Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические системы общества на различных этапах его исторического развития




Человек — дитя Природы и Общества. Наука, литература и искусство запечатлели в своих творениях эту двойственную природу человека: с одной стороны, человек — это Homo sapiens — существо земное, биологическое; с другой стороны, человек — это Anthropos — существо возвышенное, которому присуще нечто только человеческое, а не просто земное и биоло­гическое. Реальная жизнь человека всегда протекает в обществе — в семье, коллек­тиве, организации, нации, классе, армии, государстве и т.п. Исторически, т.е. в прошлом и настоящем, человек всегда жил и живет в окружающем его соци­альном мире. И поэтому все общественные науки пытались понять тот мир, который окружает человека.

Мировое общество имеет богатый исторический опыт организации соци­альной и прежде всего экономической жизни как на макро-, так и на микро­экономическом уровне. Уже при первом и самом поверхностном анализе это­го опыта обнаруживается, что формы организации экономической жизни об­щества и на том, и на другом уровне сложны и многообразны. При этом экономическая наука еще не выработала единый универсальный критерий, по которому легко и просто можно было бы установить основные типы и виды форм и способов организации экономической жизни. Для этих целей, как пра­вило, используют несколько критериев: уровень развития производительных сил, формационный и цивилизационный подходы, различные обобщенные показатели и т.д.

1) Первым критерием характеристики различных систем организации эко­номической жизни общества можно считать уровень развития производитель­ных сил общества. С этой точки зрения классической следует признать тео­рию, которая в истории развития человеческого общества выделяет три ста­дии развития: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Основные характеристики этих стадий можно представить в табл.

Основной недостаток данной концепции экономического развития обще­ства состоит в том, что при таком подходе не учитываются социальные отно­шения между людьми. В связи с этим в экономической науке при характери­стике экономических систем общества используется другой методологичес­кий подход, при котором степень развития общества учитывает не только уровень развития производительных сил, но и развитость экономических и всех других социальных отношений и связей. Этот подход в свою очередь имеет два критерия: формационный и цивилизационный.

 

 

Таблица Основные характеристики трех стадий экономического развития

Показатели Основные характеристики, раскрывающие содержание показателей
Стадии развития общества Доиндустриальная Индустриальная Постиндустриальная
Главная сфера экономики Сельское хозяйство Промышленность Сфера услуг и наука
Основной лимитирующий фактор производства Земля Капитал Информация
Основная господствующая социальная группа Собственники земли Собственники капитала Собственники информации

2) Суть формационного подхода состоит в том, что в основу развития обще­ства берется формация, которая учитывает и уровень развития производи­тельных сил, и характер собственности, и целый ряд других аспектов эконо­мических и социальных отношений. Основатель этой теории К. Маркс выде­лял три большие формации: первичную (или архаичную), вторичную (или экономическую) и третичную (или коммунистическую). Первичная форма­ция, основанная на примитивной общественной форме собственности, вклю­чала в себя первобытно-общинную стадию развития и частично азиатский способ производства. Вторичная формация, основанная на частной форме собственности, включала в себя поздний азиатский способ производства, раб­ство, феодализм и капитализм. Третичная формация — это длительная исто­рическая эпоха перехода к формированию высоко развитой общественной формы собственности. Позднее эти взгляды К. Маркса многими социологами были поняты вульгарно, как единый всеобщий путь, по которому роковым образом обречены идти все народы, невзирая на различия в исторических условиях их развития, и жестко интерпретированы в концепцию пяти спосо­бов производства: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический, хотя сам К. Маркс не настаивал на этой пятиступенчатой схеме развития для всех народов и выделял также ази­атский способ производства. Накопленный опыт развития цивилизации показывает, что третичная формация – это недостижимая утопия, но только историческое будущее покажет, какой формации и какому способу производства суждено выжить, развиваться и крепнуть.

3) Цивилизационный критерий развития общества состоит в том, что за основу развития общества берутся формирование и реализация потребностей индивидуального человека и общества в целом. Первые элементы этого подхода можно найти среди тех историков, которые в развитии человечества вы­деляли три исторических этапа: дикость, варварство и цивилизацию. На со­временном этапе развития социальных наук можно было бы выделить три основных направления в цивилизационном подходе.

