Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Быт, нравы и нормы общественного поведения




Поскольку предмет нашего интереса представляют быт, нравы и нормы общественного поведения, типичные для определенной эпохи, то приходится признать, что сведения по этой теме до сих пор не систематизированы. И это вполне естественно - ведь страна почти все время находилась в состоянии войны. Не говоря уж о Столетней войне с Англией и внутренних религиозных войнах, были еще так называемые итальянские войны 1494-1559 годов, война с Испанией в 1595-1598 годах, борьба с Фрондой (1648-1653гг), война с Аугсбургской лигой (1688-1697 гг), война за испанское наследство с 1701 по 1714 годы и другие войны, которые Франция вела самостоятельно или в коалиции с другими государ-

ствами. Но помимо этого, постоянно происходили крестьянские волнения и восстания городской бедноты, для подавления которых направлялись значительные войска. Иначе говоря, и в XVI, и в XVII, и в начале XVIII века Франция почти постоянно жила если не на военном положении, то в обстановке военных действий, чем и определялся образ жизни ее населения. Понятно, что бытовые проблемы отходили на самый дальний план и меньше всего отразились на страницах истории. Тем не менее, какие-то наиболее характерные черты образа жизни во Франции конца XVI и первой половины XVII века можно кратко описать. Само собой разумеется, быт и нравы внутри каждого из слоев отражали как их правовое положение, так и материальные возможности.

Проще всего обрисовать быт рядового крестьянина. Они жили в деревянных хижинах, топившихся «по-черному», без трубы и окон (окна облагались налогом), одевались в грубую домотканую одежду примитивного покроя - рубашку и штаны длиной до колен или несколько ниже, на ногах носили деревянную обувь - сабо. Женский костюм состоял из такой же рубашки и юбки, скрывавшей ноги до лодыжек; носили юбки и длиной до пола (это зависело от возраста женщины и от времени года), на ногах были чулки до колена и сабо. На голове у женщин были косынки или чепчики в виде колпачков, сшитых из тех же косынок таким образом, что верхушка колпачка прятала волосы на затылке, а его край обрамлял лицо; в холодное время голову закутывали большим платком. Обязательной деталью женской одежды был передник. Кринолин женщинам из простонародья, в том числе служанкам в богатых и знатных домах, был категорически запрещен. Многие крестьяне подрабатывали кустарным промыслом, продавая свои изделия городским скупщикам, поэтому и городская беднота одевалась в одежду, произведенную крестьянами. Слуги носили платье, подаренное с хозяйского плеча, дополняя им свою простонародную одежду.

Не слишком пышно жили и священники низшего разряда; их черные сутаны были сшиты из дешевых тканей, а головные уборы не имели никаких украшений. Зато высшие должности в католической иерархии были заняты дворянами - теми самыми младши-

ми сыновьями дворянских фамилий, которые, как и в средние века, не могли наследовать отцовское владение. Высокий церковный сан обычно сопутствовал знатному титулу, и его носитель был принят на равных в дворянских кругах. Первым церковным званием, на которое мог претендовать молодой дворянин, было звание аббата; в XVII веке таких служителей церкви было очень много, причем большинство из них не проявляли особого усердия на религиозном поприще, а вели вполне светский образ жизни. За ними даже закрепилось прозвище petit maitr («петиметр» - что было равнозначно светскому баловню). Сан обязывал каждого священника одеваться в предписанную Ватиканом черную одежду, которая состояла из сутанели (подрясника) с узкими рукавами и маленьким белым воротничком, небольшого плаща с отложным воротником, черных чулок и черных туфель. Ничто, однако, не мешало титулованным служителям церкви время от времени менять ее на военный или светский костюм.

Разбогатевшие буржуа покупали поместья у разорившихся дворян со всеми правами, вплоть до пользования титулом прежнего владельца. На эти права выдавался королевский патент, и через некоторое время владелец мог заявлять себя дворянином, хотя родовые дворяне сторонились его, как «не своего». Некоторые ограничения в правах такого «нового дворянина» были, на взгляд нашего современника, даже забавны: например, он не имел права устанавливать над своим домом флюгер. В образе жизни они во всем стремились подражать родовитым дворянам.

Было также «дворянство мантии» - приобретаемое с покупкой должности в государственных структурах управления. Они считались классом ниже «дворян шпаги», но жили не хуже, а иной раз и лучше титулованных дворян. Что касается собственно дворянства, этого самого привилегированного сословия, то оно проводило едва ли не основное время в боевых походах. Таким образом, хотя высший слой общества и не был однороден, но именно его быт создавал представление о нравах и нормах поведения во французском обществе XVII века. Это была довольно яркая картина, с каждым годом приобретавшая все новые краски.

До середины XVI века и в одежде, и в манерах поведения французских дворян было очень много сходства с испанским костюмом и манерами, что было вполне естественно при близком соседстве этих стран и регулярно возникавших между ними политических и династических связях. К тому же испанские короли были до 1700 года императорами Священной Римской Империи -то есть в их подчинении находилась большая часть территории Европы, и вполне понятно желание французов подражать быту и нравам самой могущественной страны на континенте. Это можно увидеть из французских гравюр XVI века: изображенные на них персонажи одеты по-испански - в короткие штаны-буфы, чулки или гамаши, отрезные по талии кафтаны и шляпы-береты. Однако, по мере роста претензий Франции на ведущую роль в Европе, положение изменилось. Уже в конце шестнадцатого века и в самом начале века семнадцатого заметно преобладание новых элементов как в одежде, так и в манерах поведения французских дворян, которым стали подражать в свою очередь испанцы (в заключительной части главы, посвященной испанскому дворянству, описан поклон с тростью, который был перенят испанцами у французов.)

Окончательно новый стиль оформился в годы правления Людовика XIV - «короля-солнца». Происхождение этого стиля имеет и политические, и экономические корни.

Новые тенденции во французском быте и, в частности, в одежде начались еще в середине XVI века и были результатом «итальянских войн», закончившихся в 1559 году: столкнувшись за Апеннинами с высокими образцами искусства, культурой и невиданной до тех пор роскошью придворной жизни, французские дворяне вывезли на родину не только награбленные предметы роскоши, но и мастеров по их изготовлению; началось производство дорогих тканей, ювелирных изделий и других изысканных предметов быта во Франции. Это стало дополнительным толчком для развития мануфактур, которое всемерно поощрял Людовик XIV.

Ставший после смерти в 1642 кардинала Мазарини (фактического правителя страны при номинальном регентстве Анны Авст-

римской) абсолютным монархом Людовик XIV определил сущность абсолютной монархии в известной формуле: «Государство -это Я!». Он объявил себя своим собственным премьер-министром, в 1668 году публично вырвал из Книги протоколов парламента все страницы, связанные с событиями Фронды - выступлениями феодальной оппозиции - и начал преследовать провинциальные парламенты, предельно ограничивая их в правах. Желая всемерно возвысить дворянство, но при этом не допустить новой «фронды», он решил держать основную массу аристократов при дворе, где можно было их контролировать. Для этого он переехал в Версаль, где его охраняли 10 тысяч гвардейцев, а обслуживали 4 тысячи слуг из числа высшего дворянства. Было учреждено множество придворных должностей - например, ординарный хранитель галстуков или капитан комнатных левреток, и т.п. Ритуал служения королю доходил до абсурдных подробностей. Вся его жизнь, начиная с утреннего туалета, одевания и завтрака, протекала публично, в присутствии придворной знати; рубашку вставшему с постели королю подавал принц крови, другой принц нес перед ним свечу, провожая вечером в спальню. Едва ли не главным правилом этикета было требование снимать шляпу в присутствии короля, тогда как сам король всегда был в шляпе - даже за столом.

В сущности, Людовик XIV разделил дворянский класс на две части: придворную аристократию и провинциальное дворянство. Первые веселились на ежедневных балах, получали от короля награды и денежные подарки (король даже давал деньги на карточную игру своим партнерам за ломберным столом). Процветали фавориты и фаворитки короля, их друзья, родственники и приближенные. В благодарность придворные доносили королю о настроениях в дворцовой среде, собирали сплетни, интриговали, безмерно льстили королю-солнцу. В поведении этих дворян не было ничего, что характеризовало бы их, как военное сословие: их манеры были ближе к танцевальным, чем к рыцарским. Что неудивительно, если вспомнить о традиционных «королевских балетах» - особом церемониале, в котором обязан был участвовать каждый придворный, находящийся в этот момент во дворце. И

хотя это называлось «балетом», все его исполнение заключалось в торжественных передвижениях построенных в определенном порядке дам и кавалеров, многочисленных поклонах и ритуальных жестах. Поскольку же все исполнялось под музыку, то считалось, что участники этого действа танцуют. Естественно, в качестве первого солиста в этом балете выступал король, и весь этот церемониал выражал преклонение перед монархом.

Провинциальные дворяне подвергались притеснениям; рыцарей, живших по старинке разбоями, казнили, замки их разрушали. Гугенотам сначала запретили занимать должности на государственной службе, быть юристами, врачами, учителями. Дошло до того, что им запретили хоронить своих покойников на кладбищах. Наконец, был отменен и Нантский эдикт, гугенотов стали отправлять в тюрьмы и на галеры. Началась эмиграция...

Атмосфера, царившая при дворе, породила этикет и манеры, отмеченные лицемерием и вычурностью, которая считалась выражением истинно благородного вкуса. Король покровительствовал мануфактурам, производящим предметы роскоши: зеркала, дорогую посуду, сукно, чулки, кружева. И хотя то и дело выходили королевские указы - ордонансы - требующие активной борьбы с роскошью, длительность действия этих указов была очень недолгой. Что касается высших слоев аристократии, то они лишь на краткое время, демонстративно, напоказ изображали скромность в образе жизни. Все это сказалось на формах костюма, который стал регулярно меняться, иногда под влиянием случайных событий. Так возникло понятие моды, родиной которого, конечно, следует считать Францию: уже в середине XVII века в Париже был хорошо известен магазин мод «Галантный Меркурий», а издание с таким же названием быстро распространилось за пределы Франции. В конце века выходило уже много журналов мод, по которым можно проследить изменения в одежде и аксессуарах, принятых в дворянском обществе.

Как уже говорилось, часто поводом для возникновения новой моды служили случайные факты. Такова, например, история возникновения знаменитого пудреного парика: Людовик XIV вследствие какой-то болезни облысел, ему был сделан парик - и тотчас

вся аристократия надела парики, которые были с этого дня в ходу почти 150 лет. Другим примером может служить прическа «фонтанж»: считают, что однажды любовница короля г-жа Фонтанж во время верховой прогулки зацепилась прической за ветку дерева, и чтобы собрать поднявшиеся вверх волосы, дама перевязала их подвязкой от чулка. Льстивые подражательницы объявили это очаровательным и стали тоже поднимать волосы вертикально вверх, в виде столба, закрепляя их в этом положении всяческими украшениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.