Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К первичной репрезентативной системе




Определение и подстройка

Мы, как человеческие существа являемся в некотором смысле системами восприятия чувственной, перцептуальной и когнитивной информации. В процессе взаимодействия с другими людьми, мы сознательно или бессознательно подаем эту информацию вовне — т.е. репрезентируем (представляем) ее таким способом, который является для нас значимым. Итак, способ, которым человек репрезентирует свой опыт является одной из ключевых его характеристик. Давайте проведем анализ следующего диалога, демонстрирующего различные способы презентации опыта:

Пациент: Доктор, мне очень тяжело; по-видимому, я не смогу это одолеть.

Врач: Я это вижу.

Пациент: Такое ощущение, что я как то не так обращался со своими детьми, теперь у меня тяжесть на душе, я думаю, вы поможете мне уловить это...

Врач: Я представляю, что вы имеете в виду. Постарайтесь дать мне собственную перспективу, свой взгляд на происходящее.

И так далее. Несоответствие явное. Ситуация немного утрирована, но непонимание между людьми в большинстве случаев происходит именно по таким механизмам. Процесс коммуникации напоминает здание, которое строят, например, два разных человека. Это здание может быть прочным и крепким или хрупким и слабым. От чего это зависит? В первую очередь от взаимопонимания строителей. В приведенном диалоге — «возводится» два разных здания, не похожих друг на друга.

Проблемы, которые беспокоят людей, зачастую не имеют ничего общего с содержанием. Они связаны со структурой, формой организации опыта. Информацию о форме организации опыта дают языковые стереотипы. Люди используют слова для описания того, что, по их мнению, происходит. Существует большая разница, между действительным событием и словесным описанием того, что произошло. Следующее упражнение поможет вам определить, как люди представляют свой опыт.

Упражнение 9 (в парах)

 
 

 

 


Вы можете заметить, что чаще всего предикаты касаются аудиальной, визуальной кинестетической сенсорных систем. То же самое вы могли заметить и в вышеприведенном «диалоге» диалоге врача и пациента. Пациент употребляет в основном кинестетические слова: тяжело, уловить, ощущение; терапевт же использует визуальные слова: вижу, взгляд.

Итак, люди по разному представляют (репрезентируют) свой индивидуальный опыт. Доступные нам сенсорные системы, используемые для этого — называются репрезентативными системами.

Мы воспринимаем и репрезентируем мир во всех сенсорных системах: все они у нас функционируют непрерывно. Но поскольку большая часть сенсорного опыта по множеству причин является избыточной или ненужной, человек предпочитает сфокусироваться на той системе, которая доставляет информацию, наиболее соответствующую его опыту. Мы располагаем языковой системой, с помощью которой можем представлять наш опыт, можем его хранить непосредственно в системе, в тесной связи с определенным сенсорным каналом.

Человек, с которым вы встречаетесь, мыслит, по всей вероятности, в одной из трех основных систем. Он может внутри себя генерировать визуальные образы, испытывать кинестетические ощущения, говорить что-нибудь себе. Определить репрезентативную систему (РС) можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (предикаты). В этом случае ваши уши должны быть постоянно открыты к тому, КАК ГОВОРИТ ЧЕЛОВЕК (а не что он говорит).

Вот примеры процессуальных слов:

· Визуальные: видеть, рисовать, яркий, ясный, смутный, мрачный, перспектива, вспышка, озарение, свет, тусклый, бледный.

· Аудиальные: слышать, звучать, крик, громкий, шумный, мелодичный, оглушительный, звонкий.

· Кинестетические: чувствовать, ощущать, трогать, держать, брать, схватить, теплый, мягкий, гладкий, удобный, пустота, грубый, тяжелый, сухой.

· Запах - вкус: пробовать (на вкус), нюхать, ароматный, сладкий, кислый, горький, пресный, пряный.

При желании вы сами можете дополнить этот список. Разумеется, вы понимаете, что речь идет не о буквальном словоупотреблении. Всякий скажет о лимоне - «кислый», вне зависимости от репрезентативной системы. Речь идет о переносном, метафорическом употреблении процессуальных слов и связанных с ними предпочтений. Вы можете сказать: «Что-то ты сегодня кислый», «Она просто сияла», «Я чувствую, у тебя хорошие новости», «Это звучит непонятно». Таким образом, в процессе описания различных областей своего опыта мы используем в коммуникации предикаты, принадлежащие к различным системам репрезентации.

В процессе анализа репрезентативных систем вас могут сбить с толку слова: верить, думать, знать, понимать, уважительный, доверчивый; они являются неспецифическими по отношению к тому, как представляется или происходит процесс — в картинах, звуках, ощущениях и, следовательно, полезной информации не несут. И что же нужно сделать? Да ничего особенного. Задать какой-нибудь вопрос типа: А как именно вы узнали (подумали, поняли)? И так до тех пор, пока собеседник не перейдет к конкретному сенсорному опыту.

Начиная изучать репрезентативные системы многие чувствуют удивление и недоверие: неужели существуют стойкие паттерны опыта и постоянно функционируют в каждом из нас? Кроме того, возникает легкая растерянность, в связи с задачей распознания этих паттернов у других людей. Следующее упражнение поможет вам потренироваться в определении репрезентативных систем.

Упражнение 10

 
 

 

 


Трудности облегчает то, что при отборе используемых людьми предикатов, паттерны систем репрезентации оказываются весьма очевидными. Некоторые люди буквально видят, то что вы говорите, другие слышат, третьи ощущают.

Рассмотрим пример из ситуации психологического консультирования:

Супружеская пара, ситуация развода.

Прекрасная половина говорит: «Все это не очень убедительно звучит... Что-то говорит мне, что нет смысла продолжать нам жить вместе. Мне много чего уже пришлось выслушать на этот счет, родственники шум подняли... В общем, я даже не знаю, что сказать».

Супруг же настроен следующим образом: «А я чувствую, что еще не все потеряно... Конечно, наши отношения порядком порасшатались, но мы могли бы их укрепить, построить как-то иначе. Я думаю, что надо поработать над этим, и тогда все сгладится».

Если вы отреагируете на подобный диалог только в плане содержания, вряд ли вам удастся поработать над этим плодотворно. Вы станете выяснять, кто же прав; заинтересуетесь ролью родственников; станете на чью-то сторону; будете продуцировать собственные интерпретации, высказывать суждения.

Ваши пациенты (друзья, собеседники, деловые партнеры) не понимают друг друга так как у них недоразумение по поводу реальности. Вам же, как профессиональному коммуникатору необходимо заняться процессом, а не реальностью, обращая внимание на процессуальные слова. Эти люди говорят о разных аспектах одного и того же опыта. Он говорит о том, что чувствует, она - употребляет аудиальные термины. Его слова имеют отношение к конструированию внутренних ощущений, ее слова — предполагают наличие некоего внутреннего голоса. И в то же время они оба описывают внутреннее переживание относительно состояния их брака. Каждый осознает и говорит об ином аспекте переживаний, чем партнер: она об аудиальном, он - о кинестетическом. Они по разному организуют и выражают свое восприятие. Эта разница значима: она и создает непонимание при коммуникации.

Таким образом, каждое специфическое процессуальное слово - визуальное, аудиальное, кинестетическое, вкусовое, — указывает, что внутренний опыт говорящего представлен в этой сенсорной системе. У обычного человека задействованы все системы и, строго говоря, не существует визуалов, аудиалов и т.д. В то же время люди действуют в какой-то системе, в которой сознательно представлена большая часть опыта. Те из вас, кто способен представить себе ясную, отчетливую картину, обладают богатой, развитой визуальной системой репрезентации. Те, кто может создать сильное ощущение напряжения мышц, температуры или фактуры материала, — обладают тонко развитой кинестетической репрезентативной системой. И т.д.

В большинстве случаев можно заметить, что люди используют слова одной и той же системы репрезентации (отдают предпочтение) в ходе описания основной части своего опыта. Привычное использование определенной категории сенсорно-специфических слов, преимущественно перед другими, указывает на первичную репрезентативную систему.

Таким образом, первичная репрезентативная система — это внутренняя сенсорная система, которая более других развита и используется чаще и полнее; это то, что уже введено в сознание и обозначено определенными словами.

При сборе информации, обращайте внимание на слова-предикаты, которые употребляет в речи пациент и применяйте их в своей коммуникации. Это создает эффект принятия и понимания на бессознательном уровне. Если вы желаете установить эффективный контакт, то вы употребляете слова, которые отражают первичную репрезентативную систему пациента; если вам необходимо прервать контакт — то вы можете начать использовать слова из другой модальности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.