Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декодирование принимаемой кодовой комбинации. 2 страница




Следующим этапом процедуры быстрого декодирования является определение локаторов ошибок и (блок 4 алгоритма рис. 1). Для этого, так же как и в лабораторной работе 2, сначала определим обратные им величины и , являющиеся корнями полинома . В нашем случае в Matlab эту операцию можно выполнить с помощью команд:

.

В результате их выполнения получаем: , что соответствует Для нахождения значений локаторов ошибок и необходимо вычислить величины, обратные значениям найденных корней, т.е. . Это нетрудно сделать, воспользовавшись данными табл. П.2, или с помощью команды Matlab

.

В результате её выполнения выводятся значения , которые в степенном представлении (см. табл.П.2) соответствуют значениям и . Это указывает на то, что ошибки в кодовой комбинации (10) находится на позициях, соответствующих и в многочлене (12).

Для вычисления значений ошибок (блок 5 алгоритма рис. 1) воспользуемся алгоритмом Форни [4], по которому

, (19)

где − производная от полинома локаторов . Вычисление производной от многочлена над полем осуществляется по следующему правилу:

,

причём выражение для каждого вычисляется в обычной арифметике, а результат этого вычисления интерпретируется как элемент поля , и далее произведение этого элемента на соответствующий коэффициент , также являющийся элементом поля , определяется по правилам умножения поля [6].

Применяя данное правило к найденному полиному локаторов (17) над полем , находим, что . Подставляя этот результат в (19) и учитывая (18), с использованием арифметики поля получаем:

;

.

В Matlab эти вычисления можно выполнить с использованием команд:

;

;

.

После их выполнения получаем: .

Найденные значения ; ; и позволяют записать вычисленный полином ошибок в виде

,

после чего процедура исправления ошибок (блок 6 алгоритма рис. 1) сводится к сложению с (12), выполняемого по правилам поля . Это сложение даёт:

,

что соответствует вектору переданной кодовой комбинации (8).

4.4. Краткое описание алгоритма моделирующей программы и методики работы с ней.

Блок-схема укрупненного алгоритма моделирующей программы представлена на рис.1.1, она включает в себя 10 блоков. В блоке 1 осуществляется ввод определяющих режим моделирования данных. К их числу относятся: значение вероятности ошибки в дискретном канале, а также исправляющая способность исследуемого кода и число бит , содержащихся в одном символе кода РС.

В блоке 2 по заданным и определяются общее число недвоичных символов в блоке кода и число информационных символов , а также производится формирование последовательности передаваемых равнове роятных недвоичных сообщений (символов кода РС с объёмом алфавита ), разбиение её на блоки, содержащие по символов, и кодирование их исследуемым кодом. В блоке 3 производится преобразование сформированной () и закодированной () последовательностей -ичных знаков в двоичные (соответственно и ). Последовательности и необходимы для определения оценок вероятностей ошибок в канале и системе с кодеком, осуществляемого по двоичным символам; кроме того, сигнал подаётся далее на вход моделируемого двоичного канала. Посредством блоков 4, 5 и 6 осуществляется моделирование дискретного симметричного канала без памяти, включающего в себя передатчик (блок 4) и приёмник (блок 6) модема с фазоманипулированным (ФМ) сигналом и непрерывный канал (блок 5), имитирующий линию связи. В блоке 4 последовательность двоичных символов преобразуется в отсчёты соответствующего ей фазоманипулированного (ФМ) сигнала, передаваемого в канал связи. В качестве модели непрерывного канала в данной работе используется гауссов канал (т.е. канал с аддитивным гауссовским шумом). При этом соотношение «сигнал-шум» в непрерывном канале , где − энергия одной посылки сигнала; − односторонний энергетический спектр шума, выбирается из условия обеспечения заданной вероятности ошибки в дискретном симметричном канале с ФМ, образуемом блоками 3, 4 и 5 рассматриваемой модели, на основе известного соотношения: , где − интеграл вероятностей. В блоке 5 осуществляется измерение энергии модулированного сигнала, соответствующего передаче одного элементарного сообщения, а затем формируются отсчеты дискретного белого гауссовского шума, энергетический спектр которого при измеренном значении обеспечивает заданное на моделирование отношение «сигнал-шум» . Отсчеты этого шума складываются с отсчетами передаваемого сигнала, формируя тем самым выходной сигнал непрерывного канала.

В блоке 6 производится моделирование оптимального приемника ФМ сигнала, осуществляющего его демодуляцию.

В блоке 7 полученные в результате демодуляции оценки принимаемых символов сравниваются с символами последовательности , сформированными на выходе блока 3; при несовпадении фиксируются ошибки. Отношение количества обнаруженных ошибок к общему числу переданных символов кода и представляет собой оценку вероятности ошибки в дискретном канале.

В блоке 8 полученные после демодуляции двоичные кодовые символы преобразуются в последовательность -ичных знаков, что необходимо для выполнения операции декодирования, осуществляемой в блоке 9. Результат декодирования в этом же блоке преобразуется в двоичные символы, которые в блоке 10 сравниваются с с символами последовательности , сформированными на выходе блока 3. При несовпадении символов фиксируются ошибки. Отношение числа ошибок к общему количеству знаков последовательности (которое меньше числа переданных символов, содержащихся в , поскольку отражает только информационные символы передаваемых кодовых комбинаций кода РС) и представляет собой оценку вероятности ошибки в системе с кодеком.

Для запуска моделирующей программы необходимо в командном окне системы Matlab набрать название программы lab_rab_3 и нажать клавишу Enter. Также программу можно запустить щелчком левой кнопки мыши по кнопке Run (зелёный треугольник) на панели инструментов окна Editor системы Matlab (при условии, что в этом окне активирована программа lab_rab_3). После запуска программы в командном окне появляется сообщение: “Введите значение вероятности ошибки в канале без кодека p=”. При его получении нужно ввести (т.е. набрать в командном окне) значение в соответствии с вариантом задания и нажать клавишу Enter. При этом в качестве символа, разделяющего целую и дробную части числа при его десятичном представлении следует использовать не запятую, а точку. Получив два последующих сообщения “Введите значение исправляющей спосбности t =” и “Введите число бит, содержащихся в одном символе кода m =”нужно аналогичным образом ввести запрашиваемые программой данные. После этого начинается выполнение программы. Этапы её выполнения индицируются сообщениями, выводимыми на экран (в командном окне). По окончании выполнения программы в командном окне выводятся значения (p_kan) и (p_kod), являющиеся результатами компьютерного эксперимента.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Как связаны параметры кодов Рида-Соломона ( и ) с количество двоичных элементов , содержащихся в одном символе кода РС, и исправляющей способностью кода (выраженной в количестве недвоичных символов) ?

2. Изложите методику определения порождающего многочлена кода Рида-Соломона.

3. Изложите методику кодирования с использованием кода Рида-Соломона.

4. Изложите методику определения синдрома.

5. Изложите сущность алгоритма быстрого декодирования кодов Рида-Соломона.

6. Какую задачу решает алгоритм Берлекэмпа-Месси? В чём заключается его преимущество по сравнению с алгоритмом Питерсона-Горенстейна-Цирлера?

7. Расскажите, как реализуются вычисления, предписываемые алгоритмом Берлекэмпа-Месси (по рис.2).

8. Как определяются коэффициенты многочлена локаторов ошибок?

9. Какую задачу решает алгоритм Форни?

10. Расскажите, как реализуются вычисления, позволяющие одновременно с реализацией алгоритма Берлекэмпа-Месси определить многочлен значений ошибок (по рис.2).

11. В чём заключается сущность алгоритма Форни?

12. Как осуществляется вычисление производной от многочлена над полем ?

13. Как определяется число ошибок в принятой кодовой комбинации при реализации алгоритма быстрого декодирования кодов Рида-Соломона.?

14. Как определяется местонахождение ошибок в принятой кодовой комбинации и как они исправляются?

15. Как построена моделирующая программа (привести ее алгоритм)?

16. Как оценивается вероятность ошибки в дискретном канале (без кодека) и в системе с кодеком?

17. Как зависит вероятность ошибки в системе с кодеком от исправляющей способности и скорости кода?

Литература

1.Конспект лекций.

2. Султанов Б.В., Иванов А.П., Геращенко С.М. Математические основы построения помехоустойчивых блочных кодов. Учебное пособие. ПГУ, 2006.

3. Султанов Б.В., Дорошкевич В.В. Методические указания к лабораторной работе № 2 «Коды БЧХ». ПГУ, 2012.

4. Блейхут Р. Теория и практика кодов, контролирующих ошибки.− М. «Мир», 1986.

5. Кларк Дж. мл., Кейн Дж. Кодирование с исправлением ошибок в системах цифровой связи. – М.: Радио и связь, 1987.

6. Ван дер Варден. Алгебра..− М. «Наука», 1979.

 


Приложение

Таблица П.1.1. Варианты заданий к п. 3 − 4 лабораторной работы 3.

№ вар. (задание)
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Таблица П.1.2 Варианты заданий к п.5 лабораторной работы 3

 

№ вар.
  0.01 1;3 2;3 1;4 2;4 3;4 3;5
  0.015 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 5;5
  0.025 3;4 4;4 5;4 3;5 4;5 7;5
  0.05 4;4 5;4 6;4 5;5 6;5 13;5
  0.007 1;3 2;3 1;4 2;4 3;4 3;5
  0.012 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 5;5
  0.048 4;4 5;4 6;4 5;5 6;5 12;5
  0.033 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 10;5
  0.021 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 7;5
  0.058 4;4 5;4 6;4 5;5 6;5 13;5
  0.027 3;4 4;4 5;4 3;5 4;5 10;5
  0.039 4;4 5;4 6;4 5;5 6;5 12;5
  0.013 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 7;5
  0.035 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 11;5
  0.009 1;3 2;3 1;4 2;4 3;4 4;4
  0.049 4;4 5;4 6;4 6;5 8;5 12;5
  0.019 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 8;5
  0.0335 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 11;5
  0.011 1;3 2;3 1;4 2;4 3;4 4;4
  0.03 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 10;5
  0.042 4;4 5;4 6;4 5;5 6;5 12;5
  0.029 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 10;5
  0.0455 4;4 5;4 6;4 5;5 6;5 12;5
  0.014 1;3 2;3 1;4 2;4 3;4 4;4
  0.02 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 8;5
  0.034 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 11;5
  0.022 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 8;5
  0.04 4;4 5;4 6;4 5;5 6;5 12;5
  0.017 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 7;5
  0.044 4;4 5;4 6;4 5;5 6;5 12;5
  0.023 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 8;5
  0.032 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 11;5
  0.043 4;4 5;4 6;4 5;5 6;5 12;5
  0.038 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 11;5
  0.056 4;4 5;4 6;4 5;5 6;5 13;5
  0.024 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 8;5
  0.047 4;4 5;4 6;4 6;5 8;5 12;5
  0.0255 2;4 3;4 4;4 4;5 5;5 9;5
  0.031 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 10;5
  0.055 4;4 5;4 6;4 5;5 6;5 13;5
  0.026 2;4 3;4 4;4 4;5 5;5 9;5
  0.016 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 6;5
  0.0355 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 11;5
  0.046 4;4 5;4 6;4 6;5 8;5 12;5
  0.028 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 10;5
  0.037 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 11;5
  0.041 4;4 5;4 6;4 6;5 8;5 12;5
  0.018 2;4 3;4 4;4 3;5 4;5 7;5
  0.036 3;4 4;4 5;4 4;5 5;5 11;5
  0.045 4;4 5;4 6;4 6;5 8;5 12;5

 

 

Таблица П.2. Представления элементов поля (расширения поля по модулю примитивного многочлена )

 

  Степенное Многочленное Двоичное Десятичное
   
     
   
   
   
   
   
   
     

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.