![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы активного обучения
Самостоятельная работа студентов Содержание практических занятий Содержание лекционных занятий Тематический план Содержание дисциплины
Тема 1. Необходимость, предпосылки и цели регулирования рыночной экономики Предмет, содержание и задачи курса. Связь с другими дисциплинами. Необходимость регулирования рыночной экономики, ее причины. Эволюция представлений о роли государства в рыночной экономике. Этапы интенсивности экономической деятельности государства на примере США. Основные положения Чикагской школы. Применение практических выводов монетаризма в России. Динамика методов и основные приоритеты государственного регулирования экономики (от государственного предпринимательства – к регулированию экономики рыночными методами). Место государства в рыночной экономике современного трипа – поддержание основных общехозяйственных пропорций, ограничение социально опасных последствий частного предпринимательства.
Тема 2. Состав антимонопольного законодательства. Определение основных понятий Понятие, состав и система антимонопольного законодательства. История создания антимонопольного законодательства в Российской Федерации. Основные категории и понятия, используемые в курсе: конкуренция, доминирующее положение, недобросовестная конкуренция, группа лиц и аффилированные лица, естественная монополия, финансовая услуга, дискриминационные условия, монополистическая деятельность.
Тема 3. Система органов по применению антимонопольного законодательства и их полномочия Виды антимонопольных органов – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Порядок формирования. Основные функции и полномочия антимонопольного органа. Обязанность предоставления информации в антимонопольный орган.
Тема 4. Товарные и финансовые рынки, их структура и типология Определение товарного рынка и необходимость его использования в практике регулирования рыночной экономики. Границы товарного рынка – продуктовые и географические. Взаимозаменяемость товаров. Определение границ рынка и положения на нем хозяйствующего субъекта. Рынки банковских, страховых и лизинговых услуг. Рынки ценных бумаг. Общие подходы к анализу рынков (спрос и предложение, структура рынка, барьеры входа на рынок). Классификация барьеров входа на рынок. Экономические, административные, организационные, экологические, криминальные и другие барьеры. Типология рынков с точки зрения уровня развития конкуренции. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония. Особенности поведения хозяйствующих субъектов на рынках разных типов.
Тема 5. Основные параметры товарных и финансовых рынков Оценка конкурентной среды на товарных и финансовых рынках: порядок анализа, количественные (границы, субъекты, емкость рынка, доля хозяйствующего субъекта на рынке, показатели концентрации) и качественные (барьеры входа, рыночный потенциал, открытость рынка) характеристики конкуренции. Коэффициент рыночной концентрации, индекс Герфиндаля-Гиршмана. Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Порядок формирования и ведения Реестра.
Тема 6. Демонополизация в Российской Федерации Определение и исходные положения. Понятие «демонополизация». Роль демонополизации экономики в развитии конкуренции. Возможные пути увеличения числа субъектов рынка одного рынка в условиях рыночной экономики. Основные направления работ по демонополизации экономики в России. Воздействие макроэкономических факторов на структуру товарных рынков. Макроэкономические методы демонополизации. Отраслевая и региональная демонополизация. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций как метод увеличения субъектов товарного рынка. Условия и порядок его применения.
Тема 7. Виды запрещенной монополистической деятельности Понятие злоупотребления доминирующим положением. Виды злоупотреблений хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе: изъятие товаров из обращения; навязывание контрагенту невыгодных условий договора; создание препятствий доступу на рынок; нарушение порядка ценообразования, применение монопольно высокой или монопольно низкой цены; ограничение производства товаров, на которые имеется спрос; необоснованный отказ от заключения договора. Антиконкурентные соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, понятие и виды. Предмет антиконкурентных соглашений. Примерный перечень антиконкурентных соглашений и особенности их выявления. Допустимые соглашения.
Тема 8. Административные барьеры входа на рынки. Запрещенные действия органов исполнительной власти и местного самоуправления Административные барьеры входа на рынки, негативные последствия существования их для предпринимателей. Ликвидация административных барьеров как приоритетная задача государства. Административные барьеры при проведении закупок товаров и выполнения работ для государственных нужд и нужд местного самоуправления. Запрещенные действия органов исполнительной власти и местного самоуправления. Примерный перечень запрещенных действий: введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов; необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов; установление запретов на продажу и покупку товаров; необоснованное предоставление льгот. Антиконкурентные соглашения органов исполнительной власти и местного самоуправления, их примерный перечень.
Тема 9. Недобросовестная конкуренция Понятие недобросовестной конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции. Ущерб деловой репутации. Особенности применения законодательства о конкуренции в отношении объектов интеллектуальной собственности.
Тема 10. Антимонопольное регулирование и контроль в сфере естественных монополий Определение понятия «естественная монополия» и ее основные признаки. Объективная необходимость регулирования естественных монополий. Сферы деятельности субъектов естественных монополий. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Обязанности субъектов естественных монополий. Основания принятия органами регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования субъектов естественных монополий. Деятельность антимонопольных органов по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности субъектов естественных монополий, а также осуществлению отдельных видов государственного контроля. Контроль за предоставлением органами исполнительной власти льготных тарифов на услуги естественных монополий. Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий.
Тема 11. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией Значение антимонопольного контроля за экономической концентрацией. Виды антимонопольного контроля: предварительный, последующий, превентивный. Основания предварительного и последующего контроля экономической концентрации. Последствия нарушения порядка осуществления контроля. Порядок антимонопольного контроля за созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций. Антимонопольный контроль за приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, за получением в собственность или пользование имущества хозяйствующего субъекта и за приобретением прав, позволяющих осуществлять функции его исполнительного органа. Порядок подачи в антимонопольные органы и рассмотрения им ходатайств и уведомлений. Лица, подающие ходатайство или уведомление. Содержание, сроки подачи и рассмотрения ходатайств и уведомлений. Перечень информации, представляемой для рассмотрения ходатайств и уведомлений. Результаты рассмотрения антимонопольными органами ходатайств и уведомлений.
Тема 12. Антимонопольные требования к торгам и особенности отбора финансовых организаций Антимонопольные требования к торгам по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Запреты при проведении торгов. Реестр недобросовестных поставщиков. Порядок формирования и ведения Реестра. Особенности отбора органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами и субъектами естественных монополий финансовых организаций для оказания финансовых услуг. Перечень финансовых услуг.
Тема 13. Предоставление государственной и муниципальной помощи Понятие государственной и муниципальной помощи. Категории разрешенной государственной и муниципальной помощи. Порядок антимонопольного контроля за предоставлением и использованием государственной и муниципальной помощи. Виды решений, принимаемых органом по защите конкуренции в отношении ходатайства о разрешении предоставления государственной и муниципальной помощи. Полномочия органа по защите конкуренции при нарушении порядка предоставления и использования государственной и муниципальной помощи.
Тема 14. Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства Основания для возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Сроки рассмотрения заявлений. Комиссии антимонопольных органов по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, состав и порядок их формирования и деятельности. Акты, принимаемые комиссией. Порядок отложения, приостановления и возобновления рассмотрения дела. Случаи прекращения производства по делу. Права и обязанности сторон по делу и лиц, участвующих в деле. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов и физических лиц за нарушения антимонопольного законодательства. Виды нарушений. Основания для рассмотрения дел. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольных органов. Виды ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Ответственность должностных лиц.
Во внеаудиторное время по указанию преподавателя студенты самостоятельно изучают отдельные темы и вопросы программы дисциплины, пользуясь литературой, перечисленной в списке и другими источниками: периодической литературой, справочными изданиями, автоматизированными информационно-справочными системами (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс). Изучение дисциплины начинается с ознакомления и усвоения основных понятий и определений антимонопольного законодательства в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы с литературой. При работе с литературой необходимо систематизировать излагаемые точки зрения по отдельным вопросам, запоминать и анализировать аргументацию различных авторов, знакомиться с законодательной базой и практикой ее применения по публикациям в периодических изданиях. Особое внимание необходимо уделять фундаментальным теориям, общепризнанным методикам, а также пограничным проблемам антимонопольной политики. В качестве промежуточного контроля знаний по дисциплине рекомендуется использовать написание контрольных работ (рефератов), целью которых является закрепление теоретических вопросов, рассмотренных на лекциях, расширение знаний по отдельным вопросам дисциплины и получение навыков организации самостоятельной научно-исследовательской работы. Преподаватель лучшие контрольные работы рекомендует для доклада и обсуждения на кафедре, для представления на внутривузовский конкурс научно-исследовательских работ студентов.
Использование современных методов активного обучения (деловых игр, учебных примеров, моделирование практических ситуаций в виде ситуационных задач, тестов и логических схем) позволяет вести обучение в обстановке, максимально приближенной к практике. Применение системы методов активного обучения способствует усвоению теоретических знаний студентами и приобретению ими приемов и навыков принятия решений в условиях динамично меняющейся рыночной ситуации. Методы активного обучения позволяют: - активизировать мышление и поведение студентов; - интенсивно вовлекать студентов в учебный процесс (активность обучаемых сопоставима с активностью преподавателя); - поэтапно оценивать успешность и полноту усвоения лекционного материала; - направлять аудиторию на развитие у студентов поведенческих навыков и умения в сжатые сроки принимать управленческие решения.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |