Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким образом, овладение прямой походкой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему возможность познакомиться с новыми местами, увеличивает его самостоятельность




Развитие предметной деятельности. Все качества личности не только проявляются, но и формируются в деятельности. В зависимости от того, что человек делает, как делает, у него упражняются, формируются определенные склонности, способности и черты характера; закрепляются знания, умения, навыки.

Формирование предметной деятельности происходит при непосредственном столкновении ребенка с предметным миром. На 1этапе овладевая предметной деятельности ребенок подбирает предметы с которыми можно действовать в соответствии с их формой, цветом, величиной – ориентировочные действия.

В процессе предметной деятельности ребенок усваивает: назначение предмета; способ его употребления, как им пользоваться; использует предметы в строгом назначении; ребенок использует предметы не только в строгом назначении, но и использует как заместитель.

Значение предметной деятельности: формирование познавательных психических процессов; развиваются волевые качества личности; формируется новая социальная ситуация развития; начинает формироваться новый вид деятельности, который будет ведущим на следующем возрастном этапе.

Фазы развития предметной деятельности:

1. Хаотичное манипулирование предметами

2. Усвоение способ действия

Обучение происходит 4 этапа:

1. Совместные действия с ребенком («рука в руке»);

2. Совместное разделение действия, простые движения ребенок выполняет сам, а сложные вместе со взрослым.

3. Раздельные движения по показу, взрослый показывает свое действие со своим предметом, а ребенок за ним повторяет;

4. Раздельные действия по указанию взрослого. Взрослый указывает ребенку, что необходимо делать.

5. Перенос действий

Действия, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, можно разделить на два вида: соотносящие и орудийные. А) Соотносящие действия требуют от ребенка умения действовать одним предметом по отношению к другому в их логическом соответствии (складывание пирамидок, матрешек, сборно-разборных игрушек и т.д.). Действия с такими предметами ребенок осваивает уже во втором полугодии первого года жизни. Но в младенчестве действия с этими предметами носили характер некоторого несоответствия предметов и их частей по форме, величине, цвету. В раннем же возрасте ребенок уже видит их логическую зависимость. Соотносящие действия с предметами направлены на выполнение конечного результата: сложить, нанизать, вставить и т.д. Чтобы получить конечный результат, ребенок должен уметь сопоставлять предметы и части предметов. Получение конечного результата на первых порах обеспечивает ребенку взрослый. Он дает образец выполнения действия и достижения результата, в противном случае действия ребенка с предметом будут носить манипулятивный характер. Следовательно, способы выполнения соотносящих действий с предметом зависят от особенностей общения. Б) Орудийные действия осваиваются ребенком позже соотносящих и являются показателем нового уровня психического развития. В орудийных действиях ребенок пользуется одним предметом по отношению к другому предмету как орудием труда. Предмет-орудие это посредник между рукой и предметом, на который это орудие направлено. Использование орудия требует от ребенка координации движения руки. Ребенок усваивает способы употребления орудия в зависимости от того, каково его устройство и от того, на что оно направлено. Например, закатившийся под диван шарик можно достать любым предметом, имеющим удлиненную форму: зонтиком, веником, палкой. В зависимости от этого ребенок особым образом приспосабливает руку к орудию и затем особым образом орудие приспосабливает к шарику. Совершенно иное приспособление руки требуется к такому орудию как ложка. Говоря о формирования орудийных действий, Д.Б.Эльконин указывал на то, что овладение ребенком орудийными действиями возможно только в совместной деятельности ребенка со взрослым. Взрослые постепенно передают общественно, выработанные способы употребления предметов.

На первом году жизни ребенок вычленяет только отдельные предметы, его влекут физические свойства предметов, а не способы действия с ним. Со всеми предметами он действует примерно одинаково, независимо от их назначения и человеческой функции. Взрослый в данной ситуации является для него «источником» интересных предметов и ярких впечатлений. Он лишь показывает и дает ребенку различные предметы, а манипулирует с ними младенец по-своему, самостоятельно и независимо от взрослого.

К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно, поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Таким образом, между взрослым и ребенком возникает новый тип взаимоотношений - сотрудничество, (совместная деятельность ребенка и взрослого).

На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественновыработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д. Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «...живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним.

Ранний возраст – это сензитивный период обучения речи. В этот период увеличивается словарный запас. Проблема развития речи занимались: Гроздев, Павлов, Лурия, Юзович. Сначала ребенок понимает отдельные слова, названия предметов. Затем целые предметы или ситуации. В общении с ребенком взрослый использует как экспрессивно-мимические так и вербальные средства общения. Ребенок слушает взрослого, понимает его. На 2-м году жизни быстро растет количество слов, однако с пониманием речи начинает формироваться активная речь, которая вначале носит автономный характер. Автономная речь – необходимый этап в развитии речи ребенка. Она характеризуется следующими признаками: своеобразие по фонематическому строению; слова автономной речи отличаются своеобразием своей смысловой стороны, они многозначны; общение ребенка с помощью автономной речи ситуативно возможно, только когда взрослый понимает значение слов этой речи; характерная связь меду отдельными словами. Таким образом, к концу раннего возраста ребенок понимание речь выходят за пределы конкретной ситуации.

Конец второго года жизни знаменует новый этап в развитии речи ребенка – усвоение грамматической структуры предложения. Возрастает запас слов, достигая к концу третьего года 1000-1500 слов.

Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Это возрастание происходит по нескольким линиям: расширяется круг речевого общения ребенка. Он много говорит уже не только с близкими взрослыми, но и с другими, малознакомыми людьми. С помощью речи он начинает обращаться и к сверстникам. Ребенок обращается к взрослым по разным поводам: просит, указывает, называет, требует, сообщает и пр. Речь связана с практической деятельностью детей в наглядной ситуации. Значительно возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети уже могут слушать и понимать не только обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. На третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых сказок и стихов и любит слушать их в исполнении взрослых. Малыши легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка.

Предпосылки развития личности. Криза 3 –х лет. Отличительной особенностью психики ребенка развития возраста – единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Прежде всего, меняется отношение ребенка к среде, его поведение определено ситуации в которой он находится; меняется отношение ребенка к людям, т.е. меняется социальная ситуация развития, связано это с важнейшим достижением этого возраста. Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным возрастом — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы соци­альных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

2 пояса симптомов (по Л.С.Выготскому) кризиса:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.