КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень платных услуг и продукции библиотек
Обоснование перечня платных услуг и продукции для библиотек разных видов Морозов Ярослав. Группа: БИФ/БО-114-3/2. В условиях малобюджетного финансирования отечественные библиотеки активно реализуют хозрасчетные формы обслуживания заинтересованных пользователей, позволяющие расширить спектр предоставляемых услуг и получить дополнительные внебюджетные средства для развития МТБ, стимулирования труда, социальной защиты сотрудников. При этом можно определить оптимальный перечень платных услуг/продукции, предоставляемых конкретным библиотечным учреждением. Составляя номенклатуру дополнительного обслуживания, необходимо руководствоваться наличием реальных или прогнозируемых потребностей/запросов, уровнем платежеспособности пользователей, ресурсными возможностями библиотечного учреждения, а также учитывать фактор рентабельности (доходность). В ходе выполнения практического задания необходимо, руководствуясь нормативными документами, основными теоретическими положениями библиотечной экономики и собственным опытом, составить возможные варианты (модели) номенклатуры платных услуг/продукции для различных видов библиотек. С этой целью из предложенного ниже перечня нужно выбрать, систематизировать и включить в соответствующие графы таблицы те услуги/продукцию, платная реализация которых возможна и целесообразна в определенных библиотеках, не ухудшает законодательно гарантированного общедоступного бесплатного библиотечного обслуживания. Отметим, что в списках платных услуг и продукции для различных библиотек одни и те же наименования могут повторяться; их перечень также может включать и другие услуги, предложенные студентом.
- подготовка тематических или фактографических справок, - запись пользователей в библиотеку, - репродуцирование (ксерокопирование, микрофильмирование) фондовых документов, - заказ книг по МБА, - организация разнопрофильных лекториев, университетов, курсов, - предоставление читателям электронного каталога, - переплетные работы, - размещение в помещении библиотеки и уход за комнатными растениями на период отъезда владельцев, - продление срока пользования выданными материалами (в т.ч. по телефону), - доставка литературы (на дом/ на рабочее место), - бронирование изданий за читателем на определенный срок, - составление библиографических списков по конкретным запросам пользователей, - обслуживание внешних абонентов в режиме удаленного доступа (виртуальная справка), - предоставление книг и других фондовых материалов для переиздания, - организация и обслуживание местных туристско-экскурсионных маршрутов, - предоставление кабинета для занятий в помещении библиотеки, - выполнение тематических запросов с использованием электронных баз данных (в т.ч. Интернет), - поиск в электронном каталоге, - распечатка материалов с электронных носителей, - прием запросов и выдача фактографических справок по телефону, - подготовка адресно-реквизитных данных о различных предприятиях и фирмах, - индивидуальное информирование абонентов о новых поступлениях в фонд библиотеки, - организация работы кружков и клубов по интересам, - ретроспективный поиск документов по запросам, - предоставление читальных аппаратов и другой воспроизводящей аппаратуры в условиях библиотек, - пользование картотеками с конъюнктурной информацией, - переводческие услуги (прямой и обратный перевод текстов), - комплексное библиотечно-библиографическое обслуживание юридических и физических лиц, - составление тематических ретроспективных или текущих библиографических указателей, - приоритетное обслуживание новыми поступлениями, - проверка орфографии и пунктуации авторских рукописей, - выездные выставки-просмотры новой литературы; - прием заказов на литературу по телефону, - выдача фондовых документов на дом из читального зала (на ночь, выходные и праздничные дни), - пользование коммунальными удобствами, имеющимися в здании библиотеки, - определение классификационных индексов в авторских работах, - составление тематических картотек по запросам, - подготовка тематических подборок документов, - проведение устных консультаций по вопросам информационной грамотности (индивидуальных, групповых), - компьютерный набор и макетирование текстов, - предоставление ПК для работы с электронными ресурсами библиотеки и собственными материалами, - организация публичных мероприятий (встреч, читательских конференций, презентаций и т.д.), - размещение сторонней рекламы в помещении и на здании библиотеки, - редактирование библиографических описаний.
Таблица
Вывод. Не все из перечисленных над таблицей услуг подходят под понятие платных. Не подходят под понятие платных следующие услуги: 1. запись пользователей в библиотеку; 2. заказ книг по МБА; 3. организация разно-профильных лекториев, университетов, курсов; 4. предоставление читателям электронного каталога; 5. продление срока пользования выданными материалами (в т.ч. по телефону); 6. доставка литературы (на дом/ на рабочее место); 7. составление библиографических списков по конкретным запросам пользователей; 8. обслуживание внешних абонентов в режиме удаленного доступа (виртуальная справка); 9. предоставление кабинета для занятий в помещении библиотеки; 10. организация работы кружков и клубов по интересам; 11. ретроспективный поиск документов по запросам; проверка орфографии и пунктуации авторских рукописей, 12. выездные выставки-просмотры новой литературы; 13. прием заказов на литературу по телефону, 14.выдача фондовых документов на дом из читального зала (на ночь, выходные и праздничные дни); 15. выездные выставки-просмотры новой литературы; 16. прием заказов на литературу по телефону; 17. выдача фондовых документов на дом из читального зала (на ночь, выходные и праздничные дни); 18. пользование коммунальными удобствами, имеющимися в здании библиотеки, 19. определение классификационных индексов в авторских работах; 20. составление тематических картотек по запросам; 21. проведение устных консультаций по вопросам информационной грамотности (индивидуальных, групповых); 22. предоставление ПК для работы с электронными ресурсами библиотеки и собственными материалами; 23. организация публичных мероприятий (встреч, читательских конференций, презентаций и т.д.). Услуги, которые выделены желтым цветом не подходят под понятие библиотечных.
В таблице одни и те же платные услуги подходят явно не каждой библиотеке. В вузовской библиотеке должно быть больше всего бесплатных услуг и меньше всего платных, потому что такие библиотеки обслуживают только: студентов; преподавателей и сотрудников ВУЗов. К отраслевым научно-техническим библиотекам, например. Можно отнести и библиотеки различных предприятий. В таком случае все они должны быть бесплатными. Если брать в расчет отраслевые библиотеки, такие, как Российская Государственная Сельскохозяйственная Библиотека, то там могут быть платные услуги, в том числе и те, которые не могут выполняться в других библиотеках. Касательно районных и муниципальных общедоступных библиотек, то у них должно быть примерно одно и тоже количество платных услуг.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 6060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |