КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Апология
Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1987. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. Библер В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М., 1975. Булгаков С. Н. На пиру Богов. Pro и contra. Современные диалоги// Вехи. Из глубины. М., 1991. Буш Г. Диалогика и творчество. Рига, 1985. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Диалог Тойнби-Икеда. Человек должен выбрать сам. М., 1998. Иванов Вяч., Гершензон М. Переписка из двух углов // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1983. Платон. Диалоги. М., 1986. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М., 1985.
Глава IV К жанру апологии философский дискурс прибегает в том случае, когда перед мыслителем встает задача «защиты» некоторого учения или персонажа, позиции, за которыми, с точки зрения автора, находится истина, или путь к ней, или правда. Одной из наиболее известных и древних апологий является «Апология Сократа», написанная Платоном еще в IV веке до н. э. Позиция Сократа, описанная в апологии, - это не есть позиция защиты своей собственной жизни, это защита тех жизненных ценностей, которые в свое время обеспечили небывалый расцвет афинской демократии и духовной культуры и которым теперь угрожала гибель. Вся жизнь Сократа была подчинена разъяснению значимости красоты, справедливости, истины, мудрости и гражданского долга как таковых. Сократ одним из первых осознал, какую угрозу несут с собой грубые страсти и стяжательство, а именно они стали брать верх в афинском полисе. И когда сограждане вынесли Сократу смертный приговор, он был готов не только на словах, но и ценой своей жизни отстаивать правоту идей, ведущих к истине и подлинной мудрости. Жизнь и смерть Сократа и увековечивший его последнюю речь текст Платона стали еще и защитой новой философии, обратившейся, в противовес натурфилософии, к проблеме человека с ее центральной темой - исследованием «добродетели и мудрости людей». Платон как бы воспроизводит оправдательную речь Сократа на суде после заслушанных обвинительных речей. Причем текст апологии организуется по системе: вначале идет опровержение обвинений и «нападок», затем излагаются собственные взгляды и вводится философские «техники» (например, диалог с обвинителем Мелетом во время суда). Эта структура организации апологии сохраняется в последующих работах этого жанра, становясь своеобразным алгоритмом апологии. Тема защиты Сократа и его философии, обращённой к проблеме человека, была подхвачена Ксенофонтом (Воспоминания о Сократе), а затем существовала в рамках риторики (как образец защиты от обвинений) вплоть до IV века н. э. О широте распространения жанра апологии в эту эпоху свидетельствует факт использования этого жанра в популярном античном «приключенческом романе» Апулея. Одна из глав знаменитых «Метаморфоз» называлась «Апология или речь в защиту самого себя от обвинения в магии» (Метаморфозы. кн. ХI). Со II в. н.э. жанр философской апологии получает новый импульс в связи с возникновением христианского учения. К этому времени уже вся античная философия находилась на стадии кризиса. Метафизическая ориентация на поиск Единого Блага и надежда на построение с помощью мудрости космоцентрической картины мира, органически связанной с бессмертной душой человека, не увенчались успехом. Гибель полиса и агония всей греко-римской цивилизации требовали новых мировоззренческих ориентиров. Христианство с его верой в Единого Бога и его Благодать и доктриной грехопадения открывало для философии новые метафизические ориентиры. Но, с другой стороны, и само христианство нуждалось в преодолении таких метафизических трудностей, как объяснение догмата Троицы, идея сверхчувственности Веры и некоторых других. Христианство подвергалось «нападкам» с разных сторон, и христианская мысль осознавала потребность философской защиты учения Христа и обоснования его ценностей для непосвященных. Жанр апологии идеально подходил для реализации этих задач. Так возникает жанр религиозно-философской апологии. Эта жанровая разновидность сохранила структуру и стиль текста апологии, но внимание читателей акцентировалось уже на иной тематике и проблематике. Одна из первых известных религиозно-философских апологий - это «Апология» Юстина Мученика, обращенная к императору Антонию Пию (138 167 гг.). Юстин был поначалу приверженцем философии Платона. Страстные поиски истины сделали его одним из первых «академических» философов, принявших христианство и признавших приоритет веры. В написанных им нескольких апологиях обосновывается тезис о том, что Логос рожден от Бога. Философски осмысленная аргументация использовалась им не только в «концептуальных» целях, например, для того чтобы «состыковать» идею вечности Бога с переосмыслением античной идеи бессмертия души, но еще и для представления христианского учения светски образованной публике. Структура его апологий аналогична платоновской; вначале «снимаются» наиболее одиозные обвинения, во второй части содержится достаточно подробное изложение христианских «догм» и описывается процедура «богослужения». Общий пафос апологии заключается в попытке расположить «власть имущих» к непредвзятому взгляду на христианство и к более гуманному обращению с последователями учения Христа. Следует отметить, что с этого времени христианская апология начинает существовать в двух условных типах - как апология «за», и как апология «против», в зависимости от акцента на первой или второй части общей структуры апологии. Разговор с Трифоном» Юстина это самая ранняя из известных в истории религиозно-философских апологий «против». Этот тип апологий ставил своей задачей «защиту» учения путем нападения, критического разбора и опровержения тех философских и религиозных учений, которые претендовали на владение истиной. Юстин направлял свои апологии против иудаизма, Климент - против гностиков, Августин - против манихейства, И. Дамаскин - против иконоборцев и т.д. Для этого периода апология была не просто «презентацией» нового (религиозного) учения на общедоступном философском языке с целью завоевания необходимой квоты доверия. Она была в то же время критикой господствующих философских направлений (киников, стоиков, гностиков). Философия использовалась здесь как средство обоснования веры или в качестве союзника для борьбы с инакомыслящими. Основной задачей апологии «за» на первом этапе было стремление сделать христианское учение понятным и доступным современному эллинистическому миру, проложить мосты между христианской верой и греческой философией (И. Мейендорф). Ориген, например, предпринял первую попытку систематического объяснения христианства в категориях эллинистической философии. Его апологетическая по духу работа «О началах» стала подлинным началом науки догматического богословия. К особому типу апологии «за» можно отнести работу Августина «О Граде Божием». В этой работе первая часть традиционно для апологии посвящена опровержению язычества, а во второй осуществляется своеобразная рефлексия над социально-исторической ситуацией (крушением Рима) с позиции христианства. Речь идет о сопоставлении Августином двух принципов отношения людей - мирского и духовного. Первый тип отношений символизирован в образе «Града земного», люди которого любят самих себя, ищут людскую славу и потому живут во зле. Второй - символизирован в образе «Града Божьего», люди которого вплоть до полного самозабвения любят Бога, устремлены к его славе и предназначены к вечному Спасению. Это пример существования особой (социальной) тематики внутри традиционного жанра апологии. С момента зарождения христианской апологии внутри ее традиционной жанровой структуры («за» и «против») развивалась не только социальная тематика, но и богословско-философская, этическая и иная. Христианская церковь сформулировала свои догматы в «окончательном виде» лишь благодаря согласованию пришедших из глубины веков священных текстов, исторически изменяющихся социальных интересов церкви и выраженной в универсалиях философской «защитной» терминологии. Крайняя заинтересованность христианской церкви в предотвращении превратного истолкования Священных писаний приводила к долгим дискуссиям на церковных Соборах, начиная с Никейского собора в 325 г. Именно на них и формулировались религиозные догматы. На определенное время эти догматы становились необходимым синтезом религиозного опыта, выраженного в символической, аллегорической форме, и традиций античного философствования (понятий сущего, ипостаси и т.д.) Позднее богословие стало представлять догматы веры в качестве аксиом, которые требовали или разъяснения, или защиты от нападок Философия стала использоваться не для доказательства веры, а для того, «чтобы прояснить, сделать очевидным (manifestare) все то, что предлагается в этом учении» (Фома Аквинский). С точки зрения богословия философское доказательство догматов веры, таких как трех - ипостасная структура Троицы или Воплощение, считалось невозможным, т.к. они относились к области Откровения. Философия могла лишь прояснить содержание Откровения. Можно сказать, что откровение - это религиозный опыт, зафиксированный в образной форме в течение жизни нескольких поколений. В этом плане он становится фактом, в отношении которого возможна философская рефлексия. Можно утверждать, что геология, или богословие, возникла как «познавательная коллективная реакция на откровение», на опыт встречи с трансцендентным, переживания Божества. Трансцендентное бытие как бы оставляет в структуре личности след, который принято считать герою. Вера как фиксированное переживание стремится формализовать то, что опознавалось ею как трансцендентное бытие. В этом плане догмат есть формула веры, выраженная философским языком. Для религиозного сознания очевидна разница между встречей с догматом-мифом (как элементом Откровения) и обращением к догмату-формуле, за которым присутствует авторитет коллективного опыта (церкви). Теология всегда заключала в себе какую-то философию, которая признавалась всем религиозным коллективом. Вся теология учителей церкви содержала в себе огромную «дозу философии» в виде понятий и категорий платонизма. Без этих понятий восточная патристика не смогла бы выработать христианской догматики. Западная схоластика позднее была проникнута категориями аристотелевской философии. Нужно отметить, что в догматическом богословии философия служила религиозно-практическим целям, т.е. имела подчиненное, второстепенное значение. Богословие уделяло большее внимание систематизации, но не интерпретации догматов. Толкование смысла религиозных догматов никогда не было целью официальной церковной веры, это всегда было делом внутренней религиозности того или иного мыслителя. Жанр апологии «за» внутри философско-религиозной литературы отошел в средние века на второй план, уступив место богословскому трактату. В рамках трактата легче осуществлялось осмысление религиозной проблематики (тринитарная проблема, проблема Боговоплощения и др.). Апология «против» использовалась, но чаще всего с целью отстаивания конфессиальной позиции в тех или иных богословских спорах. После разделения церквей апология стала использоваться против ересей внутри конфессии. Подлинным возрождением жанра апологии можно считать вторую половину XIX и первую половину ХХ века. Этому периоду, который часто называют периодом «богоискательства», предшествовал долгий период господства рационализма и сокрушительной критики христианства в западноевропейской культуре. Своеобразной реакцией на него и стала «новая волна» апологетической литературы. Возрождение интереса к религиозной философии в России в XIX-ХХ веках имеет свои истоки в общеевропейской ситуации «постреформаторства». Большинство русских религиозных философов прошло путь от увлечения западным идеализмом к новой апологии христианства (православия). Христианские догматы в «новой апологии» становятся темами, мотивами, проблемами, предметом ее исследования. Интересно, что русская богословская мысль не пережила длительного периода реформации, как на Западе, когда в рамках богословия происходил отход от авторитета внешней церковности. Русское рефлектирующее мышление заимствовало философию Просвещения с его приматом разума, очень быстро пережило ее и, оттолкнувшись, возвратилось к религиозности, с его рудиментами реформаторства. К началу XIX века официальная православная церковь находилась в кризисе. Попытка возродить лозунг «Православие, монархия, народность!» непосредственно на государственном уровне оказалась тщетной. И в этой ситуации появились неофициальные «защитники» православия, которые стали интерпретировать многообразные темы Священного писания единственно универсальным и вместе с тем общедоступным языком – языком философии, открывая для себя истинный смысл христианского учения. Жанр апологетики возрождает А. Хомяков, который утверждает, что смысл церкви не в соблюдении внешней обрядности, а в объединении людей на известных духовных основаниях («0 церкви»). Владимир Соловьев позднее обосновывает, что задача философа, обращающегося к религиозной тематике, заключается в «вычленении» собственно нравственного учения. «Такое учение, в положительной религии сообщаемое догматически и принимаемое на веру, подвергается отчету и проверке философского мышления»¹. Соловьев как религиозный философ стремится осмыслить саму суть нравственного учения, содержащегося в религии, в отличие от богослова, который исходит в своих истолкованиях из догматов, представляя их в качестве непосредственного откровения Божества. Религиозная философия в России возникла как философствование «новых просвещенных христиан», которые стремились философски осознать свое бытие в религии. Всякая философия есть философствование кого-нибудь и о чем-нибудь. Религиозная философия сохранила свое «апологетическое» значение, но лишь в плане религиозного просвещения. Она уже не ставит своей непосредственной практической целью «апологетику» христианства и тем более церковности. Всякий утилитаризм противоречит философской свободе поиска истины. Религиозный философ признает, что Истина открывается «детски верующему сознанию» посредством мифов-догматов, но уточняет, что эти мифы могут затем переживаться, осмысляться имманентным философским сознанием. Вся религиозная философия определялась Николаем Бердяевым как «вольное художество на религиозные темы, мотивы», где нет одного канонически обязательного типа религиозной философии. Догматы религии, утверждает Н. Бердяев, в определенной мере неизменны, но их философское осмысление изменяется вместе с развитием философии. Отсюда и видимое разнообразие акцентов на тот или иной догмат, в зависимости от собственной предрасположенности философа. Отсюда и формируются представления о Софийности (мудрости, энергии Бога в мире) у Сергия Булгакова и о Соборности (Всеединстве) у Владимира Соловьева. Николай Бердяев, уделял особое внимание проблеме свободы творчества человека перед лицом «божественного предопределения». Именно русские религиозные философы осмыслили древнюю тринитарную проблему (учение о трех ипостасях Божества) как идеал и норму человеческих отношений. Для религиозного философа догмат перестаёт быть внешним авторитетом. Религиозная философия обязывает его руководствоваться собственным самопознанием и верой как опытом переживания трансцендентного. Вера здесь, вслед за Августином, понимается как особый тип мышления («...существует мышление понимающее и мышление верующее»). Отсюда многообразие тем исследования и близкая к поэтической форма изложения. Особенно характерна эта манера для П. Флоренского, которого называли «русским Леонардо» за разнообразие и глубину научных изысканий. Религиозные догматы понимались всегда в русской религиозной философии как основания для последующего философствования. Поэтому жанр религиозной философии - это «критический догматизм», а во многом даже критический интуитивизм. Выражаясь религиозным языком, «философия есть искание Бога человеком, предоставленным его собственным силам...». Интересными образцами творческого оправдания религиозного отношения к действительности является философия Н. Бердяева и С. Булгакова. Оба они прошли сложный путь философской эволюции, начиная с увлечения марксизмом и немецкой идеалистической философией и заканчивая созданием собственных религиозно-философских систем. Увлечение марксизмом сам Бердяев объяснял в своей биографии нравственно-религиозными причинами. Ведь марксизм, подобно христианству, ратовал за установление «царства» общественной справедливости и личной свободы. Позднее, в знаменитых «Вехах», Бердяев критикует социалистически ориентированную интеллигенцию за то, что ее представители вслед за Марксом проектировали существование мирового зла в одной лишь социальной плоскости, более того, - в одном социальном слое (классе). В приведенном ниже эталонном тексте Бердяев ставит проблему наличия зла в мире, стремясь осмыслить ее с религиозных позиций. В тексте мы видим многообразие чисто религиозных ценностей и понятий. Например, понятие Царство Божие, в тексте присутствует как безусловная ценность, значение которого не раскрывается в тексте, предполагая; что он известен читателям. Бердяев не обосновывает, почему необходимо достижение этого состояния, а концентрирует внимание на проблеме способа постижения этих ценностей и философском отношении к трансцендентному. Повествования о собственном, российском пути «богоискательства» с тем или иным результатом внесли значительный вклад не только в религиозную культуру, но и в понимание судеб самой философско-религиозной апологетики в трагических условиях духовной жизни в ХХ веке. Падение влияния религии вызвало в качестве ответной реакции целый спектр идеологических; теологических, философских и общекультурных представлений, позиций и программ. В этом сложном и многоликом потоке литературы, пытающейся заново переосмыслить отношение философии к религии, свою устойчивую нишу получила апологетическая литература и в философском сознании Запада, в рамках которой разрабатывается тема духовности и проблема свободы человека (Карл Барт, Д. Бонхеффер, П. Тиллих, Х. Кюнг и др.). Если, например, К.Барт и Д.Бонхоффер пошли по пути создания ортодоксальных богословских трактатов, а Р. Бультман предложил целую программу демифологизации христианства, то П.Тиллих, один из самых выдающихся религиозных мыслителей нашей эпохи, напрямую называет систему своих взглядов «Апологетической теологией». Недостатком жанра ортодоксального трактата Тиллих считал то, что в нем «представляется» богословие, адресованное прошлому, а для современной ситуации это уже не подходит. Тиллих считал, что жанр апологетического богословия позволяет «ответить на вопросы, предлагаемые «ситуацией», используя силу «вечной вести» и с помощью тех средств, которые представляет эта ситуация». Задача апологии, по Тиллиху, пытаться совместить «вечную весть» и ситуацию времени, для чего необходимо вычленение проблем ситуации и поиск их решения, основанный на «вечном знании»2. Главным итогом такого рода изменений в ХХ веке явилось то, что место борьбы теизма и атеизма заступил пусть спорящий, но диалог, «понимающий и знающий диалог между теизмом и абсентеизмом». (А.В.Кураев) В современной России, после непродолжительного интеллектуального интереса к жанру апологии «за» (начало 90-х гг.), в связи с «захлестнувшим потоком религиозных и оккультных учений» возродился и жанр апологии «против». Тем не менее, проблема взаимодействия представителей разных конфессий и культур в рамках цивилизационного подхода требует становления общекультурного диалога, и позитивная роль жанра философской апологии в этом отношении еще далеко не завершена.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |