Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Счастлив по собственному желанию 9 страница




Врачи-офтальмологи не находят в этом ничего криминального, ведь в старости человек все равно будет страдать от дальнозоркости, а, как известно, плюс на минус или минус на плюс... Короче говоря, это их не волнует. Но с точки зрения психологии это печально. Мы не видим теперь дальше собственного носа - в прямом смысле слова. Человек смотрит только туда, где видит, а видит он теперь только вблизи. И вот печальный итог: мы становимся "меньше" и страдаем от психологических проблем.

<У страха глаза велики, да умишко короток!>

Но средство борьбы с этим недугом лежит на поверхности, а проще его и не придумаешь - нужно научиться смотреть вдаль. Мы часами на работе проводим время за созерцанием того, что находится вблизи. Придя домой, мы смотрим на то, что расположено в наших, мягко сказать, не просторных жилищах. Остается только прогулка. Выйдя из дома, посмотрите вокруг, сначала рядом, а затем постепенно увеличивайте моле обзора. Как это ни парадоксально, сначала это может показаться сложным, вы будете срываться на близко расположенные объекты, но скоро вы привыкнете и вам станет легче. А еще чуть позже вы испытаете настоящий восторг, "поднявшись" над творениями человека.

<Чем более какая-либо вещь имеет совершенства, тем более она действует и тем менее страдает, и наоборот, чем более она действует, тем она совершеннее. - Бенедикт Спиноза>

Смотрите на улицу. Сначала просто на людей, транспорт, теперь больше на всю улицу, стены домов, затем на крыши и после них на небо. Запрокиньте голову и просто смотрите в небо, уходящее вдаль и ввысь. Пронзите его взором, окунитесь в него, почувствуйте его. Небо может быть разным, но оно всегда красиво и величественно. Даже если оно полностью покрыто облаками, в нем все равно есть свое очарование: лучше видна перспектива, почувствуйте горизонт. Если же оно ясное, то вас непременно поглотит его глубина.

Старайтесь сделать свою прогулку продолжительной. За полчаса вы ничего не успеете. Идите, не торопясь, спокойно и без суеты, будьте "здесь и сейчас". Если вы ограничены во времени и не можете позволить себе специальных прогулок, прогуливайтесь по дороге на работу или домой. Вы можете выбрать путь подольше, но поспокойнее. Поверьте, это много лучше, чем потратить час на ожидание нужного транспорта, а потом давиться в нем пять остановок.

Одна из моих пациенток панически боялась открытых пространств. На улице ее охватывала сильная тревога, а о том, чтобы преодолеть мост, не могло быть и речи. Она, уже весьма пожилая дама, всю жизнь прожила в чрезвычайно благополучной по советским меркам семье. Все ее родственники сильного пола были высокопоставленными военными, сама она заведовала универмагом, который находился прямо напротив ее дома. А потому до пенсионного возраста она совершенно не тяготилась своей проблемой. Все было под рукой, а если нужно было куда-то ехать, то к дому подавали машину. Выйдя на пенсию, она заскучала и поняла, что многого лишена, не имея возможности свободно выйти из дома. А ведь она даже не могла навестить своих любимых внуков!

Пространство давило на нее, как огромный гидравлический пресс. Только в небольших помещениях она чувствовала себя нормально: дома, в своем кабинете, в машине. Даже общественный транспорт казался ей чем-то ужасным из-за своих размеров. Мы начали с ней работать. Каково же было мое удивление, когда я понял, что она никак не может справиться с элементарным заданием - просто смотреть на небо!

Пришлось начать с малого. Сначала мы разглядывали окна соседних домов, потом решились посмотреть на их стены в целом. Затем мы перешли к крышам и только после этого к небу. Уже с крышами возникали почти непреодолимые проблемы, но мы с этим справились. Небо же никак не давалось. Только после того как мы освоили дыхание (о чем мы еще будем говорить ниже) и полноценно научились быть "здесь и сейчас", а о расслаблении я уже и не говорю, небо наконец-таки покорилось. Но оставался транспорт, обычный общественный транспорт. Я предложил ей поехать в церковь, куда она очень стремилась, что, впрочем, естественно для человека, переживающего личностный кризис. Она с радостью согласилась, но я поставил условие: только на трамвае. После долгих колебаний она решилась - искреннее желание взяло верх, хотя трамвай и казался ей голгофой.

Это был морозный зимний день, уже смеркалось. Небо - прозрачное, тонкое, пунцовое - покоряло своим бесконечным величием и глубиной. Мы стояли на остановке и уже пропустили несколько трамваев, дожидаясь полноценного расслабления. Только после того, как ей удалось расслабиться, мы начали свое путешествие. К счастью, ситуация вынудила нас быть "здесь и сейчас": нужно было оплатить проезд, а так как для моей пациентки это было в новость, то потребовались значительное внимание и силы. Как только все было сделано, она заняла место, нервно ухватившись за поручень впереди стоящего кресла. Теперь нужно было привести в норму дыхание, и когда мы выполняли эту благородную миссию, наш трамвайчик, добродушно постукивая и позвякивая, стал забираться на мост.

Поначалу мою спутницу охватил ужас. Она, конечно, была уже не "здесь" и не "сейчас", напряжена и почти бездыханна. А тем временем нашему взору открывался прекрасный вид: одно из самых широких мест Невы, дома на противоположном берегу которого кажутся крохотными, Летний сад, шпиль Михайловского замка и купола Спаса-на-Крови. Небо, огромное, полное, багровело от заката. Впрочем, видел это только я, а она смотрела в пол. Что мне оставалось? "Посмотрите, какая красота!" - сказал я ей. Она подняла глаза и увидела небо. Из высокого окна замерзшего трамвая оно казалось поистине огромным во всем своем великолепии. Она увидела реку, редкие облака, закат, улыбнулась и промолвила: "Небо..." Мне кажется, что именно в этот момент ретировался многолетний невроз моей подопечной. Чуть позже она сказала мне: "Знаете, а ведь в трамвае ездить куда лучше, чем в машине: из его окон так хорошо видно небо!"

<Страх перед смертью - лучший знак ложной, то есть плохой жизни. Людвиг Витгенштейн>

Если у вас есть такая возможность, то отправляйтесь-ка на природу. Туда, где небо не ограничено многоэтажными домами. Лягте на мягкую траву и вглядитесь в чистое небо. Не думайте о нем, просто будьте "здесь и сейчас". Просто смотрите. Освоившись, начинайте входить в него и позволяйте небу входить в вас. Становитесь небом, большим, как небо. Вдыхайте его, ощущайте его полноту, безмятежность и гармонию. Вы скоро заметите, что ваше личное пространство стало так велико, как небо над вашей головой. Вы сами станете небом, и это принесет желанную радость.

Хотя, по большому счету, дома не помеха. Нужно просто осознавать, к чему вы стремитесь. А вы хотите стать "больше", охватить небо, войти в него и испытать радость. Когда я был маленьким, моя мама, которая провела все свое детство в старом Петербурге, часто водила меня с кузенами на "экскурсию" по старым питерским дворам-колодцам. И мы испытывали от этих прогулок неописуемый восторг. Теперь я понимаю, что вызывало в нас такую радость. Мы бежали во двор, устроенный колодцем, конечно, не для того, чтобы увидеть облезшие стены домов, а чтобы обрести небо, которое открывалось из них, словно бы подмигивая. Оно обращалось к нам, и мы доверялись ему.

<Страх всегда думает о маленьких вещах, любовь никогда не думает о малом. Любовь готова пожертвовать всем; любовь думает только о широком. Бхагаван Шри Раджниш>

Есть и еще один способ раздвигать пространство с помощью зрения - это свет. Малыши любят по весне играть солнечным зайчиком. Свет льется в окно, на мгновение замирает в ладошке на зеркальце и снова отправляется вдаль. Взрослые не находят в этом ничего привлекательного, а зря. Посмотрите на то, как падает свет, как он прорезает пространство, как делит его на светлые и темные участки. Игра света и тени - странная загадка. Вам стоит только внимательно приглядеться, и если вы последуете за светом, то непременно почувствуете себя больше. Свет наполняет все вокруг вас, и если будете внимательно смотреть на него, то прямо увидите, как раздвигается пространство.

Однажды я услышал такую восточную историю.

В древности жил великий император. У него было три сына. И вот пришло время передавать бразды правления государством в руки одному из них. Старый император призвал сыновей к себе, желая испытать их. Он дал им три дня сроку, сравнительно небольшую сумму денег и задание: в течение этого времени и на эти деньги наполнить свои огромные дворцы так, чтобы в них не осталось пустого места. Старший из сыновей приказал свозить в свой дворец весь мусор столицы и ее окраин; средний скупил на все деньги низкопробного, дешевого сена. А как решает загадку младший сын императора, никто не знал. Даже ходили слухи, что он вовсе не собирается соревноваться со своими находчивыми старшими братьями, а еще было известно, что он выносит из своего дворца всю мебель и утварь и раздает нищим выданные отцом деньги.

Настал назначенный срок, и старый император отправился на осмотр дворцов своих сыновей. От дворца старшего сына доносился столь ужасный запах помоев, что император даже не смог подъехать к нему. А слуги донесли, что дворец заполнен лишь наполовину. Дворец среднего сына также был пронизан неприятным запахом от гниющего сена, но император все-таки смог осмотреть его и лично убедиться, что и этот сын также с заданием не справился, ему не хватило отведенных денег. Во дворце младшего сына не было ни одной вещи казалось совершенно пусто. Эту гармонию пустоты нарушали лишь свечи, множество горящих свечей наполняли весь дворец светом. Пустой дворец был полон.

Для того чтобы стать "больше", не нужно носить высокие платформы и вытянутые шляпы. Если вы ощущаете себя "маленьким", то, даже имея рост, превышающий два метра, вы не будете чувствовать себя "большим". Я знал также и достаточно "больших" людей в социальном смысле, которые, несмотря на свое положение, так и остались "маленькими", нуждались в защите и постоянной эмоциональной поддержке.

"Маленькими" нас делает страх, "большими" - максимально полное восприятие окружающего нас мира.

И это должно быть именно ваше восприятие, вашего сердца, а не восприятие страха, не надо смотреть на мир так, словно бы вы высовываетесь из норы, чтобы проверить, не угрожает ли вам кто-то снаружи. Сливайтесь с окружающим миром, будьте с ним, ощущайте его и чувствуйте, что вы в нем. Вы должны ощутить свою принадлежность этому миру, и тогда он отблагодарит вас своим радушием.

* * *

Следующий этап в раздвижении пространства - это наш с вами слух. Мы научились игнорировать звуковые сигналы. И ведь это тоже адаптационная реакция, а как иначе защититься от ужасных городских шумов? Мы все еще реагируем на некоторые сигналы (телефонный или дверной звонок, шипение выкипающего чайника и т. п.), но большей частью мы стараемся ничего не слышать. Зрительные образы тяжелее игнорировать. От них можно избавиться, лишь опустив глаза, но все же они заявляют о себе. Со слухом дело обстоит иначе. Стоит нам о чем-то "своем" подумать, как мы уже совершенно ничего не слышим, даже обращенные к нам слова. Помните эту знаменитую фразу: "Повтори-ка, что я только что сказала". Мы воспринимаем звуки просто как шум, совершенно на них не концентрируясь.

Мне вспоминается очень тонкое замечание одной моей знакомой, занимавшейся преподаванием русского языка для иностранцев. Однажды мы с ней о чем-то очень воодушевленно разговорились в присутствии ее иностранных учеников. Они практиковались в разговорной речи, потому наша эмоциональная беседа была, как вы понимаете, не без педагогического расчета. Вдруг она обернулась к прислушивающимся студентам и спросила: "Вы нас слушаете?" Те хором ответили: "Сльюшаем!" Она покачала головой и укоризненно заметила: "Как музыку или как шум водопада?" Чем, как вы догадываетесь, заставила их сильно смутиться.

Вот и мы с вами слушаем окружающий нас мир словно бы шум водопада, в лучшем случае как музыку. А ведь звук - это огромная область нашей жизни. Целый мир! И он требует более внимательного к себе отношения. Звук играет большую роль в нашей душевной жизни, и многие женщины, в отличие от большинства мужчин, понимают в этом толк. Звук, как по мановению волшебной палочки, раздвигает окружающее нас пространство. В этом прекрасно разбирались и наши предки. Сколько сказано о колокольном звоне, как мы привыкли восхищаться им! Создатели церковных традиций ничего не делали зря. Их знанию человеческой психологии можно позавидовать. Чего стоит одна знаменитая русская икона, написанная по канонам так называемой "обратной перспективы"!

<Никого нельзя обманывать, в том числе и мир насчет его победы. - Франц Кафка>

Раз уж я обмолвился, приведу один, на мой взгляд, очень интересный факт к теме нашего разговора. Предметы на православных иконах часто изображаются с большим количеством плоскостей (граней), чем можно реально увидеть из одной точки. Например, если вы смотрите на обычный ларец, то видите его крышку и две стороны. На иконе вы увидите не только две, но и три стороны. Да крышка может быть изображена со всеми ее четырьмя гранями и верхом. На самом деле это невозможно, но иконописцы специально делают эту "ошибку". Вы уже знаете зачем. Конечно! Это создает ощущение большего объема, раздвигает пространство, что дает соответствующий психологический эффект, а не только религиозный, как это принято считать.

Точно такой же механизм скрыт и в колокольном звоне. Вам никогда не приходилось слышать игру хорошего звонаря какой-нибудь небольшой церквушки, стоящей на отшибе в сельской местности таким образом, что от ее входа взору открывается большая перспектива: поля, холмы или река? Ощущение поразительное! Кажется, что все вокруг пронизано звуком. Его раскаты заполняют все окружающее пространство, раздвигая и словно бы продлевая его. Колокольный звон увеличивает психологическое пространство слушающего и наполняет души верующих любовью и благодатью. Не важно, верите вы или нет, но если вы умеете слушать, то непременно услышите в этом звуке себя и свою радость.

У звука есть и другая замечательная особенность, которой нет у зрения. Звук позволяет вам ощутить себя в центре окружающего вас пространства. С помощью глаз вы сможете охватить лишь 130-150 градусов, а слух позволит вам объять все 360 по всем плоскостям. Войдите в лес, закройте глаза и слушайте пение птиц. Вы услышите радостный гул леса со всех сторон, вы ощутите себя в самом центре леса. Наслаждайтесь этим ощущением полноты!

И вот еще одна немаловажная рекомендация. Если вы внимательно прислушаетесь, то поймете, что у звука есть своя протяженность. Чтобы восприятие звука было полным, не бросайте его на полпути, а встречайте и провожайте его. Будьте с ним от начала и до конца. Обычно человек поступает со звуком, как с булочками в известном анекдоте: "Не съем, так понадкусываю..." Не "надкусывайте" звук, а пытайтесь воспринять его в "полном объеме".

<Пространство - не одно только равномерное бесструктурное место, не простая графа, а само - своеобразная реальность, насквозь организованная, нигде не безразличная, имеющая внутреннюю упорядоченность и строение. Павел Флоренский>

Когда вы сидите в вагоне метро, то можете услышать, как поезд притормаживает, а звуки на мгновение словно бы замирают. Но вот поезд снова увеличивает скорость, и вы слышите, как звук нарастает, увеличивается, набирает мощь. Вслушайтесь в него с самого начала и проводите его, когда он снова будет сходить на нет. Следуйте за ним, будьте вместе с ним, отдайтесь звуку, ведь звук - это скорость и движение. Почувствуйте, как вы движетесь вместе с ним.

Также следует поступать и с музыкой, хотя, может быть, это и посложнее. Однажды я прогуливался в парке, был теплый летний вечер. На противоположном берегу озера звучала прекрасная музыка, и сильный женский голос пел на английском языке: "Слушай свое сердце!" Я не стал отказываться от столь заманчивого предложения, и через секунду в унисон эту мелодию пела уже моя душа, поднимаясь над водной гладью. Прочувствуйте и вы радость от расходящегося звука.

Обратитесь к тому, что имеет непреходящую ценность - к Моцарту или к Баху. Сядьте на удалении и вслушайтесь в то, как звуки заполняют вашу комнату. Выйдите из комнаты в кухню, оставив приоткрытой дверь, и вы услышите, как музыка следует за вами, как она распространяется по всей квартире. На концерте вы увидите огромный зал, полный звука. А проходя мимо уличного музыкального киоска, вы услышите, как музыка пронизывает все окружающее пространство. Ловите тот момент, когда музыкальная партия начинается и вы впускаете ее в себя, когда она заканчивается и покидает вас. Пусть музыка раздвигает стены и наполняет собой мир, а вы двигайтесь вместе с ней - наружу, в пространство, становясь им.

Музыка, как и звуки вообще, повсюду. Вы можете услышать ее в подземном переходе - раздвиньте пространство до его размеров. Вы услышите ее, проходя мимо уличного музыкального киоска, посмотрите, как ее много вокруг. Звуки всегда рядом, просто нужно обратить на них внимание и последовать за ними, и вы станете "больше", это я могу вам гарантировать.

<Свобода - не то, что приходит при завершении; она должна присутствовать с самого начала. - Джиджу Кришнамурти>

И напоследок еще о музыке. Не знаю, как для вас, но, по-моему, никакой музыкальный инструмент не раздвигает пространство так, как флейта. Если вам удастся раздобыть запись с флейтой - считайте, вам крупно повезло. И еще орган! Это ведь тоже церковная музыка, правда, католическая, но разве это имеет значение для пространства? Сходите на органный вечер и насладитесь величием пространства, становясь им.

* * *

Для того чтобы раздвинуть пространство, в ряде случаев на помощь приходит запах, аромат. Обычно обоняние прозябает в одиночестве и чудовищной невостребованности, найдите и ему достойное место. Может быть, вы помните из детства запах кондитерской фабрики или хлебокомбината. А запах леса? Вам знаком его свежий аромат? Цветы... Запах цветов - волшебство! Это раздвигает пространство получше компьютерной графики. Почувствуйте запахи и следуйте за ними.

Для того чтобы почувствовать себя "больше", физические ощущения, кажется, подходят меньше других, но это не совсем так. Если вы ощущаете тепло солнца или дуновение ветерка, капли дождя или падающий на лицо снег все это послужит расширению вашего пространства до жаркого солнца или набегающих туч. Есть своя прелесть и в прохладе предгрозового ветра. Вместе с тем ветер - это еще и звук. Вы также можете видеть качающиеся кроны деревьев, которые отдают на волю ветра свои листья. Так что все без исключения способы восприятия окружающего мира пригодятся вам для того, чтобы соединиться с этой стихией. Физические ощущения не помешают вам и в море, и на спортплощадке.

Итак, мы опять убеждаемся в том, что способность видеть, слышать и ощущать помогает нам справляться с тревогой и другими неприятными психологическими переживаниями.

Поскольку мы - это наши ощущения, то в зависимости от того, насколько распростерты они, настолько велики и мы сами.

Они дают нам возможность почувствовать себя "большими", "объемными", "широкими", а это, в свою очередь, избавляет нас от страха и дает чувство защищенности и психологического благополучия.

Нас окружает мир, и не стоит от него отрекаться, только ощущение своей взаимосвязи с миром, только абсолютное понимание того очевидного факта, что весь окружающий вас мир и есть вы сами, ибо весь мир - это ваше восприятие, даст вам наконец то великое осознание своего существования, к которому все мы подсознательно стремимся.

* * *

Как вы уже поняли, чтобы полноценно "раздвинуть" пространство, необходимо использовать все ваши системы восприятия: зрение, слух, обоняние, физические ощущения. Недостаточно просто смотреть вдаль, при этом нужно еще слышать ветер, ощущать свежесть. Звук позволяет прекрасно раздвигать пространство, но если мы не видим света, не чувствуем собственного тела, мир теряет свою реалистичность, живость, естественность. Это как в кино: все понятно, все видно, все слышно, а ощущение реальности приходит лишь на мгновение. И стоит вам пошелохнуться или отпить сок из стакана, как все эта экранная иллюзия мгновенно меркнет и перестает волновать.

Как же соединить свою визуальную, слуховую и прочую пространственность? Готов предложить вам для этих целей следующий прием. Сначала нужно полноценно осознать факт своего существования. Для этого прочувствуйте все, что вы делаете: идете, сидите, танцуете, поете или моете посуду, - все ваши действия. Вы смотрите и видите, вы слушаете и слышите, вы чувствуете и ощущаете - все это вы. Осознайте, что ваши действия - это вы, что это проявление вас. Движения усиливают ощущение жизненности. А ведь нам так это нужно, при нашей-то почти "предсмертной" спастичности! Двигающийся человек чувствует себя значительно лучше пассивного лежебоки.

<Вы себе не нравитесь и потому убегаете от себя, от того, что есть. Джиджу Кришнамурти>

Теперь переходим к самой "мании". Начинайте складывать. Осознавайте, что вы - это ваше тело, ваши чувства и эмоции, ваши желания и потребности. Вы - свет, который разливается повсюду; вы - звук, который есть везде; вы тепло и холод, подвижное и неподвижное. Складывайте все, что попадается вам на глаза, все, что вы слышите, все, о чем думаете, все, что вы ощущаете.

Складывайте и складывайте, как будто вы строите дом, кирпичик к кирпичику. Постепенно вы достигнете огромных размеров, сопоставимых со всей Вселенной. И в этот миг вы поймете, что вы - это все. Вы - все, все в вас, и вы во всем. Вы станете большими, как все, ничто не будет больше вас или помимо вас - вы все. Вам теперь нечего бояться и не о чем беспокоиться. Ощутите великую гармонию этого состояния, обретите спокойствие и возвращайтесь.

Когда вы были маленькими, вы хотели вырасти, чтобы стать большими. Вы выросли, но так и не научились быть "большими" - теперь вы умеете это. Так пользуйтесь же!

* * *

Вы, наверное, слышали, что психологи часто разделяют людей на интровертов и экстравертов. И если первые погружены в себя, менее активны, склонны больше думать, чем действовать; то вторые, напротив, деятельны, плещут эмоциями и мало думают о последствиях. Сложно сказать, какой из этих типов больше подвержен неврозам и у кого больше психологических проблем, поскольку у обоих есть свои достоинства и слабые места. Но то, что интроверты, в отличие от экстравертов, склонны сужать свое пространство до минимума, это точно. Именно поэтому депрессии у интровертов самые тяжелые. Представители этого психологического типа не могут удерживать пространство в "развернутом" состоянии и от этого постоянно испытывают слабость, подавленность и тяготятся чувством безысходности. Так что если вы относитесь к их числу, то вам следует уделить своему пространству максимум внимания.

<Пессимизм - по существу не что иное, как религиозная болезнь. - Уильям Джеймс>

Мне припомнился сейчас один пациент, который был стопроцентным интровертом, а его невроз только усугублял эту черту. Он обратился ко мне за помощью по поводу проблем, которые возникали у него в отношениях со слабым полом. Ему было уже за 25, но он так и не мог начать полноценную половую жизнь, что его очень и очень беспокоило. Появилась тревога, нарушился сон, его мучили головные боли и наконец возникли проблемы с потенцией. Он стал бояться оказаться полным импотентом. Так что постепенно эта проблема стала главной и полностью заняла все его сознание. Теперь он только об этом и думал, от чего еще глубже и глубже погружался в свои переживания, что, как вы понимаете, не шло ему на пользу.

Мы договорились встретиться в Летнем саду. Мало того что это одно из красивейших мест в Петербурге, здесь еще настолько уютно и немноголюдно, что лучшего места для психотерапии и не придумаешь. Посетитель автоматически оказывается в "здесь и сейчас". А что может быть лучше? Мы прогуливались по парку, был удивительный летний вечер. Сквозь изумрудные кроны деревьев пробивались нежные лучи заходящего солнца, а от Невы веяло едва заметным ветерком. Молодой человек рассказывал мне о своей беде. Мне удалось развеять многие его страхи, потом мы разговаривали о психоанализе, которым он хотел заниматься, и постепенно его сознание стало проясняться. Он так увлекся беседой, что смог наконец хотя бы на время позабыть о своих проблемах. Когда примерно через час мы, сделав круг, вернулись в исходную точку, ко входу в парк, он с удивлением для себя отметил, что здесь расположен пруд.

<Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не просто несчастен, а плохо приспособлен к жизни. - Альберт Эйнштейн>

Надо сказать, что пруд у входа в Летний сад не заметить просто невозможно: во-первых, он достаточно велик, а во-вторых, для того, чтобы пройти в глубь сада, его необходимо обогнуть, что мы и сделали. И вся уникальность случая состояла в том, что мой подопечный поначалу совершенно его не заметил. Только теперь, когда мы вышли к пруду во второй раз, он произнес: "Странно, неужели здесь был пруд? Нет, когда мы входили, его здесь не было". Он не верил своим глазам. Но, как известно, пруды не появляются и не исчезают в течение часа. Вот что значит смотреть и не видеть.

Представляете, насколько надо быть погруженным в себя, чтобы не заметить пруд, который ты даже обходил, чтобы продолжить свою прогулку! Но оказывается, что и такое возможно, если ты полностью захвачен своей проблемой. А теперь подумайте о том, каким "маленьким" он должен был ощущать себя, если ничего не видел вокруг! Он словно бы смотрел внутрь себя и уменьшался, уменьшался и уменьшался. Проблема росла, а он уменьшался, она давила, а он поддавался. Он был "маленьким", а она - "большой". Он так и говорил: "У меня очень большая проблема".

<Чем меньше мы уверены в себе, чем меньше мы соприкасаемся сами с собой и миром, тем больше мы хотим контролировать. - Фредерик Пёрлз>

Мы действительно подчас очень сильно "уменьшаемся" под влиянием тех или иных обстоятельств, совершенно не замечая этого. Немудрено, что после этого мы испытываем тревогу и нервно-психическое напряжение. Но зато когда мы начинаем выходить из плена своих проблем, внешний мир словно бы открывается для нас заново. Если же мы все-таки меняем внешний мир на тернии собственного сознания, поглощенного проблемами, то на психологическое благополучие можно не рассчитывать.

<Ты расслабляешься в тот самый момент, когда перестаешь притеснять себя. - Фредерик Пёрлз>

После этого внезапного прозрения мы снова углубились в парк, и, когда вышли к пруду уже в третий раз, а состояние моего подопечного к этому времени стало еще лучше, он, опять же с удивлением, заметил еще и пару лебедей. Они были там и в первый, и во второй раз, за это я могу поручиться, поскольку сам их видел, причем в этот момент их подкармливали шумные ребятишки, чего трудно было не заметить, ведь их радостный гул был слышен чуть ли не во всех уголках парка. Видимо, аудиальный канал восприятия у моего пациента к этому времени еще не открылся, вот он и не услышал детского крика. Да и видел он едва-едва. Думаю, что если бы мы сделали еще один кружок, то на четвертый раз мой подопечный увидел бы на нем еще и уток.

Этот случай кажется мне более чем показательным. Много ли "прудов" пропускает мой дорогой читатель на своих прогулках? Думаю - порядочно. Проведите эксперимент: оглянитесь вокруг. Что вы до сих пор не замечали, что прошло мимо вас? Если вы смотрите на жизнь сквозь пальцы, вы "уменьшаете" себя этим. А если вы "маленькие", то вынуждены будете страдать от "больших" (проблем). Мой вам совет: не пропускайте ничего, что может сделать вас "большими".

Этот механизм борьбы с тревогой, раздраженностью и депрессией может показаться вам странным, но зато это работает. Вам остается только проверить. Так сделайте это!

Делайте себя "большими" сами, так же как я учил этому своего пациента, как я учу всех, кто желает справиться со своими психологическими проблемами.

Рецепты

№ 1

Чтобы снять нервно-психическую напряженность (например, после тяжелого трудового дня), нужно совершить продолжительную прогулку, в течение 45-90 минут. Во время прогулки направляйте свой взгляд на удаленные объекты, находящиеся на расстоянии более одного километра от вас. Останавливайтесь у водоемов и на перекрестках с дальними перспективами. В течение 3-5 минут смотрите вдаль поочередно во всех направлениях. Смотрите на крыши домов и на небо, следите за движением туч.

№ 2

При депрессивных состояниях следует основное внимание уделить аудиальному каналу восприятия. Используйте негромкие естественны звуки, например: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья, шум речной волны и т. п. Закройте глаза и вслушивайтесь. Не слушайте, а пытайтесь услышать. Ощутите "объемность" окружающего вас пространства, улавливая звуки, приходящие с разных сторон (старайтесь, чтобы не было "немых" секторов). Хорошим средством является также колокольный звон и выступление уличных музыкантов. Один сеанс должен составлять не менее 30 минут.

№ 3

Для улучшения своего психологического состояния и в качестве профилактического средства "впускайте в себя" небо. Лягте на землю (траву, скамейку и т.п.) и начинайте вглядываться в небо. Не пытайтесь его разглядывать, а просто внимательно смотрите вверх перед собой. Не будьте сторонним наблюдателем, станьте самим восприятием. Добейтесь ощущения сближения с небом, вам должно казаться, что оно почти вас касается. А после этого впустите его в себя. Вы можете помочь себе дыханием (более подробно см. в главе 5).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.