже пуст. Уходя, ессеи спрятали свою библиотеку в пещерах, где она и сохранилась до наших дней.

Дальнейшие следы секты теряются. Часть ее членов погибла во время войны, часть, по-видимому, влилась в христианскую Церковь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.