а) Первое направление за основу поступательного развития человечества как особой формы цивилизации берет научно-технический и культурно-истори­ческий прогресс. С этой точки зрения традиционно выделяются семь цивили­заций, которые последовательно сменяли друг друга в истории развития че­ловеческого общества:

1.Неолитическая — 7 — 4-е тысячелетия до н.э.

2.Восточно-рабовладельческая — 3—1-е тысячелетия до н.э.

3.Античная — VII в. до н. э. — VI в. н.э.

4.Раннефеодальная — VII — XIII вв.

5.Прединдустриальная — XIV—XVIII вв.

6.Индустриальная — 60-е годы XVIII в. — 70-е годы XX в.

7.Постиндустриальная — с 80-х годов XX в. по настоящее время.

б) Второе направление цивилизационного подхода за основу развития чело­веческого общества принимает теорию этногенеза. Основатель этой теории, выдающийся русский историк, географ и социолог Лев Николаевич Гумилев (1912—1992) полагал, что люди — это организмы, живущие на определенной территории в коллективах-этносах. Эти коллективы-этносы, существующие в пространстве и во времени, осознают свою общность и одновременно про­тивопоставляют себя другим народам исходя из чувства комплиментарности — подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, того ощущения, которое безошибочно и подсознательно определяет «своих» и «чужих», утверждая: это «мы», а это «вы». Приспосабливаясь к условиям окружающей среды, ландшафта, природы, пространства, коллективы-этносы вырабатывают свои правила поведения — стереотипы, или исторические тра­диции, которые и составляют основное отличие членов одного этноса от другого.

У всякого этноса есть начало и конец, как есть начало и конец у человека. Этнос рождается, мужает, стареет и умирает. Каждый этнос возникает вслед­ствие микромутации, т.е. изменения стереотипа поведения. Толчком к такому изменению поведения выступает пассионарность — повышенная тяга к дей­ствию и к стремлению «быть самим собой», не подчиняться общим установ­кам. Носителями пассионарности выступают небольшие группы людей — пассионариев, которые стремятся изменить окружающий мир и внедрить но­вые стереотипы поведения. Так создается новый этнос, который проходит ряд закономерных фаз развития (подъем, акматическая фаза, надлом, инерцион­ная фаза, обскурация и мемориальная фаза). Продолжительность жизни этноса, как правило, составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет. Новый цикл развития рождает новая пассионарная популяция, ко­торая создает новый этнос. Очередной виток этногенеза ведет к тому, что человечество не исчезает с лица Земли.

в) Критерием третьего направления цивилизационного подхода при анали­зе развития человеческой цивилизации являются духовные, и прежде всего религиозные, ценности, их возникновение, борьба, уход в небытие, выжива­ние и современное развитие. Так, английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) основной единицей исторического процесса счи­тал локальную цивилизацию — общность людей, объединенных духовными традициями и проживающих на данной территории. Исторически он выделя­ет первичные, вторичные и третичные цивилизации. Всего в истории челове­чества он насчитывал их свыше двух десятков. К концу XX в. и началу XXI столетия основными являются восемь цивилизаций: западнохристианская, православно-христианская, иудейская, исламская, индуистская, дальневосточ­ная, буддистская, конфуцианская. Как об особой можно говорить и об аф­риканской цивилизации. При этом каждая цивилизация в своем развитии может пройти четыре этапа: генезис, рост, упадок, дезинтеграция. Основной критерий этого подхода — прогресс в сфере духовности, понимаемый как становление и развитие религий.

Оба подхода — формационный и цивилизационный — имеют право на существование в экономической и других социальных науках. Доминантой формационного подхода является учет экономических факторов развития; сильной стороной цивилизационного подхода — учет других, прежде всего социальных, факторов развития человеческого общества. Вместе с тем и фор­мационный, и цивилизационный подходы имеют свои недостатки: они не принимают во внимание качественные различия хозяйственных систем в со­временном мире.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.