Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шаманизм




Когда-то шаманы открыли табак,
Кто курит, считался совсем не дурак…
Шаманы курить научили вождей,
Вожди — своё племя — «чтоб жить веселей»…

Начнём с историко-религиозных параллелей. Издревле известна такая «ранняя» религиозная субкультура как шаманизм [9]. Деятельность шаманов инициировалась в племени их предшественниками, которые, вступив в старческий возраст, искали себе преемников. Шаманизм основан на представлениях о тесной связи шамана с духами, которые, если их хорошо попросить, дадут шаману жизненно важную для всего племени информацию. Шаманы заметно отличались от других членов племени. Также шаманы несколько отличались от знахарей и колдунов — тех, кто также как и они, обладали знаниями управленческого характера.

Основное отличие шаманов от знахарей и колдунов в том, что информацию «от духов» они получали как правило в состоянии полного транса, зачастую вызванного воздействием на их организм психотропных и наркотических средств.

В те времена, когда «трезвый» шаманизм деградировал, для исходного толчка по переходу в трансовое состояние стали употребляться наркотические вещества. Через наркотики легче войти в транс: не нужно сильно «напрягать мозги».

В качестве такого рода наркотических веществ могли употребляться такие растительные галлюциногенные средства как грибы и кактусы. Наибольший эффект, судя по дошедшим до нас мифам и по наблюдениям сохранившихся очагов культуры шаманизма в некоторых народах, имел особый ритм барабанного боя или звон бубна, который дестабилизировал сознание шамана (выводил сознание из области его нормальной работы в область в общем-то частичной или полной “отключки” сознания от внешнего вещественного мира). Экстатичность камлания [10] только поддерживала разум шамана в изменённом состоянии в течение желаемого времени.

Итак, в недалёком прошлом и в современности шаманы употребляли и употребляют общедоступные дурманящие наркотики: табак и алкоголь. Так у тунгусских шаманов принят в качестве камлания сначала медленный, а затем всё ускоряющийся танец, в процессе которого под ускоряющиеся удары бубна шаман периодически выпивает одну за одной несколько стопок водки, а в перерывах между выпивками выкуривает несколько трубок крепчайшего табака, падая в отключке. После чего, выйдя из бессознательного состояния, шаман даёт не совсем ясные даже ему ответы на некоторые вопросы, задаваемые окружающими.

Как видите, извращённая наркотиками культура позднего шаманизма прочно вошла в наше общество в качестве употребления табака, алкоголя и прочих наркотиков, вызывающих сильные и слабые (такие, что люди к ним привыкают и считают это нормой) галлюцинации.

Понятие «галлюцинация» происходит от латинского hallucinatio — бред, видéния, обман чувств, ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения. Различают слуховые, зрительные и другие галлюцинации.

В то же время по содержанию галлюцинации представляют собой некие объёмы информации (в большей мере в видимых образах, либо в ощущениях), становящиеся достоянием психики. Поэтому информация, предоставленная субъекту в трансово-галлюцинационном состоянии может быть:

 

· Достоянием коллективной психики-мыследеятельности, полученной в “чистом” виде (какая есть — такая и доставлена) в трансовом состоянии, после чего субъект, обладающий ею будет достаточно “накачан” чем-то «новеньким», в результате чего он станет “круче” других и даже сможет воспользоваться частью этой информации.

· То же самое, что и в предыдущем пункте, но искажённое психикой субъекта, через которую эта информация проходит, либо сочетание первого и второго, что субъект тоже может употреблять как нечто важное в жизни.

· Продукт взаимодействия психики субъекта и галлюциногенных препаратов, в результате чего сама психика выдаёт некую новую информацию, не являющуюся достоянием субъекта до этого.

· Сочетание всего вышеперечисленного.

Главное в этом то, что, употребляя всякий наркотик или почти всякий психотроп, каждый открывает в свою психику некий информационный канал. Этот канал может допускать двусторонне направленное движение информации. Открыв такой канал, человек через него сам сможет оказывать воздействие на окружающий мир, если у него хватит самообладания и силы воли. В этом случае он станет “шаманом”, многие практики которых основаны на умышленной наркотизации себя и окружающих. Но шаманов — мало и их время прошло. Жертв шаманизма и шаманов — куда больше: индейцев на табак посадили шаманы, поскольку табак открывал для них “свободный” канал для входа в психику каждого более слабого и менее знающего члена племени, но всё завершилось крахом их цивилизации.

