КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 1 страница. 1.В июне 1989 года на пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана был избран:
Тест 3 1.В июне 1989 года на пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана был избран: A. Н. Назарбаев. B. Г. Колбин. C. Д. Кунаев. D. Ф. Голощекин. E. Ж. Шаяхметов. 2.По Конституции 1995 г. законодательным органом Республики Казахстан является: A. Верховный Совет. B. Референдум. C. Конституционный Совет. D. Парламент. E. Маслихат. 3.Избранный на основе многопартийности, способный принимать законы на профессиональном уровне новый парламент начал свою работу 19 апреля: A. 1990 года. B. 1994 года. C. 1992 года. D. 1991 года. E. 1993 года. 4.Организаторы «августовского путча» 1991 года ставили главную цель: A. Ввести диктатуру власти. B. Обновить Союзный договор. C. Восстановить разваливающийся Союз. D. Создать новое государство на принципах конфедерации. E. Распустить Союз. 5.15 ноября 1993 года в Казахстане: A. Создана единая с Россией рублевая зона. B. Введена национальная валюта. C. Принята Конституция. D. Избран двухпалатный Парламент. E. Провозглашена независимость республики. 6.Осенью 1993 года о самороспуске объявили: A. Палаты Парламента. B. Политические партии. C. Советы. D. Экологические движения. E. Общественные организации. 7.Стратегия «Казахстан-2030», наметившая 7 основных долгосрочных приоритетов развития республики была, принята в: A. 1997 году. B. 1998 году. C. 1999 году. D. 1996 году. E. 2000 году. 8.Статьи о «сохранении Союза» и другие половинчатые положения содержал документ, принятый в Казахстане в октябре 1990 года: A. Закон об учреждении должности Президента. B. Закон о независимости. C. Конституция Казахской ССР. D. Декларация о государственном суверенитете. E. Декларация о правах человека. 9.Шанхайская организация сотрудничества создана 26 апреля: A. 1992 г. B. 1996 г. C. 1994 г. D. 1993 г. E. 1995 г. 10.В 1990-1991 гг. Казахстан заключил различные договоры и контракты с бывшими союзными республиками и особенно тесные отношения сложились у Казахстана с: A. Азербайджаном. B. Кыргызстаном. C. Узбекистаном. D. Беларусью. E. Россией. 11.Закон об учреждении должности Президента Казахской ССР был принят Верховным Советом республики в: A. Декабре 1991 г. B. Апреле 1990 г. C. Октябре 1990 г. D. Сентябре 1989 г. E. Июле 1991 г. 12.Автор книги «Заблуждение цивилизации»: A. К. Жумадилов. B. М. Шаханов. C. М. Ауэзов. D. О. Суленйменов. E. А. Нурпеисов. 13.Годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий был объявлен: A. 1997 г. B. 1999 г. C. 1998 г. D. 2000 г. E. 2002 г. 14.Какое событие произошло 13 декабря 1991 г.: A. Встреча в Минске руководителей РСФСР, Белоруссии, Украины и принятие решения о прекращении существования СССР. B. Переименование Казахской ССР в Республику Казахстан. C. Провозглашение государственной независимости Республики Казахстан. D. Встреча в Ашхабаде руководителей республик Средней Азии и Казахстана. E. Завершение процесса образования Содружества Независимости Государств. 15.Первая встреча Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) прошла в: A. 1997 г. в Москве. B. 1999 г. в Бишкеке. C. 1996 г. в Шанхае. D. 1998 г. в Алматы. E. 1995 г. в Душанбе. 16.В 1999 году под эгидой ЮНЕСКО прошел 100-летний юбилей ученого планетарного масштаба: A. М. Ауэзова. B. К. Сатпаева. C. Ж. Жабаева. D. А. Кунанбаева. E. А. Маргулана. 17.Выборы в двухпалатный парламент республики прошли: A. Осенью 1991 г. B. Осенью 1995 г. C. Осенью 1994 г. D. Осенью 1992 г. E. Осенью 1993 г. 18.Указом Президента республики Комитет обороны был преобразован в Министерство обороны:
A. 26 апреля 1995 г. B. 28 января 1993 г. C. 2 июля 1992 г. D. 7 мая 1997 г. E. 30 января 1996 г. 19.Встреча Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 1998 г. состоялась в: A. Москве. B. Алматы. C. Бишкеке. D. Душанбе. E. Шанхае. 20.Автор романа-диология о Кабанбай батыре «Дарабоз»: A. К. Жумадилов. B. К. Шаханов. C. М. Ауэзов. D. О. Сулейменов. E. Э. Нурпеисов. 21.Полномочия Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева были продлены до 1 декабря 2000 г.: A. Верховным Судом. B. Верховным Советом. C. В результате голосования в Парламенте. D. Конституционным советом. E. В результате всенародного референдума. 22.Институт истории и этнологии в Республике Казахстан носит имя: A. Ш. Уалиханова. B. Ж. Жабаева. C. Абая. D. К. Сатпаева. E. А. Маргулана. 23.25 мая 1992 года в Москве было подписано соглашение о взаимной помощи, дружбе, сотрудничестве между Казахстаном и Россией, а также были достигнуты договоренности о: A. О прекращении сотрудничества с Ираком. B. Пересмотре границ между Россией и Казахстаном. C. Монополии России в производстве товаров потребления. D. Экономической блокады Китая. E. Нерушимости границ между Россией и Казахстаном. 24.Полноправным членом Организации Объединенных Наций Казахстан стал в марте: A. 1992 года. B. 1991 года. C. 1990 года. D. 1993 года. E. 1994 года. 25.Решение о продлении полномочий Президента РК Н.Назарбаева до 2000 года было принято: A. Верховным Советом. B. Парламентом. C. Конституционном Советом. D. Референдумом. E. Правительством. 26.Первая Конституция РК была принята: A. Парламентом. B. Коммунистической партией. C. Верховным Советом. D. Референдумом. E. Правительством. 27.Советский Союз юридически перестал существовать после встречи 8 декабря 1991 года руководителей РСФСР, Белоруссии, Украины в: A. Алма-Ате. B. Минске. C. Киеве. D. Ашхабаде. E. Москве. 28.Главным отличием новой пенсионной системы 1998 года стало получение пенсии: A. С личных счетов пенсионных фондов. B. Со счетов предприятия. C. С накопительных счетов банков. D. Со спонсорских счетов. E. С личных накопительных счетов банка. 29.Договоренности о создании единой рублевой зоны между Казахстаном и Россией были нарушены: A. Введением национальной валюты в Казахстане. B. Отказом Казахстана участвовать в рублевой зоне. C. Проведенной в Казахстане девальвацией рубля. D. Денежной реформой в России. E. Ограничивающими суверенитете Казахстана условиями. Еще каких-нибудь пять лет назад эта работа появиться не могла. Однако сейчас, после провозглашения гласности и открытости, особенно после подкрепления их публикациями ранее закрытых документов и воспоминаний очевидцев, у автора возникла уверенность, что теперь об этом можно и нужно рассказать. Основным толчком, побудившим его выступить с данной брошюрой, было появление в печати различных материалов, неверно, а зачастую и намеренно искаженно, толкующих факты истории и сегодняшнего дня отечественной космонавтики, что приводит к нападкам на "советский космос" людей, весьма далеких от практической космонавтики. Одной из причин такого положения вещей можно считать отсутствие правдивой и точной информации по этим вопросам. Сейчас, а особенно в недалеком будущем, многие советские космические программы рискуют так и остаться совершенно неизвестными для общественности. Скорбным уроком, подтверждающим эти слова, навсегда останется наша лунная программа, принудительное закрытие которой привело к тому, что советская космонавтика, а с ней и вся отечественная наука были лишены перспектив естественного развития, стали на тупиковый путь прямого копирования иностранной техники со всей ее инфраструктурой. Однако, Похоже, что руководство отраслью и страной в целом ни тогда, ни сейчас не сделало никаких выводов из этого урока. Поскольку других достижений, кроме политических, от программы не ожидалось, от нее отмахнулись, объявив всему миру, что у нас ее не было. Кроме тогд, был практически полностью уничтожен весь задел: пошли на разборку нескольких летных экземпляров ракеты-носителя H1, распущен "лунный отряд" космонавтов, расползлись по закрытым музеям и НИИ лунные корабли, а все разработки, связанные с этой темой и обещавшие в скором будущем хорошие научно-технические результаты, заркыты. Наконец по чьему-то глупому приказу была уничтожена основная часть научно-технической документации по проекту. Теперь фрагменты из лунной программы существуют лишь в головах и рабочих тетрадях оставшихся еще энтузиастов… Почти то же самое можно сказать о других проектах, доведенных до разного уровня проработки, но по тем или иным причинам так и не увидевших жизнь. Разобщенность предприятий космической отрасли и их замкнутость, практически полное отсутствие достоверной информации при недостаточно широко проводимой экспертизе работ приводят к тому, что те или иные разработки на разных уровнях начинают копироваться предприятиями. При этом повторяются одни и те же ошибки, которых вполне удалось бы избежать, если бы об этих разработках можно было получить исчерпывающие сведения. У нас же все списывается на мифическую "государственную", а сейчас еще и коммерческую" тайну. Не будем говорить о некоторых технологических секретах - они, конечно же, имеются. Но в основной своей массе... Если бы у нас были такие "тайны", мы бы не отстали так от Запада даже в такой исторически приоритетной для нас области, как космонавтика. Автор старался не делать упор на политическую оценку значения программ, представленных в брошюре, и влияния на их судьбу тех или иных событий. Основная задача - рассказ о неизвестных широким массам читателей проектах пилотируемых космических кораблей, которые разрабатывались в СССР в 1960-1980 годах, с возможно более кратким и четким изложением особенностей конструкции отдельных аппаратов и ходе программ, а также уточнение сведений о малоизвестных но упоминающихся в печати аппаратах. Рассказы о проектах кораблей представлены в хронологической последовательности начала программ. Автор благодарит ветеранов КБ «Салют», КБ «Химмаш», КНПО «Труд», МГТУ им.Н.Э.Баумана, НПО «Молния», НПО «Энергия», НПО «Энергомаш», ЦАГИ и ЦКБ «Машиностроение» за помощь в подборе и анализе материалов для брошюры. Проект планирующего космического аппарата (ОКБ-256) В одно время с США, где ВВС и NASA начали разработку проекта ракетоплана «Дайна Сор», в СССР рассматривались проекты крылатых пилотируемых аппаратов в авиационных конструкторских бюро — ОКБ–256 П.В.Цыбина и ОКБ–23 В.М.Мясищева. Эскизный проект планирующего космического аппарата (ПКА) для спуска с орбиты и посадки на Землю был разоаботан в ОКБ–256 по просьбе С.П.Королева и утвержден П.В.Цыбиным 17 мая 1959 г. Согласно проекту, ПКА с космонавтом на борту должен был выводиться на круговую орбиту ИСЗ высотой 300 км ракетой-носителем (РН) "Восток". После орбитального полета в течение 24-27 ч ПКА должен был сойти с орбиты и возвратиться на Землю, планируя в плотных слоях атмосферы: В начале спуска, в зоне интенсивного теплового нагрева ПКА использовал подъемную силу несущего корпуса оригинальной формы (рис. 1). (С. П. Королев дал ему название "Лапоток"), а потом, снизив скорость до 500-600 м/с, с высоты 20 км планировал с помощью раскрывающегося крыла, первоначально сложенного "за спиной". Управление ПКА в полете должно было осуществляться с помощью реактивных сопел и аэродинамических поверхностей управления. Время спуска ПКА с орбиты ИСЗ могло составить 1,5 ч. Посадку предполагалось выполнить на специально выполненную грунтовую площадку с использованием лыжного шасси "велосипедного" типа - сначала на заднюю лыжу, а потом на переднюю. Фюзеляж ПКА имел стальную обшивку, прикрепленную сваркой к силовому набору. От нагрева фюзеляж защищал металлический донный экран, установленный с зазором 100 мм. Носок фюзеляжа и передние кромки аэродинамических поверхностей, изготовленных из стали, предполагалось охлаждать, причем рассматривалась возможность применения для этого жидкого лития. По расчетам, максимальная температура передней части теплозащитного экрана и кромок рулей могла достичь 1200°С в отличие от верхней части фюзеляжа, где ожидаемая температура не превышала бы 400°С, Сложенные стальные консоли крыла, находящиеся в аэродинамической "тени" фюзеляжа при планировании ПКА с углом атаки 55–60°, в зоне максимальных тепловых потоков на гиперзвуковых скоростях не должны были подвергаться большому нагреву. Внутри фюзеляжа размещались герметизированные кабина космонавта и приборный отсек, выполненные из алюминиевого сплава и защищенные теплоизоляцией. Космонавт располагался перед приборной доской в катапультном кресле, имеющем три положения - стартовое, рабочее, для отдыха. Кабина имела систему жизнеобеспечения, два боковых иллюминатора и прибор для астроориентации. В приборном отсеке и непосредственно в фюзеляже размещалось оборудование, необходимое для осуществления орбитального полета и спуска. Для маневрирования на орбите ПКА имел навесную двигательную установку (ДУ), примыкающую к донному щиту фюзеляжа и закрытую обтекателем, ДУ включала топливные баки систему подачи топлива и два ЖРД - тормозной и корректирующий. ДУ отделялась от ПКА на высоте 90 км после выдачи тормозного импульса для схода сорбиты. Для ориентации ПКА на орбите и при входе в плотные слои атмосферы применялись реактивные сопла, работающие на продуктах разложения перекиси водорода, Далее включались аэродинамические поверхности. В случае аварии РН на высотах до 10 км космонавт мог катапультироваться из кабины ПКА, На больших высотах производилось аварийное отделение ПКА от РН, раскрытие консолей крыла и спуск на Землю. Королев был в курсе всех работ, проводившихся по ПКА в ОКБ-256. От его ОКБ в работах участвовали проектанты по космическим аппаратам и РН. Кроме того к работам были подключены крупнейшие коллективы Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ). После начала работ по ПКА в ЦАГИ выяснилось, что проблемы, встающие перед создателями крылатых космических аппаратов, гораздо серьезнее, чем было принято считать. В частности, только после продувок в аэродинамических трубах стало ясно, что тепловые нагрузки на теплозащитный экран значительно превосходят расчетные и материал экрана надо будет менять, а узел шарнира поворота консолей крыла на самом напряженном участке спуска находится в "застойной" зоне с повышенным подводом тепла и практически полным отсутствием теплоотвода. Требовались более детальные проработки проекта с моделированием реальных условий полета на аппаратах-аналогах. Как известно, С.П.Королев для первого космического корабля (КК) "Восток" выбрал схему с баллистическим спускаемым аппаратом как более простую, надежную и требующую наименьших затрат при экспериментальной отработке. Кроме того, начатая в те годы кампания против военных самолетов в пользу ракет затронула многие авиационные ОКБ. В 1960 г. ОКБ-256 было закрыто. Главный конструктор П. В. Цыбин перешел на работу в ОКБ-1 заместителем С, П. Королева, где внес большой вклад в разработку и создание модификаций КК "Восток", новых КК "Союз" и "Союз Т", а также автоматических межпланетных станций и спутника связи "Молния". Материалы по ПКА по договоренности были переданы С. П. Королевым в ОКБ А.И.Микояна, где в это время начались работы по воздушно-космической системе "Спираль". Проект тяжёлого межпланетного корабля (ОКБ-1) Одним из самых многообещающих, эффективных и не слишком дорогих в исполнении космических проектов, разрабатываемых в СССР, можно было бы назвать проект тяжелого межпланетного корабля (ТМК). Прежде чем рассказывать о ТМК, необходимо вернуться к предыстории проекта, который с самого начала шел рука об руку с разработкой ракеты-носителя H1. Основной задачей ракеты (о создании которой подробно рассказано в брошюре академика В.П.Мишина "Почему мы не попали на Луну?" должно было стать выведение на околоземную орбиту тяжелых спутников. В задания на проектирование РН было оговорено, что стартовая масса носителя не должна превышать 2200 т при массе полезного груза, выводимого на низкую околоземную орбиту, 75 т. Исходя из условий проекта, ракета H1 была оптимизирована именно на такие исходные характеристики. Под такую ракету разрабатывались наземные сооружения.и вся инфраструктура. И хотя разрабатываемая ракета поражала своими размерами, особых вопросов, на которые пр.и проектировании можно было дать строго отрицательный ответ, как и ярого скептицизма со стороны оппонентов проект поначалу не вызывал. Ракету H1 с полной уверенностью можно назвать главным детищем и мечтой С.П.Королева. О ее создании Сергей Павлович задумывался очень давно, еще до начала космической эры. На представленном в июле 1962 г. эскизном проекте H1 рукой Сергея Павловича сделана пометка: "Мы об этом думали в 1956-57 годах". Он понимал, что со вводом в строй столь мощной РН перед советской космонавтикой откроются очень широкие горизонты. Одной из актуальных задач нового носителя могли стать запуски тяжелых автоматических станций и пилотируемых кораблей к планетам Солнечной системы. В ОКБ-1, в проектном отделе, которым руководил М.К.Тихонравов, рассматривались различные варианты кораблей для полета к Марсу. Исследования велись сначала в свободное от основной работы время в инициативном порядке двумя группами проектантов под руководством Г.Ю.Максимова и К.П.Феоктистова. Проект группы Г.Ю.Максимова был нацелен на быструю реализацию программы доступными средствами. Для этого предполагалось создать сравнительно простой по конструкции и небольшой по массе космический корабль с экипажем из трех человек. Проект предусматривал облет Марса с исследованием на пролетной траектории и без посадки на его поверхность или без выхода на околомарсианскую орбиту с последующим возвращением корабля в район Земли. Корректируя траекторию полета, можно было очень точно вывести корабль к Земле, где от него должен был отделиться спускаемый аппарат, входящий в атмосферу со скоростью, превышающей вторую космическую, и выполняющий управляемый спуск и парашютную посадку. Конструктивно этот вариант ТМК представлял собой цилиндрическую кабину экипажа с приборно-агрегатным отсеком, ДУ для коррекции траектории и панелями солнечных батарей на внешней стороне корабля. Не имея соответствующих исходных данных о надежности огромной ракеты-носителя H1, проектанты предусматривали выведение межпланетного корабля на околоземную орбиту в двух вариантах: с космонавтами на борту или с последующей "подсадкой" экипажа на ТМК. В последнем случае беспилотный межпланетный корабль с разгонным блоком выводился на орбиту с помощью H1, а экипаж доставлялся к нему в одном из кораблей, разрабатываемых в тот период в ОКБ-1. После пересадки космонавтов производился старт ТМК с разгонным блоком с орбиты в направлении к Марсу. Проект группы К. П. Феоктистова базировался на более сложной многопусковой схеме со сборкой ТМК на околоземной орбите и последующим его разгоном к Марсу. В качестве ДУ комплекса предполагалось применить высокоэкономичные электрореактивные двигатели (ЭРД), получающие энергию от ядерной энергетической установки (ЯЭУ). Из-за малой тяги ЭРД разгон корабля по раскручивающейся спирали должен был продолжаться несколько месяцев. В общем виде этот ТМК напоминал цветок ромашки, в центре которого находилась ЯЭУ, а лепестками служили радиаторы-излучатели. В дальнем конце стебля "цветка" помещалась кабина экипажа. Большое внимание авторы проекта уделяли технической стороне проекта, главным образом разработке ЯЭУ и ЭРД. Говоря о проекте ТМК, нельзя забывать, что закладывался он в самом начале 1960-х годов. У проекта не было и не могло быть аналогов. В связи с этим перед проектантами во множестве встали сложнейшие проблемы, разрешение которых даже на современном уровне науки и техники требует серьезных усилий. Однако величайший энтузиазм, ничем не скованная фантазия и вера в свои силы, а также в возможности отечественной науки и техники помогали преодолевать трудности, стоящие на пути разработчиков. Исходя из известной траектории полета корабля с возвращением в район Земли, продолжительность полета по которой превышает год, большое внимание авторов первого проекта было приковано к системе жизнеобеспечения (СЖО) экипажа корабля. Имеющиеся СЖО, основанные на использовании запасов кислорода, воды и продуктов питания без их возобновления, не позволяли реализовать программу полета из-за своей огромной массы. С этой точки зрения можно было использовать СЖО с так называемым замкнутым циклом. Понимая сложность реализации замкнутого цикла жизнеобеспечения с помощью физико-химических процессов, проектанты уповали прежде всего на биологическне системы, упрощенно повторяющие замкнутую экологическую систему Земли, Естественно, полный кругооборот веществ в небольшом объеме КК организовать трудно, но "замкнуть" систему по таким жизненно важным составляющим, как вода и кислород, представлялось возможным. Воду для питья предполагалось получать главным образом путем выпотевания из выдыхаемой космонавтами в атмосферу кабины влаги с последующей очисткой ее ионообменными смолами. Часть питьевой воды и вода для технических нужд могла быть восстановлена из жидких отходов жизнедеятельности с помощью различных физико-химических и биологических процессов. Для регенерации кислорода из выделяемого космонавтами углекислого газа должны были применяться контейнеры с водорослями типа хлореллы. Кроме того, эти водоросли могли частично перерабатывать и другие отходы жизнедеятельности экипажа. Запасы пищи предполагалось хранить в сублимированном виде и очень тщательно отбирать перед полетом с точки зрения пищевой ценности и удельной массы, Для пополнения рациона питания на корабле должны были использоваться овощи, вызревающие в бортовой гидропонной оранжерее, что позволяло экономить от 20 до 50% массы запасов продуктов. Так как оранжерея составляла неотъемлемую часть ТМК, серьезной проблемой являлся подвод солнечных лучей к растениям. Задача была блестяще решена применением наружных солнечных концентраторов с большими габаритами. Для отработки элементов и блоков замкнутой СЖО на Земле, а также выяснения психологических вопросов длительного пребывания экипажа в замкнутом объеме корабля при уменьшенном объеме информации, получаемой извне, был построен аналог жилого отсека ТМК - наземный экспериментальный комплекс, в котором испытатели Г. Мановцев, В, Улыбышев и А. Божко провели год. (Советский одногодичный эксперимент по эксплуатационным испытаниям замкнутой СЖО начался 5 ноября 1967 г. Аналогичные испытания продолжительностью 90 суток с экипажем из четырех человек были проведены в СЩА значительно позже в июле - сентябре 1970 г. - прим. И.А.) Еще одной проблемой в длительном космическом полете была защита экипажа от солнечных вспышек и галактического фонового излучения. Расчеты и эксперименты со спутниками позволяли вычислить общую кумулятивную дозу облучения за год, которая была признана врачами допустимой. От излучения в период солнечных вспышек предполагалось спасаться в радиационном убежище, которое было устроено в виде канала в приборно-агрегатном отсеке. В убежище, окруженные со всех сторон приборами, космонавты могли переждать солнечную вспышку, ведя при этом управление кораблем с упрощенного пульта. Предполагалось максимально облегчить труд космонавтов по управлению кораблем, передав его автоматическим устройствам с выводом на пульт управления информации о работе систем корабля, представляемой в виде трех значений: "Норма", "Отклонение от нормы" и "Отказ". Космонавты могли производить в полете ремонт радиоэлектронной аппаратуры корабля, которая была устроена в виде легкодоступных консолей и разъемных плат. Одним из вопросов, который до конца оставался неясным участникам проекта, было практически полное отсутствие знаний о воздействии длительной невесомости на организм человека в космическом полете. Сначала было предложено организовать на корабле искусственную тяжесть путем вращения отдельных частей ТМК вокруг оси, однако сравнительно небольшие размеры центрифуги приводили к возникновению кориолисовых ускорений, искажающих восприятие человеком тяжести и вредно воздействующих на организм. Работы групп энтузиастов весьма интересовали С.П.Королева. По его инициативе был организован специальный проектный отдел по ТМК. Разработка первого варианта проекта ТМК показала целесообразность создания наземного экспериментального комплекса, что и было реализовано. Работы по второму варианту проекта продвинулись несколько дальше и закончились выпуском в 1969 г. аванпроекта. В начале 70-х годов было решено создать орбитальные станции, чтобы понять, можно ли длительно летать в космосе без создания искусственной тяжести. Приоритет, отданный сначала лунной программе, а затем орбитальным станциям, тормозил разработку ТМК. Конечно, не обязательно было спешить с лунной программой, а постепенно отработать Н1, что позволило бы создать тяжелую орбитальную станцию, а впоследствии и ТМК и совершить одну из самых грандиозных и впечатляющих экспедиций XX века, вполне сравнимую, а в некоторых случаях и превосходящую высадку на Луну. Самое главное, что в этом случае наша космонавтика шла бы своим путем и не было бы "лунной" гонки с США. Кроме того, накопив опыт при создании ТМК, ничто не мешало бы в будущем приступить к полномасштабной разработке лунной или марсианской программы. С нынешней точки зрения представляется, что задача облета Марса была не менее престижна и реализовать ее можно было проще, однако заменить лунную программу на марсианскую в то время психологически было очень трудно, так как многим казалось, что Луна вот-вот будет "завоевана", учитывая наши предыдущие "блистательные победы в космосе". Закрытие работ по одному из ключевых элементов ТМК - ракете H1 привело к быстрому свертыванию программы. Работы по теме «Союз» (ОКБ-1) Понимая, что в связи с усложнением задач, встающих перед отечественной космонавтикой, со временем потребуется резко увеличить массу КК для полета по орбитам ИСЗ и к другим планетам, С.П.Королев и его соратники, наряду с разработкой проекта H1, уделяли большое внимание вопросу сборки аппаратов на орбите ИСЗ. Уже 10.03.1962 г. С.П.Королев утверждает технический проспект, озаглавленный «Комплекс сборки космических аппаратов на орбите спутника Земли (тема «Союз»)». В этом документе впервые дается обоснование возможности использования модификации КК «Восток–7» с космонавтом–«монтажником» на борту для отработки стыковки и сборки на орбите. Для этого корабль предполагалось снабдить системами сближения и стыковки, а также маршевой ДУ многократного включения и системой микродвигателей причаливания и ориентации. КК «Восток–7– мог быть использован для сборки на орбите ИСЗ космической ракеты (рис. 2), состоящей из трех одинаковых ракетных блоков (РБ). С помощью такой космической ракеты предлагалось выполнить облет Луны специальным кораблем Л1 с экипажем из 1–3 человек. Согласно проекту космический корабль Л1 имел оригинальную компоновку, состоящую из двух корректирующих ДУ (передней и хвостовой), жилого отсека, спускаемого аппарата (СА) и агрегатного отсека (АО), со стороны которого к кораблю пристыковывалась связка из трех РБ. В схеме корабля четко прослеживалась необходимость применения СА специальной формы, имеющего аэродинамическое качество, что позволяло аппарату совершать маневр в атмосфере для уменьшения перегрузок, воздействующих на экипаж, и управлять траекторией снижения СА. Последняя мера резко сужала зону разброса точек приземления аппарата. Появлялась возможность производить посадку после облета Луны на заданной территории Советского Союза. В том же проспекте предлагалось с помощью стыковки создать орбитальную станцию (см. рис. на первой странице обложки) с экипажем из трех человек, предназначенную для наблюдения Земли и состоящую из трех блоков: жилого, блока научной аппаратуры и корабля доставки экипажа. В качестве последнего подразумевался КК «Север», проект которого рассматривался в это время в ОКБ–1. Аппарат представлял собой как бы переходную ступень от КК «Восток» к кораблям следующего поколения, получившим впоследствии наименование «Союз», и состоял из спускаемого аппарата новой формы с аэродинамическим качеством и агрегатного отсека. В этом же проспекте обосновывалась возможность запуска спутника связи на геостационарную орбиту с помощью ракеты, собранной из отдельных ракетных блоков. Блоки аппаратов во всех этих вариантах должны были выводиться на орбиту РН «Союз». Через некоторое время появился второй проспект, озаглавленный «Сборка космических аппаратов на орбите спутника Земли», утвержденный С.П.Королевым 10.05.1963 г. В нем тема «Союз» звучит уже четко и убедительно. Основной объект документа — комплекс, состоящий из последовательно выводимых и стыкующихся на орбите разгонного РБ, кораблей–танкеров для его, заправки и КК «Союз». После того как баки РБ заполняются топливом, доставляемым «танкерами», производится запуск ЖРД этого блока и разгон «Союза» с целью облета Луны. Пристыкованный к РБ «Союз», состоящий из бытового отсека (БО) со стыковочным узлом, спускаемого аппарата и приборно–агрегатного отсека (ПАО), осуществлял разгон «хвостом вперед». Двигательная установка «Союза» в полете использовалась для коррекций траектории. После облета Луны при возвращении к Земле происходило разделение отсеков корабля, и СА выполнял управляемый спуск и посадку в заданном районе Советского Союза. В этом проспекте «Союз» уже имел близкую к современной форму.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |