Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 1 страница. 1. Пацкевич Л.П. Экономическая теория: курс лекций




Курсовая работа

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Пацкевич Л.П. Экономическая теория: курс лекций. – М. – 2007. – 279 с.

2. Камаев В.Д. Основы экономической теории. – М.: «Владос», 1994. – 52 с.

3. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов А.С. Экономическая теория: учебник для вузов. 2е изд. – С-пб.: Питер, 2010. – 150 с.

4. Закон Украины «О естественных монополиях». // Ведомости Верховной Рады Украины. – 2000. – № 30

5. Князева И.В. Антимонопольная политика государства. – Новосибирск, 2010. – 137 с.

6. Стародубровская И. Основы антимонопольной политики.// Вопросы экономики. – 1990. – 31-32 c.

7. Комаров В.В. Антимонопольная политика государства.// Инвестиции и лизинг. – 2001. – 181 с.

8. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. – М.: «ИНФРА-М», 1997. – 243 с.

9. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И. Курс экономической теории. – М.: «Интерпрессервис», 2005. – 496 с.

10. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. 2е изд. – С-пб.: Питер, 2003. – 450 с.

11. Нуеев Р.М. Курс микроэкономики. 2е изд. – М.: «Норма», 2002. – 475 с.

12. Океанова З.К. Основы экономической теории. – М.: «Форум», 2009. – с.320

13. Журавлёва Г.П. Экономика. – М.: «Юристь», 2001. – 505 с.

14. Алёшин Д.А. Современные мировые тенденции развития государственного регулирования конкуренции.// Модернизация экономики и государства. – М.: «ГУ ВШЭ», 2007. – кн.3 – 39 с.

15. Савина Т.Н., Сушков В.В. Демополизация экономики как условие цивилизованного рынка. – 2009. – № 2

16. Антимонопольный комитет Украины. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.amc.gov.ua/amku/control/main/uk/publish/article/84502

17. Пожуева Т.О. Ограничения монополизма и проблемы развития конкуренции в Украине.// Экономика промышленности. – 2010. – 25-29 с.

18. Антимонопольный комитет Украины.// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.amc.gov.ua/amku/control/main/uk/publish/article/93849

19. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия: правовые аспекты регулирования. – М.: «Юристь», 1996. – 264 с.

20. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применения. – М.: «Юристь», 1992. – 134 с.

21. Жидков О. Антитрестовское законодательство США. – 2002. – 34, 183с.

22. Чёрный Д., Шульгин С., Яновский К. Защита конкуренции в рынках программного продукта: уроки опыта США и ЕС для стран с переходной экономикой. – М. – 2007.

 

 

по дисциплине: «Менеджмент»

 

Тема: «Общие и частные принципы менеджмента» №3

 

Студентка: Быхун Диана

Группа: ЭК-23

Факультет: ИЭМ

Руководитель:

 

Белгород 201__

Оглавление

  Введение………………………………………………………………………3  
1. Взаимосвязь принципов менеджмента с проблемами экономики……………………………………………………………………..5  
2. История становления и развития принципов менеджмента………………………………………………………………….8  
3. Понятия о принципах менеджмента, их классификация и характеристика……………………………………………………………….14  
4. Перспективы развития принципов менеджмента в управлении современной российской организации…………………………………….26  
  Заключение…………………………………………………………………..34  
  Библиографический список…………………………………………………36    

 

Принципы управления – это общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития. Это общие закономерности, в которых реализуются отношения между различными элементами управленческой системой.

Принципы в менеджменте – одна из наиболее исследуемых категорий, поскольку они предъявляют требования к управлению организацией, описывают то, каким должен быть руководитель, и создают базу для того, чтобы эффективно управлять. Несомненно, что каждая личность имеет свои особенности, и современный руководитель вовсе не обязан следовать принципам управления, сформулированным в начале ХХ века. Напротив, каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа.

Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы управления и можно ли в современном производстве обойтись без них? Ведь в прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную деятельность. Здесь нужно отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определенными принципами, может быть, упрощенными.

Актуальность темы связана с тем, что в современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные практикой принципы управления, невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия и экономики в целом. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. Таким образом, цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность понятия принципов менеджмента, подробно разобрать их виды, их функции, и исследовать влияние современных принципов менеджмента на российские организации.

Задачи курсового проекта заключаются в том, чтобы:

1)Исследовать взаимосвязь принципов менеджмента с проблемами экономики;

2)Изучить историю их развития;

3)Разобрать виды принципов менеджмента, их характеристику и классификацию;

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

 

 

ГЛАВА 1. Взаимосвязь принципов менеджмента с проблемами экономики

Несмотря на большое разнообразие типов, и видов ме­неджмента, им присущи общие основы, исходные положе­ния и правила. Они называются принципами менеджмен­та. Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществле­нию своих управленческих функций [7]. Эти принципы – от­ражение объективных закономерностей практики управле­ния. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, уста­навливаются взаимоотношения между его уровнями, меж­ду организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

В настоящее время, в экономической сфере возникает множество различных проблем: безработица, увеличение задолженности по оплате труда, пенсий и детских пособий, обострение проблемы трудоустройства, банкротство фирм. Реалии современного мира предлагают различные способы стимулирования трудовой активности работников организаций. В их числе находятся и способы социальной мотивации, обоснованием которых могут служить принципы системы менеджмента качества. Изменения, произошедшие в социально-экономической сфере нашей страны, повлияли на содержания, условия труда и на отношение работников к труду. В этом контексте следует рассматривать работников не как производственный ресурс, а как полноправных партнеров с индивидуальными и групповыми интересами, далеко не всегда совпадающими с интересами работодателей. Поэтому учет запросов работников выступает как необходимый элемент развития социально-трудовых отношений. Условия и организация труда формируют трудовую активность и обусловливают реализацию трудового и творческого потенциала работника – использования своих способностей, образовательного уровня и профессиональной компетентности. Социологические исследования показали, что в увеличении производительности труда высокую значимость имеют социальные факторы, повышающие привлекательность организации и определяющие трудовое поведение работников. Социальные факторы в своей совокупности определяют формирование и развитие качества трудовой жизни. Сущность концепции качества трудовой жизни заключается в том, что главным мотиватором труда работника является удовлетворенность потребностей и своих личных, и потребностей производства.

Существует множество определений качества трудовой жизни. Под мотивацией развития качества трудовой жизни подразумевается процесс создания условий, в рамках которых у субъектов (или социальных групп) возникает потребность в межсубъектных взаимодействиях в области развития элементов трудовой жизни. Это означает, что каждый субъект (социальная группа) оценивает, что и какими средствами он может удовлетворить свои потребности, т.е. оценивает качество элементов трудовой жизни [14].

Процесс формирования мотивов можно рассматривать в виде модели, например, используя методы математического моделирования, или состоящей из пяти следующих одна за другой стадий. Первая стадия – актуализация потребностей субъектов социально-трудовых отношений (принцип менеджмента качества «вовлечение работников»). Вторая – поиск путей удовлетворения потребностей (процессный подход – осуществляется менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности субъектов). Третья стадия – определение структуры взаимодействия, т.е. распределение целенаправленных действий между субъектами (процессный подход). Четвёртая – реализация действий субъектов для удовлетворения актуализированных потребностей (процессный и системный подходы). Пятая – получение результата (достижение конкретных целей), обсуждение, принятие решений и формирование новых потребностей – развитие качества трудовой жизни (шестой и седьмой принципы менеджмента качества) [5]. Следовательно, можно говорить о неразрывной связи методов социальной мотивации в развитии качества трудовой жизни и методов менеджмента качества. Условиями связей являются осознание целей и общность в подходах к их достижению.

Выводы:

· Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществле­нию своих управленческих функций.

· В настоящие время, в экономической сфере возникает множество различных проблем: безработица, увеличение задолженности по оплате труда, пенсий и детских пособий, обострение проблемы трудоустройства, банкротство фирм. Реалии современного мира предлагают различные способы стимулирования трудовой активности работников организаций.

· Социологические исследования показали, что в увеличении производительности труда высокую значимость имеют социальные факторы, повышающие привлекательность организации и определяющие трудовое поведение работников.

· Методы менеджмента можно использовать при рассмотрении обсужденных вопросов, связанных с качеством трудовой жизни, также были приведены примеры применения принципов менеджмента к рассмотренной тематике социальной мотивации и улучшения качества трудовой жизни, то есть к одним из проблем экономики.

 

ГЛАВА 2. История становления и развития принципов менеджмента

Принципы управления – общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития [10]. Это общие закономерности, в которых реализуются отношения между различными элементами управленческой системой.

В древних цивилизациях Египта, Греции, Рима и Китая те, кто командовал войсками, осуществлял внутреннюю политику и занимался организацией религиозной жизни, нуждались в знаниях о методах эффективного управления.

Религиозные организации средневековья, и прежде всего римская католическая церковь, внесли свой вклад в развитие управленческих технологий, создав исключительную по сложности иерархическую структуру, построенную по территориальному принципу. Другие основные элементы современного управления, такие как единоначалие, делегирование полномочий, исполнительная вертикаль и принцип соотношения линейных и штабных подразделений, впервые появились в военных организациях. В конечном счете, поиски наиболее эффективной стратегии предприятия привели к возникновению науки управления как академической дисциплины.

Автором одних из первых принципов управления был Ф.Тейлор, он сформулировал основные подходы к организации производства:

1. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их подбор и профессиональное обучение.

2. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.

3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами[14].

Немало важный вклад сделал А.Файоль. Он сформулировал следую­щие четырнадцать принципов управления:

1. Разделение труда – специализация работ, необходимая для эффектив­ного использования рабочей силы.
2. Полномочия и ответственность – каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу.
3. Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны приме­нять справедливые санкции к нарушителям норм порядка.
4. Единоначалие – работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5. Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность интересов – интересы организации имеют преимущество перед интересами личности.
7. Вознаграждение персонала – получение работниками справедливого вознаграж­дения за свой качественный труд.
8. Централизация – организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной про­порции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9. Скалярная цепь (линия власти) управления – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между

всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
10. Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость – установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.
13. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве – сила) [12].

Таким образом, Анри Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал строго обязательные принципы управления, которые сохраняют свое значение и по сей день. Работы Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика - лежат в основе современной теории управления. Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимались ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта.

Муни и Рейли утверждали, что существуют свойства организации, которые проявляются во всех без исключения группах людей, и что результативное управление возможно только за счет знания этих свойств. Свою главную задачу они видели в том, чтобы сформулировать принципы построения эффективной структуры, дополнив, таким образом, работу Файоля. В окончательной редакции 1947 г. перечисляется 4 таких принципа:

1) Принцип координации, требующий единства действий, направленных на достижение общей цели. Координация достигается не только за счет единоначалия, но и за счет корпоративной солидарности служащих.

2) Принцип иерархии ("скалярный принцип"), указывающий на то, что власть и полномочия должны возрастать пропорционально друг другу, и каждый служащий должен быть связан с главой всей организации четко определенной властной вертикалью, по которой к нему поступают распоряжения.

3) Принцип функциональности, указывающий на важность специализации в выделении структурных подразделений и формальных ролей. Эффективность организации в целом зависит от правильности идентификации исполняемых ею операций и координации действий, ответственных за них групп.

4) Принцип линейного и штабного персонала. Представители линейного персонала связаны друг с другом отношениями "руководитель-подчиненный", в то время как штабные служащие выполняют обязанности консультантов и советников. Линейный персонал - это те, чьи позиции входят в состав основных иерархических вертикалей, в отличие от связанных с ними менее жестко штабистов. Штабные службы существуют как вспомогательные по отношению к линейному персоналу.

Муни и Рейли рассматривали управление как искусство вдохновлять и направлять других людей, в то время как под организацией они понимали координацию исполнения поставленных перед служащими задач. Таким образом, основной задачей управления является создание эффективной организационной структуры.

Принципы управления Г.Эмерсона:

1. Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

2. Здравый смысл, т.е. подход с позиции здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

3. Компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанных с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным;

4. Дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку;

5. Справедливое отношение к персоналу;

6. Быстрый, надежный, полный, точный постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива;

8. Нормы и расписание, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;

9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

10. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

11. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;

12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника [4].

Важно заметить, что впервые принципы управления в том виде, в котором они существуют в настоящее время были сформулированы в работах Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, А.Файоля. Списки принципов, сформулированных Тейлором, Файолем, Муни, Рейли, Эмерсоном многократно подвергались критике как со стороны управленцев, пытавшихся применить их на практике, так и ученых-теоретиков.

Несмотря на то, что многие из критических замечаний, по всей видимости, справедливы, принципы менеджмента продолжают преподаваться как фундаментальные основы искусства управления. Верно, что большинство из них не подвергалось систематической эмпирической проверке, и в этом смысле они должны восприниматься как гипотезы, а не как окончательные выводы. Но, с другой стороны, именно как важные гипотезы они обозначают направления будущих исследований в управленческой науке.

Выводы:

· Принципы управления – общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

· Анри Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал строго обязательные принципы управления, которые сохраняют свое значение и по сей день.

· Ф.Тейлор сформулировал основные подходы к организации производства.

· В 1911 году инженер Г.Эмерсон формулирует и рассматривает принципы управления предприятием, причем обосновывает их примерами не только промышленных организаций.

· Впервые принципы управления в том виде, в котором они существуют в настоящее время были сформулированы в работах Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, А.Файоля.

· Сформулированные принципы управления многократно подвергались критики, кроме того, большинство из них нужно воспринимать, как гипотезы, так как они не повергались эмпирической проверки.

 

ГЛАВА 3.Понятия о принципах менеджмента, их классификация и характеристика

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными[10].

Принципы управления достаточно различны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным целям организации, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития.

Таким образом, принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления [10].Различают общие и частные принципы управления.

Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими [20]. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности

К основным из них относятся следующие:

1. принцип единства политики и экономики;

2. научность;

3. системность и комплексность;

4. принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;

5. принцип централизации и децентрализации;

6. принцип пропорциональности в управлении;

7. принцип единства распорядительства в управлении;

8. принцип экономии времени;

9. принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;

10. принцип делегирования полномочий;

11. принцип обратной связи;

12. принцип экономичности;

13. принцип эффективности;

14. принцип мотивации.

 

Принцип единства политики и экономики

Экономика является базисом любого государства и общества и подчиняется объективным экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование приводит к экономическому росту, а игнорирование или не учет проявляются в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке [9].

Принцип научности

Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности – противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания: от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно).

Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники.

Другое важное противоречие принципа научности – единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека.

Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется там, где сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма.

Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и, прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях [7].

 

 

Принцип системности и комплексности

Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д.

Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность – развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность – к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям [7].

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений

Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и другим направлениям несут полную ответственность за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу [1].

Принцип демократического централизма

Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия – соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов – предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.