КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Калькуляция
Калькуляция – это способ исчисления себестоимости изделий, продукции, выполненных работ и оказанных услуг, а также материальных ресурсов и реализуемой продукции (работ, услуг); она является одним из элементов метода бухгалтерского учета и позволяет выразить в стоимостной форме различные хозяйственные процессы и их этапы. Как один из элементов метода бухгалтерского учета и как специфический участок бухгалтерской работы калькуляция должна осуществляться по строгим правилам, основанным на принципах калькулирования. Основными принципами калькулирования являются: включение в себестоимость всех затрат; рациональная группировка затрат (по видам, по периодам времени, по местам возникновения, по статьям калькуляции, по объектам калькулирования); использование информации бухгалтерского учета как основного источника данных. Общие правила калькулирования устанавливаются нормативными документами по бухгалтерскому учету и являются обязательными для всех коммерческих организаций. В то же время необходимо учитывать и отраслевые особенности, например сезонный характер производства в перерабатывающих отраслях и др. ^ Объектом калькуляции является изделие или продукт хозяйственной деятельности (полуфабрикат, готовое изделие, группа однородных изделий или продуктов, объем работ или услуг), а также технологическая стадия (передел, часть производства и т. п.). ^ Калькуляционная единица – это измеритель объекта калькуляции. Единица измерения объекта, принятая в текущем бухгалтерском учете, может совпадать или не совпадать с калькуляционной единицей. Если объектом калькуляции является готовая продукция, то калькуляционная единица совпадает с единицей измерения объекта калькуляции. В то же время в ряде отраслей (например, в перерабатывающих отраслях, в сельском хозяйстве) учетной единицей продукции является 1 кг, а калькуляционной единицей 1 т (например, 1 т молока). Калькуляция может осуществляться на различных стадиях производства. Если в процессе изготовления продукция проходит достаточно самостоятельные этапы с получением полуфабрикатов, то себестоимость может исчисляться после каждого этапа (передела). Для уменьшения объема аналитической работы используются укрупненные калькуляционные единицы. Например, при переработке яблок в джем на стадиях производства в качестве калькуляционной единицы можно использовать 100 условных банок. Калькуляцию можно составить в целом на объект, т. е. определить себестоимость всего количества заготовленных материалов или произведенной продукции, или на единицу, например на 1 кг приобретенных материалов или 1 шт. выработанных изделий. Калькуляция должна быть составлена максимально точно, что очень важно, так как любые неучтенные или неверно учтенные затраты приводят к искажению финансового результата. Точность калькуляции зависит от того, насколько рациональна группировка затрат, точен подсчет затрат на калькулируемый объект и обоснован выбор метода распределения косвенных расходов. В бухгалтерском учете затраты классифицируются по периодам учета, по отношению к технологическому процессу, по способу включения в себестоимость. По периодам учета затраты делятся на текущие и периодические. Т е к у щ и е з а т р а т ы производятся предприятием в данном отчетном периоде и включаются в себестоимость изделия, продукции (работ, услуг) данного периода. П е р и о д и ч е с к и е з а т р а т ы делятся на две группы: длительные затраты, связанные с капитальными вложениями, одномоментные затраты, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к другим учетным периодам. Текущие затраты группируют по элементам и статьям калькуляции (затрат). Группировка затрат по элементам позволяет дать ответ на вопрос, что и сколько затрачено в отчетном периоде на изготовление конкретного объекта калькуляции. Элементами затрат являются: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты. В настоящее время данная группировка на уровне первичной организации в системе учета не используется, при составлении отчетности отдельные элементы определяются выборочным методом. В дальнейшем при переходе на международные стандарты учета затраты по элементам будут выявляться в системе бухгалтерского финансового учета. Для получения подробной информации о затратах по местам их возникновения, центрам ответственности (отраслям производства, объектам учета, цехам, бригадам и т. д.) используется группировка затрат по статьям. Статья затрат – это группа одноэлементных расходов. С помощью данной группировки в системе бухгалтерского учета определяется себестоимость производства конкретных видов продукции, оцениваются затраты, произведенные отдельными подразделениями организации. В соответствии с международными стандартами данная группировка используется в системе управленческого (производственного) учета. С целью обеспечения единых методологических подходов к учету затрат и исчислению себестоимости разрабатываются типовые отраслевые номенклатуры статей затрат. Для отраслей сельскохозяйственного производства Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ рекомендована группировка затрат по следующим статьям: 1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды. 2. Семена и посадочный материал. 3. Удобрения минеральные и органические. 4. Средства защиты растений и животных. 5. Корма. 6. Сырье для переработки. 7. Содержание основных средств, в том числе: а) нефтепродукты, б) амортизация (износ) основных средств, в) ремонт основных средств. 8. Работы и услуги. 9. Организация производства и управления. 10. Платежи по кредитам. 11. Потери от падежа животных (учет). 12. Прочие затраты. На практике перечень статей затрат определяется учетной политикой организации в зависимости от отраслевых особенностей, видов основных, вспомогательных и обслуживающих производств, производственных подразделений, объектов учета. Важно отметить, что не все затраты, произведенные организацией, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Например, нормативными документами по бухгалтерскому учету установлено, что коммерческие организации в себестоимость продукции (работ, услуг) в полном объеме включают все расходы, которые связаны с извлечением дохода, и все внереализационные расходы. Группировка затрат по статьям используется также при планировании деятельности организации и ее подразделений. Она позволяет составлять плановую калькуляцию в соответствии с технологическими нормами различных видов производств. Например, на основе технологической карты выращивания картофеля составляется плановая калькуляция на производство данной культуры. Фактический расход материально-производственных запасов, труда и ресурсов по другим статьям затрат сопоставляется с плановой калькуляцией, что позволяет контролировать уровень затрат еще в процессе производства. По отношению к технологическому процессу затраты подразделяются на основные и накладные. О с н о в н ы е з а т р а т ы обусловлены технологией производства продукции, их также называют «технологические расходы». Это – корма в животноводстве, семена и удобрения в растениеводстве, оплата труда основных производственных рабочих, например доярок, механизаторов. Такие затраты прямо включаются в себестоимость конкретных объектов учета. Н а к л а д н ы е з а т р а т ы – это расходы, связанные с организацией производства и управлением. Они не могут быть включены в себестоимость какой-либо одной продукции, поэтому предварительно собираются (накапливаются), а затем относятся на объекты калькуляции частями пропорционально принятой базе распределения расходов. Накладными затратами являются расходы на содержание административных зданий, оплата труда управленческого персонала, расходы на рекламу продукции и др. Точность отнесения накладных расходов на объекты калькуляции во многом зависит от использования критериев распределения. Эти критерии предусматриваются учетной политикой коммерческой организации. Иногда накладные расходы могут полностью относиться на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В этом случае производственная себестоимость исчисляется без учета накладных (управленческих) расходов. По способу включения в себестоимость затраты делятся на прямые и распределяемые. П р я м ы е з а т р а т ы могут быть непосредственно включены в себестоимость конкретного вида продукции, это преимущественно основные затраты. Р а с п р е д е л я е м ы е (к о с в е н н ы е) з а т р а т ы нельзя непосредственно отнести на конкретный вид продукции, потому что они связаны с производством или реализацией одновременно нескольких видов изделий. Распределяемыми в основном являются накладные расходы. Они могут относиться ко всей хозяйственной деятельности в целом, к конкретному хозяйственному процессу или к производственному подразделению. Это – амортизационные отчисления, оплата труда административно-управленческого персонала, затраты на ремонт, канцелярские расходы и т. д. Они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) путем условного распределения между соответствующими объектами (косвенно). Деление затрат на прямые и распределяемые, на первый взгляд, напоминает деление на основные и накладные, однако между этими группировками есть принципиальная разница. Основные затраты превышают накладные, а прямые затраты меньше распределяемых; большинство основных расходов являются прямыми; часть основных затрат является распределяемыми (амортизация основных средств, малоценных быстроизнашивающихся предметов); все накладные расходы – распределяемые (схема 7). Важнейшее требование калькулирования – точность исчисления себестоимости. Для выполнения этого требования необходимо соблюдать рекомендуемую группировку затрат по статьям, вести документацию строго по видам расходов, разграничивать затраты между объектами калькуляции, правильно вести аналитический учет затрат.
В зависимости от этапа составления различают нормативную, плановую (сметную) и фактическую (отчетную) калькуляции. ^ Нормативная калькуляция – это сумма затрат, которую организация может израсходовать на калькуляционную единицу выпускаемой продукции в соответствии с нормативами. Нормативная калькуляция составляется на начало учетного периода по статьям затрат и используется для выявления отклонений фактического уровня затрат от нормативного. ^ Плановая (сметная) калькуляция – это сумма затрат, относимая на каждое изделие, группу (вид) продукции в соответствии с предварительным расчетом затрат на планируемый период или вид работ. Плановая калькуляция составляется по статьям затрат, но при этом размер расходов по каждой статье является расчетным. Он может совпадать или не совпадать с нормативом. Расчет производится, исходя из планируемой экономической ситуации, цен на материальные ресурсы, энергоносители и других факторов. ^ Фактическая (отчетная) калькуляция составляется на основе фактических затрат на конкретный вид продукции в учетном периоде. Анализ фактической себестоимости продукции (работ, услуг) позволяет определить уровень ее отклонения от установленной нормативной или плановой величины. Себестоимость единицы произведенной продукции определяют так: все затраты, которые относятся к конкретному виду продукции, делят на ее количество. Для исчисления себестоимости реализованной продукции необходимо суммировать затраты, произведенные в каждом хозяйственном процессе, – снабжения, производства, реализации. В зависимости от того, на каком этапе хозяйственной деятельности формируется себестоимость продукции, различают технологическую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость. В процессе заготовления определяют фактическую себестоимость сырья и материалов, необходимых для производства продукции. Затем формируется технологическая себестоимость, которая помимо стоимости ресурсов включает расходы на технологические операции. После этого определяют производственную себестоимость продукции, в которую включают не только стоимость сырья и технологические затраты, но и расходы, связанные с управлением и организацией производства. Последний этап – определение полной (коммерческой) себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), в которую кроме названных расходов входят затраты, связанные с реализацией (схема 8). Часть расходов, произведенных в данном учетном периоде, может не включаться в себестоимость готовой продукции, если процесс ее изготовления частично не завершен. При этом сделанные затраты будут считаться незавершенным производством. В сельском хозяйстве доля незавершенного производства может быть достаточно велика, например при выращивании озимых зерновых культур, посев которых осуществляется осенью, а урожай убирается только летом будущего года, при производстве молодняка птицы, когда инкубация яиц не закончена на отчетную дату, и т. п. Процесс калькулирования фактической себестоимости является весьма трудоемким и состоит из следующих основных этапов: I этап – распределение затрат между готовой продукцией и незавершенным производством; II этап – исчисление затрат на брак в производстве (падеж животных). Некомпенсируемые потери относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма брака, имеющего отношение к незавершенному производству, включается в себестоимость незавершенного производства отдельной статьей; III этап – определение и оценка величины возвратных отходов производства; IV этап – определение и исчисление себестоимости побочной (прочей) продукции; V этап – формирование по каждой статье калькуляции затрат, относящихся к каждому калькулируемому объекту в отдельности.
^ Схема 8. Формирование полной себестоимости в хозяйственном процессе
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |