Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство как субъект гражданского права




 

1.1. Понятие государства – казны в гражданском праве

Становление казны началось с примитивного представления о ней. В дореволюционной научной литературе указывается на то, что в древности под казной понимали запасы домашней рухляди, драгоценных камней, денег и другое.[1] В дореволюционной цивилистической литературе казна определялась как государство, выступающее в качестве участника гражданских правоотношений, субъекта гражданского права.[2] В более поздних трудах казна стала признаваться, как правило, юридическим лицом - субъектом имущественных гражданских прав и обязанностей.[3]

В дореволюционных источниках отмечается, что государственные имущества в России начали рассматриваться в качестве самостоятельного вида имущества, отличного от личной собственности государя, лишь при Павле 1 при издании Указа 1797г. «Учреждение об императорской фамилии», согласно которому образован особый неизвестный ранее ряд имуществ под названием удельных имений. О том, что казна находилась в особом положении по сравнению с другим имуществом до судебной реформы второй половины 19-го века, свидетельствует факт, что администрация решала сама все гражданские споры в отношении казны, за исключением вотчинных, в которых уже суд сам собирал и отыскивал доказательства, необходимые для защиты казны. Согласно тогдашнему российскому гражданскому законодательству в собственности государства находились земли, поля, леса, морские берега, озера, здания, заводы, подати, пошлины, разного рода сборы и другое. В цивилистической литературе наличие данных положений рассматривалось как несовершенство гражданского законодательства.

Говоря о правовом статусе казны в советский период, надо отметить, что после революции содержание, вкладываемое в понятие «казна», с течением времени менялось. Если в 20-е годы в справочной литературе под казной понимали государство, как субъект гражданско-правовых отношений, то в конце 30-х годов наряду с указанием его значений, подчеркивалось, что понятие казна неприменимо к условиям советского государства, по своей сути принципиально отличающегося от капиталистического. Провозглашение Советской власти не повлекло за собой исчезновения из гражданского оборота казны. Наоборот, начавшаяся впоследствии национализация привела к тому, что имущественная база казны значительно расширилась.

До принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и Гражданского кодекса РСФСР 1964 года[4] понятие «казна» встречалось в гражданском законодательстве, в частности, в статье 19 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года[5], в которой было закреплено, что «государственные предприятия и объединения, не переведенные на хозяйственный расчет и не финансируемые в сметном порядке, выступают в гражданском обороте как самостоятельные и не связанные с казной юридические лица». Встречалось понятие казны и в других законодательных актах.[6]

Несмотря на то, что в первые годы советской власти цивилисты понятие «казны» считали неприемлемым для употребления в условиях Советского государства, практики нередко использовали этот термин для обозначения государства как участника гражданского оборота. В связи с этим, в 40-е и 50-е годы в юридической литературе развернулась дискуссия по поводу содержания понятия «казна»: что такое «казна» - объект или субъект гражданского права. В некоторых цивилистических работах высказывалось мнение, что «рано или поздно и нашему законодательству не обойтись без появления казны».[7] Для обозначения имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, законодатель ввел специальный термин - государственная казна. Это понятие было сформулировано в статье 22 Закона РСФСР от 24.12.1990г. «О собственности в РСФСР».[8]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, несмотря на многозначность трактовки понятия «казна», законодателем все же была признана казна как объект гражданского права, то есть как государственное имущество, находящееся в непосредственном ведении самого государства, не закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления. Впоследствии понятие «казна» в значении объекта было использовано отечественным законодателем при разработке нового гражданского законодательства в середине 90-х годов XX века.

Как было отмечено в советской цивилистической литературе, казна выступает в качестве самостоятельного субъекта гражданского права по поводу имущества, образующего так называемый нераспределенный фонд.[9] В связи с признанием Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъектами права государственной собственности нет единого нераспределенного фонда. Кроме того, в отличие от цивилистической литературы, в современном гражданском законодательстве понятие «нераспределенный фонд» не используется. Для обозначения имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, законодатель ввел специальный термин – «государственная казна». Так, в современной цивилистической литературе отмечается, что «находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части».[10] Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами – предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество, не закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования.

Следует отметить, что в XIX в., когда самостоятельная правосубъектность государства была признана, взгляды на соотношение фиска и государства измени­лись. Под фиском (казной), понималась лишь имущественная сторона дея­тельности государства. Го­сударство как суверен является субъектом властвования, а как юридическое лицо оно есть и участвует в гражданских отношениях. Данная теория «расщепле­ния» государства является и в настоящее время в зарубежной науке общепризнанной.[11]

Понятие казны и в настоящее время имеет в ряде нормативных актов различную трактовку. Профессор Суханов Е.А. в своем комментарии части первой Гражданского кодекса, отмечает, что Гражданский кодекс Российской Федерации понимает под казной именно «нераспределенное» государственное имущество, а не орган государства (казначейство).[12]

Интересно отметить, что в последние годы целый ряд исследовате­лей де-факто без каких-либо специальных объяснений и обоснований уже на­зывает казной государство как участника гражданских правоотношений.[13] Обзоры судебной практики, в т.ч. и высших судебных инстанций, также зачастую употребляют понятие казны как субъекта права, указывая, что госу­дарственные органы выступают в суде от имени казны РФ[14].

На основании данного исследования делается вывод о необходимости приведения законодательства о казне в соответствие с её правовым статусом. Анализ действующего законодательства применительно «казны Российской Федерации» позволяет сказать, что она понимается и в узком и широком смысле слова.

В узком смысле законодательное закрепление определения казны Российской Федерации дается в абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ: «Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа».

В широком смысле, казну Российской Федерации образуют не только средства федерального бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, но и средства Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, золотой запас, алмазный фонд и валютный фонды Российской Федерации. Что же касается муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования то ее структуру составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ)[15].

Тот факт, что казна - объект гражданских прав, подтверждается и статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ, которыми установлено, что за счет казны соответствующего уровня возмещается вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного управления.

В отношении пределов имущественной ответственности государства по его обязательствам можно сделать вывод о том, что поскольку государство несет ответственность своей казной (за исключением определенной группы имущественных объектов), в состав которой входят не только денежные средства федерального бюджета, но и иное имущество, не будет нарушением закона восстановить нарушенные права истца за счет «иного» имущества казны РФ.

Российская Федерация, обладая правом нормотворчества, осуществляет его, в частности, путем нормативного регулирования гражданско-правовых отношений. Следовательно, до момента предъявления кредиторами к РФ имущественных требований в судебном порядке последняя имеет возможность закрепить пределы собственной ответственности, четко определив состав имущества, включаемый в государственную казну РФ.

Фактически государство, вступая в гражданские правоотношения, действует не в качестве «государства». Характерно, что ГК РФ избегает употребления термина государство в смысле субъект гражданского права. Законодатель в ст.113,114,115,120 ГК РФ, говоря об ответственности государства по обязательствам созданных им лиц, использует понятие «собственник», а в случае с федеральным казенным предприятием указывает конкретно - Российская Федерация.

Можно прийти к выводу, при решении частных юридических проблем необходимо учитывать, что государство как субъект исследовалось преимущественно взятым вне правоотношений.[16] Механизм участия государства в правоотношениях имеет много сходств с деятельностью юридических лиц. Потребность в таком сравнении особенно велика, когда речь идет о взаимоотношениях государства и его органов. Есть основания считать категорию «юридическое лицо» универсальной категорией, имеющую ценность для права в целом, а не только для гражданского права.[17]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.