Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От кого зависят качество и цена на тепло и горячую воду?




Коммунальные услуги через бизнес

Для того, чтобы это понять и осознать, следует проводить исследовательскую работу с постоянным изучением опыта других государств мирового сообщества.

На международной конференции, проходившей в городе Астана в 2012 году, представители Литовского государства поделились некоторым своим опытом о повышении эффективности теплоснабжения.

В ежеквартальном бюллетене «Повышение энергоэффективности в теплоснабжении» проекта ПРООН/ГЭФ «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения» за № 2 (10) 2012 года их опыт изложен в статье «Опыт работы частного оператора в сфере теплоснабжения». В своих выступлениях литовские представители рассказали:

В 1997 году парламент Литвы принял закон о реорганизации и отделении теплового сектора от «Литовглавэнерго» (в ведении его осталась электроэнергетика), и передаче его муниципалитетам. Согласно закону, утверждение тарифов теплоснабжающих предприятий и теплосетей перешло в компетенцию Комиссии по регулированию цен.

Разработка в 1998 году Закона о тепле встретила сопротивление компаний, продвигающих индивидуальное газовое отопление, предприятий обслуживающих жилые дома (их интерес был в сборе денег при фактическом отсутствии обслуживания внутренних систем отопления). Население начало искать альтернативу центральному отоплению, пытаясь отключаться отдельными квартирами.

Ситуацию выровнял принятый в 2003 году Закон о тепле, большая часть которого посвящена именно потребителю. Теперь, согласно законодательству, договор теплоснабжения заключался индивидуально с каждой квартирой. Зона ответственности теплоснабжающей организации простиралась до стены дома, внутри дома начиналась общая собственность жильцов. Новый Гражданский кодекс регламентировал внутренние процедуры. Если Конституция Литвы оговаривает право гражданина в многоквартирном доме отключиться от ЦТ, то ГК регламентирует, что в этом случае не должны понести урон соседи.

Закон обязал муниципалитеты, согласно утвержденной методике, разделять населенные пункты на зоны: только централизованного теплоснабжения, индивидуального (газового) и конкурентные зоны. К Закону о тепле были разработаны 25 подзаконных актов: «Правила по снабжению и потреблению тепла», «Методика по определению цен на тепло», «Методика по распределению оплаты каждой квартиры от общего счетчика на дом», «Стандартные условия на продажу и покупку тепла» и т.д.

Закон о планировании территории закрепил норму иметь, помимо наличия общего перспективного плана города, перспективную схему теплоснабжения. Предусмотрены разумные сроки на увеличение и введение новых мощностей при случае необходимости.

В настоящий момент более 45% рынка ЦТ Литвы принадлежит французской компании Dalkia. Первые договоры аренды объектов центрального отопления в малых и средних городах были подписаны в 2001 году. Dalkia взяла на себя обязательства, на довольно длительный период не трогать тарифы, повышать их только в связи с инфляцией и изменением мировых цен на топливо. Сегодня эта компания работает в 10 городах Литвы по договорам аренды, обслуживая около 700 тыс. жителей (население страны составляет около 3,4 млн. чел., из них в городах проживают 2,3 млн. чел.).

В ряде стран Европы Dalkia выкупила объекты теплоэнергетики в собственность. Но законодательство Литвы запрещает это делать – не менее 70% акций коммунальных предприятий должны принадлежать муниципалитету, и поэтому на сроки от 15 до 30 лет заключены договоры аренды (на основе концессии).

Основные моменты этого договора:

  • арендуется имущество муниципалитетной теплоснабжающей компании, предается вся деятельность, персонал и обязательства. Муниципалитету выплачивается арендная плата и соответствующие налоги;
  • Dalkia принимает обязательства по инвестированию и обновлению, в том числе прописано обязательство передать обратно активы, учетная стоимость которых будет не ниже стоимости в начале действия договора;
  • Тарифы индексируются по формуле (внешний индекс: цена газа, инфляция и т.д.) и контролируется Комиссией по регулированию цен.

Доходы компании напрямую не зависят от количества проданных гигакалорий.

Комиссия по регулированию цен согласовывает базовый тариф, который представляет из себя согласованную комбинацию издержек (постоянных и переменных), плюс фиксированную нормативную прибыль (вознаграждения с текущих и основных средств). Таким образом, прибыль зависит от стоимости имущества компании и делает ей выгодным вложение в модернизацию.

Поскольку возврат инвестиций «автоматически» закладывается в тариф, то инвестиционный план утверждает регулятор. Базовые цены действуют в течении 5 лет и пересматриваются ежегодно в соответствии с такими индикаторами, как изменение цены на корзину видов топлива, инфляция и базовые объемы продаж.

Если компания постарается отпустить потребителям больше тепла, то ее прибыль превысит фиксированную норму и базовый тариф будет соответственно урезан. При такой модели основной доход компания получает только за счет снижения издержек. Таким образом, получается ситуация – Dalkia заинтересована в том, чтобы клиент потреблял как можно меньше (т.е. в энергосбережении) – так снижаются издержки.

Подобная модель имеет для муниципалитетов целый ряд преимуществ, которые Dalkia старается широко демонстрировать, т.к. ее интересы простираются не только на страны Балтии и Восточной Европы.

1. Муниципальное имущество остается в собственности города, но средства на

его содержание не нужны, более того, арендная плата является стабильным поступлением в бюджет.

2. Модернизация происходит без отвлечения бюджетных средств.

3. Муниципалитет может ограничивать тариф для конечного пользователя.

4. Устанавливаются ясные обязательства в размере инвестиций в инфраструктуру.

5. Муниципалитет после окончания срока действия договора получает

«обновленную» компанию по оказанию коммунальных услуг с более высокой рыночной стоимостью.

6. Потребитель в этом случае получает понятного поставщика и договор с ясными

правилами и ответственностью.

Для самой Dalkia долгосрочный договор с понятными условиями позволяет планировать выполнение обязательств и получение прибыли, а также строить отношения напрямую с конечными потребителями.

Dalkia активно продвигается в Центральной Европе на восток, туда, где центральное отопление было муниципальным и пережило не лучшие времена, где резервы в снижении издержек колоссальны. Чем хуже ситуация в теплоснабжении города, тем выше существующий тариф (механизм формирования тарифа – затратный), и тем эффективнее могут оказаться инвестиции, меньше срок их возврата даже без повышения тарифа, т.е. тем лучшие условия для вхождения частного оператора.

При этом должны быть соблюдены и другие условия. Например, муниципалитет должен сделать свой выбор и решиться работать с частным оператором и доверять ему, а оператор должен иметь доступ к дешевым инвестиционным ресурсам на продолжительный срок и, что не менее важно, качественный менеджмент.

В столице Литвы проживает около 600 тыс. чел. Более 90% города подключено к централизованному теплоснабжению. Вильнюс разделен на несколько зон, есть зоны обязательного подключения к ЦТ, где использование другого вида отопления запрещено законом. Есть зоны индивидуального отопления зданий на природном газе (это, как правило, зоны низкоплотной нагрузки), и есть так называемая конкурентная часть, где потребитель может выбирать наиболее выгодный для него способ – и системы ЦТ здесь нередко выигрывают по условиям подключения вновь возводимых зданий.

Помимо тепловых сетей Dalkia, а точнее подразделение «Вильняус энергия», получила в аренду в Вильнюсе две ТЭЦ и котельную. Поскольку сети закольцованы, то котельную вывели в резерв, а ТЭЦ «загрузили» по тепловому графику.

Именно качественный клиентоориентированный менеджмент заставил всех без исключения на предприятии относиться к потребителю как к клиенту – именно это позволило переломить ситуацию, и тенденция к отключению потребителей сменилась на увеличение присоединенной нагрузки.

Житель наконец получил то, чего хотел, - бесперебойное и качественное теплоснабжение, основанное на его спросе. Конечно, не последнюю роль сыграло быстрое выполнение инвестиционного плана, а именно отказ от ЦТП, в каждом доме был оборудован ИТП с узлом учета и погодным регулированием (всего было установлено 3500 ИТП, они в собственности Dalkia, а обслуживаются подрядчиками), квартальные сети переложены, в каналах старых сетей проведена ревизия дренажей. В результате технологические потери в сетях снижены, введен коммерческий учет, на основе которого и построена коммерческая стратегия. Максимальные отключения при авариях и инцидентах – 12 часов. Летних отключений для жителей нет (при перекладках и ремонтах нагрузку переключают, т.к. сети закольцованы). Нет формального начала и конца отопительного периода, если собрание дома примет такое решение (50% + 1 житель дома), то включить отопление в доме можно в любой день в ИТП, оплата будет начислена по счетчику. Если у жителей проблема, то они обращаются к своему менеджеру по отоплению, в функцию которого входит работа с населением в многоквартирных домах.

Менеджеры по отоплению – связующее звено между Dalkia и ее клиентами. Они заключают договоры, снимают показания счетчиков, работают с должниками, решают технические проблемы самостоятельно или вызывают соответствующие службы и т.д. Таблички с фотографией, номерами рабочего и мобильного телефонов обслуживающего здание менеджера висят в подъездах и на двери ИТП. У каждого менеджера приблизительно 65 зданий. Всего в Вильнюсе 81 менеджер по отоплению, которые работают в трех центрах по обслуживанию клиентов (в разных концах города). Плюс к этому есть подсобный веб- сайт в Интернете (где клиент может посмотреть текущие начисления и оплатить услуги прямым снятием со своего счета) и центр приема звонков. Ежегодно Dalkia заказывает у независимой компании проведение письменного опроса жителей об уровне удовлетворенности своих клиентов. Результат этой стратегии – рост присоединенной нагрузки на 10% за последние 4 года (вернулись 102 потребителя). Всего в Вильнюсе Dalkia обслуживает около 170 тыс. договоров (квартир).

Сейчас идет работа по еще большей индивидуализации расчетов – на уровне квартиры. Был создан специальный фонд, который получил грант Всемирного банка, и теперь за его счет уже более, чем в 100 домах на радиаторах установлены не только регуляторы, но и датчики, по показаниям которых распределяется плата между квартирами в доме. Реализация этого проекта будет продолжаться, т.к. договор заключается с квартирой и, по мнению Dalkia, клиент должен управлять своим потреблением в соответствии со спросом и соответственно его оплачивать. Программа по индивидуализации расчетов на уровне квартиры активно пропагандируется с 2006 года публикациями в прессе с разъяснениями о всех выгодах участия в ней. Вообще, информационная работа с клиентами ведется постоянно. В 2006 году в каждую квартиру был разослан буклет с советами по энергосбережению, а на телевидении уже третий год выходит еженедельная передача с участием представителей Dalkia, и для нее всегда находятся темы и даже сложилась своя аудитория. Много внимания уделяют школам, там читают лекции по энергосбережению и экологии, проводят конкурсы рисунка.

Инвестиции коснулись и ТЭЦ. Был модернизирован блок мощностью 210 МВт (установлены горелки с пониженным NOx, заменены автоматика управления блоком, система регулирования турбины, система управления горением), внедрены частотнорегулируемые приводы на питательных и сетевых насосах, заменены подогреватели воздуха и др. – это позволило сделать энергоблок соответствующим европейским требованиям. До 2015 года все остальное оборудование двух ТЭЦ должно быть модернизировано в соответствии с этими требованиями.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.