Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формула профессии




Итак, существуют десятки тысяч профессий и специальностей, сориентироваться в которых поможет классификация профессий. (Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам.)

 

По предмету труда все существующие профессии можно разделить на пять типов.

 

Самыми распространенными являются профессии, в которых предметом труда выступает техника. К типу профессий «человек - техника» относятся профессии и специальности, которые связаны с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных и транспортных средств.

Профессии типа «человек-техника» требуют от человека точности, определенности действий, высокой исполнительской дисциплины, аккуратности. Огромное значение приобретает такое качество, как практическое и техническое мышление. Техническое мышление и воображение – способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области, они помогают изобретать не только новые продукты труда, но и способы работы.

 

Следующий тип профессий – «человек-человек». Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание, связан с управлением, руководством людьми. Главное содержание труда в профессиях «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми.

Существенное значениедля человека такой профессий типа «человек-человек» имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать их, разбираться в особенностях их характера, отношений. При работе с людьми важны следующие качества: устойчивое хорошее настроение, терпение, тактичность, развитая потребность в общении, умение находить общий язык с разными людьми, умение разбираться во взаимоотношениях, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей (эмпатия), хорошая память, позволяющая держать в уме информацию о личных качествах большого числа людей.

 

К типу профессий «человек-природа» относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями – вот возможные виды деятельности в рамках этого типа профессий.

Представителей профессий типа «человек-природа» объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически почти все люди, а деятельная, созидательная. Особенность биологических объектов состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без выходных и праздников. Поэтому специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным обстоятельствам. Нужно обладать также дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. В работе с природными объектами важны инициативность и самостоятельность, заботливость, терпение и дальновидность.

Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным. Иначе он передаст свое состояние «клиентам». Животные тонко чувствуют состояние человека: боится ли он, или сам представляет угрозу; нервничает или уверен в себе; одних они любят, а других ненавидят или боятся. Исследования показали, что также реагируют на людей и растения, только эти проявления не столь очевидны.

 

Часто предметами труда человека выступают различные знаки: знаки устной и письменной речи, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки т. п. Такие профессии условно относятся к типу «человек-знаковая система».

Для профессий этого типа важны точность восприятия, оперативная память, устойчивость внимания, терпение, усидчивость, умение с интересом работать с цифрами, формулами, химическими символами, схемами, графиками и т. д.

 

Многих из вас, наверное привлекают профессии, связанные с изобразительным искусством, музыкой, литературой, театром и кино. Это профессии типа «человек-художественный образ».

Важнейшее требование, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью, - это наличие способности к такой деятельности, творческое воображение, образное мышление, художественный вкус и, конечно, трудолюбие. Наблюдение за конечным результатом такого труда часто создает обманчивое представление о его легкости. Между тем за внешним эффектом кроется напряженная ежедневная работа. Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание, чтобы получать удовлетворение от своего труда.

 

ИГРА «АУКЦИОН»

Цель: актуализация имеющихся знаний о профессиях, выявление направленности профессиональных интересов учащихся.

А сейчас я предлагаю вам посетить аукцион профессий. Участие в этой игре – отличная возможность проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в профессиональном мире.

Разделитесь на три команды. Я буду называть предмет труда, а участники каждой команды по очереди должны назвать профессии, относящиеся к этому типу. Выигрывает та команда, игрок которой до третьего хлопка в ладоши успел последним назвать необходимую профессию или игроки которой назвали большее число профессий.

 

В процессе игры многие школьники впервые ощущают, насколько мало они осведомлены о мире профессий. Игра занимает от 5 до 15 минут. Главная задача ведущего – помочь «пожить какое-то время в атмосфере информационного голода. При этом удлинение и уменьшение интервалов между хлопками, веселые реплики, подсказки ведущего будут способствовать поддержанию высокого темпа игры, мобилизации имеющихся знаний участников, углублению интересов, связанных с различными профессиональными областями.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ИГРЕ «АУКЦИОН»

 

Профессии типа «человек-техника»

 

Слесарь, столяр, токарь, фрезеровщик, сантехник, электрик, горнорабочий, сварщик, шахтер, ткач, швея, наладчик станков или автоматических линий, оператор станков или установок, радиомеханик, электроник, механик, инженер, конструктор, испытатель двигателей, летчик, водитель, машинист, строитель, сборщик приборов, телевизоров, оборудования, часов, специалист по телекоммуникационным системам и системам связи, компьютерной технике, проектированию, производству и обслуживанию радиоэлектронных средств и систем управления, микроэлектронике, радиосвязи, радиофизике, тракторам и сельхозмашинам, технической эксплуатации энергетических установок и двигателей, производству материалов, робототехник, техник-метролог и т. д.

Профессии типа «человек-человек»

 

Педагог, воспитатель, дефектолог, логопед, врач, экскурсовод, юрист, продавец, парикмахер, официант, библиотекарь, психолог, социальный педагог, специалист по рекламе и продажам, социальный работник, инженер-организатор производства, судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог, тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, организатор производства, организатор торговли, следователь, адвокат, дознаватель, инспектор милиции, менеджер, специалист по связям с общественностью («паблик рилейшнз»), торговый представитель, няня, администратор, швейцар, банщик, бармен, горничная, косметолог, кассир, приемщица вещей, киоскер, маклер, работник справочных служб, диктор, дипломат, журналист, инспектор таможни, налоговый инспектор и т. д.

 

Профессии типа «человек-природа»

 

Биолог, биохимик, микробиолог, агроном, овощевод, семеновод, цветовод, садовод, озеленитель, лесовод, эколог, ветврач, зоотехник, дегустатор чая, зооинженер, флорист, геолог, пчеловод, почвовед, егерь и т. д.

 

Профессии типа «человек-знаковая система»

 

Программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед, финансист, корректор, бухгалтер, контролер полиграфной продукции, стенографистка, телеграфист, нотариус, фотограф, маркетолог, логистик, почтовый работник, специалист по налогообложению, аудитор, радист, плановик, делопроизводитель, радиооператор, экономист, нотографик, топограф, переводчик, архивист, статистик и т. д.

 

Профессии типа «человек-художественный образ»

 

Художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер театра, искусствовед, музыковед, театровед, цветовод декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей, дизайнер интерьера, композитор, имиджмейкер, брэнд-менеджер, специалист по рекламе, маляр, гравер, фотограф, стеклодув, шлифовальщик камней, модельер, скульптор, архитектор, вышивальщица, писатель, витражист, ювелир, паркетчик, столяр по производству художественной мебели и т. д.

 

Выяснить, какой из типов профессий наиболее соответствует вашим сегодняшним интересам и склонностям, вам поможет следующие опросники (ДДО и методика «Профессиональные намерения»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.