КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Когда слова утрачивают свое значение, народ утрачивает свою свободу. 60 страница
Фрэзер............................................................ 781 Фуко.............................................................. 782 Функция........................................................ 783 Футуризм........................................................783 Футурология................................................... 783 Хабермас........................................................ 785 Хайам............................................................ 786 Хайдеггер.......................................................789 Хайек.............................................................790 Харизма......................................................... 790 Хвостов..........................................................791 Хейзинга........................................................792 Хилиазм......................................................... 792 Хинтикка....................................................... 792 Холизм...........................................................793 Холодный....................................................... 793 Хоманс........................................................... 794 Хомский......................................................... 794 Хомяков......................................................... 795 Хоркхаймер....................................................795 Хорни............................................................ 796 Христианство.................................................. 796 Христос.......................................................... 797 Ценностные ориентации....................................798 Ценность........................................................ 798 Церковь..........................................................799 Цивилизация.................................................. 799 Цивилизация риска..........................................799 Циолковский...................................................800 Цицерон.........................................................801 Цяпинский..................................................... 801 Чаадаев..........................................................802 Чаховиц.........................................................802 Человек..........................................................802 Челпанов........................................................804 Чернышевский.................................................804 Чижевский......................................................805 Чичерин..........................................................806 Чтение...........................................................807 Чудо..............................................................809 Шадурский.....................................................810 Шамбала........................................................810 Шанкара........................................................810 Шарко............................................................810 Швейцер.........................................................811 Шелер............................................................811 Шеллинг........................................................812 Шерток..........................................................814 Шестов...........................................................814 Шизоанализ....................................................815 Шиллер..........................................................818 Шлегель.........................................................819 Шлейермахер..................................................820 Шлик.............................................................821 Шмитт...........................................................821 Шовинизм.......................................................822 Шопенгауэр.....................................................823 Шпенглер.......................................................824 Шпет.............................................................825 Штейнталь.....................................................826 Штирнер.........................................................826 Шутц.............................................................826 Шюц..............................................................827 Щедровицкий..................................................828 Эвдемонизм.....................................................829 Эволюционизм.................................................829 Эвтаназия.......................................................829 Эволюция социальная......................................830 Эго-процесс.....................................................830 Эгоизм............................................................830 Эдипов комплекс..............................................830 "Эдипов эффект"..............................................831 Эйдос.............................................................831 Экзегетика......................................................832 Экзистенциализм.............................................833 Экзистенциальный анализ.................................835 Экзистенциальный психоанализ.........................835 Экзистенция....................................................835 Эко................................................................835 "Экологический пессимизм"...............................836 Экология........................................................836 Экономическая социология................................837 Эксперимент....................................................838 Экспертократия...............................................838
Экспликация...................................................838 Экстаз............................................................839 Экстраполяция................................................839 Экстремальная ситуация...................................839 Экхарт........................................................... 840 Элементы........................................................840 Элиаде............................................................840 Элиты теории..................................................842 Эллюль...........................................................843 Эманация........................................................843 Эмпедокл........................................................844 Эмпиризм........................................................845 Эмпирическое и Теоретическое...........................845 Энгельс...........................................................846 Энтелехия.......................................................846 Энтропия........................................................846 Энциклопедия.................................................846 Эон................................................................847 Эпикур........................................................... 847 Эпистемология.................................................847 Эразм Роттердамский.......................................848 Эриксон..........................................................848 Эрн................................................................849 Эрос...............................................................850 Эстетика.........................................................850 Эсхатология....................................................852 Этика.............................................................853 Этнометодология..............................................854 Этнос.............................................................856 Этноцентризм..................................................856 Этос...............................................................857 Эфир..............................................................857 Юм................................................................858 Юнг...............................................................859 Юнгер............................................................859 Юркевич.........................................................860 Юстин............................................................860 Я...................................................................862 Язык..............................................................863 Язык искусства...............................................868 Языковые игры................................................869 Язычество.......................................................870 Яковенко........................................................872 Ян и Инь........................................................872 Ясинский........................................................873 Ясперс............................................................873
Равенство - см. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) - русский мыслитель, основоположник революционной теории в интеллектуальном российском движении, поэт, общественный деятель. Учился в Лейпцигском университете, усвоил ряд революционных идей западно-европейской философии. По возвращении в Россию служит в Сенате, Коммерц-колле-гии и в Петербургской Казенной палате. В условиях отказа Екатерины Второй от либеральных обещаний ("Наказа" - 1760) становится противником самодержавия и крепостничества. В 1773 впервые выступает в печати с переводом "Размышления о греческой истории Мабли", где в "Примечаниях" объявил самодержавие "наипротивнейшим человеческому естеству состоянием". В 1780-х знакомится с трудом "История обеих Индий" (Г.Т. Рейналь, Дидро, Нежон), проникается сочувствием к освободительной войне в Северной Америке и убеждается в банкротстве екатерининского "просвещенного абсолютизма". В свет выходит его ода "Вольность", где он приветствует О. Кромвеля и Дж. Вашингтона. В 1782 "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске" продолжает ту же тему, отрицая даже у прогрессивных государей воспомоще-ствование вольности народной. Концепция вольности и антикрепостничества находит художественно-идейное воплощение в "Путешествии из Петербурга в Москву", (написано в сер. 1780, напечатано в 1790). Критика крепостничества велась Р. с экономической, политической и моральной точек зрения. Несмотря на внешне респектабельную позицию Р., выражавшуюся в тезисе "правительство для народа (а не наоборот)", страстное осуждение, гнев и готовность автора на решительные меры явно преступили просветительское желание обойтись без революционных потрясений. Реакция самодержавия последовала незамедлительно: ссылка в Илимск. (Известна оценка Р. Екатериной И: "бунтовщик, хуже Пугачева".) Однако дух мыслителя не сломлен, он постоянно пишет, размышляет, прогнозирует судьбу России, осуществляет философские поиски. Рождается основной философский трактат Р. "О человеке, его смертности и бессмертии", построенный на принципе диалога материалистических и идеалистических концепций бытия и мышления. Трудно без сомнений отнести философскую позицию самого автора к одной из представленных в трактате концепций, это скорее глубоко личностное философское странствие в целях постижения тайн бытия, смерти и бессмертия, вызванное всем складом натуры и экстраординарными условиями жизни ссыльного. В тексте позитивно обновленные философские идеи, отражающие успехи науки и философии, сочетаются с экзистенциально-личностными настроениями, с надеждой на чудо избавления от кошмара и страха ссыльно-сибирского существования. Изложение мыслей Р. в трактате свободное, хотя стиль тяжел и сложен (он пишет как бы для себя). Философская мысль автора движется по типу внутреннего диалога: материя вечна, но есть нечто, что ею не охватывается целиком; человек смертен, он, умирая, исчезает, но не весь, не совсем; нечто в этом процессе вечно-сущее, но что? Первые две части манифестируют материализм, в частности, в тезисе о том, что материальные основы в такой мере относятся к духовному процессу, в какой духовная жизнь зависит от тела. Отсюда делался вывод, что уничтожение тела должно повлечь за собой умирание души. В третьей же и четвертой частях Р. вопреки ранее сказанному, утверждает, что нельзя усомниться более, чтобы душа в человеке не была существо само по себе, от телесности отличная... Она такова и есть в самом деле: проста, непротяженна, неразделима среди всех чувствований и мыслей. Человек не мог бы без такой души ведать прошлое и будущее, за мгновение пробегая века и мчась мыслью со скоростью непостижимой. В области гносеологии Р. настаивал на различии между чувственным опытом и абстрактным мышлением относительно объекта, не соглашаясь с Гельвецием, абсолютизирующим сенсуализм. Из тезиса о простоте и неразделимости души Р. делает вывод о ее бессмертии: цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству, Бог не сотворил нас так, чтобы мы считали эту цель напрасной мечтой, поэтому разумно допустить, что состояние души меняется и совершенствование ее длится вечно. В обосновании ее перевоплощения Р. ссылается на идею предустановленной гармонии Лейбница (отвратительная гусеница - куколка - прекрасная бабочка). По-видимому, Р. соглашается с воззрениями Ш. Бонне на возможность прогрессивной реинкарнации людей, которая постоянно стремится ввысь через цепь постоянных перевоплощений. Похоже, что автор разграничивал естественно-научный взгляд на жизнь и смерть человека, с одной стороны, и моральный постулат о бессмертии души, дающий основания для подчинения преходящего в жизни вечному, с другой. (Нечто подобное мы находим у Н.И. Новикова.) После амнистии Р. работал в императорской комиссии гражданского законодательства. Покончил жизнь самоубийством. Э.К. Дорошевич
РАДКЛИФ-БРАУН (Radclif-Brown) Альфред Реджинальд (1881-1955) - британский антрополог, создатель структур-но-функционалистского подхода в антропологии. Изучал философию, экономику, психологию и антропологию в Кембридже. Ученик У. Риверса. Проводил полевые исследования в Австралии, Африке, Полинезии и на Андаманских островах. Директор департамента образования королевства Тонга (1916-1919). Создал школу Африканских исследований в Университете Кейптауна (1921-1926) и кафедру антропологии в Сиднейском университете (1926-1931). Профессор и глава кафедры социальной антропологии в Оксфорде (1937-1946). В 1920-х Р.-Б. был сторонником функционалистско-го подхода Малиновского. Неудовлетворенность его возможностями побудила Р.-Б. ввести в контекст функционального анализа понятие "структура". Последнюю он определял как "сложную сеть реально существующих социальных отношений". Понимание структуры как набора невидимых отношений, производящих видимый результат на поверхности общества в формах институционализированного поведения, была позаимствована Р.-Б. из естественных наук, прежде всего из атомной физики. Каждое общество, по Р.-Б., вырабатывает свою культурную модель социальных отношений. Социализация посредством этих моделей вырабатывает сходные формы поведения среди множества людей. Благодаря этому каждый индивидуум обнаруживает себя в схожей структурной позиции по отношению к сети социальных отношений и исполняет предписанную ему социальную роль. Структура, по Р.-Б., включает в себя три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, это "структура сама по себе", которая может быть обнаружена в социальных ролях как в узлах сети отношений, конституирующих общество. Видимые аспекты социальной структуры подобны анатомии живых существ. Однако реальная структура состоит из невидимых отношений, которая, по Р.-Б., пребывает в статическом состоянии. Во-вторых, это "функция", понятием которой Р.-Б. пользовался для того, чтобы показать структуру в действии. "Функция" определялась им как социально стандартизированный способ деятельности или мышления, направленный на поддержание существования социальной структуры. В-третьих, это "изменения" или "социальная эволюция", которые, по Р.-Б., являются не менее важной составляющей структуры, чем функции. При этом он предлагал различать радикальные изменения, затрагивающие саму структуру, и текущие, например, демографические процессы рождения и смерти. Важной научной заслугой Р.-Б. стала институционализация социальной антропологии как самостоятельной дисциплины. Ее он определял как "науку о человеке и человеческой жизни во всех ее аспектах". Цель антропологии Р.-Б. видел в обнаружении общих законов социального и культурного развития человечества. Антропологию он подразделял на три части: археологию, биологическую антропологию и этнологию, под которой понимал сравнительно-историческое изучение отдельных народов. Такой подход к пониманию антропологии характерен в целом и для ее современного состояния. Основные сочинения: "Андаманские островитяне" (1922); "Социальная структура" (1949); "Структура и функция в примитивном обществе" (1952); "Метод в социальной антропологии" (1958) и др. П.В. Терешкович
РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание прецес-суальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого); системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона); системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы); альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей); цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) - локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); стадиальной (линия Маркса - Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации). Проблема Р. связывается в этих моделях с: цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); их однозначной (естественноисторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (ор-ганизуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. - критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества). Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции. Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р. Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций. В.Л. Абушенко
РАЙХ (Reich) Вильгельм (1897-1957) - австро-американский психолог, психиатр и психоаналитик. Один из лидеров леворадикального фрейдизма. Ученик и коллега Фрейда. Доктор медицины (1922). Основные труды: "Функции оргазма" (1927), "Анализ характера" (1928), "Генитальный и невротический характеры" (1929), "Массовая психология фашизма" (1933), "Сексуальная революция" (1936) и др. Под влиянием идей Фрейда, Адлера, Маркса, Бергсона и буддистских доктрин развивал собственные психоаналитически ориентированные концепции. В 1920 вступил в Венское психоаналитическое общество. В 1924-1930 практиковал психоанализ в Венском психоаналитическом институте. Считая сексуальность и оргазм основным регулирующим механизмом человеческой жизнедеятельности, разрабатывал науку о "сексуальной экономии", основанную, по Р., "на социологическом фундаменте Маркса и на психологическом фундаменте Фрейда", которая одновременно должна была быть "массово-психологической и сексуально-социологической". Заложил основания фрейдомарксизма, идеи которого развил в работе "Диалектический материализм и психоанализ" (1924). Принимал участие в рабочем движении, основал несколько организаций для проведения в жизнь "сексуальной политики пролетариата". В книге "Массовая психология фашизма" осуществил первое крупное исследование по психологии и психопатологии фашизма. Отошел от ортодоксального психоанализа и в 1934 покинул Международную психоаналитическую ассоциацию. В связи с установлением нацистской диктатуры эмигрировал и с 1939 жил и работал в США. Разрабатывал проблемы и теорию сексуальной революции, которую считал атрибутом революционного и реформистского процесса. Утверждал, что сексуальная революция является предпосылкой и основой "подлинно человеческой революции", поскольку она освобождает людей от подавленной сексуальности, раскрепощает их и тем самым создает условия для настоящей социальной революции. Создал учение о существующей системе сексуальной репрессивности, которая использует семью, политику и культуру в целях подавления сексуальности и свободы человека и тем самым формирует консервативный тип характера людей, ориентированный на слепое подчинение и поддержку диктатуры. Разработал ряд символов общественной репрессии сексуальности. Проанализировал сексуальное подавление как основной источник массовой невротизации и неврозов. Разработал натурфилософское учение об "оргонной энергии" (естественной, свободнотекущей сексуализированной жизненной энергии) и методике ее психотерапевтического использования. В.И. Овчаренко
РАМАКРИШНА (монашеское имя, настоящее имя - Га-дадхар Чаттерджи) (1836-1886) - индийский философ, мистик, религиозный реформатор. С юных лет - индуистский жрец Храма Богини Кали. Десятки лет посвятил практической реализации религиозных идеалов индуизма, христианства, мусульманства и др. религий. Проповедь "спасения Индии" Р. основывал на обращении к духовному опыту человечества. Философия Р. - практическое утверждение универсальной религии. Мир, по Р., един. Кришна, Будда, Христос, Мухаммед - воплощения одного и того же Божества. Имя Божества, по Р., лишь отражает социально-исторические особенности народов. Философские основы религии Р. - древняя мудрость, выраженная в идеях веданты и Йоги. Единственная Реальность - Брахман, но реален и мир как порождение Брахмана. Это вело Р. к идеям пантеизма, по которому тождественны Брахман и человек. Путь освобождения и познания Божественной Реальности Р. видел в исполнении религиозно-этических законов и особенно в "Бхак-ти" (познании через любовь), видящую Бога во всех людях. Философия Р. оказала значительное влияние на сознание верующих в Индии и всем мире. Непосредственным продолжателем Р. становится его ученик Вивекананда. В.В. Лобач
РАНК (Rank) Отто (1884-1939) - австро-американский психоаналитик. Доктор философии (1912). Один из первых последователей, учеников и коллег Фрейда. Первоначально применял идеи психоанализа при исследовании связи искусства и полового влечения, истолковании произведений литературы и искусства, процесса художественного творчества. Осуществил исследование инцеста и инцестуозных мотивов. Поддерживал, уточнял и развивал психоаналитическую концепцию трансфера и идеи о либидозной природе религии. В 1923 в книге "Развитие психоанализа" (совместно с Ферен-ци) подверг ревизии классическою технику психоанализа и предложил отдать приоритет эмоциональному опыту (а не интеллектуальным процессам и реконструкциям) и назначать в последней стадии психоанализа конкретную дату окончания лечения. В 1924 опубликовал основную книгу - "Травма рождения", в которой утверждал, что основным фактором развития, источников дискомфорта, тревоги и невроза является травма рождения (и вызванный ею страх), которую получает каждый человек в момент появления на свет и отделения от матери. Утверждал, что эта травма является главной травмой в жизни людей и преодоление ее должно быть основной задачей психоанализа. Разработал психотерапию, направленную на преодоление травматического опыта рождения. Считал, что страх рождения является прообразом всех последующих ситуаций опасности. Согласно концепции Р., внутрипсихический конфликт возникает из-за блокировки воспоминаний об "ужасе рождения" и неосознаваемою стремления человека к возвращению в ситуацию, предшествовавшую акту рождения. Полагал, что сексуальное влечение мужчины инициируется наличием неосознаваемого стремления к возвращению в материнское лоно и что стремление человека к возвращению во внутриутробное состояние определяет его поведение, которое по мере развития приобретает все более сублимированные формы. В работах ЗО-х осуществил коррекцию учения о "травме рождения", уделив большее внимание проблемам развития психики, этапам формирования индивидуальности и волевым импульсам личности. Считал, что процесс развития индивидуальности и порождает чувства одиночества и покинутости, которые являются основой травматического опыта свободы. В предельных случаях естественным следствием такого развития (особенно если оно не сопровождается установлением адекватные новых связей с миром) является невроз, который можно рассматривать в том числе как своеобразную плату за свободу. В качестве средства противодействия нежелательному и травматическому развитию личности и психики рассматривал волю (и свободу воли), которую трактовал как автономную творческую силу. Разработал оригинальную концепцию "волевой терапии" и выдвинул в качестве основной задачи психоанализа развитие творческой индивидуальности пациента. Оказал влияние на развитие глубинной психологии и особенно неофрейдизма. Автор книг: "Художник" (1907), "Инцестуальные мотивы в поэзии и саге" (1912), "Значение психоанализа в науках о духе" (1913, совместно с Т. Саксом), "Психология души" (1931), "Искусство и художник" (1932), "Истина и реальность" (1936), "Волевая терапия" (1936), "За пределами психологии" (1941) и др.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |