КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философская поэзия
Когда мы говорим о трактате, диалоге или исповеди как о жанрах философии, в сущности, мы ведем речь о формах, устойчивых и всегда узнаваемых. Выбор жанра всегда зависит от способа философствования и способа высказываться о бытии. Невозможно представить, чтобы Платон (как ученик Сократа и мастер диалектики как искусства спора) философствовал бы в жанре трактата, Аристотель - в жанре диалога, а Джордано Бруно - в жанре эссе. Автор и та эпоха, в которой он живет, жанр (форма) и его содержание, как правило, соответствуют друг другу, составляя своего рода единство. Но в том случае, когда в поле зрения исследователя оказывается феномен философской поэзии, проблема его жанровой природы становится гораздо сложнее. Есть вопрос, который должен заинтересовать нас с самого начала: почему вообще возможна поэзия как специфический, особый жанр философии? На какой почве возможна встреча философии и искусства поэзии? Может быть, стоит считать философской только ту поэзию, которая существовала еще в древнем мире и образцы которой называют словари литературоведческих терминов и литературные энциклопедии¹? К так называемой философской поэзии относят философские поэмы древних авторов Греции и Рима, например, «Теогонию» Гесиода или «О природе вещей» Лукреция Кара. Однако в данном случае поэтические произведения, созданные Гесиодом или Лукрецием, не есть произведения художественные. Философия уложена в стихотворные ряды, зарифмована, но нет главного - того, что отличает лирическое произведение от других родов литературы, нет вовлеченности субъекта в пространство стихотворения, истина, запечатлеваемая в строках их творений, - истина объективная, одна на всех. В поэмах этих авторов нет художественного строя образов, единства пространственно-временной организации, хотя в них и присутствуют метафоры. Не образы, но - понятия, вот что наполняет их научно-философские поэмы. Но если понятия уже есть, то в сознание читателя внедряется открытая автором, выверенная и готовая истина. Эта истина может быть «надиктована» автором на наш внутренний слух, поскольку понятия уже наполнены значением. В этом случае можно, конечно, говорить о философской поэзии, но как о поэзии дидактической, подразумевающей понимание философии как мировоззрения автора, через художественное произведение ведущего свою «мировоззренческую проповедь». Идейно-художественные возможности дидактической поэзии ничем не ограничены, но настоящей философской лирикой мы можем назвать только то произведение, в котором мы самим поэтом призываемся к соучастию в постижении истины. В философской поэзии читатель предполагается как активный оппонент, способный воспринять не постигнутое, а сам процесс постижения. Индивидуальная гипотеза бытия создает здесь самодостаточную модель мира. В поэзии слова перестают быть просто именами, они сами принимают статус вещей в поэтической модели мира. Они не указывают на конкретные предметы или явления, но взращивают картину определенной р е а л ь н о с т и, где действуют законы слова, подобно тому, как в физическом мире, по ту сторону стихотворения, в мире реальных вещей и явлений, действуют законы любой природы. Реальность характеризуется по бесконечному количеству параметров, в первую очередь - пространством и временем. Представления же о пространстве и времени модифицируются от эпохи к эпохе, трансформируя и видение человеком мира. Например, в мифологическом сознании время циклично и представляет собой время аграрного ритуала - последовательного чередования времен года. Следовательно, мир организован ритмически, что и выражается развернутыми во времени бинарными оппозициями: черное - белое, день - ночь„ верх - низ, жизнь - смерть и т.д. С появлением истории, т.е. направленного движения к кончу, время изменилось, а следовательно, изменился и мир. Теперь человеческие усилия обратились не на воспроизводство времени в ритуале, как это было в мифе, а на скорейшее изживание, исчерпывание времени, приближающее наступление вечности. Пространство и время - культурные доминанты, поскольку определяют картину мира каждой эпохи. Описание же реальности всегда происходит в языке, через него и с его помощью. Если каждое новое описание - новый мир, то и каждый текст - новый мир, поскольку он представляет иную область смысла, производится иначе, по-другому, даже если предметная область произведения остается той же самой. Текстом в первую очередь ставится вопрос о смысле, точнее о той области смысла, существовавшего до текста, которую он воспроизводит и из которой он производится. Обнаженный смысл беспомощен, и потому он одевает себя в одежды, которые и есть текст, то есть форма, организующая содержание и создающая эффект самоценной вещи. Сразу же введем разграничение между текстами художественными и нехудожественными. Первые представляют собой искусство, вторые же - что угодно другое. Для нас существенно различение текста философского и текста поэтического, а потому в дальнейшем мы ограничимся отношением текста поэтического как художественного текста и философского текста как нехудожественного. На уровне построения (поэтики) нехудожественный текст есть передача информации некоторому адресату. Текст этот стремится быть адекватным той области смысла, из которой он выходит и которую стремится целиком объять и осветить. Именно таков текст философский. В своем языковом пределе он призван «реализовать презумпцию коммуникативности философии, стать прозрачным проводником мысли философа»²-. Стать п р о з р а ч н ы м - значит оказаться за пределами, всякой событийности, самоупраздниться. Философский текст может быть преодолен и упразднен тем смыслом, который им высказывается. Вопрос об адекватности смысла и формы - это вопрос о понимании, о раскрытии смысла данной формой. У философского текста должна быть презумпция адекватности. Тот или иной способ выражения выражаемого в слове предполагает, что мы знаем, о чем мы говорим, и знаем, как мы можем это сказать. И философия, и поэзия соотносятся с языком как со своей формой, содержанием которой они стремятся быть. Они рождаются для понимания и в процессе понимания только потому, что они рождаются словом и в слове. Различие же между философией и поэзией как смысловыми единствами - в степени их привязанности к языку. Философия как смысловое единство допускает в поисках инварианта смысла использование нескольких его языковых выражений, ибо ищет чистый общий и длящийся, пребывающий смысл, стремясь передать его другому, тогда как поэтическое искусство, - а мы здесь говорим прежде всего и главным образом о поэтическом искусстве, связанном со словом, - есть попытка сказать об у н и к а л ь н о - н е п о в т о р и м о м, экзистенциально важном для «я», схватить в слове преходящее и мимолетное, то, во что, говоря словами Кратила, нельзявойти не только дважды, но и один раз и что нельзя назвать по имени, ибо оно, как экзистенция, неуловимо - подвижно и становится всегда другим за то время, когда мы пытаемся его назвать. Определенность и м е н н о э т и х слов в философском тексте не имеет значения. Философия не требует от вещей б ы т ь вещами, а от слов - являть эти вещи и быть вещами одновременно. Мы можем пересказать философское произведение другими словами, в других понятиях, лишь подчеркивая тем самым инвариантность смысла. Таким образом, для философа текст существует не как художественный текст, ибо философия - это язык лишь в о в т о р у ю очередь. Поэзия же - это язык в первую очередь. И она язык от начала и до конца. Текст поэтический (его атомарная составляющая - стихотворение) точно так же, как экзистенция, есть всегда нечто большее, чем «здесь и сейчас выраженное», схваченное в слове. Оно больше породившей его мысли. Обращаясь к тексту поэтическому (художественному), мы сталкиваемся с тем, что называется метафизикой текста, имеющей дело с телом смысла и смыслом тела - их со-бытийностью и ино-бытийностью. Именно потому стихотворение нельзя пересказать другими словами. Все его формальные элементы есть элементы с м ы с л о в ы е. Ю. М. Лотман отмечает следующее: «Усложненная художественная структура, создаваемая из материала языка, позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарной собственно языковой структуры. Из этого вытекает, что данная информация (содержание) не может нисуществовать, ни быть передана вне данной структуры. Пересказывая стихотворение обычной речью, мы разрушаем структуру и, следовательно, доносим до воспринимающего совсем не тот объем информации, который содержался в нем»3. Таким образом, текст стихотворения не есть сообщение, которое может быть передано любым другим способом. Он непреодолеваем как знак-посредник между означаемым и означающим: между языком 1i событием, между явью и речью. Этот знак-посредник, знак - связующее, знак-звено стремится вобрать в себя и представить некое трансцендентное качество вещей. Поэтическое произведение – это оригинальное языковое воплощение смыслов, представляющее собой гармоническое законченное единство, в котором первое неотделимо от последнего; вернее в нем нет ни первого, ни последнего, а есть только целое, лишь вынуждено изложенное последовательно. Составляющие истинное стихотворение слова неупраздняемы и непреодолеваемы, они необходимый незаменимы, ибо взаимно и однозначно предполагают друг друга. Как мелодия, которую не перескажешь словами, лирическое стихотворение - от начала и до конца - неисправимо, непереводимо, неповторимо. Это неразрывное единство смысла и звучания порождает неисчерпаемое многоголосие смыслов, г е р м е н е в т и ч е с к о е мерцание (Г.-Г. Гадамер), которое никогда не будет раскрыто и постигнуто читателем до конца. Содержанием лирического стихотворения становится экзистенция, «живая душа», человеческая субъективность, избирающая для самораскрытия предметы внешнего мира, - тем, что оно уникально - неповторимо называет их. Как некоторая п рот и в о п о л о ж н о с т ь уже существующему миру лирика противопоставляет человека, его внутренний мир миру внешнему. И даже если поэт в своем произведении не отстраняется от окружающего мира, противопоставляя ему себя явно как «я», а как может показаться, просто повествует, описывает окружающее, все равно описание это непременно будет авторским, то есть экзистенциально и уникально - субъективно окрашенным. Простое описание, отстраненное и объективное, отрицает саму сущность лирики, поэзии, которая как творение призвана воссоздавать свой мир. Так что даже обыкновенная констатация происходящего будет иметь в стихотворении характер н е с л у ч а й н ы й. И это так, поскольку все приметы окружающего мира вовлекаются в стиховое пространство, чтобы передать внутреннее состояние самого описывающего - лирического «я». Очевидно, что описываемый поэтом внешний мир и мир объективный - отнюдь не одно и то же. Содержанием лирического произведения оказываются события в н у т р е н н е й ж и з н и лирического героя, его эмоции, его чувства, его н е м ы е ощущения, выраженные словесно, интонационно, облеченные в определенную форму - лирического стихотворения. Но отсутствие повествовательности в стихе не случайно. Форма лирического стихотворения - это по сути формула. Лирическое стихотворение обязательно должно быть кратким, содержащим самый минимум повествовательного материала, все его материальные элементы должны служить единой цели - реализации смысловой программы автора, как бы сложна, противоречива и глубока она ни была. В качестве примера гениальной поэтической кратности можно привести следующее стихотворение Осипа Мандельштама: Звук, осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа, Среди немолчного напева Глубокой тишины лесной... Здесь за обычным (безусловно, н е о б ы ч н ы м!) описанием падения плода в лесу нам является образ целого мироздания, явление живого и чувствующего тела в этот живой и чувствующий мир, тонкая ткань бытия, красота и бесконечность, перспектива которой открывается по прочтении всего четырех строк! Лаконизм и формульность лирического стихотворения следствием своем имеют то, что слова, знаки препинания, интонация, сама форма, композиция и т.д. имеют в стихотворении повышенную значимость. Не может быть ничего лишнего. Каждая единица текста несет свою смысловую нагрузку, будучи включенной в общий контекст стихотворения и никоим образом неотделимой от него. «Немое» ощущение вещает о себе через описание предметов, через особую интонацию, через раскрытие особого семантического контекста описания. Стихотворение - целостно выстроенное, завершенное произведение. Однако поэт, творящий, казалось бы, по закону своего произвола, не обязанный подчиняться никакому закону, оказывается вынужденным выстраивать свое произведение определенным образом. И это отмечали немецкие романтики, провозгласившие беспредельную свободу художника. Художник потому и оказывается способным вместить в краткую форму лирического стихотворения целостное мироощущение, что подчиняет произвол своей воли законам творчества, выражает стихию эмоций рациональным способом, выражает в словах невыразимое словами. Такую связь явлений в поэзии П. Валери называет омузыкаленностью: именно омузыкаленность становится причинной связью вещей и слов, которые их называют. Поэзия - система запретов на естественный язык. Искусство в данном случае - это собственно искусственность. Искусная «сделанность» «изреченной» лирической мысли тем глубже спрятана, чем сильнее талант. Иллюзия известной внезапности, ненарочитости словесной формы - это, пожалуй, самое сильное из средств эстетического воздействия, снимающее все признаки «сделанности», манеры и проч. Проблема языка в поэзии - это не только и не столько проблема формы, выражающей определенное содержание, которое как будто уже имеется (внутренний мир Я всегда ношу с собой). Это проблема выразимости невыразимого и выражения невыразимого. Если в первом случае можно только задаваться вопросом, выразимо ли невыразимое (например, мой внутренний мир), и на сей счет у каждого свое мнение («мысль изреченная есть ложь»), то во втором случае оно в ы р а ж а е м о так или иначе. И в конечном счете проблема языка является, по сути, проблемой с о т в о р е н и я мира. Лирическое стихотворение само должно быть цельным миром, выражающим все мировоззрение его автора. Смысло - образующими элементами в стихе являются все его компоненты. Так, формальный элемент стихотворения - р и ф м а оказывается элементом смысловым - связующим: отделение звука и смысла невозможно. М. Цветаева называла рифмы созвучиями смыслов, и часто темой ее поэтических исканий становились смысловые переливы рифм, причем рифм не поверхностных, а внутренних, сущностных. В качестве примера можно обратиться к ее стихотворному циклу «Двое», первое стихотворение, из которого как раз и посвящено нарушению поэтом сущностной (а значит, необходимой!) рифмованности явлений. Есть рифмы в мире сем: Разъединишь - и дрогнет. Гомер, ты был слепцом. Ночь - на буграх надбровных.
...Елена. Ахиллес. Звук назови созвучней. Да, хаосу вразрез Построен на созвучьях
Мир, и, разъединен, Мстит (на согласьях строен!) Неверностями жен Мстит и горящей Троей!
Рапсод, ты был слепцом: Клад рассорил, как рухлядь. Есть рифмы - в мире том Подобранные. Рухнет
Сей - разведешь...
Лишь шорохом древес Миртовых, сном кифары: «Елена: Ахиллес: Разрозненная пара».
Образный строй подчеркивает сопротивляемость мира красоты поэзии, логике природных вещей, которая, естественно, должна быть единой. Цветаева подчеркивает не-зрячесть с л е п ц а Гомера, который оказался лишен внутреннего зрения-- -зрения Поэта. Рифмовка же стихотворения такова, что с одной стороны, явлено разъединение - через повторение звука «раз» в словах «разъединить», «вразрез», «рассорил», «развести»; с другой - подчеркивание звукового словесного ряда (через «звук») и отрицание зрительных образов (кроме «горящей Трои»): «звук назови созвучней», «созвучья», и последующее выделение фонемы «со»: «созвучья», «на согласьях строен» и т.д. Таким образом, рифма не есть только созвучие или только смысловое противопоставление, она есть неразделимое единство того и другого. В рамках стихотворного текста «рифма обнажает многое; семантически нейтральные в обычном языковом употреблении грани слова и делает их смыслоразличительными признаками, нагружает информацией, значением»4. Отметив особенности рифмы как смыслообразующего элемента стиха, также необходимо обозначить ритм, который является структурной основой стиха и смыслоразличающим элементом, вскрывающим семантическую диалектику явлений жизни и языка. На ритм нанизываются все остальные компоненты - и рифма, и повторы, и параллелизмы, т.е. все звуковые и смысловые части произведения. Кроме рифмы и ритма, следует отметить и м е т а ф о р у, которая есть не что иное, как скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» опущены, но подразумеваются. «Живая колесница «мирозданья» (Ф.Тютчев), «жизни гибельный пожар» (А.Блок), «и Гамлет, мысливший пугливыми шагами» (О.Мандельштам) - в этих перечисленных метафорах различные признаки (то, чему уподобляется предмет и его свойства) представлены не в их качественной раздельности, как в сравнении, а сразу даны в новом единстве художественного образа. Благодаря метафоре предмет, по существу, по-новому осмысливается - вскрывается его внутренняя природа, а, кроме того, выражается индивидуально-авторское видение мира: «Мирозданье - лишь страсти разряды" (Б.Пастернак). Метафора это, собственно, и есть наследие мифологии, анимизма. Благодаря метафоре мир, творимый поэтом, оказывается особой р е а л ь н о с т ь ю, значимой для каждого человека. В этом мире по-особому выстраиваются пространственно-временные структуры (х р о н о т о п), по-своему существуют и замещают друг друга слова и предметы. Здесь действует такая символика и есть такое всеобщее, которые становятся содержанием лирического произведения, воздействующим на чувства и мысли любого человека, независимо от того, где и в какие времена он живет. Автор выбирает во внешнем мире то, что помогает ему высказать свое, глубоко сокровенное. И поэтому сюжетная, конкретно - предметная ситуация стихотворения выступает как некоторая обособленность. Но «в пределах такой обособленности оказывается, в с е - общее как таковое, высоты и глубины человеческих верований, представлений и познаний...»5. Именно поэтому в лирической поэзии выделяются так называемые вечные темы - любви, смерти, человеческого существования в этом мире и т.д. Поэзия, оставаясь глубоко личностным и даже интимным феноменом, раскрывает нечто безгранично общее в самом мире. И чем органичнее внешний мир становится миром внутренним, тем ближе нам отображенная в стихотворении ситуация, тем более «вечной» и значимой она становится. «Само лирическое стихотворение есть... материализованное противоречие»6, в основе его - единство антитетичных начал: оно должно быть предельно кратким и одновременно содержать в себе всю глубину и сложность самораскрытия лирического субъекта. Обращаясь к явлениям внешнего мира, оно являет через них мир внутренний, а через мир личных переживаний - мир окружающий. Эмоциональная насыщенность, полнота чувств и переживаний оказывается выразимой, встроенной в определенную форму, подчиненной логике реализации лирического сюжета: иррациональное облекается в некоторую рациональную формулу. Уникальность душевного (духовного) опыта, изложенного в лирическом стихотворении, апеллирует к некоторому всеобщему опыту и предполагает наличие такого опыта. Фрагментарность стихотворения и его целостность, единственность и субъективность опыта лирического героя и одновременная универсальность высказываются в лирическом произведении как некое откровение. Именно потому лирика позволяет выражать собой д и а л е к т и к у душевных с о с т о я н и й, что сама она – «материализованное противоречие», и, делая своим содержанием внутренний мир личности, она не может не быть противоречием, ведь само ее содержание - противоречивое, мятущееся, сложное и никогда до конца невыразимое. Существенное отличие текста художественного от текста нехудожественного - это особенность опыта, передаваемого этими текстами на уровне сообщения. Текст нехудожественный, в том случае, если ничего личного в нем не предполагается, несет информацию о мире, которая фактически для нас более или менее безразлична, независимо от того, истинна она или ложна. Однако как только в текст вовлекается субъект сего внутренним миром, мы сталкиваемся с передачей опыта иного рода, а именно: опыта э к з и с т е н ц и а л ь н о г о. Текст поэтический рождается как языковое воплощение этого экзистенциального опыта. Одновременно он является и языковым опытом автора. В стихотворении материализуется противоречие между содержанием и формой. Содержанием становится субъективность, внутренний мир личности в его отношении к Бытию, т.е. нечто невыразимое в логических понятиях, и р р а ц и о н а л ь н о е и потому доступное только для интуиции. Форма же должна оставаться рациональной, т.е. не только созвучной для внутренних миров всех других индивидов, но и понятной. Необходимостью становится а д е к в а т н ы й перевод экзистенциального опыта в языковой, и стихотворная форма делает этот перевод возможным. Воплощение в произведении искусства противоречия формы и содержания, языка и экзистенции, порядка и стихии – является сущностным для искусства, ибо не только содержание неподконтрольно радио, но отчасти и сама форма, язык, в той мере, в какой он призван выразить красноречивое молчание вещей. Требование к языку - быть адекватным бытийствованию самих вещей и Бытию как таковому - звучит в искусстве периодически. С начала ХХ века формальная сторона поэтического искусства - слово - становится для творящего «объектом философского домогательства»7, из средства превращается в цель. Творящий вдруг обнаруживает, что постижение сути вещей возможно только тогда, когда у с л ы ш и ш ь их не человеческий, а природный смысл (Р.Барт). Язык, понимаемый как стихия, перестает быть апофатическим определителем мироздания: само Бытие начинает говорить в искусстве, являясь из языковой бури. Особенно показательным примером открытия такого языкового пространства в поэтическом тексте может быть поэзия В.Хлебникова.
Немь лукает луком немным В закричальности зари Именно так проговаривается нам о себе Непостижимое. Само же Постижение становится зависимым от полноты отдачи себя во власть языка, так чтобы он заговорил тобой (!).
Ты поюнна и вабна -нас ведет само Бытие, оно говорит с нами практически непосредственно на языке самого себя. Поэзия превращается в откровение. Форма сама становится иррациональной, стихийно-хаотической и, таким образом, оказывается частью содержания. Примеров говорящего на своем языке бытия в русской поэзии ХХ века исключительно много. Марина Цветаева в этом отношении особенно противоречива; и ее поэзии декларируется неадекватность языкового опыта экзистенциальному, ибо «сердце - шире», оно «вскрою магнетической - рвет метр», но в то же время - «поэта далеко заводит речь», за речью - ведение поэта. Язык поэта обольщает. По сути, речь для Цветаевой - это Сама Поэзия, высшее Существо поэтов. Борис Пастернак в своих философских размышлениях о поэзии определяет ее средствами самой поэзии - детально, конкретно, по существу:
Это круто налившийся лист, Это - щелканье сдавленных льдинок...
-таково его «Определение поэзии». Или еще: Ты - душная, как май, Ямская («Поэзия»). Определения дает сама Жизнь, она-то точно знает, а потому может утверждать о себе и о том, что ей равносуще - о творчестве. Своеобразное выражение такая философия языка (а через нее и философия жизни как творчества) получила в поэзии Арсения Тарковского. Явь и Речь и з н а ч а л ь н о адекватны друг другу, ибо они - равновеликие стихии мироздания. Потому истина творчества в том, чтобы дать Бытию сотворить самого творца, сделать его причастным своей «царской мощи». Удел человека быть «посредине мира», космосом в космосе бесконечно малого и бесконечно огромного. Слово же свое о Бытии человек явит тогда, когда постигнет самого себя как сущностную часть Бытия, как само Бытие, как микрокосм.
Не я словарь по слову составлял, А он меня творил из красной глины; Не я пять чувств, как пятерню Фома, Вложил в зияющую рану мира, А рана мира облегла меня, И жизнь жива помимо нашей воли.
Слово (язык) взращивает определенного рода реальность лирической поэзии, которая представляет собой многоголосую реальность смыслов и схватывает бытие как ставшее словом, как миф, как уже предельный смысл схваченного бытия. Это схватывание становится возможным именно благодаря языковому пространству текста - единству смысла и з в у ч а н и я, которое и есть поэзия п о с у щ е с т в у, т.е. никогда не могущий быть преодоленным изнутри миф, (ир) рациональное воплощение иррационального. Мифология, философия и искусство есть те культурные сферы, существом которых и является смысл как таковой - смысл мира и самого человека, бытие смыслов в мире, их ценностное определение, их влияние на человеческую жизнь. М и ф о л о г и я изначально полагала смыслы мира, полагала человеческий мир, космос вместо неупорядоченности и хаоса. Она дала имена вещам, определив их значимость для человека, место каждой из них в смысловом мире. Задачей ф и л о с о ф и и стало выделить смыслы как значимые элементы мира, выяснить, какие из них наиболее существенны, первостепенны, ибо именно они определяют человеческое бытие в мире, задают горизонты его жизнедеятельности. Т.е. философия, рефлексируя материал мифологии, оказалась способной видеть смыслы как смыслы, определяющие человека к тому или иному поведению в мире, т. к. выделяла те из них, которые составили суть человеческого мироотношения. Искусство же как акт творения, в котором созидается новый смысловой мир в противоположность данному изначально, смогло вновь воссоздать положенные мифологией и означенные философией смыслы мира и сделать их переживаемыми, т.е. ценностно значимыми экзистенциально, -точно так, как они были значимы для Первого Человека, дававшего вещам их имена. Философия и поэтическое искусство однокоренны, родственны на уровне вопрошания о бытии. И в философии, и в поэзии мы имеем дело с философствованием, ибо и в том, и в другом случае мы сталкиваемся с захваченной бытием философствующей экзистенцией. С XIX века и по сей день и философия, и искусство стремятся вышагнуть из своих прежних языковых берегов. Философия вторгается в область поэтического языка, искусство становится способом бытия философии. Слово как единица текста преодолевается в философии, но становится самоцелью в искусстве поэзии, неисчерпаемым источником полифонии смыслов. Философия и искусство ХХ века словно бы отправились на поиски утраченного смысла и тем самым перестали противопоставлять друг друга друг другу, ф о р м а л ь н о уравнявшись в своих правах на форму. Философия по существу содержание, которое со своей поставленностью под вопрос мира и нас-бытия в этом мире может выбирать то, что является адекватным области его произведения. Поэзия (искусство вообще) и содержание, и форма, которая есть и сама себе содержание одновременно. Есть определенного рода оправданная философская зависть: поэзия может явить своим содержанием все, что есть и философия, но вовлекаемое ею в свое пространство становится, по сути содержанием безграничным - до конца никогда не настигаемым, т.е. «герменевтически мерцающим» содержанием, оказывающимся уже частью смысловой прогрессии текста произведения искусства. Слово как неупраздняемое единство смысла и звучания, которое только и способно являть вещь и быть вещью одновременно, дает возможность философии стать чем-то большим, цепа она есть помимо текста. Искусству позволено вовлекать в свою область повседневное и вечное, бытовое и бытийное, горизонтальное и вертикальное - на равных. В своих поисках утраченного оно далеко ушло вперед по отношению к комплексующей философии, привязанной к своим понятиям золотыми логическими цепочками. Философия еще только стремится заставить язык «догнать скач жизни», тогда как искусство [слова] уже ощутило себя говорящим языком бытия, каждыйотпущенный смысл которого должен быть услышан. Соединение искусства с философией, позволяет последней расширить свои смысловые возможности - слова, «схваченные за крылья» стихотворными строками, т.е. обращенные в поэзии из средства в цель, открывают философии новые семантические горизонты. Поэт, осмысляя мир и создавая смысло - образы, произведением своего искусства вызывает к философствованию и нас, и нас делает сопричастными своему вопрошанию мироздания, делает нас живущими неведомыми прежде смыслами Бытия.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |