Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная точка №2




Дополнительная

Основная

1. Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка / И. Б. Голуб. – М.: Русский язык, 1997. – 256 с.

2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина. – 3-е изд. - М.: Наука, 1993. – 289 с.

3. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: МГУ, 1987. – 312 с.

5. Виноградов В. В. Стиистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 1963. – 323 с.

6. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка / А. Н. Гвоздев. – М.: Русский язык, 1965. – 297 с.

7. Ефимов А. Н. Стилистика русского языка / А. Н. Ефимов – М.: Русский язык, 1969. – 222 с.

8. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н.Ширяева. – М.: Языки славянской культуры,1998. – 420 с.

 

ЗАДАНИЕ 1. (32 балла) Определить тропы и охарактеризовать их.

1. Анчар, как грозный часовой, / Стоит один во всей вселенной (А.С. Пушкин).

2. Ваш шпиц, прелестный шпиц, / не более наперстка (А. Грибоедов).

3. "Высоко на шкафу стояли в тесноте серые от пыли гипсыгрек с вытекшим глазом, поэт со знаменитыми бакенбардами, лысая французская старуха, как зло изобразил её Гудон, музыкант со стихийным лбом, и, как мишень, чудесный флорентиец, воспевший ад, окрестности любви, рядом с тем мантуанцем, которого избрал себе в путеводители, ‑ и ещё казалось, будто одному из них, умершему в самый год своего рождения, творцу богов, пророков и сивилл, всё шепчет на ухо проницательный бородач из Пизы, что вот обшарил космос и, отыскав закон, нигде не нашёл бога " (Л. Леонов. Скутаревский). Имена каких знаменитых людей скрываются за этими тропами? Некоторые подсказки: д аты жизни Микеланджело (1475–1564) и Галилея (1564–1642).

Бюст Вольтера работы знаменитого французского скульптора Жана Антуана Гудона (1741-1828)

4. К нему применяли недозволенные методы следствия, то есть побои.

5. Российские самолёты наносят и будут наносить удары в Чечне исключительно по базам террористов, и это будет продолжаться, где бы террористы ни находились. …Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту — в аэропорту. Значит, Вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов. Всё, вопрос закрыт окончательно (В. Путин).

6. Гирей сидел, потупя взор, / янтарь в устах его дымился (вместо «янтарная трубка») (А. Пушкин «Бахчисарайский фонтан»)

7. С них отражал герой безумный, / Один в толпе домашних слуг, / Турецкой рати приступ шумный, /И бросил шпагу под бунчук (т.е. сдался туркам) (А. Пушкин): бунчук – это древко с лошадиным хвостом вместо стяга: символ власти у некоторых тюркских народов.

8. Скажи-ка, дядя, ведь не даром / Москва, спаленная пожаром, / французу отдана? (М.Ю. Лермонтов)

9. Я ускользнул от Эскулапа /Худой, обритый — но живой;/ Его мучительная лапа /Не тяготеет надо мной (А.С. Пушкин. «В.В. Энгельгардту»)

10. «Десять жатв прошло...» (М. Ломоносов). Здесь через жатву разумеется лето, через лето — целый год.

11. "Гриша замолчал и недели две ходил тихий и послушный. А потом даже повеселел, пел в ванной, смеялся, только совсем ничего не ел и все время подходил к зеркалу и себя ощупывал. "Что это ты такой веселый?" – допрашивала Нина. Он открыл и показал ей паспорт, где голубое поле было припечатано толстым лиловым штампом "Захоронению не подлежит". "Что это такое?" – испугалась Нина. И Гришуня опять смеялся и сказал, что продал свой скелет за шестьдесят рублей Академии наук, что он свой прах переживет и тленья убежит, что он не будет, как опасался, лежать в сырой земле, а будет стоять среди людей в чистом, теплом зале, прошнурованный и пронумерованный, и студенты – веселый народ – будут хлопать его по плечу, щелкать по лбу и угощать папироской; вот как он хорошо все придумал....И после его смерти она очень переживала, и подруги ей сочувствовали, и на работе ей прощали и пошли навстречу и дали десять дней за свой счет. И когда все процедуры были позади, Нина ездила по гостям и рассказывала, что Гриша теперь стоит во флигельке как учебное пособие, и ему прибили инвентарный номер, и она уже ходила смотреть. Ночью он в шкафу, а так все время с людьми" Татьяна Толстая «Поэт и Муза».

12. Плывет глубина по осенней воде, и тяжесть течет, омывая предметы (И. Жданов)

13. Не сгнивший плод ‑ цветок неживше-свежий / Втоптала в грязь народная гроза (М. Цветаева); «поедать глазами».

14. «Пожар метели белокрылой…» (А. Ахматова); «За ночь на щеке огорченного до крайности Ипполита Матвеевича выскочил вулканический прыщ. Все страдания, все неудачи, вся мука погони за брильянтами — все это, казалось, ушло в прыщ и отливало теперь перламутром, закатной вишней и синькой» (И. Ильф и Е. Петров).

15. Мы знаем: вечная любовь / Живет едва ли три недели (А. Пушкин. «Кокетка»). Стоит настоящему патриоту только еще начать оплакивать судьбы родины беззаветной, а тут уже один олигарх – раз! – и независимое телевидение создал, другой – бац! – и лучшую футбольную команду страны на баланс принял. Так и норовят Россию угробить. Единственно кто еще борется против них, это наша доблестная Генпрокуратура, которая время от времени открывает против супостатов уголовные дела, насылает на них шмоны, объявляет в розыск».

16. Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын! — Из письма А.С. Пушкина Петру Вяземскому о завершении работы над трагедией «Борис Годунов», 1825

 

ЗАДАНИЕ 2. (68 баллов) Проанализировать рассказ В. Набокова «Гроза»

1. Определите идею произведения (авторский концепт).

2. Покажите, как реализуется категория интертекстуальности (буквальное описание грозы и библейские аллюзии / реминисценции) и антропоцентричности. «Ветхий завет» (3-я Книга Царств, глава 19; 4-я Книга Царств, гл. 2) и его интерпретация в рассказе. Основные антропоцентры (Елисей – Илья) и их роль в раскрытии идеи произведения.

Елисей в ветхозаветных преданиях ‑ пророк, ученик Илии. Он видит вознесение Илии на небо на огненной колеснице, после чего получает способность творить чудеса, подобные тем, которые прежде творил Илия.

...Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. ‑ И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. ‑ Сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет.

Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более <...> И поднял милоть [плащ из овчины мехом наружу] Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана. И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. (4-я книга Царств 2.).

Можно ли говорить об ироническом переосмыслении библейского сюжета? Докажите.

  1. Раскройте роль антропоцентра ветер как основного средства когерентности текста. Покажите его роль в раскрытии идеи произведения. 3-я Книга Царств: 19:11 Ангел сказал Илии: Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь.
  2. Назовите композиционые приемы управления вниманием. «Выдвижение» (конвергенция, сцепление, эффект обманутого ожидания) и его роль в раскрытии идеи произведения.
  3. Назовите роль описания грозы в раскрытии идеи произведения.
  4. Докажите, что в этом произведении В. Набоков скорее поэт, чем писатель. Синергетика. Назовите все тропы как средство раскрытия идеи произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.