Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель ломаной кривой спроса




Олигополия. дилема олигополистов. Модели поведения фирм в условиях олигополии.

Олигополиярыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством действующих фирм. Производимый продукт при этом может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм – сталь, цинк, медь, алюминий, цемент и т.д), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы отличается от продукции конкурентов – автомобили, покрышки, бытовые приборы). Любое решение одного из олигополистов относительно цены на его продукцию либо объема выпуска тут же сказывается на спросе на продукт других фирм и соответственно на их прибылях.

Выделяют жесткую и мягкую олигополию.

Жесткая олигополия – это ситуация, при которой несколько производителей делят рынок данного товара.

Мягкая монополия – это ситуация, при которой один предприниматель занимает до 70% рынка, а остальная его часть делится между множеством мелких фирм, которые в своей деятельности зависят от олигополиста.

Выделяют четыре модели возможного поведения фирмы-олигополиста:

· модель ломаной кривой спроса;

· модель картеля (тайного сговора);

· модель лидерства в ценах;

· модель «издержки +».

Модель ломаной кривой спроса отражает случай ценовой конкуренции в условиях олигополии, когда предполагается, что фирмы всегда реагируют на снижение цен конкурентов и не реагируют на их повышение.

 
 
 
 
 
 
 
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAyvh5Er0A AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPSwrCMBDdC94hjOBGNFX8VqOooLj1c4CxGdtiMylN tPX2ZiG4fLz/atOYQrypcrllBcNBBII4sTrnVMHteujPQTiPrLGwTAo+5GCzbrdWGGtb85neF5+K EMIuRgWZ92UspUsyMugGtiQO3MNWBn2AVSp1hXUIN4UcRdFUGsw5NGRY0j6j5Hl5GQWPU92bLOr7 0d9m5/F0h/nsbj9KdTvNdgnCU+P/4p/7pBWMF2F+OBOOgFx/AQAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAA IQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXhtbC54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAyvh5Er0AAADcAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rvd25yZXYu eG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIIDAAAAAA== " stroked="f">
 
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAm08lk8UA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPzYvCMBTE7wv+D+EJe1nWVBHRrlH8WMHDevADz4/m 2Rabl5JEW/97Iwh7HGbmN8x03ppK3Mn50rKCfi8BQZxZXXKu4HTcfI9B+ICssbJMCh7kYT7rfEwx 1bbhPd0PIRcRwj5FBUUIdSqlzwoy6Hu2Jo7exTqDIUqXS+2wiXBTyUGSjKTBkuNCgTWtCsquh5tR MFq7W7Pn1df69PuHuzofnJePs1Kf3XbxAyJQG/7D7/ZWKxhO+vA6E4+AnD0BAAD//wMAUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJl bHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBl eG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCbTyWTxQAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAigMAAAAA " stroked="f">
 
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAa5275MUA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT4vCMBTE7wt+h/CEvSyabhHRahRXV9jDevAPnh/N sy02LyWJtn77jSDscZiZ3zDzZWdqcSfnK8sKPocJCOLc6ooLBafjdjAB4QOyxtoyKXiQh+Wi9zbH TNuW93Q/hEJECPsMFZQhNJmUPi/JoB/ahjh6F+sMhihdIbXDNsJNLdMkGUuDFceFEhtal5RfDzej YLxxt3bP64/N6fsXd02Rnr8eZ6Xe+91qBiJQF/7Dr/aPVjCapvA8E4+AXPwBAAD//wMAUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJl bHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBl eG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBrnbvkxQAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAigMAAAAA " stroked="f">
 
 
 
 
 
 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.10. Модель «ломаной кривой спроса»

 

Модель картеля

Трудности диагностирования реакции конкурентов и ограниченность числа продавцов усиливают склонность фирм к согласованию своих действий посредством сговора, образуя картель.

Картель – группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении предложения (ограничение объемов выпуска) и цены (фиксация) с целью получения монопольной прибыли.

Если бы две фирмы взаимодействовали в условиях совершенной конкуренции, то каждая фирма производила бы половину объема рыночного спроса, не получая при этом экономической прибыли. Зная спрос на свою продукцию, фирмы, достигнув соглашения об ограничении объема выпуска и фиксации цены, могли бы получать экономическую прибыль.

Модель лидерства в ценах

Данная модель характерна для тех отраслей, где имеется одна лидирующая фирма (не менее 50% производства). В этом случае она играет роль лидера, то есть именно данная фирма устанавливает цену товара. Остальные фирмы следуют за ней, так как понимают, что лидер продает товар по цене, обеспечивающей максимальную прибыль. Попытки обойти лидера за счет изменения цен могут привести к существенным потерям за счет его ответной реакции.

Модель «Издержки плюс»

Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс». Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75–80%), чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры. Наибольший вес имеют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль: P = AVC + AFC + П.

Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент надбавки.

Если фирмы в отрасли используют одну и ту же формулу ценообразования, которой придерживается лидер в отрасли, то такая ситуация называется «правилом большого пальца». В результате использования одинаковых методов ценообразования поведение конкурентов становится все более предсказуемым.

 

 

 
 
 
 
 

 

 


Рис. 6.11. Модель «Издержки +»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.