Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторная работа №3. Данная работа является введением в анализ измерения связей между случайными величинами




ТЕОРИЯ

Данная работа является введением в анализ измерения связей между случайными величинами. Такая связь еще называется корреляцией.

Исследователей часто интересует, как связаны между собой две переменные в данной популяции объектов (классы, школы, нации и так далее). Например, имеют ли ученики, научившиеся читать раньше других, тенденцию к более высокой успеваемости в шестом классе? Связана ли средняя длина волос у женщин со средним показателем IQ (Intelligence Quotient – коэффициент умственного развития)? Очевидно, что для ответа на такие вопросы необходимо провести наблюдения по каждой переменной величине для группы объектов. Данные, собранные таким образом, можно представить в виде Таблицы 1:

В этой таблице приводятся данные по оценке IQ и успеваемости по химии, которые изучались у 12 школьников.

Связь между двумя переменными можно представить в виде диаграммы рассеяния. На этой диаграмме каждый ученик изображается точкой. По оси Х — коэф. IQ, по оси Y — количество баллов.

Если данные представить в виде точек на плоскости, с координатами (Оценка IQ; Оценка в баллах), то мы получим Диаграмму Рассеяния, которая характеризует связь между двумя наборами данных. По внешнему виду диаграммы рассеяния можно сделать предположение о виде связи между двумя наборами данных. В приведенном примере связь явно – линейная, т.е. с ростом IQ растут и показатели успеха по химии у учеников.

 
 

Рис. 3. Внешний вид диаграммы рассеяния для данных, приведенных в Таблице 1.

Введем обобщенную меру связи:

.

Величина sxy — называется ковариацией X и Y. (Ковариация Х с самим собой — просто дисперсия Х. Формулу предлагается вывести самостоятельно).

Ковариация является вполне удовлетворительной мерой связи во многих задачах физики, техники и гуманитарных наук.

Вычитание значений X и Y из соответствующих средних сделало sxy — независимым от средних значений. Чтобы избавить меру связи от влияния квадратичных отклонений двух групп значений, надо только разделить sxy на sx и sy (средние квадратичные отклонения для эмпирических данных). В результате получится коэффициент корреляции произведений моментов — Пирсона и обозначается rxy:

.

Расчетная формула для коэффициента корреляции получается путем преобразований и имеет вид:

Будем рассматривать так называемую линейную связь (простейший случай связи), когда случайную функцию Y(X) = aX + b, можно представить в виде линейной зависимости. Ясно, что если корреляция существует, но не описывается линейным уравнением, то такую связь называют нелинейной.

Область изменения rxy

Значения rxy находятся в пределах [-1; +1]. Различные диапазоны значений коэффициента корреляции представлены в таблице:

Величина rxy Описание линейной связи Диаграмма рассеяния
Около +1.00 строгая (сильная) прямая связь Y     X
Около +0.50 Слабая прямая связь Y   X
Около 0.00 Нет связи (то есть ковариация X и Y = 0) Y   X
Около -0.50 Слабая обратная связь Y   X
Около -1.00 Строгая (сильная) обратная связь Y   X

ЗАДАНИЕ

1. По данным теста, измеряющего способность студентов к абстрактному и вербальному мышлению, построить:

1.1 Диаграмму рассеяния.

1.2. Рассчитать коэф. корреляции rxy и оценить вид связи (прямая, обратная, сильная, слабая, нет связи).

1.3. По внешнему виду диаграммы рассеяния определить, является ли связь линейной.

Таблица оценки вербального и абстрактного мышления средней школы в Иллинойсе (оценка в условных единицах).

Таблица 2.

Ученик Х Абстрактное мышление Y Вербальное мышление Ученик X Абстрактное мышление Y Вербальное мышление
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

 

Магнитные диски.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.