Конечно, каждый, кто попал под влияние культуры современного “шаманизма”, где-то в глубинах психики надеется, что именно он будет состоявшимся шаманом. Но эта иллюзия ошибочна. Подавляющее большинство людей, приобщившись к разного рода психотропам-наркотикам (табак, алкоголь…), ломается и умирает, не дожив до старости. «Шаманами» же (в том смысле, какой придавался этому слову ранее) становятся единицы… Но и эти единицы не имеют того полновластия (не в смысле неограниченной власти, а в смысле возможного для древних шаманов в пределах их тотемов), какое имели над их племенами древние шаманы «ранних» религий. Мир изменился и над шаманами и их культурой уже давно встала глобальная культура крупнейших мировых религий с их явно выраженной внутрисоциальной иерархией. А поэтому даже крепкие волей и здоровьем субъекты, проявляющие способности шамана в современности, не доживают до старости и “ломаются” на непонимании многих вещей (в первую очередь вопросов управления глобальной значимости) — в отличие от тех, кто понимает больше других. Именно поэтому те, кто понимает больше других — не препятствуют (а в большинстве стран поддерживают) современную форму “шаманизма” среди населения: им не страшны экстрасенсорные способности современных “шаманов”. Это так, поскольку шаманизм всегда ограничен (своей узкой “тотемной” сферой) [11] в возможностях доступа к самой важной управленческой информации тем, что психика «шаманов» угнетена наркотиками. Но зато угнетённым наркотиками народом легче манипулировать — и “шаманами” в том числе. А возможности доступа к информации в угнетённом обществе всегда можно регулировать с уровня разного рода иерархий.

Поэтому и позволено новоявленным “шаманам” и наркотизированной толпе вариться в потоке “второсортной” и “третьесортной” информации и даже питать иллюзии того, что кто-то из них «шаман», а кто-то сам творец своей судьбы (хотя реально, пьющий и курящий индивид — просто безвольный обыватель).

Но даже и при этом не все, кто проявляет способности шаманов, допускаются в сферу «большой культуры». В этом — тоже одно из главных ограничений для “шаманов” современности. Если в первобытных обществах в шаманы инициировали самых способных, то теперь — только тех, кто лоялен сложившейся и поддерживающейся с глобального уровня духовно-религиозной иерархии, основанной на социальной иерархии разного рода чинов. Так что “шаманом” стать можно, но карьеру сделать при этом можно только в том случае, если выдаваемая “шаманом” информация не нарушает цензуру и «порядок» в современной иерархии. Поэтому одни субъекты, у которых просматриваются признаки «шаманской болезни», работают в сфере культуры, а другие могут попасть в психушку.

При этом в современной культуре “шаманизма” зачастую появляются лидеры-“шаманы”, которые всё-таки проникают в сферу масскультуры, но их деятельность оценивается глобальными цензорами не однозначно. Как правило, они начинают свои культурные “шаманские” практики в обществе в переходные периоды, когда цензура ослабевает и, транслируя в молодёжную среду вредные привычки, будучи крупными авторитетами, через свой пример (алкоголь, табак, иные наркотики), что, в общем-то, подходит чуждым народу глобализаторам. Но если эти “шаманы” в образной форме выдают некую информацию, выходящую за предел допустимого цензурой, тогда такие “шаманы” как правило, недолго держатся в сфере масскультуры, а их судьбы печальны.

Надо всегда помнить, что большинство людей в наркотизированном обществе просто ломаются — как под давлением информации, не свойственной их психике в не угнетённом наркотиками состоянии, так и под угнетением их организма и психики постоянным применением наркотических веществ.

Именно к этому идеалу бессознательно стремится большая часть молодёжи, ощущая что в современном мире очень тяжело жить только багажом знаний, которые можно получить лишь из источников вещественной культуры. Именно поэтому многие молодые люди либо сами бессознательно желают стать «шаманами», либо подражают “шаманам” из масскультуры. Пример тому — не спадающая популярность самого крупного молодёжного “шамана” В.Цоя. Кстати сказать, сам В.Цой происхождением из юго-восточных народов, что отчасти объясняет большую (по сравнению со многими другими) сопротивляемость его организма к психотропам. К тому же большинству хочется выделиться своими “сверхспособностями”. А психотропы создают в психике иллюзии особой “крутости” и отличимости от других. Самый доступный и легитимизированный для молодёжи психотроп — табак.

Современная технократическая культура[12], конечно же, стимулирует поиск быстрых и эффективных способов просто выделиться из толпы, либо ради того, чтобы достичь в жизни чего-то желаемого раньше других. Ведь если ещё 50 — 100 лет назад и ранее можно было, освоив одну профессию, кормиться с этих знаний всю жизнь, то теперь надо постоянно переучиваться, чтобы успеть за техническим прогрессом. Куда проще (как многим молодым кажется, либо просто ощущается) «приподняться» над окружающими, выделившись в лёгких и доступных сферах (где не нужно физически и интеллектуально трудиться, и где возникает иллюзия лёгкой экстрасенсорной накачки с помощью дурманов) возможностями, схожими с возможностями древних шаманов. Ведь шаманы управляли всеми, кто входил в их тотем.

Так, примеры такого “выделения” ради корыстной выгоды можно видеть в некоторых современных коллективах различных предприятий. Пьющий и курящий начальник набирает к себе только пьющих и курящих подчинённых, да ещё и таких, чтобы те, в отличие от него, быстро “ломались” от дурманов. В результате образуется своеобразный производственный “тотем”, в котором начальник выполняет функцию “шамана”. Бывают и другие варианты. Главное здесь, что такому начальнику кроме эксплуатации безвольного коллектива ничего от жизни не надо. А самому коллективу удобно: работа есть и ладно.

Но часто даже в этом случае возникает ещё один “не предвиденный” шаман, который начинает составлять конкуренцию начальнику. Такого, конечно же, пытаются уволить. И как правило после увольнения такой “шаман”-дублёр, научившись эксплуатации безвольного коллектива, пытается создать своё “тотемное” предприятие.

В общем, у современной молодёжи можно уверенно выделить все основные атрибуты культуры древнего шаманизма:

 

· Массовая склонность к психотропам-наркотикам (в первую очередь табак).

· Массовая склонность к музыке, в которой преобладает частый ритм (в том числе постоянно стучащий барабанный фон) — подобно тому, что исполняют на бубне и барабане во время камлания шаманы. Этим объясняется особое притяжение молодёжи сначала к западной рок-поп-музыке, а затем к доморощенным “шаманам” типа В.Цоя.

· Массовое желание быть лучше других, отличаться от других (чего ещё 30-40 лет назад в массовой молодёжной культуре не было).

· У некоторых осознаваемое, но в большинстве своём бессознательное желание выделиться и достигнуть успеха побыстрее — не включая разум и интеллект, а с помощью хитрости либо экстрасенсорных возможностей — возможностей быстрого доступа к информации, которая пригодилась бы для устройства в жизни.

Ясно, что перечисленное выше в первом и втором пунктах необходимо для того, чтобы войти в транс, отключив при этом сознание и интеллект, перестроив работу рецепторов организма. То есть, психотропы-наркотики (и в первую очередь табак) — как кажется многим молодым — средства достижения того, что перечислено в последних двух пунктах. Последние два пункта из вышеприведённого списка — это цели, которые некоторыми осознаются, но большинством просто выставлены для себя бессознательно.

В то же время для очень и очень многих безвольных молодых людей то, что перечислено выше в первых двух пунктах (психотропы-наркотики и музыка с частым ритмом) является лишь средством, взятым из современной культуры (что ближе — то и взяли) для «ухода от суеты жизни» в мир иллюзий и галлюцинаций, в виртуальный мир, для того, чтобы закрыться от окружающих — в том числе и сократив на время действия психотропов и музыки работу (возможности) сознания (впасть в бессознательное состояние: частично или полностью).

Ясно, что такого рода «уход от реального мира» сделает личность ещё более безвольной. Уходить захочется всё чаще и чаще… до того момента, пока реальный мир конкретно не “наедет” на впавшего в иллюзию субъекта, либо такой субъект не доведёт свою физиологию до серьёзного заболевания, а то и до самоуничтожения.

Примерно такой же результат гарантирован и для тех, кто не просто «уходит от реального мира», а старается выделиться и достигнуть карьеры либо других “благ” с помощью возможностей “шаманизма”. Конечно, выделиться и достигнуть чего-то в жизни надо стремиться. Но выбранные средства в этом отношении — иллюзорны, нереальны — также, как и вредны физиологически. Это так по следующим причинам:

 

· Во-первых, человек не может устойчиво достигнуть чего-либо противоестественным для него образом. А психотропы-наркотики как раз-то и применяются некоторыми для того чтобы побыстрее стать “шаманами” (овладеть некоторыми навыками шаманизма).

· Во-вторых, получаемая новоявленными “шаманами” информация во время вхождения в трансовые состояния — не обладает той значимостью, которая, как им видится, нужна для достижения в жизни чего-то для них полезного.

· В-третьих, такой «быстрый» путь человеку в общем-то не свойственен, поскольку человеку дан разум, интеллект, сознание, совесть… В связи с этим также человеку дана возможность не быстрого (в смысле того, что надо интеллектуально потрудиться и нравственно преобразиться) получения очень важной для жизни информации, однако это никак не совместимо с угнетением своего организма психотропами-наркотиками.

Психофизиология “шаманизма”

Табак считается «полезным»:
Он нашу мысль активизирует…
Ложь и безволье прогрессируют,
Открыв толпе иллюзий бездну.

Последнее, что осталось рассмотреть для полноты освещения вопроса о влиянии табака на творческий процесс курящего — это вопрос о том, что же происходит в организме при попадании в него табачного дыма, и как это сказывается на работе интеллекта. Ответ на этот вопрос позволит понять, чем отличаются от возможностей древних «трезвых» шаманов — возможности современных “шаманов” и просто курильщиков, а также любителей высокоритмичной музыки, не дотянувших до возможностей “шаманов”.

Так как в этой главе будут использованы специальные понятия из области биологии и медицины, то чтобы в дальнейшем не прерывать повествование на их пояснение, и не плодить множество сносок мы приведём в начале все необходимые определения. Некоторые понятия уже встречались в нашей первой книге «Оружие геноцида» при разговоре об алкоголе, но ведь и табак — тоже наркотик. Поэтому к его воздействию на организм относится всё вышесказанное… и некоторые свойственные только табаку особенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.