Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Капуста

Пет

(средняя группа)

Игра «Он, она, они»

Чему учится ребенок: изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам. Оснащение: сюжетные картинки.

Играем: предложите ребенку поиграть. Положите на столе перед ним сюжетные кар­тинки. Скажите, что вы будете говорить, а он должен угадать, про кого вы говорите. Попросите его найти и взять эту картинку и сказать, кто и что делал.

Например: «Сорвал огурец. Сорвала огурец. Сорвали огурцы. Выдернул морковь. Выдернула морковь. Выдернули морковь».

Игру можно продолжить, используя другой лексический материал.

Игра «Овощи»

Чему учится ребенок: понимать и использовать в активной речи обобщающее сущест­вительное «овощи»; образовывать имя прилагательное от существительного. Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 10). Играем: покажите ребенку картинки с изображением овощей (кабачок, помидор, ка­пуста, огурец). Предложите послушать рифмовку:

На грядке, как свинка,

Лежит кабачок,

На солнышко выставив

Толстый бочок.

Зарылся огурчик,

В зеленой ботве,

Не хочет идти ни к тебе,

Ни ко мне!

Висят помидоры

На веточках рядом,

Меня поражают

Красным нарядом.

Капуста упругими

Сжалась кочнами.

Не хочет делиться

Своими листами.

Попросите ребенка найти на картинке изображение каждого овоща. Когда ребенок покажет все овощи, прочтите двустишие:

Ты на картинки скорей посмотри

И словом одним их все назови!

(Овощи)

 

Спросите: «Где выросли овощи?» (На грядке.) Предложите ребенку приготовить салат из перечисленных овощей. Спросите ребенка, что нужно добавить в салат, чтобы он был более ароматным? (Лук, укроп, чеснок, петрушку.) Спросите: «Как мама готовит салат? Как можно назвать салат, приготовленный из овощей?» (Овощной салат.)

Предложите ребенку придумать рецепт своего овощного салата. Попросите его на­звать овощи, которые он положит в овощной салат.

Игра «Помогаем бабушке искать овощи»

Чему учится ребенок: правильно использовать предлоги «под», «над», «около»; пони­мать и использовать в активной речи обобщающее слово «овощи».

Оснащение: муляжи или предметные картинки с изображением огурцов, помидоров.

Играем: предложите ребенку поиграть — отправиться в огород собирать урожай. Ска­жите, что овощи любят шалить и играть в прятки.

Предложите ребенку найти спрятавшиеся овощи. Скажите: «Волшебный помидорчик может тебе помочь. Приставь его к своему ушку, и он тебе подскажет, куда спрятались овощи». Произносите от имени помидорчика: «Листик лежит над огурцом. Помидор лежит под листочком. Огурец спрятался около помидора. Маленький помидорчик — за огурчи­ком».

Игру можно продолжить, размещая вырезанные овощи там, где подскажет ваша фан­тазия. Помните, что в этой игре мы закрепляем предлоги «над», «под», «около».

Игра «Солим овощи»

Чему учится ребенок: способам словообразования при помощи увеличительных и умень­шительных суффиксов (-чик, -ищ, -еньк); употреблять предлоги «около», «между».

Оснащение: муляжи овощей или предметные картинки.

Играем: предложите ребенку поиграть — помочь вам сложить овощи в банку для за­солки. Попросите ребенка складывать в банку овощи рядами:

1 ряд — большие овощи — помидорище; морковища;

2 ряд — маленькие овощи — помидорчик, огурчик, морковочка.

Попросите ребенка разложить зелень между овощами или около определенного ово­ща. Предложите ребенку сказать, куда он положил петрушку.

Игру можно продолжить, предложив выложить в банке третий ряд овощей, чередуя их по размеру — большой, маленький...

Называя размер овощей, ребенок должен пользоваться уменьшительно-ласкательными или увеличительными суффиксами. Предложите ребенку назвать ласково цвет овощей: красный — красненький; зеленый — зелененький.

Игра «Круглый, овальный, квадратный»

Чему учится ребенок: согласовывать прилагательное с существительным в роде.

Оснащение: муляжи овощей или предметные картинки с изображением овощей.

Играем: предложите ребенку поиграть. Расскажите правила игры: «Я дам тебе одну карточку, а вторую возьму себе. Назови фигуру, изображенную на твоей карточке». Назовите фигуру, изображенную на вашей карточке. Скажите: «Маленькие карточки по­ложу на стол вниз изображением. Я буду брать по одной картинке и показывать тебе нарисованный овощ. Если этот овощ круглый, картинку забираешь ты. А если он овальный, то картинку заберу я».

Когда все картинки будут разложены, предложите ребенку назвать их форму и величи­ну: «Круглый помидор, овальный огурец, круглый лук, круглая редиска, круглая свекла, овальный кабачок, овальный огурец, овальная редька».

Отчетливо выговаривайте окончания прилагательных. Предложите ребенку пересчитать картинки. Попросите назвать их количество. Пересчитайте свои картинки. Назовите количе­ство. Спросите: «У кого картинок больше?»

 

Игра «Радуга на огороде»

Чему учится ребенок: согласовывать в роде имя существительное, обозначающее овощ, с прилагательным, обозначающим его цвет; использовать прилагательное «разно­цветная» (радуга).

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 11).

Играем: предложите ребенку рассмотреть радугу и назвать ее цвета. Положите перед ребенком коробку с цветными карандашами. Попросите его достать карандаши и поло­жить их на стол. Предложите ребенку выбрать карандаши такого же цвета, как цвета радуги. Назвать цвет каждого карандаша, согласуя существительное с прилагательным в роде (красный карандаш).

Попросите ребенка назвать овощ и его цвет, используя цвета, которые есть в спектре радуги: красный помидор, оранжевый перец, желтый кабачок, зеленый огурец, фиолето­вый баклажан.

Предложите ребенку угостить радугу овощами — положить на цвет радуги овощи тако­го же цвета. Спросите, знает ли ребенок овощи синего и голубого цвета.

Игра «Назови вкус»

Чему учится ребенок: называть вкус овощей, согласовывать в роде существительные, обозначающие овощи, с прилагательными, обозначающими их вкус.

Оснащение: флажок.

Играем: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете называть овощи и пе­редавать ему флажок, а он должен назвать вкус овощей и вернуть флажок обратно.

Лексический материал: капуста — сладкая, лук — горький, помидор — сладкий, чес­нок — горький, горох — сладкий.

Игра «Закончи предложение»

Чему учится ребенок: образовывать множественное число имен существительных муж­ского и женского рода; правильно употреблять их в предложении.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 12).

Играем: предложите ребенку прослушать предложение (с опорой на картинки), а за­тем правильно его закончить: «Вот один помидор, а на тарелке — помидоры. Вот один огурец, а в банке — огурцы. Вот один кабачок, а на стуле лежат кабачки. Вот одна тыква, а на полу лежат тыквы».

Игра «Скажи правильно»

Чему учится ребенок: правильно употреблять глаголы в прошедшем и настоящем времени.

Оснащение: карандаш, бумага, парные картинки (см. вклейку, рис. 13).

Играем: объясните ребенку значение глаголов настоящего и прошедшего времени. Заранее приготовьте карандаши и лист бумаги.

Предложите ребенку нарисовать любой понравившийся ему овощ. Вовремя выполнения задания спросите ребенка: «Что ты делаешь?» (Рисую). По окончании работы спросите: «Что ты сделал?» (Нарисовал.)

Предложите ему назвать нарисованное. Объясните ребенку значение глаголов настоя­щего и прошедшего времени. «Все, что мы делаем, это действие, которое мы выполняем сейчас. А то, что ты сделал, это уже было или было давно».

Предложите ребенку прослушать рифмовки и угадать, когда было это действие — дав­но или сейчас. Игру можно видоизменить: предложите ребенку договаривать в рифмовках глаголы прошедшего времени.

Огурцы я с плети рвал,

Все сорвал и не устал!

Я капусту рублю,

Нарубил и посолил.

В банку помидор кладу,

Положил и засолил.

Я картошку копаю,

Выкопал и не устал.

Лук я с грядки тяну.

Вытянул и в соль макнул.

Ох и вкусный лучок,

У меня в руке пучок!

За ботву тяну морковку,

И тяну я очень ловко!

Рукавичкой пот смахнул,

Вытянул и отдохнул...

Рассмотрите вместе с ребенком парные картинки на рис. 13. Попросите его показать, на каких картинках действие выполнено.

Игра «Чем на друга не похож!»

Чему учится ребенок: способам словообразования при помощи приставок вы-, пере-, с-, от-, за-.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку прослушать предложенные вами слова. Попросите его рассказать, чем одно слово отличается от другого. Произносите предложенные слова и выделяйте голосом приставки.

Лексический материал: рвут — срывают, отрывают, вырывают; копают — перекапы­вают, выкапывают, закапывают; кладут — складывают — перекладывают — закладывают — откладывают.

5—6 лет

(старшая группа)

Игра «Сортируем овощи»

Чему учится ребенок: с помощью суффикса -чик- образовывать новые слова, исполь­зовать их в речи; понимать значение обобщающего слова «овощи», использовать его в активной речи.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 14).

Играем: предложите ребенку помочь маме разобрать овощи: при помощи фломасте­ра большие овощи сложить в большую корзину, а маленькие — в маленькую корзиночку. Покажите ребенку картинки с изображенными на них овощами.

Попросите его разложить овощи в корзины. Предложите образец фразы: «Капусту положу в корзину, а капусточку — в корзиночку.

Лексический материал: помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — мор­ковочка, укроп — укропчик, лук — лучок, репа — репочка, редька — редечка.

Игра «Слова наоборот»

Чему учится ребенок: подбирать слова с противоположным значением; правильно согласовывать имя существительное с прилагательным в роде.

Оснащение: предметные картинки с изображением овощей.

Играем: рассмотрите вместе с ребенком картинки. Предложите ему поиграть. Попро­сите найти картинку с противоположным значением.

Лексический материал: длинный огурец — короткий огурчик; толстый кабачок — то­ненький кабачок; большой помидор — маленький помидорчик; грязная морковь — чистая морковь.

Предложите поиграть в «игру наоборот» — подбирать антонимы.

Лексический материал: свекла сладкая, а перец (горький); помидор сладкий, а лук (горький); кабачок сладкий, а чеснок (горький).

Игру можно провести еще раз, поменяв слова местами: «Перец горький, а свекла (сладкая)».

Нарисуйте радостную девочку со сладкими овощами и грустную девочку с горькими овощами. Попросите ребенка рассмотреть выражение их лиц. Спросите, какое выра­жение лица у девочки справа? А слева? (Радостное, огорченное.) Спросите, почему девочка такая радостная? (Она ела овощи — помидор, огурец.) Какие они были на вкус? (Сладкие.) Попросите ребенка рассмотреть выражение лица второй девочки. Предложи­те ребенку рассмотреть овощи на ее тарелке, назвать их и вспомнить их вкус. (Лук, чеснок, перец.)

Игра «Фея»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные с помощью ласкательных суффиксов.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 15).

Играем: расскажите, что одна очень добрая фея любит радовать детей — дотронется до любого предмета волшебной палочкой, и он становится сразу желанным и любимым. Скажите: «Фея предлагает тебе на некоторое время стать волшебником. Она может дать тебе на время волшебную палочку. Дотронься волшебной палочкой до любого овоща и назови его ласково».

Ребенок должен дотронуться волшебной палочкой до любого овоща на странице и наз­вать спрятавшийся овощ ласково: помидор круглый, а помидорчик (кругленький); огурец длинный, а огурчик (длинненький); морковка сладкая, а морковочка (сладенькая); капуста хрустящая, а капусточка (хрустященькая); репа сладкая, а репочка (сладенькая).

Игра «Делаю—сделал»

Чему учится ребенок: образовывать настоящее и прошедшее время глаголов.

Оснащение: сюжетные картинки.

Играем: поговорите с ребенком о том, что все овощи убирают по-разному. Предло­жите вспомнить, как убирают тот или иной овощ (снимают, выдергивают, выкапывают, срезают).

Подберите картинки, на которых овощи срывают. Попросите ребенка назвать сорван­ные овощи, сложить картинки в две стопки: «Выполняют работу — овощи срывают; выпол­нили работу — овощи сорвали».

Задания с остальными картинками выполните аналогично.

Лексический материал:

выдергивают — редис, репу, свеклу, морковь;

выкапывают — картофель;

снимают — огурцы, фасоль, горох, помидоры;

срезают — капусту, кабачок, тыкву.

Игра «Пятачок считает овощи»

Чему учится ребенок: правильно согласовывать имена числительные «два» и «пять» с существительными в косвенных падежах.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 16).

Играем: покажите ребенку рисунок. Предложите ему внимательно его рассмотреть и рассказать, что нарисовано. Прочтите рифмовку:

Поросенок Пятачок

В гости собирается.

Он идет на огород,

Овощи в корзинку рвет:

— Я сорву один кочан,

Две красивых тыквы,

Помидоров ровно пять,

И три репки надо взять.

Вырежьте предметные картинки (рис. 16) и наложите их на контурные изображения на сюжетной картинке. Попросите ребенка помочь поросенку Пятачку собрать овощи — собрать вырезанные предметные картинки.

Предложите ребенку рассказать Пятачку о том, сколько и каких овощей он собрал: «Две тыквы, пять помидоров, три репы, один кочан капусты».

Чему учится ребенок: дифференцировать мужской и женский род имен существитель­ных (с флексией -а, -я и с нулевой флексией).

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 17).

Играем: расскажите ребенку сказку: «Жили-были девочка и мальчик. Были они друж­ными и трудолюбивыми. Однажды они решили помочь маме собирать овощи на огороде. Девочка взяла кастрюлю, а мальчик — миску. Пошли они в огород.

Вдруг налетел сильный ветер, и с детьми что-то приключилось! Стали они жадинами. Девочка собирает овощи да приговаривает: „Моя, моя". Мальчик собирает овощи на дру­гой грядке и тоже приговаривает: „Мой, мой"».

Предложите ребенку рассмотреть собранные девочкой овощи и назвать их: моя мор­ковь, моя свекла, моя капуста.

Предложите ребенку подумать и сказать, как говорил мальчик, когда жадничал. (Мой огурец, мой редис, мой салат.)

Продолжите: «Пришла мама, удивилась. Что-то с детьми неладно. Что же делать? Не зна­ет. Решила спросить у мудрой вороны. Ворона рассказала, что стоит на огороде Пугало. Оно все видит, все слышит, всем помогает. Стала мама просить помощи у огородного Пугала. Посоветовало Пугало маме предложить детям приготовить овощной салат. В нем все овощи важны, да все овощи нужны.

Сложили овощи в одну миску, помыли, нарезали в одну салатницу. Стали вместе есть салат, жадность куда-то и подевалась. Стали дети опять дружными и не жадными. Мама спрашивает: „Чьи овощи?" А дети дружно отвечают: „Наши!"»

Игра «Зайчонок-поваренок»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение: картинка с изображением зайчонка-повара.

Играем: покажите ребенку картинку. Предложите ему вспомнить и рассказать, чем занимается повар (готовит еду).

Расскажите, какие блюда можно приготовить из овощей. Предложите ребенку угостить посетителей лесного кафе овощными блюдами.

Скажите, что названия овощных блюд образованы от названий овощей, из которых они приготовлены.

Лексический материал: морковь — морковная котлета; свекла — свекольный сок; кар­тофель — картофельное пюре; кабачок — кабачковая икра; капуста — капустный салат.

Игра «Незнайка на кухне»

Чему учится ребенок: знакомится с названием бытовой техники; образовывать новые слова путем сложения.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 18).

Играем: расскажите ребенку сказку: «Жил да был Незнайка. Он был очень забывчи­вым. Однажды пришел он домой и решил приготовить на ужин жареный картофель. Сидит и вспоминает, что для этого ему нужно. Думал, думал и вспомнил — картофель, расти­тельное масло и сковорода. Нашел в корзине картофель. Покрутил его, повертел. Думает: „Что-то не так..."

Вспомнил, что картофель нужно чистить. Ножом — долго, а есть уж больно хочется. Решил поискать на кухне то, чем можно быстро чистить овощи».

Предложите ребенку подсказать Незнайке, что он должен искать то, чем чистят карто­фель,— картофелечистку.

Продолжайте рассказывать: «Нашел Незнайка картофелечистку. Почистил ею карто­фель. Стала картошка беленькой, ровненькой. Теперь картофель нужно порезать. Можно резать ножом, но это слишком долго. Есть приспособление для резки овощей. Но как оно называется, Незнайка забыл».

Предложите ребенку подсказать Незнайке, как называется приспособление, которым режут овощи,— овощерезка.

Закончите сказку: «Взял Незнайка сковороду. Поджарил на ней картофель. Картофель получился вкусный, с хрустящей корочкой».

Попросите ребенка рассмотреть сюжетную картинку и назвать изображенную на ней бытовую технику. Спросите: «Что делает мама? Что делает бабушка?» Предложите ребен­ку вспомнить, какая бытовая техника есть у него на кухне; назвать ее и рассказать, для чего она нужна.

Игра «Угадай мою профессию»

Чему учится ребенок: понимать значение сложных слов; образовывать сложные слова.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку внимательно слушать предложение и закончить его, по­добрав необходимое по смыслу слово.

Землю копает (землекоп). Овощи выращивает (овощевод). Ухаживает за садом (са­довод).

Игра «Готовим овощные соки»

Чему учится ребенок: образовывать имя прилагательное от существительного.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку подумать и сказать, какой сок можно приготовить из раз­ных овощей.

Предложите ребенку стать поваром, готовящим в кафе овощные соки. Скажите, что сначала нужно спросить у посетителя, какой сок он желает, а потом приготовить его. Попросите ребенка выбрать овощ, из которого он будет выжимать сок, назвать его и пока­зать на картинке.

Затем попросите ребенка назвать сок, выжатый из этого овоща.

Лексический материал: из моркови — морковный; из свеклы — свекольный; из капус­ты — капустный.

Игра «Где овощи?»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные в предложном падеже; составлять с этими словами предложения.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 19).

Играем: предложите ребенку поиграть. Разложите на столе вырезанные предметные картинки. Попросите ребенка найти картинки с ответами на ваши вопросы: «В чем лежат огурцы?» (Огурцы лежат в маленькой банке.) «В чем солят капусту?» (Капусту солят в боч­ке.) «Во что собирают морковь?» (Морковь собирают в ведро.) «Где томатный сок?» (То­матный сок в пакете.) «В чем лежат соленые помидоры?» (Соленые помидоры находятся в большой банке.)

Игра «Привередница»

Чему учится ребенок: дифференцировать предлоги, обозначающие направление дви­жения: «в»,«из».

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку поиграть. Попросите его взять на себя роль Привередни­цы. Спросите: «Чем Привередница отличается от других детей?» (Она все хочет сделать наоборот.)

Начните предложение, а ребенка попросите сказать его наоборот: «Я положу помидор в корзину.— А я вытащу из корзины. Бабушка положила помидор в банку.— А я вытащу помидор из банки. Дедушка сложил картофель в мешок.— А я вытащу его из мешка. Мама сложила редиску в миску.— А я вытащу редиску из миски».


6—7 пет

(подготовительная группа)

Игра «Чего нет!»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа; составлять с этими словами предложения.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 20).

Играем: заранее подготовьтесь к игре: вырежьте овощи, положите их на грядку. Начни­те игру с пяти овощей, постепенно увеличивая их количество. Предложите ребенку рас­смотреть картинку.

Прочтите стихотворение:

В лесу недолго до беды, Но заяц — не простак. Умей запутывать следы — Вот так! Вот так! Вот так!

Предложите ребенку рассмотреть заячьи следы и сказать, куда они привели. (На ого­род.) Спросите у ребенка: «Почему зайцы любят бегать в огород?» (Они любят овощи.)

Предложите ребенку поиграть в игру «Чего нет на грядке?» Для этого рассмотрите вместе овощи на грядке и назовите их. Попросите ребенка закрыть глаза, и в это время уберите один из овощей.

Предложите ребенку внимательно посмотреть на грядку, вспомнить и сказать, чего на ней не стало? Например: «На грядке нет капусты».

Игра «Про что загадка!»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные в винительном падеже единственного и множественного числа. Оснащение: не требуется.

Играем: игру можно проводить с опорой на картинки или без них. Предложите ребенку отгадать загадку и сказать, про что она.

Образец ответа: «Эта загадка про помидор».

Круглый бок,

Красный бок,

Но совсем я не клубок...

Я люблю тепло и солнце,

А парник — мой дом родной.

Поливай меня водой!

(Помидор)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Я колючий, но не еж,

Зелен я, но не лягушка.

Я в кадушке солюсь

И зимой пригожусь.

(Огурец)

Круглолица, желтобока!

В огороде росла —

Всем по вкусу была.

Дед тянул,— не вытянул.

Бабка помогала —

Всю семью скликала...

Угадай, кто же я?

Желтая, желанная.

(Репка)

Я похож на колобок,

У меня желтый бок,

Но характер не простой...

Довожу до слез того,

Кто раздеться помогает

И на части разрезает.

(Лук)

Игра «Какая начинка!»

Чему учится ребенок: образовывать слова способом сложения.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 21).

Играем: прочтите рифмовку:

К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря компот варили

Пироги пекли...

С морковкой, с картошкой,

С капустой и репкой...

Спросите ребенка: «Как называется человек, выращивающий овощи?» (Овощевод.) Рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Скажите, что овощевод пришел в гости не с пустыми руками. Он принес пироги. Предложите ребенку угадать, какая начинка в каждом пироге. Подсказка — на тарелке нарисованы те овощи, из которых приготовлена начинка для лежащих на ней пирогов.

Игра «Горький — сладкий»

Чему учится ребенок: давать качественную оценку вкусовым качествам овощей: горь­кий— сладкий; подбирать антонимы.

Оснащение: предметные картинки.

Играем: попросите ребенка вспомнить вкус лука (горький) и вкус репки (сладкая). Предложите ему поиграть. Скажите, что вы будете называть сладкие овощи, а он должен назвать горькие овощи. Игру можно провести как с картинками, так и в устной форме.

Лексический материал: морковь сладкая, а лук (горький); репа сладкая, а чеснок (горь­кий); помидор сладкий, а редька (горькая).

Игру можно усложнить: называйте овощи парно — сладкие и горькие. Предложите ребенку называть их вкус.

Игра «Подбери родственное слово»

Чему учится ребенок: подбирать родственные слова.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 22).

Играем: предложите ребенку рассматривать предложенные вами картинки и отвечать на ваши вопросы: «Что нарисовано на картинке?» (Овощи.) «Как можно назвать человека, который выращивает овощи?» (Овощевод.) «Как называется салат из овощей?» (Овощной.) «Как называется сок из овощей?» (Овощной.)

Игра «Разложи и расскажи»

Чему учится ребенок: располагать синонимы по мере возрастания.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 23).

Играем: предложите ребенку рассмотреть ящики; назвать их величину по возрастаю­щей и по убывающей. Попросите ребенка разложить урожай по ящикам (огурцы, свеклу). Затем попросите его назвать величину овощей по мере возрастания. Предложите для подбора прилагательные: большой, громадный, огромный, большущий; маленький, очень маленький, малюсенький, крохотный.

Игра «Продолжи предложение»

Чему учится ребенок: распространять предложения, добавляя к предметам опреде­ления.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете произносить предло­жение, а он должен его продолжить, подобрав правильное определение.

Лексический материал:

Огурцы лежат в ящике. Какой ящик? Какие огурцы? Где лежат огурцы? — Зеленые шершавые огурцы лежат в деревянном ящике.

Помидоры лежат в ведре. Какие помидоры? Какое ведро? Где лежат помидоры? — Красные большие помидоры лежат в железном (пластмассовом) ведре.

Репа лежит в миске. Какая репа? Какая миска? Где лежит репа? — Желтая круглая репа лежит в красной пластмассовой миске.

Игра «Как сказать иначе?»

Чему учится ребенок: образовывать причастия и употреблять их в речи.

Оснащение: предметные картинки.

Играем: предложите ребенку составить предложения. Объясните ему, что при помощи вопроса можно образовать новое слово. Дайте образец фразы: «Папа копает.— Какой папа? — Папа, копающий землю. Мама поливает.— Какая мама? Мама, поливающая ого­род. Бабушка пропалывает грядку.— Какая бабушка? — Бабушка, пропалывающая грядку. Огурец висит. Какой огурец? — Огурец, висящий на плети. Кабачок лежит. Какой каба­чок? — Кабачок, лежащий на грядке».

Предложите ребенку составить предложения с другими словосочетаниями.

Игра «Назови лишнее слово»

Чему учится ребенок: находить и называть родственные слова.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы произнесете три слова. Пред­ложите ему назвать два однокоренных с ним слова. Попросите ребенка рассказать, поче­му он выбрал именно эти два слова.

Лексический материал: грядка — гряда — огородный.

Игра «Изменялки, прибавлялки»

Чему учится ребенок: образовывать глаголы с приставками вы-, пере-, за-, от-.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку поиграть — придумывать новые слова. Скажите слово и предложите ребенку прибавить к нему в начале один или несколько звуков. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

Лексический материал:

копает — перекапывает, закапывает, выкапывает, откапывает, накопает;

льет — переливает, заливает, поливает, выливает, отливает, наливает;

сажает — высаживает, пересаживает, отсаживает.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2 - 3 года (1-я младшая группа)

Игра «Огурец и помидор»

Игра «Корзина с овощами»

Игра «Угощаем зайцев»

Игра «Что спряталось на грядке?»

Игра «Повар»

Игра «Трудолюбивая бабушка»

Игра «Сортируем овощи»

Игра «Готовим припасы на зиму»

3 - 4 года (2-я младшая группа)

Игра «Сериация»

Игра «Разложи овощи по банкам»

Игра «Собери овощи»

Игра «Складываем овощи»

Игра «Волшебники»

Игра «На рынке»

Игра «Готовим винегрет»

Игра «Вредная принцесса»

Игра «Жил да был огурчик»

4 - 5 лет (средняя группа)

Игра «Он, она, они»

Игра «Овощи»

Игра «Помогаем бабушке искать овощи»

Игра «Солим овощи»

Игра «Круглый, овальный, квадратный»

Игра «Радуга на огороде»

Игра «Назови вкус»

Игра «Закончи предложение»

Игра «Скажи правильно»

Игра «Чем на друга не похож?»

5 - 6 лет (старшая группа)

Игра «Сортируем овощи»

Игра «Слова наоборот»

Игра «Фея»

Игра «Делаю—сделал»

Игра «Пятачок считает овощи»

Игра «Мой, моя»

Игра «Зайчонок-поваренок»

Игра «Незнайка на кухне»

Игра «Угадай мою профессию»

Игра «Готовим овощные соки»

Игра «Где овощи?»

Игра «Привередница»

6—7 лет (подготовительная группа)

Игра «Чего нет?»

Игра «Про что загадка?»

Игра «Какая начинка?»

Игра «Горький — сладкий»

Игра «Подбери родственное слово»

Игра «Разложи и расскажи»

Игра «Продолжи предложение»

Игра «Как сказать иначе?»

Игра «Назови лишнее слово»

Игра «Изменялки, прибавлялки»

 
 

 





 





Рис. 6. К игре «Разложи овощи по банкам» (см. с. 12)

 

 





 

 



 



 

 



 

 



 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование грамматической стороны речи у дошкольников | Форма нарезки, размеры и рекомендации кулинарного использования картофеля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.248 сек.