Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как Стасик с Вовкой поссорился




Про Витъкину бабушку

Бабушка очень любила Витьку, всегда старалась ему чего-нибудь повкуснее сготовить или что-нибудь сунуть в портфель, чтобы в школе поел. Она вязала Витьке носки, свитеры, как бабушка в сказке, строго поглядывая из под очков. Но это она для порядка только так строго смотрела, на самом деле она была добрая.

Последнее время бабушка сильно постарела. При гостях она иногда засыпала за столом. Когда Витька приходил из школы, он ничего не мог найти у себя на столе. То тетрадки пропадали, то задачники. Ясно, кто тут хозяйничал. Витька ворчал, а бабушка оправдывалась. Когда Витька садился делать уроки, бабушка просила его почитать

Приложение 567

газету или журнал. Витька опять ворчал, что человеку не дают спокойно позаниматься, но газету ей всю прочитывал, даже про погоду. За обедом бабушка поучала Витьку, что он ложку не так держит, да еще пальцем помогает. Витька терпел, а иногда огрызался. Однажды он услышал, как на кухне что-то загремело, а их сосед, водопроводчик Степан, сказал: «Зажилась ты, бабка, на этом свете». Бабушка оправдывалась тонким голосом, а Степан все гудел басом. Витька решил придумать Степану страшную месть, - например, взорвать все трубы вокруг дома, чтобы ему работы хватило на месяц.

Как-то Витька шел по двору и увидел на скамейке маленького серого котенка. Витька взял его на руки, котенок пригрелся и заурчал. Витька обрадовался: ведь ему хотелось именно такого, серого, полосатого, пушистого. Витька радостно прибежал домой и закричал бабушке: «Смотри, какой у меня теперь котик есть! Я ведь такого и хотел!» Бабущка взяла котенка двумя пальцами за спинку и выкинула на лестницу черного хода. «Вот еще, будешь всякую грязь носить. От них, Витенька, только блохи да болезни. Лучше тебе мама рыбок купит», - сказала бабушка. Витька выскочил на лестницу, искал во дворе, на чердаке. Нигде не было котенка. Или убежал куда-то, или его кто-то так быстро подхватил. С бабушкой Витька не разговаривал, газет ей не читал, за обедом отворачивался. Так обиделся - и прощать не хотел. Даже Степану мстить раздумал.

Тетя Соня прислала письмо бабушке. Она звала ее к себе в Киев. Она жила одна, у нее бабушка бы отдохнула, пожила спокойно, да и город у них не такой шумный, как Москва. «Пусть едет», - подумал Витька. Бабушка расстроилась, что ей без внука будет скучно, не за кем тогда ухаживать да баловать. «Что же ты молчишь? - спросил папа. - Бабушка из-за тебя хочет остаться. Ну, как бы ты хотел, чтобы она осталась или уехала?»

Стасик с Вовкой дружили еще с детского сада. Всегда вместе сидели за партой, гуляли в сквере перед школой. Играя, спорили, кому быть первым, и с трудом друг другу уступали. Вовка был фантазер, придумывал всякие интересные игры, а иногда привирал, но от чистого сердца. Стасик сердился, потому что никогда не мог понять, где у Вовки правда, а где - нет. Но вообще-то Стасик его прощал: ему нравилось дружить с Вовкой.

Как -то раз на уроке русского языка Елена Петровна попросила всех сдать тетрадки с домашним заданием. Вовка вдруг поднял руку: «А у меня нет тетрадки. Мы вчера с Ивановым поссорились, и он порвал мою тетрадку». «Встань, Иванов!» -строго сказала Стасику Елена Петровна. «Ну, я не ожидала от тебя такого хулиганства. Я думала, ты хороший товарищ, а ты безобразничаешь и мешаешь мальчику учиться». Стасик сел и изо всех сил старался не показать, как ему обидно. Хоть плач из-за этого Вовки: и наговорил на него про какую-то тетрадку, и от учительницы ему влетело при всех ни за что. Стасику стало ужасно жалко себя. На переменке никто с ним не разговаривал, в его сторону не смотрел. Он ходил по коридору и все думал, чем бы себя занять, чтобы не было так грустно.

Потом было вот что. В класс все входили шумно, на ходу что-то доигрывали, толкались. Кто-то столкнул с Вовкиной парты портфель. Посыпались тетрадки, книги. «Вовка, да вот твоя тетрадка по-русскому», - закричали голоса. На шум подошла

5$8 Приложение

Елена Петровна. Она стала громко отчитывать Вовку, что он врун, нечестный человек, товарища подвел. Все шумели и возмущались. «Эх, ты, - сказал Мишка, - не мог признаться, что упражнение не сделал?» Вовка стоял красный, опустив голову. На следующий день весь класс повели на экскурсию в Измайлово смотреть золотую осень. Ребята пришли радостные, веселые: такая экскурсия будет! Стасик пришел в новой смешной шапке с кисточкой, все просили померить шапку. Получилась даже небольшая свалка вокруг него. Один только Вовка стоял в стороне. Никто к нему не подходил, ничего ему не говорил. Шапку Стасикову мерить не позвали. Вот он и стоял один. Сам играл с какой-то монеткой. Учительница сказала, чтобы все встали в пары. «Миша, - позвал Стасик, - пойдем вместе, а?» Мишка оглянулся: позади всех пристроился Вовка и стоял, глядя под ноги.

После прочтения рассказа испытуемый должен выбрать сюжетный ход, который разрешил бы конфликт между главным героем и другим персонажем, чье поведение вызывает переживания героя, и тем самым облегчить положение одного из них. Испытуемый может отождествлять себя только с главным героем рассказа и сопереживать только ему. По отношению к антагонистам главного героя - ворону, бабушке, Вовке - испытуемый, как считает автор методики, может проявить только сочувствие. Альтернатива состоит в том, в чью пользу испытуемый решит конфликт, т. е. по отношению к какому персонажу он проявит эмпатическую реакцию. Если испытуемый отождествит себя с главным героем, значит ему больше присуще сопереживание. Если же конфликт разрешается в пользу другого персонажа, то испытуемый более склонен выражать сочувствие.

Ход эксперимента. Детям зачитывают вслух рассказы и говорят, что это образцы рассказов для детей данного возраста и детским писателям хотелось бы знать, что в них нравится детям и почему. После чтения детей просят ответить на следующие вопросы: как надо закончить рассказ, как бы они поступили на месте героя, кого из персонажей рассказов им жалко. Каждый ответ просят мотивировать.

Первый вопрос позволяет выявить отношение испытуемого к объектам эмпатии: животному, взрослому, сверстнику. Второй вопрос вскрывает, отождествляет ли себя испытуемый с героем или принимает сторону антагониста. Ответ на вопрос, кого жалко из персонажей рассказа, позволяет уточнить отношение испытуемого к героям рассказа. Анализ совокупности ответов по каждой группе рассказов дает возможность выявить характер эмпатийного отношения испытуемого к различным видам объектов.

Обработка и интерпретация данных. Для количественной обработки данных (при наличии многих вариантов рассказов, относящихся к каждому объекту эмпатии: животному, взрослому или сверстнику) ответу по каждому рассказу приписывается 1 балл либо по шкале сопереживания, либо по шкале сочувствия. Высчитывается сумма баллов по каждой шкале. Сопоставляя баллы по каждой шкале, делается заключение о склонности испытуемого к тому или иному проявлению эмпатии.

«Шкалы обидчивости и мстительности»

Эти шкалы взяты из методики Е. П. Ильина и П. А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность». Шкалы позволяют определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность.

Приложение 569

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с ними рядом с соответствующим номером утверждения поставьте знак «+», при несогласии -знак «-».

Текст опросника

1. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.

2. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то про себя я накликаю обидчику всякие несчастья.

3. Обстоятельства почти всегда складываются благоприятнее для других, чем для меня.

4. Я считаю, что лозунг из мультфильма: «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.

5. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.

6. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.

7. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.

8. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.

9. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.

10. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.

11. У меня такое ощущение, что жизнь поступает со мной несправедливо.

12. Я считаю, что добро эффективнее мести.

13. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они очень злые.

14. Я уважаю людей, которые не помнят зла.

15. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.

16. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.

17. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.

18. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.

19. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.

20. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?

Ключ к опроснику

Шкала обидчивости: пункты 1, 3, 5, 7, 9, 11 (за каждый положительный ответ начисляется 1 балл) и пункты 13,15,17,19 (по 1 баллу начисляется за каждый отрицательный ответ).

Шкала мстительности: пункты 2, 4, 6, 8, 10 (за каждый положительный ответ начисляется 1 балл) и пункты 12, 14,16, 18, 20 (по 1 баллу начисляется за каждый отрицательный ответ).

Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. Диапазон - от 0 до 10 баллов. Чем больше сумма баллов, тем больше испытуемый склонен к обидчивости и мстительности, а по общей их сумме - к враждебности (в диапазоне от 0 до 20 баллов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.