Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лакокрасочная продукция




Бытовая химия

Пластмассы

Фармацевтика

Фармацевтику отличает исключительная наукоёмкость и обладание необходимыми технологиями. Главные центры - Западная Европа и США. К фармацевтике кроме химии входят вакцины, сыворотки, бинты, гипс и т.д. Основной объём торговли (более 80%) - лекарства. Есть поставки фасованной и не фасованной продукции.

Лидеры торговли лекарствами:

Германия, Швейцария, Великобритания, Франция, Бельгия, Ирландия, США.

Импорт лекарств: три главных фактора - количество населения и уровень жизни, а также местные традиции (например, в Китае).

- США

- Германия

- Великобритания

- Франция

- Италия

- Испания

Включает пластмассы и изделия из них.

Цепочка получения: нефть/газ - органические соединения (мономеры - первичные углеводороды) - полимеры (пластмассы) - продукция (изделия)

В мировой торговле пластмассами доминирует первичный продукт (полимеры) в связи с большим количеством различных изделий, которые можно получить из них. Более 70% торговли - пластмассы и полуфабрикаты, остальное - готовые изделия. Активно торгуют отходами из пластмасс (для переработки, поскольку получение самих полимеров достаточно капиталоёмкий процесс).

Лидируют развитые страны из-за важности технологий. Единственное исключение - полиэтилен, где лидирует Саудовская Аравия. Для производства изделий из пластмасс наиболее важен спрос на готовую продукцию и стоимость рабочей силы. Крупнейший экспортёр - Китай.

Каучук (синтетический) и резино-технические изделия

Помимо самого сырья ключевым товаром являются шины. Каучук - продукт нефтехимии, его производство сконцентрировано в промышленно-развитых странах, исключение - Россия. Технология была разработана практически одновременно в СССР и Германии, потом - США. По экспорту Россия на 3 месте (после Кореи и США). В Китае производство ориентировано на внутреннее потребление и выпуск РТИ (крупнейший экспортёр). Не так давно Россия также начала экспортировать шины.

Парфюмерно-косметические товары, моющие средства и т.д.

Лидеры: европейские государства. Крупнейший экспортёр - Франция (Германия - на 2 месте).

Тонкая химия: фармацевтика, бытовая химия и лакокраска (высокая доля научной составляющей в конечной цене продукции).

Лакокраска ориентирована на промышленное потребление. Лидерство - за развитыми странами и Китаем (хорошо развита производственная база компонентов лакокрасочного производства, низкие экологические нормы).

 

(15.04.13)

Рынок химических удобрений.

Рынок важен для решения глобальной сельскохозяйственной проблемы.

Удобрения: азотные, фосфорные, калийные. Когда ведётся учёт удобрений, они пересчитываются в соответствии с содержанием питательного компонента. Комплексные (или смешанные) удобрения содержат в себе 2 или 3 вещества. Если в удобрении несколько полезных удобрений, то в статистике производства просто учитывают массу удобрения, умноженную на долю полезного элемента.

Более 60% производства удобрений приходится на азотные, фосфорные и калийные занимают по 20%. В торговле на азотные приходится более 50%, калийные - более 20%, фосфорные - менее 5%, смешанные - более 20%.

Для производства азотных удобрений необходим природный газ, из которого производят аммиак (NH3). Аммиак был впервые синтезирован из газа и воздуха в начале 20 века в Германии. Также азот получают в процессе производства стали (сульфат аммония). Также могут получать при переработке угля на коксохимических заводах и при производстве пластмасс.

Для производства калийных удобрений используют калийные соли. Фактически, количество добытых калийных солей = количеству калийных удобрений.

Фосфорные удобрения делают из фосфаритов и апатититов. В России доминируют апатитовые руды.

Чаще всего, у страны есть один или два вида ресурсов, мало какая страна обладает ресурсами для производства всех трёх видов удобрений (но ими обеспечена Россия).

Для производства удобрений также важна сера, которая необходима для производства из фосфатов фосфорных удобрений. Серу научились извлекать из пирита. Всё большую роль как источников серы играют нефть и газ (Канада, Узбекистан, Россия). В большинстве стран серу извлекают на промыслах или при переработке нефти. В результате экологических стандартов производители просто обязаны извлекать серу из топлива. Долгое время сера была одним из самых дешёвых товаров. У ведущих мировых производителей бензина всегда большие запасы серы.

Мировая торговля серой: 30 млн. тонн.

Экспортёры серы (от 3 до 5 млн. тонн в год):

- Канада

- Россия

- Саудовская Аравия

- Казахстан

- Катар

- Венесуэла

- Япония

- Германия

- Сингапур

Импортёры:

- Китай (10-13 млн. тонн)

- Марокко (4-5 млн. тонн)

- Тунис, Бразилия, Индия (2-3 млн. тонн)

Торговля фосфатами - 30 млн. тонн в год

Производители:

- Китай

- США

- Марокко

Экспортёры:

- Марокко

- Иордания

- Сирия

- Египет

- Перу

Российские поставки значительно уменьшились и стали в основном внутрикорпоративными.

Импортёры:

- Индия

- США (сильно истощили свои месторождения)

Также важным регионом сбыта является Южная Азия.

Преимущества фосфорной кислоты: высокая концентрация (до 90% против 30% в фосфатах), недостаток - это кислота, которую сложнее транспортировать.

Главные экспортёры - Марокко и Тунис, импортёр - Индия.

Аммиак

На аммиак приходится существенная себестоимость азотных удобрений. В аммиаке содержится 82% азота, в самых лучших азотных удобрениях - не более 47%. Мировая торговля аммиаком - 20 млн. тонн.

Экспортёры:

- Тринидад и Тобаго (исторически) (5 млн. тонн)

- Россия (3 млн. тонн)

- Саудовская Аравия (из газа)

- Иран (из газа)

- Катар (из газа)

- Канада

- Украина (держится на газе из России)

Импортёры:

- США (6-8 млн. тонн)

- Индия

- Корея

- Марокко

- ЕС (Бельгия, Франция, Норвегия...)

Аммиак сложно транспортировать.

Применение удобрений:

Для большинства культур главным является азот. Все культуры отзывчивы на внесение удобрений, у каждой культуры есть своё необходимое содержание полезных элементов в удобрении. Кроме этого, важны климатические условия: влажность, температурный режим.

В мировую торговлю вовлекается порядка 170 млн. удобрений (не полезных веществ).Около 80 млн. тонн - азотные, 40-45 млн. тонн - калийные и смешанные, 6-7 - фосфорные.

Калийные удобрения часто используются для закладки многолетних плантаций. В мировой торговле удобрениями ключевыми странами являются:

Экспорт удобрений:

- Россия (30 млн. тонн, 11 - азотные, 8-9 - калийные и смешанные, фосфорных нет)

- Канада (до 20 млн. тонн, 80-85% - калийные удобрения)

- КНР (15-20 млн. тонн, почти все - азотные и фосфорные)

- США (12 млн. тонн, фосфорсодержащие смешанные удобрения)

Импорт удобрений:

- Индия (20 млн. тонн, все виды)

- США (18 млн. тонн, все виды)

- Бразилия (18 млн. тонн, калийные и азотные)

- КНР (8 млн. тонн, калийные удобрения)

Азотные удобрения:

Экспортёры:

- Россия (11 млн. тонн)

- Китай (10 млн. тонн)

- Нидерланды (6 млн. тонн)

- Украина (4-5 млн. тонн)

- Саудовская Аравия (корбамит)

- Катар (корбамит)

- Египет (корбамит)

- Оман (корбамит)

Импортёры:

- США (10-12 млн. тонн)

- Бразилия, Индия (6-7 млн. тонн)

- Франция, Германия

- Тайланд, Турция

Калийные удобрения:

Экспортёры:

- Канада (15-17 млн. тонн)

- Россия (8-10 млн. тонн)

- Белоруссия (6-8 млн. тонн)

- Германия (4-5 млн. тонн)

- Израиль, Иордания (2-3 млн. тонн)

Импортёры:

- США (10 млн. тонн)

- Бразилия, КНР (7 млн. тонн)

- Индия (5-6 млн. тонн)

- Индонезия (3 млн. тонн)

- Франция (2 млн. тонн)

Смешанные удобрения:

Экспортёры:

- РФ (9 млн. тонн)

- США (7 млн. тонн)

- КНР (5-10 млн. тонн)

- ЕС (Бельгия, Норвегия, Литва)

- Марокко

Импортёры:

- Индия (7 млн. тонн)

- Бразилия (4 млн. тонн)

- США

- Тайланд, Индонезия

- Франция, Германия, Украина

Для рынка удобрений в общем характерны высокие колебания цен. Самые дорогие - смешанные, далее идут азотные и калийные.

Удобрения можно производить с минимальным ущербом для экологии.

 

08.04.13

Рынок лесо-бумажных товаров

Один из рынков, где Россия традиционно имеет хорошие позиции.

Основа рынка лесо-бумажных товаров является лесное хозяйство. Лесное хозяйство близко к сельскому хозяйству. Обычно в отрасли потенциал сконцентрирован на небольшой площади, с то время как для рынка леса характерны большие площади. В мире примерно 1/3 суши покрыты лесами, около 1/3 лесов используются в промышленности. Лесное хозяйство во многом зависит от природной среды.

Только во второй половине 20 века человек научился создавать лесные плантации - искусственно созданные леса, которые служат источником определённого вида леса. В первый раз эта задумка была осуществлена в конце 50-х годов в США. В старых сельскохозяйственных районах проходила программа по лесопосадке на большой территории. В дальнейшем эти посадки должны были стать источником сырья для лесоперерабатывающих предприятий. В последствии там появилась очень крупная целлюлозо-бумажная промышленность. В итоге этот район стал лидером по вывозу картона и бумаги. Это было обеспечено инфраструктурой, достаточным количеством рабочей силы, равнинным рельефом, правильной системой лесопосадки.

Опыт оказался настолько положительным, что его стали перенимать другие страны. Подобные плантации появились на всех континентах. Чисто лесных плантаций много в Испании, Португалии, Австралии, Новой Зеландии, Чили. Уругвае, Бразилии. Развиваются в Китае и других странах АТР. Благодаря этим плантациям появился целый ряд новых игроков. В Бразилии существуют самые богатые лесные посадки, за счёт этого она стала лидером в производстве целлюлозы.

Однако, полностью перейти на лесные плантации невозможно. Во-первых, лесные плантации могут быть созданы далеко не во всех районах из-за климатических условий. Создание лесных плантаций требует учёта экологических последствий. Во-вторых, важны качественные характеристики плантаций. Стараются использовать быстрорастущие виды деревьев для наибольшей экономической отдачи. Проблема скороспелых видов дерева в том, что их древесина достаточно мягкая и рыхлая, поэтому их нельзя использовать в строительстве, а получают из них только бумагу и картон. В перспективе с искусственных плантаций может быть получено не более трети продукта.

Проблема старого леса в пожароустойчивости. Рубка старых деревьев полезна для естественного продолжения жизни леса, поскольку защищает от пожара и освобождает место для новой поросли. Во всех странах определяется расчётная лесосека - то количество леса, которое можно вырубить без ущерба для природы. Для России она составляет 550 млн. м3. Официально вырубают 150 млн. м3, по самым плохим оценкам - до 180 млн. м3. Проблема в том, что не ведётся рациональная вырубка леса.

Для заготовки леса нужна сеть лесных дорог. В самом лесу техника для вырубки уже может обходиться без просек. Хорошо развита европейская часть России, в то время ка Сибирь и Дальний Восток практически не развиты. В результате советской лесозаготовки высококачественный хвойный лес был во многих местах вытеснен мелколиственными породами деревьев. В итоге лесоперерабатывающие предприятия столкнулись с проблемами заготовки леса.

В мире заготавливается более 3 млрд. кубометров ежегодно. Выделяют деловую древесину (1,6 млрд. кубометров) и дрова (в первую очередь используется на самих лесозаготавливающих предприятиях). Основной объём дров заготавливается в развивающихся странах. Также лес уничтожают для расширения сельскохозяйственных угодий.

Основная часть заготовки деловой древесины приходится на США, Бразилию, Австралию, Россию, Китай, Индонезию. Цикл вырубки может быть полностью безотходным, однако это встречается очень редко.

Деловая древесина подразделяется на 2 вида: пиловочник и балансы.

Древесина - достаточно дешёвое сырьё. Поэтому действует ограничение на расстояние торговли круглым лесом. Первая форма международной торговли: приграничная торговля и поставки из лесоизбыточных регионов в регионы, где нехватает лесных ресурсов. Сейчас приграничная торговля больше, чем региональные поставки. Наиболее развита в Европе.

Нетто-экспортёрами леса являются страны СНГ, Восточная Европа и Франция. Швеция, Финляндия, Италия, Австрия закупают лес. В Германии показатели близкие.

Крупнейшим рынком по закупкам леса является Восточная Азия. В первой половине 2000-х годов Китайский спрос на лес быстро рос, но после стабилизировался и возможно, что через какое-то время Китай начнёт уменьшать свои закупки.

Импортёры леса:

ЕС - 60 млрд. м3

КНР - 35 млн. м3

Далее закупки менее 6-8 млн м3

Экспортёры леса:

Россия

США

Новая Зеландия

Канада

Австралия

Новая Гвинея

Сфера государственного регулирования торговли круглым лесом.

В 2006-7 годах в РФ вывозили 50 млн. м3, из-за чего таможенные пошлины на вывоз леса были повышены в 2008 году с 5% до 25%. В 2008 году экспорт леса снизился до 40 млн. м3, а в 2012 году составил 20 млн. м3. Единственный сегмент, на котором такие меры сказались положительно, оказались пиломатериалы, они выросли с 15-17 млн. м3 до 20 млн. м3.

 

15.04.13

Рынок пиломатериалов.

Пиломатериалы - массовая продукция пилообработки, которая широко используется в строительстве и производстве мебели.

В странах с умеренным климатом требования к строительным материалам сильно отличается от, например, требований в странах экваториального пояса. В Китае основой строительства являются древесные плиты, в Европе и США - пиломатериал. Традиционно основной объём пиломатериалов производился и потреблялся в странах северного лесного пояса. Для выработки качественных пиломатериалов необходим хороший хвойный лес.

В мировой торговле пиломатериалами исторически сформировалась группа лидеров.

Экспортёры:

- Канада (35 млн. м3) (до 60 в середине 2000-х, 90% направлялось в США)

- РФ (20 млн. м3) (растёт практически непрерывно, на СНГ около 25%)

- Швеция (12 млн. м3)

- Германия, США (по 7 млн. м3)

- Финляндия, Австрия (5-6 млн. м3)

Канадский лесопромышленный комплекс по сути является филиалом американского промышленного комплекса. Финское производство пиломатериалов сильно зависело от поставок российского сырья, в связи с чем после введения пошлин экспорт из Финляндии сильно уменьшился. Поставки Австрии ориентируются на Средиземноморье. США традиционно производит много пиломатериалов, но они в основном потребляются внутри страны. Сейчас США показывает восходящую динамику экспорта. Германия в основном использует привозное сырьё, поскольку качество дерева в самой Германии достаточно низкое.

Для каждого рынка существует спецификация (типы леса, его размеры, качество). Структура спроса на различные типы леса различается на национальных рынках.

Германия сразу стала специализироваться на доработанной продукции, производстве заготовок сразу для конкретного рынка.

Крупнейшие импортёры:

- США (23 млн. м3)

- КНР (21 млн. м3)

- Япония (6,5 млн. м3)

- Великобритания, Италия, Египет (5 млн. м3)

Своих лесов нет в Египте, Иране, Алжире, поэтому они традиционно полностью зависят от импорта пиломатериалов.

Рынок бумаги и картона.

Бумагу и картон делают из целлюлозы (50%) и макулатуры (50%). Целлюлозу используют всё меньше, но полностью её заменить нельзя. Как правило для различия бумаги от картона используют слойность, толщину и плотность.

Выделяют:

- упаковку (более 50%) (увеличивается) (макулатура)

- графическую (более 25%) (уменьшается) (целлюлоза)

- газетную (7%) (резко уменьшается)

- санитарно-гигиеническую (8%) (резко растёт) (целлюлоза)

- специальную техническую (более 5%) (стабильно)

Всего в год выпускается 400 млн. тонн бумаги и картона, из них 120 вовлекаются в мировую торговлю (не включают в себя полиграфическую продукцию, готовую упаковку и т.д.).

Экспортёры:

- Германия (14 млн. тонн)

- США (12-13 млн. тонн)

- Швеция (11 млн. тонн)

- Финляндия (10 млн. тонн)

- Канада (9 млн. тонн)

В Европе также выделяется Австрия. Также нужно отметить Китай, Индонезию и Корею. Экспорт бумаги и картона стабилен и составляет 2,5 млн. тонн в год.

Импорт:

- Германия (11 млн. тонн)

- США (10 млн. тонн)

- Великобритания (6 млн. тонн)

- Франция, Италия (более 5 млн. тонн)

Также важны поставки на растущие и развивающиеся рынки Ближнего Востока, Северной Африки, Латинской Америки, Восточной и Южной Азии.

Домашка:

Пиловочник, харвестер, форвардер, производство фанеры, plantation forests, Усть-Илимский ЛПК, Сыктывкарский ЛПК, Лесосибирский ЛДК.

Домашка по удобрениям:

Аммиакопровод, карьер Центральный, комовая сера, сельвинит, Нижнекамскнефтехим, Тобольск Полимер, Тольяттиазот, Новомосковский Азот, хлористый калий.

 

22.04.13

Продовольствие

В денежном эквиваленте занимает порядка 8% мировой торговли. Вопрос обеспечения продовольствием - стратегический. Для рынка продовольствия характерна высокая зависимость от географических и погодных условий. Как правило наблюдается высокая территориальная концентрация экспорта продовольствия. Влияние величины урожая в определённых странах очень велико.

Что-то сильно изменить в базе конкурентоспособности страны практически невозможно.

Структура рынка продовольствия:

- мясо

- молочная продукция

- зерно

- плодоовощная продукция (включая соки)

- рыба

- напитки

- сахар

- маслосемена и растительные масла

- прочие

К продовольствию также относят корма для животных, табак и табачные изделия.

Соль относят к химикатам (неорганические соединения).

Производство злаков (сбор зерна в мире растёт, в 2012 году - 2,6 млрд. тонн):

- пшеница (27%) (продовольственная)

- рис (27%) (продовольственная) (самый дорогой злак)

- кукуруза (35%)

- ячмень (5%)

- прочие (6%)

Виды зерновых: продовольственные и кормовые.

Мировая торговля: 350 млн. тонн в год.

Страны стремятся обеспечить себя базовым продовольствием самостоятельно. Исключение - страны Ближнего Востока. Зерно является основой для выпуска других видов продукции. Более эффективной может быть не торговля сырьём, а уже конечной продукцией.

Структура мировой торговли зерном:

- пшеница (160 млн. тонн)

- кукуруза (110 млн. тонн)

- рис (40 млн. тонн)

- ячмень (30 млн. тонн)

- другие (10 млн. тонн)

Торговлю рисом порой рассматривают обособленно от торговли зерном, традиционные экспортёры зерна практически не экспортируют рис.

Экспортёры риса:

- Тайланд (10 млн. тонн)

- Вьетнам

- Индия

- Пакистан

- США

Импорт риса отличается отсутствием ярко выраженных лидеров.

- Филиппины

- Индонезия

- Кот-д’Ивуар

- Япония

- Корея

- Саудовская Аравия

- Китай

Экспорт зерна:

(Традиционные)

- США (70-100 млн. тонн, доминирует кукуруза)

- Франция (30 млн. тонн)

- Канада (25 млн. тонн)

- Аргентина (15-30 млн. тонн, доминирует кукуруза)

- Австралия (8-25 млн. тонн, доминирует пшеница)

(Новые)

- Россия (более 20 млн. тонн, доминирует пшеница)

- Украина (5-30 млн. тонн, доминирует кукуруза)

- Бразилия (до 20 млн. тонн, только кукуруза)

- Казахстан (10 млн. тонн, доминирует пшеница)

Также заметны страны центральной и восточной Европы (Венгрия, Румыния, Болгария), а также Парагвай и Уругвай в Латинской Америке.

Импорт зерна:

- Япония (25 млн. тонн)

- Египет (18 млн. тонн)

- Мексика (16 млн. тонн)

- Корея (15 млн. тонн)

- Испания (13 млн. тонн)

- Саудовская Аравия (10 млн. тонн)

 

29.02.13

Рынок мяса.

Производство: 300 млн. тонн

- птица (100 млн. тонн, 30%) (производственный цикл 2 месяца)

- говядина (менее 65 млн. тонн, более 20%) (производственный цикл год)

- свинина (110 млн. тонн, более 35%) (производственный цикл пол года)

- прочее (менее 25 млн. тонн, 8%)

Китай - лидер производства мяса, производит 2/3 мирового выпуска свинины (и более половины выпуска всего мяса в мире).

Мировая торговля мясом - 35 млн. тонн, 5 млн. тонн - субпродуктами, 3-4 млн. тонн - мясной продукцией.

Данные по торговле мясом сильно расходятся с данными внешнеторговой статистики.

Структура торговли:

1) птица (15 млн. тонн) (более 40%)

2) свинина (10 млн. тонн) (30%)

3) говядина (8 млн. тонн) (более 20%)

4) прочее (2 млн. тонн)

На экспорте говядины специализируются страны, обладающие большим количеством пастбищ и находящиеся в тёплом климате (США, Латинская Америка, Австралия).

Экспорт мяса:

- США (6,5 млн. тонн)

- Бразилия (более 5 млн. тонн)

- Германия (2,5 млн. тонн)

- (Нидерланды) (2,5 млн. тонн)

- Дания, Испания, Польша, Бельгия, Канада, Австралия

Импорт мяса:

- РФ (1,95 млн. тонн)

- Германия (1,75 млн. тонн)

- Япония (1,75 млн. тонн)

- Италия (1,45 млн. тонн)

- Мексика (1,45 млн. тонн)

- Китай (1,3 млн. тонн) (крупнейший в мире импортёр субпродукта)

- США (1,3 млн. тонн)

Мясо птицы:

Экспортёры:

- США (более 4 млн. тонн)

- Бразилия (4 млн. тонн)

- Нидерланды (1 млн. тонн)

Импорт:

- Гонконг (крупный реэкспортёр)

- Саудовская Аравия (0,8 млн. тонн)

- Мексика (0,8 млн. тонн)

- Вьетнам, Китай, Россия

- Нидерланды, Германия

Свинина:

Большая часть экспорта идёт из Европы.

Экспорт:

- Германия (1,7 млн. тонн)

- США (1,5 млн. тонн)

- Дания (более 1 млн. тонн)

- Испания (более 1 млн. тонн)

- Канада (1 млн. тонн)

- Бразилия

Импорт:

- Германия (1 млн. тонн)

- Италия (1 млн. тонн)

- Япония, Китай, Корея

- Россия, Мексика

Говядина:

- Австралия (более 1 млн. тонн)

- Индия (более 1 млн. тонн) (за счёт быков)

- Бразилия (менее 1 млн. тонн)

- США (менее 1 млн. тонн)

- Новая Зеландия, Канада, Аргентина, Уругвай, Парагвай

Импорт:

- США (влияет сортность говядины)

- Россия

- страны Европы

- Япония, Корея, Китай

Мировой рынок сахара.

Сахар получают из свеклы и тростника (но дают абсолютно одинаковый продукт - сахарозу). Все различия кроются в процессе производства и очистки. Главным источником получения сахара стал тростник (80% мирового производства). Свёклу выращивают в умеренном поясе, тростник растёт в тропиках. Свёкла более сахаристая (до 15%), в тростнике - 6-8% сахара. Однако в тропиках можно получить 2 урожая в год.

Всего производят 160 млн. тонн сахара (сахар-сырец). Готовый продукт - рафинированный сахар (слабо включён в торговлю). Мировая торговля - 60 млн. тонн в год. Развитые страны снижают удельное потребление сахара, а развивающихся потребление увеличивается.

Экспорт сахара:

- Бразилия (25-30 млн. тонн)

- Тайланд (7 млн. тонн)

- Австралия (2,5-3 млн. тонн)

- Франция (до 3 млн. тонн, в рамках ЕС)

- Индия (второй производитель после Бразилии, но крупнейший потребитель, экспорт сильно зависит от урожайности, иногда даже импортирует)

- Гватемала (1,5 млн. тонн)

Импортёры:

- Китай (3,7 млн. тонн)

- США (3 млн. тонн)

- Индонезия (2,8 млн. тонн)

- Корея, Япония, Малайзия, Бангладеш, Сирия, Иран, Саудовская Аравия, Мексика, Италия и т.д. (более 1 млн. тонн)

Россия до третьего десятилетия была крупным импортёром сахара, однако в нулевых годах снизила свою зависимость от закупок продукта. Китай наоборот, перестал справляться с самообеспечением сахаром. США стабильно импортирует большое количество сахара.

Сахарный тростник также используется для получения топливного этанола. Сахар - биржевой товар (ориентир - Нью-Йоркская товарная биржа). Эффективное производство тростника требует затрат на удобрения и технику, поэтому страны Африки его не экспортируют.

 

06.05.13

Мировой рынок машино-технической продукции.

Более 40% мировой торговли, самая высокая добавленная стоимость.

Крупнейшие производители и основные участники - наиболее крупные экономики мира. Исключения - Россия (крупный импортёр, но слабый экспортёр).

Машиностроение - важная отрасль (наибольшее число занятых, потребляет огромное количество ресурсов). Обслуживание машин требует значительное обслуживание разных товаров. Влияние рынка на другие очень велико. Ассортимент огромен и постоянно растёт. Быстрый рост рынка порождает сложности статистического учёта. Основа современного учёта - гармонизированная система, разработанная в 80-х годах, уточнения в которой не успевают за прогрессом. Товары часто переносят из одной группы в другую, из-за чего характерны резкие изменения в торговле отдельными видами товаров. Преимущественно используют стоимостные показатели, особенно при агрегированном рассмотрении торговли.

Структура рынка машино-технической продукции очень сложная. Есть отраслевой и внешнеторговый подходы. В гармонизированной системе идут группы 84-91, также можно отнести 92 (музыкальные инструменты) и 93 (оружие и боеприпасы), при этом, 84 - механические транспортные средства, 85 - электрическое оборудование, 86 - ж/д, 87 - колёсные транспортные средства, 88 - авиационная, 89 - суда, 90 - оптические приборы, 91 - часы. В 86 группе мировая торговля менее 100 млрд. долл. США, в группе 84 - более 2,5 трлн. долл. США. Некоторые группы подразделяются всего на 4-8 позиций, другие состоят из 40-80 позиций.

Макросегменты:

1) оборудование (45%) (энергосиловое оборудование, электрораспределительное оборудование, отраслевое оборудование, универсальное оборудование, приборы, бытовая техника, прочее)

2) электроника (30%) (электронные компоненты (30%), офисная техника (35%), телекоммуникационное оборудование (35%))

3) транспортные средства (25%) (автотехника (1,3-1,4 трлн. долл. США), авиа (более 0,2 трлн. долл. США), суда (менее 0,2 трлн. долл. США), ж/д, прочее)

Специфический вид - вооружения, в статистике внешней торговли отображается по разному, иногда даже не отображается во внешнеторговом учёте или добавляется в группу неклассифицированных товаров. Также продукция военного назначения может учитываться без детальной разбивки или учитываться вместе с гражданскими товарами.

Особенности торговли на уровне стран:

Экспорт машинотехнического оборудования:

- Китай

- Германия

- США

- Япония

- Корея

- Великобритания, Италия, Франция, Швейцария

- Тайвань, Сингапур, Малайзия

Импорт машинотехнического оборудования:

- Китай

- США

- Германия

- Япония

- Великобритания, Италия, Франция, Швейцария

- Тайвань, Сингапур, Малайзия

- Россия, Индия, Бразилия

Для Германии, Японии, Кореи и Китая характерно превышение экспорта над импортом продукции. В основном все государства являются нетто-импортёрами.

Электроника:

Постоянно происходит двойной, тройной (и более) учёт продукции. Характерно наличие сборочных центров, куда стекаются компоненты из разных государств.

 

20.05.13

Рынок транспортных средств

Мировая торговля автотехникой составила более 1б2 трлн. долл. США в год. Ключевая составляющая - легковые автомобили (650 млрд. долл. США), далее - грузовые автомобили (170 млрд. долл. США), авточасти (350 млрд. долл. США).

Для двигателей внутреннего сгорания выделяется отдельная позиция в рынке энерго-силового оборудования (порядка 150 млрд. долл. США), и они не учитываются в составе авточастей. Также упускаются электроника, стекло и зеркала, многие детали из пластика и шины. Реальная торговля авточастями больше в 2 раза.

Традиционные лидеры - промышленно развитые станы. Центры машиностроения: ЕС, США, Япония, сегодня - Китай (мировой лидер по выпуску автомобилей, примерно каждый четвёртый автомобиль выпущен в Китае). Заметны Корея, Бразилия, Индия, Тайланд. В торговле сохраняется доминирующее положение развитых стран.

География торговли легковыми автомобилями.

Экспорт:

1) Германия (150 млрд. долл. США) (5 млн. машин)

2) Япония (100 млрд. долл. США) (5 млн. машин)

3) США (55 млрд. долл. США) (2,5 млн. машин)

4) Канада (45 млрд. долл. США) (2 млн. машин)

5) Корея (40 млрд. долл. США) (3,5 млн. машин)

6) Великобритания (35 млрд. долл. США)

7) Мексика (30 млрд. долл. США)

Импорт:

1) США (150 млрд. долл. США) (7 млн. машин)

2) Китай (45 млрд. долл. США) (1,3 млн. машин)

3) Германия (40 млрд. долл. США) (более 2 млн. машин)

4) Великобритания (35 млрд. долл. США) (1,8 млн. машин)

5) Франция (30 млрд. долл. США) (1,7 млн. машин)

6) Канада

7) Бельгия

8) Италия

9) Россия

10) Австралия

Грузовые автомобили.

Кроме позиций 8704 и 8705 стоит также учитывать 1 субпозицию из позиции 8701 (субпозиция седельные тягачи).

Торговля грузовиками до сих пор не восстановилась после кризиса.

Экспорт:

- Германия

- США

- Мексика

- Япония

Импорт:

- США

- Канада

Доля развивающихся стран в экспорте грузовых автомобилей более заметна. В импорте кроме традиционных европейских государств выделяются Австралия и Россия.

Также много импортируют Бразилия, Индонезия, Чили, Колумбия, Перу.

Торговля автокомпонентами сходна с торговлей легковыми машинами и сейчас вышла на значительно более высокий уровень, сравнивая с докризисным уровнем.

Экспорт:

- Германия

- США

- Япония

Импорт:

- США

- Германия

- Китай

Порядка 40% машин от количества произведённых машин вовлекается в торговлю, при этом большую часть этой суммы составляют подержанные автомобили.

Рынок авиатехники

Составляет более 250 млрд. долл. США.

Экспортёры:

- США (80 млрд. долл. США)

- Франция (55 млрд. долл. США)

- Германия (45 млрд. долл. США)

- Великобритания (18 млрд. долл. США)

- Канада (10 млрд. долл. США)

Торговля авиатехникой обычно включает в себя торговлю военной авиатехникой.

В списке экспортёров значатся и страны, продающие использованные суда.

Импорт:

- Франция (30 млрд. долл. США)

- США (25 млрд. долл. США)

- Германия (25 млрд. долл США)

- Великобритания (20 млрд. долл. США)

- Китай (20 млрд. долл. США)

- ОАЭ

- Индия

Если экспорт военной авиатехники включается в общий экспорт авиатехники, то импорт обычно остаётся неквалифицированным. Проблема также заключается в том, что порой самолёты даже не попадают на территорию государства-импортёра, а сразу идут в использование, поэтому товар может пройти в экспорте, но не пройти в импорте.

Рынок плавательных средств.

Экспорт - 150 млрд. долл. США, импорт - менее 50 млрд. долл. США. Ярко выражена проблема внешнеторгового учёта. Грузовое судно, курсирующее между портами, не пересекает государственную границу, да и действует обычно «под удобным флагом» (Панама, Либерия, Гонконг, Сингапур, Бермудские острова, Норвегия, Греция и другие). Официально ни одна из этих стран может вообще не закупать никаких судов. Поэтому статистику предпочитают смотреть по экспорту.

Экспорт:

- Китай (40 млрд. долл. США)

- Корея (40 млрд. долл. США)

- Япония (более 20 млрд. долл. США)

Кроме того, существует вторичный импорт, который зачастую вообще никак не охвачен.

Импорт (по зеркальной статистике):

- Панама (более 20 млрд. долл. США)

- Сингапур (20 млрд. долл. США)

- Гонконг (16 млрд. долл. США)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.