Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медитация с опорой




 

– Как видно из названия, занимаясь ей, нам придется на что‑то опираться. О чем идет речь? В качестве опоры будем выбирать различные предметы или явления. Начнем с позы. Согласно классическим канонам медитацию следует проводить в сидячем положении, с ровной спиной, скрещенными ногами и руками, опущенными вниз, и сложенными одна в другую ладонями. При этом ладони должны смотреть вверх, образуя своего рода чашу. У женщин правая ладонь сверху, у мужчин – левая. Такая поза необходима для беспрепятственного прохождения энергии по каналам внутри тела. Чтобы спина не уставала, можно сесть на диван или в кресло (у вас появится возможность откинуться на спинку).

Опора. Для чего она нужна и что ей может стать? Медитация с опорой считается самым простым видом, потому что во время занятий выбирается какой‑то объект для созерцания. Тогда проще удержать внимание, не теряя его. Это самый первый этап в тренировке осознанности.

Проведем опыт. Разуйся и сядь сейчас на диван в позу медитации, – сказал мне Дрейк, указав на стоящую в стороне софу.

Я сделал, как он велел.

– Глаза можешь держать открытыми или закрытыми – все равно. Главное – удобство. Теперь выбери объект для созерцания. Что‑то перед собой, если не закроешь глаза, или нечто внутри себя, если захочешь их закрыть.

Я решил попробовать для начала с открытыми глазами и выбрал в качестве опоры картину на стене.

– Перед тем как приступать к медитации, всегда следует привести в порядок свое душевное состояние. Если ты беспокоишься о чем‑то во время практики, то она не принесет плодов. Мысли так активно будут атаковать тебя, что никакой осознанности не получится. Ты постоянно будешь о чем‑то думать. Поэтому, усевшись, переведи внимание на все тело (представь, что оно зеленого цвета) и глубоко вдохни (как будто всем своим существом). Почувствуй, как воздух входит в тебя через поры кожи, наполняя покоем и чувством расслабленности. Затем выдохни через рот, как будто задуваешь свечу. Представляй, что на выдохе воздух окрашен в синий цвет и уносит с собой все беспокойство. Сделай три вдоха‑выдоха и переводи внимание на выбранную опору.

Смысл заключается в том, чтобы просто созерцать объект, не испытывая при этом никаких эмоций и мыслей. Как только они будут появляться, снова возвращай внимание на объект. Мысли могут возникать, когда ослабевает внимание. Никаких усилий прилагать не надо. Только спокойное, расслабленное созерцание, без оценок и характеристик. Во время созерцания, особенно если глаза закрыты, объект может меняться. В этом случае ничего предпринимать не надо, просто наблюдай за происходящим. Поймай состояние покоя, в котором тебе удается сохранять внимание в равновесии, и будь в нем, следя за его изменением. Как только почувствуешь, как что‑то меняется, снова возвращай все на место. Поначалу трудно удержать внимание на опоре хотя бы минуту – мысли постоянно уводят в сторону. Заметив, что внимание вместо объекта устремлено на них, не надо себя ругать или винить, плавно верни его обратно и наблюдай дальше.

Я попробовал медитировать с открытыми и закрытыми глазами, меняя точки опоры. Как ни странно, опыт прошел легче при закрытых глазах. Объект действительно изменялся, двигался, кружился, но мне удавалось какое‑то время просто наблюдать за ним, не выражая эмоций и не давая оценок. Однако спустя какое‑то время я замечал, что начинаю думать о чем‑то постороннем. С открытыми глазами мне почему‑то вообще не удавалось достичь состояния расслабления. Возникало напряжение и появилась усталость в глазах. Закончив опыт, я рассказал о своих впечатлениях Винсу.

– Будем считать, что с первым заданием ты справился, – выслушав меня, сказал Дрейк. – Теперь в качестве опоры выберем музыку, которую я сейчас включу. Задача та же – полностью перевести внимание на объект и созерцать его без оценок и комментариев.

Зазвучала мелодия. Я закрыл глаза и плавно перевел внимание на нее. Удержаться в состоянии пассивного наблюдателя на этот раз было легче, чем в первый. Единственной помехой стали возникающие в голове картинки. Я обращал на них внимание, и у меня появлялись ненужные мысли. Постоянно приходилось ловить себя на этом. Прошло минут десять, Дрейк выключил музыку и спросил о моем опыте. Я охотно поделился впечатлениями.

– С каждым, кто впервые начал практиковать упражнения, происходит нечто подобное, – сказал Винс. – Ничего, со временем научишься не обращать внимания на эти картинки. Я специально предлагаю тебе разные варианты опор, чтобы ты заметил их сходства и различия. В следующем упражнении мы снова станем практиковать медитацию с опорой, но теперь в качестве нее будет выступать наше собственное тело. Ты уже знаешь, как переносить внимание на все тело. Так вот, сейчас необходимо сделать то же самое, только на более продолжительное время. Смысл опыта остается прежним – расслабленно удерживать внимание на опоре, не замечая появляющиеся мысли или образы.

Помню, как в Непале, когда я участвовал в семинаре по медитативным практикам, учитель, что вел его, давал такое же наставление, как я сейчас даю тебе. И вот, один из учеников спросил: «А если у меня что‑то болит?» Тогда наставник улыбнулся и ответил: «Ну это вообще подарок». Участники засмеялись. Тогда учитель добавил, обращаясь ко всем: «Если у вас что‑то болит, наблюдайте боль». Полагаю, это очень ценный опыт – наблюдать боль как нечто находящееся вовне, что не является тобой. У тебя случайно ничего не болит? – вроде бы в шутку спросил Дрейк.

– До вчерашнего дня у меня периодически побаливал зуб, – ответил я. (Я как‑то забыл о нем, но сейчас, когда была затронута тема боли, он снова разнылся.)

Винсент засмеялся, как ребенок:

– Ты очень впечатлительный, Ник. Только мы заговорили про боль, как твой зуб заныл. Вероятно, мысль об этом получила порядочную энергетическую подпитку. Скажи, ты сильно боишься зубных врачей? Такое бывает с теми, кто испытывает ужас от одной мысли о бормашине.

– Я не слишком боюсь зубных врачей, но приятного в лечении зубов нахожу мало, – ответил я, пытаясь не выдавать смущения.

– Ладно, не буду больше доставать тебя. Вернемся к нашей теме, – уже спокойно продолжил Винс. – Повторю слова своего учителя: наблюдай боль. Поэкспериментируй, перенеся на нее внимание. Попробуй усилить его, потом, наоборот, отпустить. Посмотрим, что будет.

Я принялся за опыт. Проделывая все, как сказал Винс, следил за развитием и угасанием ощущений, пытался не обращать внимания на появляющиеся мысли и образы, воспринимать любое проявление как объект для наблюдения. Прошло десять минут, и Дрейк дал сигнал к прекращению практики.

– Как успехи? – спросил он.

– Ощущения очень необычные. Когда я обращал внимание на боль в зубе, она словно получала команду усиливаться. Не знаю почему, но это ощущение становилось все ярче и ярче. Тогда я отстранялся от нее. Практически реально чувствовал дистанцию между собой и болью. Я буквально осознавал, что это происходит не со мной, а просто где‑то что‑то болит. Осознавал это как факт. Эффект был потрясающий – боль исчезла вовсе. Я перестал ассоциировать ее с собой, и боль как будто сказала: «О'кей. Раз ты не принимаешь меня всерьез, то и проявляться мне незачем». Сейчас я ее по‑прежнему не чувствую, – сказал я с восторгом.

– Ну, ну, поспокойней! – поднял руку Дрейк. – А то она снова вернется… Нет и нет. Не надо из этого делать событие. Представь теперь во что превратится любая проблема, если ты станешь созерцать ее таким же образом. Она попросту лопнет, как мыльный пузырь. Ведь ты больше не думаешь о ней, как о чем‑то важном. Теперь это только виртуальный образ где‑то вне тебя. На него можно спокойно взглянуть без эмоций, страхов и содроганий. Повертеть во все стороны и отшвырнуть прочь, как старую ненужную вещь. Медитация учит воспринимать действительность такой, какая она есть на самом деле, а не нафантазированная нами.

Сейчас мы переходим к самому интересному этапу медитации с опорой, потому что в ее качестве теперь выступают возникающие в голове мысли и образы. Раньше мы пытались игнорировать их появление. Теперь, наоборот, будем переносить все внимание на них, но с одним условием – не вникать в их суть. Я хочу, чтобы ты увидел природу появления и исчезновения мысли. Если такая практика станет для тебя успешной, то и в повседневной жизни любую мысль и эмоцию можно будет распознавать еще до их возникновения. Давай начинай, – предложил он.

Я начал медитацию, пытаясь «опереться» на возникающие в голове мысли и образы. Особо интересным оказался один факт: когда я устремлял свое внимание в пустоту, собираясь отследить появление и развитие этих образов, они как будто прятались от меня. Ни одна мысль или картинка не появилась, когда я этого ждал. Если внимание хоть немного ослабевало, они тут же наваливались со всех сторон и тянули в круговорот оценок и характеристик. Так и прошла вся практика: то пустота, то рой навязчивых мыслей. Услышав сигнал Дрейка, я прекратил опыт и рассказал ему про свои наблюдения.

– То, что ситуация развивалась с переменным успехом, даже хорошо, – ответил он, выслушав мои комментарии. – По крайней мере, тебе удалось понять весьма полезную вещь. Когда ты осознан, к тебе не липнет никакая зараза. Если же внимание притупляется – ты снова оказываешься в ловушке. И вот, уже сам не понимая, как это произошло, ты сидишь и обдумываешь какую‑то мысль, возникшую в твоей голове и поглотившую внимание. Однако самое интересное в этом опыте заключается в изучении природы процесса появления мыслей. Удалось ли тебе заметить, как они появляются и на что похожи при этом твои ощущения?

– Я увидел, что между мыслями есть некое пространство, пустота. Они появляются порциями, потом снова следует перерыв. И так постоянно. Похоже на азбуку Морзе: точка – тире. А еще они напомнили мне волны на океанском побережье, которые то накатывают, то отходят обратно, – ответил я.

– Суть ты уловил точно, – довольно отметил Винс. – Условно мысли можно сравнить с волнами, которые то накатывают на берег, то отступают. Если переводишь на них внимание, они оживают и начинают расти. Так кажется, но это не совсем верно. Дело не во внимании, которое устремлено на них. Суть в эмоции, которой ты наделяешь мысль. Она растет, подобно океанской волне, только если получает энергию. В противном случае она затихает, не развившись в мыслительный процесс и не потянув тебя за собой.

Что же касается пустоты, тех промежутков, в которых нет ничего, пока мысли сменяют одна другую, так это и будет твоя опора для следующего опыта. Тебе нужно перенести внимание на такой промежуток и удерживать его там. Не забывай, что никаких усилий здесь не требуется. Ты просто должен спокойно пребывать в пустоте. Как только внимание станет ослабевать, возвращай его на промежуток. И еще: старайся не допускать появления мыслей вслед за этими пустотами. Ты уже знаешь, какое ощущение возникает, когда мысль вот‑вот родится. Почувствовав его, сразу лови пустоту – тогда мысли не появятся.

Смысл этой практики в том, чтобы научиться распознавать появление мыслей до того, как ты начнешь размышлять над чем‑то. Зная природу их возникновения и ощущение, которое охватывает тебя при зарождении очередной «волны», ты сумеешь избежать энергетических ловушек. Твой ум получит навыки работы с этой функцией и будет применять их автоматически. Конечно, необходимо постоянно держать себя в тонусе, медитируя регулярно.

Дрейк дал знак к началу медитации. Я расслабился, перевел внимание на пространство, откуда обычно появлялись мысли, и стал наблюдать за происходящим. История повторилась, как в опыте с отслеживанием.

Если находишься в пустоте – ничего не происходит. Когда внимание ослабевает – мысли начинают свою работу. Мне только два раза удалось заметить их на подходе и предотвратить появление. Во всех остальных случаях я сталкивался уже со вполне сформированной мыслью, которая стояла передо мной во всей красе.

Время истекло, и я прекратил медитацию, сделав доклад о своих наблюдениях.

– Разум, как и все тело, постоянно нуждается в тренировке, – начал Винс, выслушав меня. – Для достижения лучших спортивных результатов человек должен получать регулярную физическую нагрузку. Тогда тело крепнет, становится сильнее и выносливее. Никто сразу не пробежит марафон. Для этого нужны упорные занятия. Сознание не меньше тела нуждается в постоянных тренировках. Регулярно давая сознанию «нагрузку», ты закаляешь его для марафона длиною в жизнь. Этот процесс можно сравнить с весами. На одной чаше лежит прежняя, привычная модель мышления и поведения, на другой – новые наработки. Какая перевешивает, так ты и реагируешь на события. Мы столько лет собираем в одной из чаш разный хлам, что выровнять весы сразу невозможно. Практикуя методы, развивающие осознанность, нам удается развить в себе такие качества, которые не только помогают перевесить груз накопленного за долгие годы мысленного хлама, но и ослабить его сопротивление.

Итак, основные положения медитации с опорой мы изучили. Теперь посмотрим, что такое медитация без опоры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.