Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Введение. Программа дисциплины




Екатеринбург

Программа дисциплины

Новейшая история стран Центральной и Юго-Восточной Европы

(Стандарт ____)

 

 


Целью лекционного курса является формирование у студентов общего представления об особенностях процессов модернизации и развития национальной государственности в странах Центрально-Восточной Европы в эпоху Новейшего времени.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

· показать особенности процессов индустриальной модернизации в условиях независимого развития в меняющихся геополитических реальностях XX в.;

· дать общие представления о формировании государственных институтов, партийно-политической системы и эволюции политической идеологии в странах Центрально-Восточной Европы в эпоху Новейшего времени;

· рассмотреть процесс трансформации роли региона и отдельных стран Центрально-Восточной Европы в системе международных отношений, интеграционных и глобализационных процессах в XX – начале XXI вв.

Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Основой для данной дисциплины являются курсы Новейшей истории стран Европы и Америки, Отечественной истории в Новейшее время, экономической истории и политологии и истории международных отношений. В свою очередь, данная дисциплина служит логическим дополнением для курсов Новейшей истории стран Европы и Америки, Новейшей истории стран Азии и Африки, Отечественной истории в новейшее время, специальных курсов по истории международных отношений, регионоведения, изучения процессов индустриальной и постиндустриальной модернизации и их локальных вариантов, а также процессов евроинтеграции на рубеже XX – XXI вв.

Требования к уровню освоения содержания курса. Студент должен иметь представление об основных проблемах регионального развития в контексте мирового исторического процесса в конце XX – начале XXI в. (в экономической, политической, духовной сферах, области международных отношений), а также понимать особенности современных подходов к интерпретации места и роли стран и народов Центрально-Восточной Европы мировом историческом процессе.

Методическая новизна курса. В основе лекционного курса лежит сравнительно-исторический подход, позволяющий показать основные тенденции регионального развития на фоне мирового исторического процесса в XX – начале XXI в. и в то же время – своеобразие трансформации отдельных стран региона и поиска сохранения собственной идентичности в условиях индустриальной модернизации и мировых интеграционных процессов.

 

 

II. Содержание курса

 

Тема I. Первая мировая война и судьбы народов Восточной и Юго-Восточной Европы.

Сараевское убийство, июльский кризис и развязывание войны. Оформление двух воюющих группировок (Четверной союз и Антанта) и позиционирование суверенных государств региона. Лондонское соглашение (1915 г.) о присоединении Италии к странам Антанты. Балканский и Салоникский фронты в 1914 – 1918 гг. Участие в военных усилиях воюющих сторон Болгарии и Румынии. Военное поражение Сербии и Черногории. Активизация национальных движений народов Австро-Венгрии в годы первой мировой войны. Возникновение и деятельность заграничных национальных организаций: Югославянского комитета, Чехословацкого Национального Совета, Польского Национального комитета. Поиск вариантов реализации национальной идеи. Формирование национальных институтов государственной власти. Национальный вопрос в политике воюющих стран. Февральская и Октябрьская революции в России, ленинская идея мировой революции и лозунг о «праве наций на самоопределение». 14 пунктов президента США В. Вильсона и особенности признания странами Антанты права на национальное самоопределение и автономизацию народов многонациональных империй. Поражение стран Четверного союза и образование новых государств в Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европе.

Тема II. Страны ЦВЕ в версальско-Вашингтонской системе международных отношений Особенности становления национальных государств и процесса индустриальной модернизации в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в 1914 – 1945 гг.

Становление Версальской системы международных отношений, мирные договоры с побеждёнными и рождение новой Восточной Европы. «Минное поле» национально-территориальных противоречий. Особенности геостратегического положения стран региона, их участия в региональных организациях (Малая Антанта, Балканская Антанта). СССР, Коминтерн и страны Восточной Европы. Мировой экономический кризис, начало распада Версальско-Вашингтонской системы в 30-е гг. и трансформация внешней политики восточноевропейских государств. Политика стран фашистской «оси» и восточноевропейские государства. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы «на перекрестке трех стратегий» накануне второй мировой войны.

Особенности индустриальной модернизации стран Восточной Европы в межвоенный период. Феномен «социализированной» модернизации. Внутренние и внешние факторы модернизации. Мировой экономический кризис и усиление этатистстских тенденций в экономическом развитии стран региона. Усиление экономической зависимости стран Юго-Восточной Европы от нацистской Германии накануне второй мировой войны.

Становление политической системы: эволюция либерально-консервативных партий, рост влияния левых (коммунистических) и праворадикальных политических партий и движений. Роль аграризма в идеологии и политической системе. Становление институтов представительной демократии и гражданского общества в условиях преобладания авторитарных политических режимов. Межвоенное двадцатилетие в исторической памяти народов Восточной Европы.

Тема III. Страны Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы накануне и в годы второй мировой войны

Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в период кризиса и распада Версальской системы. Предвоенный политический кризис 1939 г. и судьбы стран Восточной Европы. Начальный период второй мировой войны (1939 – 1941 гг.) и страны Восточной Европы «на перекрёстке трёх стратегий». Страны-жертвы фашистской агрессии и страны-сателлиты нацистской Германии и фашистской Италии. Последствия национальной катастрофы Чехословакии, Польши и Югославии. Особенности антифашистского движения сопротивления. Проблема места стран Восточной Европы в послевоенном урегулировании в отношениях стран антигитлеровской коалиции. Эволюция отношения к польскому и югославскому «вопросам» в отношениях членов «большой тройки». Освободительная миссия Советской Красной армии и особенности освобождения стран Восточной и Юго-Восточной Европы на заключительном этапе второй мировой войны. Московские переговоры У. Черчилля (октябрь 1944 г.) и результаты «процентной» дипломатии. Польский и югославский вопросы на межсоюзных конференциях в Ялте и Потсдаме. Восточная Европа в Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений. Внутренние и внешние факторы установления режимов «народной демократии» в странах Восточной Европы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.