Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развод. 3 страница




2. Пьяного нельзя сравнивать по степени ответственности с умалишенным или спящим, "запись" дел которых, в соответствии с Исламом, полностью прекращается. С пьяного, например, не снимается ответственность за совершенные грехи, и он обязан выполнять молитву, равно как и другие предписания.

Отвечая на эти доводы, ученый ханафитского мазхаба ат-Тахави поясняет, что нормы Ислама в отношении людей, потерявших рассудок, не различаются в зависимости от причины помутнения рассудка точно так же, как нет разницы между тем, кто не в состоянии совершать молитву стоя по не зависящим от него обстоятельствам (по воле Бога), и тем, кто не может совершать ее стоя по собственной вине. Например, если человек намеренно сломал себе ногу, он тем не менее освобождается от предписания совершать молитву стоя. Иными словами, он совершает грех, нанося физический ущерб своему телу, но это не исключает применение в отношении его норм, которые явились следствием его реальной неспособности совершать молитву стоя. Аналогичная ситуация возникнет, если он употребит то, что приведет его к потере рассудка. Он совершает грех, употребляя алкоголь в здравом уме, но после потери рассудка к нему все равно применяются соответствующие нормы Шариата.

Имам Ибн Кудама приводит другой пример: "Если беременная женщина ударит себя по животу и у нее произойдет выкидыш, с нее все равно снимется обязанность совершения молитвы вследствие послеродовых кровотечений; или если кто-либо ударит себя по голове и лишится рассудка, с него снимется всякая ответственность за дальнейшее поведение".

Ибн Таймийя, считающий ничтожными действия пьяного человека (в числе которых и совершение им развода), приводит следующие доводы:

1. Хадис (передал Муслим): Пророк (мир ему и благословение Аллаха) потребовал проверить запах изо рта у Маиза (надо: Муиз) ибн Малика, когда тот признался ему в совершении прелюбодеяния. Смысл этой проверки заключался в том, что если в этот момент Маиз (надо: Муиз) находился в состоянии опьянения, его признание было бы недействительным.

2. Поклонение пьяного, согласно Корану, Сунне и единогласному мнению ученых (иджме) является недействительным. "И не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не сможете различить смысла ваших слов" (4:43). Если поклонение человека не является действительным в силу потери им рассудка, то его договоры и действия тем более являются недействительными. Ведь в некоторых случаях поклонение принимается у тех, кто не имеет права на заключение договоров по причине неполноценности ума, например у малолетних или слабоумных.

3. Принятие слов и договоров происходит с непременным условием для их субъектов наличия у них способности здраво мыслить и оценивать ситуацию. Словам людей, не отвечающих этим требованиям, Шариат не придает никакого значения. Это соответствует логике и подтверждается другими нормами Шариата.

4. Условием действительности всех договоров является также намерение, цель. Как сказано в хадисе: "Поистине все дела [оцениваются] по намерениям..." Слова, произнесенные без определенной цели и намерения в силу рассеянности, случайности или потери рассудка? не порождают правовых отношений.

C учетом этих и приведенных ранее аргументов имама Бухари становится очевидным, что правильным является мнение о недействительности развода, совершенного в состоянии опьянения, в силу отсутствия у человека намерения, осознания, осмысления своего поведения. Это положение подтверждается Кораном, Сунной, а также словами двух сподвижников (Усмана и Ибн Аббаса), достоверного опровержения которым не существует. Данная норма подтверждается также основами и базовыми принципами Шариата. Заканчивая изложение, осталось решить вопрос о том, что нужно считать состоянием опьянения. Ибн Мурабит (как передает Аль-Хафиз) называет пьяным того, кто вследствие употребления спиртного потерял рассудок и способность оценивать ситуацию. Но, согласно мнению большинства ученых, как пишет Ибн Кайим, такое состояние не является определяющим. Имам Ахмад ибн Ханбал и другие ученые определяли опьянение состоянием, когда человек путается в словах, не может отличить свои вещи от чужих, свои действия – от действий других людей.

Ибн Кайим пишет по этому поводу следующее: "Достоверная Сунна прямо указывает нам ориентиры. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел проверить запах изо рта человека, признавшегося в совершении прелюбодеяния, хотя тот находился в здравом уме и памяти, ясно и последовательно излагал свои мысли, имел твердую поступь. Несмотря на все это, Пророк (мир ему и благословение) не исключил возможности того, что человек мог находиться в состоянии опьянения, в определенной степени влиявшем на его рассудок, и повелел проверить запах из его рта". Таким образом, развод, произведенный мужем в состоянии опьянения, с точки зрения Шариата, не имеет силы. Просим Аллаха о прощении для мужа задавшей вопрос женщины, совершающего грехи, и просим о помощи сестре в ее трудностях. Просим Аллаха дать правителям исламских стран помощь в деле запрета употребления алкогольных напитков и наказания тех, кто употребляет их или в какой-либо форме способствует их распространению. Поистине, помощь и успех только от Аллаха.

Юсуф аль-Кардави

 

 

Часть девятая:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.