КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы мышления
Мышление как процесс решения задач Процесс решения задач состоит из пяти этапов: мотивация (желание решить проблему); анализ проблемы; поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта и на основе принципиально нового решения с учетом логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов. Решению задачи зачастую способствует озарение; доказательство и обоснование правильности решения; реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция. Обозначим суть основных мыслительных операции: анализ — мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; синтез — воссоединение элементов в целостную структуру; сравнение — установление отношений сходства и различия; обобщение — выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства; абстрагирование — выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; конкретизация — отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного; систематизация, или классификация — мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам. Все эти операции, по мнению С.Л.Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления — опосредования (т.е. раскрытия все более существенных связей и отношений).
В определении типов мышления существуют различные подходы. По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное — мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью. По характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое (концептуальное) и практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента. По содержанию решаемых задач выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления оно преобразуется лишь в плане образа (Ж.Пиаже). Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Внутри этого типа различают следующие виды мышления: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Теоретическое мышление — это познание законов, правил, разработка концепций и гипотез. Практическое мышление — это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жесткого дефицита времени). Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер. Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики. Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека. Продуктивное - воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное — это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию. Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное - целенаправленное решение мыслительных задач. Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Важнейшими качествами мышления являются следующие. Самостоятельность мышления — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Инициативность — постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи. Глубина - способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности. Широта - способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями. Быстрота - скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей. Оригинальность - способность производить новые идеи, отличные от общепринятых. Пытливость - потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем. Критичность - объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения. Торопливость - непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |