Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шестая сутра: Не обсуждайте недостатки




 

Ум имеет тенденцию обсуждать недостатки окружающих. Это способствует хорошему самочувствию «эго»: дескать, каждый является грешником. А когда все вокруг грешны, то можно почувствовать себя святым. Если каждый совершает дурные поступки, то удовлетворяется тем, что, по крайней мере, ты грешен не в такой степени. В итоге люди обсуждают недостатки окружающих и не только обсуждают, но и стараются их преуве­личить. Именно поэтому в болтовне, в сплетнях для них заключено много радости. Ну, а когда сплетня переходит из уст в уста, она обогащается и дополняется.

Если вечером вы услышите сплетню, которую сами же передали утром, то будете поражены. За день она превратится из кочки в большую гору. Люди — великие творцы вымысла, очень неутоми­мые, очень изобретательные...

Почему людям так нравится сплетничать, так нравится искать виноватых, так нравится выискивать и обсуждать чужие пороки? Почему люди постоянно стремятся высмотреть что-то у окру­жающих? Для этого есть причина: это позволяет им ощутить чувство собственного превосходства. Они сплетничают лишь для того, чтобы испытать приятное чувство, что «я намного лучше кого-то».

Вот что побуждает их к сплетне. А вовсе не стремление помочь другим, что бы они там ни говорили. Основной побуждающий мотив таков: если окружающие уродливы, то я прекрасен! Они бессознательно следуют все той же теории относительности.

Говорят, что однажды Мулла Насредин жил в отеле и получил телеграмму из дома, куда его срочно вызывали. Он наскоро собрался и помчался на поезд. Спустившись вниз и оглядев свой багаж,-Насредин обнаружил, что забыл в номере зонтик. Так что ему пришлось подняться назад, в свой номер. Но пока он добирался до четырнадцатого этажа, номер уже отдали другим — паре молодоженов. Молла Насредин спешил, он мог опоздать на поезд... Но соблазн был велик, и он не удержался, нагнулся и заглянул в замочную скважину: что там происходит? Новобрачные тоже не мешкали. Они и так ждали слишком долго: брачная церемония, гости и все прочее. Отделавшись от всех, они сразу же разделись и уже лежали в постели и говорили друг другу всякие милые пустяки. Молодой человек спрашивал свою жену: «У тебя самые прекрасные глаза на свете. Кому они принадлежат?». Женщина отвечала: «Тебе, только тебе». И так далее — полный перечень: эти прекрасные ручки, эта чудная грудь, то и другое и т.п. Мулла совсем забыл о своем поезде и о том, что такси ждет его внизу. Но вдруг он вспомнил про свой зонтик. Когда перечь восторгов молодожена подходил к концу, Насредин воскликнул:

«Подождите! Когда вы дойдете до желтого зонтика, то он принадлежит мне!»

Многие вещи люди совершают бессознательно. Осознав же, они прекращают их творить. Атиша говорит: не размышляйте над недостатками окружающих, вас они не касаются. Не вмешивайтесь в чужие жизни, это не ваше дело! Но всюду находятся моралисты. Вся жизнь которых строится на том, чтобы выискивать чужие недостат­ки. Они тратят на это все свое время. Они — точно полицейские ищейки, вынюхивающие повсюду, что и где происходит. Все их жизненные устремления — выявить, кто поступает нехорошо, кто делает что-то не так. Атиша говорит: это уродливо и влечет колоссальную затрату энергии, но не только в затрате энергии дело, внимание к чужим порокам усиливает «эго», то есть возводит еще более высокий барьер между вами и Неизвестным.

Но помните, вопрос не только в том, чтобы не обсуждать. Образованные люди становятся хитрыми. Они не мудреют, они лишь просто умнеют. Образованный, обученный человек становится очень хитрым: он хочет иметь все, ничего для того не совершая.

Ум, «эго» направлены на результат. Бытие не направлено на него. Как же тогда не-бытие может быть ориентировано на результат? Его, прежде всего, вообще нет.

Медитация открывается лишь тем, кто не ждет результата. Есть одна древняя история. Один человек очень увлекался самопозна­нием, самореализацией. Все его усилия были направлены на то, чтобы найти Мастера, который научил бы его медитации. Он ходил от одного Учителя к другому, но ничего у него не получалось. Шли годы. Он устал, измучился и однажды услышал, что, если действительно хочешь найти Учителя, нужно отправиться в Гималаи. Учитель живет там, в какой-то неведомой глуши, его нужно разыскать. Одно известно — он там. Никто точно не знает, где именно, потому что, когда кто-нибудь узнает о его местопре­бывании, Учитель его меняет — уходит еще дальше в горы.

Искатель Истины уже постарел, но собрал все свое мужество. Два года от трудился, чтобы заработать на путешествие. Наконец он отправился в путь. Это очень древнее предание. Тогда еще ему пришлось путешествовать на верблюдах, лошадях, наконец, пешком. Но вот он достиг Гималаев.

Встречные отвечали: «Да, мы слышали об этом человеке. Он стар, очень-очень стар, трудно даже сказать, сколько ему лет, быть может, триста или пятьсот — никто этого не знает. Он где-то живет, но где именно — мы не можем тебе сказать. Но он там ЕСТЬ. Если будешь искать по-настоящему, то обязательно найдешь его».

И наш человек искал. Два года он скитался по Гималаям, усталый, смертельно изнуренный. Он жил только на диких фруктах, питался листьями и травой. Он сильно исхудал, но был полон решимости несмотря ни на что найти Учителя, даже если на это уйдет остаток жизни. И, представьте себе, однажды он увидел маленькую травяную хижину. Будучи настолько изнуренным, что ноги отказывались нести тело, он подполз к хижине и увидел, что дверь сорвана. Он заглянул внутрь, но там никого не было. Он огляделся: все признаки того, что здесь никто не живет уже долгие годы, были налицо. Можете представить, что стало с этим человеком. Он упал на землю и, изнеможденный до предела, произнес: «Я сдаюсь...» Он лежал под солнцем, овеваемый прохладным горным ветерком, и впервые мало по малу в нем начало расти блаженство — никогда прежде он не вкушал такого блаженства. Внезапно он почувствовал себя невесомым, все мысли исчезли, и он вдруг преобразился безо всякой видимой причины, — ведь он вроде бы ничего для этого не сделал. И тут он почувствовал, что кто-то наклонился над ним. Он открыл глаза. Перед ним стоял очень древний человек. Старец улыбнулся и сказал: «Ну, вот ты и пришел. Ты хочешь что-то спросить у меня?» И человек ответил: «Нет». А старец засмеялся, захохотал. Эхо пронеслось над долиной. И вновь старец сказал: «Ну, вот теперь ты знаешь, что такое медитация». И человек отозвался: «Да».

Что же произошло? Из самой сердцевины бытия родилось последнее «Я сдаюсь». И в этой капитуляции все усилия целена­правленного ума, все стремления утонули. «Я сдаюсь» — в тот миг он не был уже прежним. И блаженство низошло на него. И он стал безмолвен. И он стал никем. И он коснулся предельного слоя НЕ­БЫТИЯ. Он познал, что такое медитация. Медитация — это нецеленаправленное состояние ума.

Эта последняя сутра имеет громадное значение. Оставьте всякую надежду на результат. И тогда больше не нужно куда-то идти. Бог придет к вам Сам. Скажите глубоко внутри: «Я сдаюсь», — и тишина, покой опустятся на вас, благословение на вас изольется.

Медитируйте на эти сутры — они предназначены только для медитации. Атиша не философ, он — сиддха, он — Будда. То, о чем он говорит, — не от ума, это — чуткие инструкции, постижимые лишь теми, кто готов пуститься в странствие в Неизвестное».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.