КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация персонажа
Карточка № 12: страница 110 — Развязка Герой, выдержав испытание и решив проблему, добивается своей цели. Основные и побочные сюжетные линии развязывается, жизнь возвращается в своё русло. Все вопросы сняты, проблемы решены. В любовных историях со счастливым концом всё заканчивается свадьбой. Здесь можно добавить визуальную метафору, показав как трансформировался главный герой. А также отобразить в диалоге то, как изменился взгляд героя на проблему (т.е. тему), которую вы исследовали на протяжении вашего произведения. Как я уже сказал выше, обычно пользуюсь структурой из 19 сюжетных точек. Но она слишком сложна для начинающих сценаристов. Да и описание этой структуры требует большего времени. Слишком уж много в ней нюансов, которые или поясняют основные сюжетные точки, или добавляют к основному сюжету (A-story, plot) побочные сюжетные линии (B-story, C-story, subplot). Возможно, позднее я поясню данную структуру на примере своих сценариев, а также популярных голливудских фильмов. Автор: Александр Волков Иногда просматриваю работы начинающих сценаристов. Вроде хорошо пишут, начало интересное, диалоги неплохие, но до конца дочитать сценарий терпения не хватает. Почему? Потому что, несмотря на все достоинства, сюжет высосан из пальца, а события притянуты за уши. Герои ведут себя не согласно логике характера, а так, как хочет от них автор. Нужно сценаристу, чтобы по сюжету персонажи делали то-то и то-то, они и делают. А отвечает ли это их натуре, кодексу поведения и доминирующей черте, автору неважно. Например, "авторитетный бизнесмен" унижает подчинённых, размазывает по стенке конкурентов, кидает делового партнёра, расправляется с семьёй журналиста. И вдруг он читает в газете о детях, оставшихся без родителей. В бизнесмене просыпается совесть, и он решает усыновить ребёнка. Логично или нет? Автору кажется, что логично. Почему? Потому что негодяю-бизнесмену, готовому за грош удавить мать родную, становится стыдно... Вы в это верите?.. Что, кроме достоверности, не достаёт в этой истории? Или другой сценарий. Парень встречает в метро очаровательную незнакомку, мечту всей его жизни, - тихую, скромную, милую. Сидят они в вагоне напротив друг друга и переглядываются. Она ему улыбается, он ей. Вдруг молодой человек набирается смелости, подсаживается к незнакомке и приглашает её к своему другу на день рождения. Девушка морщит лобик, задумчиво чешет головку и... соглашается. Хочется спросить автора: "Милая девушка, а ты сама-то пошла бы на её месте? С первым встречным? Не зная куда? Только потому, что у него лицо смазливое/ мужественное/ честное?". Как думаете, какого элемента не хватает в этой истории? Такого же, как и в первом случае: мотивации. Да нет, говорит автор. Мотивация есть: — Любовь! Он нравится ей. Она нравится ему. И оба они голодные... А ещё она потанцевать хочет". Я говорю: — Мотивация должна быть сильной. Любовь матери к своим детям — сильная мотивация. Любовь с первого взгляда — слабая и неубедительная. Автор приводит дополнительный аргумент: —Девушку бросил друг. Она потеряна, несчастна, одинока. Опять спрашиваю: — И этого достаточно, чтобы ты пошла с неизвестным на квартиру его друга? И тут в ход идёт решающий довод: — Она такая... особенная! Отсутствие сильной мотивации у персонажей — одна из самых распространённых ошибок начинающих авторов. Признаюсь, и сам этим грешил, и тоже не воспринимал критику. Поэтому, если вы хотите овладеть ремеслом, давайте учиться и на своих ошибках, и на чужих. Что же такое мотивация? Словарь даёт следующее определение: Мотивация — совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности и её ценностной ориентацией. Мотив — повод, побудительная причина какого-либо действия, основание, стимул, толчок, импульс. Чтобы герой усыновлял детей, шёл в гости к незнакомому человеку, забирался на Эверест или искал сокровища на дне Тихого океана, у него должна быть для этого веская причина или мотивация. Мотивация может быть внешней и внутренней. Внешняя (сознательная) должна быть конкретной, ясной, понятной ребёнку. Именно она движет сюжет, заставляя персонажа совершать поступки, которые должны привести его к поставленной цели. Внутренняя (бессознательная) мотивация имеет отношение к психологическому измерению, духовному миру героя, потребностям его души, достоинствам и недостаткам. Когда вы берёте в руки книгу о сценарном мастерстве, ваша внешняя мотивация — прочесть книгу. Внутренняя — овладеть новыми знаниями, которые помогут раскрыть ваш талант. Внешняя мотивация Золушки — посетить бал и познакомиться с принцем. Внутренняя — найти любовь, обрести семью и стать матерью. Внешняя мотивация "Золушки для боксёров", Рокки, — продержаться до финального гонга в бое с чемпионом мира. Внутренняя — доказать себе, подруге и заодно всем остальным, что он чего-то стоит. Внешняя мотивация героя "Особо опасен" — убить злодея, отомстив за отца. Внутренняя — стать "настоящим мужиком", сыном, достойным своего родителя. Обычно в самом начале истории у героя уже есть определённая мотивация, связанная с прошлым. Внешняя мотивация Золушки — заботиться о доме, отце, обслуживать мачеху и сестёр. Внутренняя — поддерживать любовь в семье. Мотивация Майкла Корлеоне — отслужить в армии, получить образование, стать достойным гражданином свой страны. Но когда происходит Провоцирующее Событие, старая мотивация сменяется новой. Какое Провоцирующее Событие в "Золушке?" Мачеха отказывается брать с собой на бал падчерицу. Бедная девушка вынуждена остаться дома. У Золушки появляется новая цель (посетить бал), и эта цель влечёт за собой новую мотивацию. Внешнюю — познакомиться с принцем. Внутреннюю — обрести любовь. В "Крёстном отце" Провоцирующее Событие — покушение на Дона Вито Корлеоне. У Майкла новая мотивация: Внешняя — отомстить за отца, убрав Солоццо и Дона Барзини. Внутренняя — стать достойным сыном. Кстати говоря, мотивация у героя может быть не одна. В том же "Крёстом отце" у Майкла несколько мотивов: месть, борьба за жизнь, уважение семьи, расположение отца, удержание главенства среди мафиозных семей Нью-Йорка. И всё же выделяется одна — самая, на мой взгляд, сильная из них: месть за отца. Майкл готов пожертвовать своей жизнью ради этой цели. Определите, что готов отдать в жертву ваш персонаж? Какая у него основная мотивация? Ради чего он преследует свою цель? Если у вас слишком много ответов, из которых трудно выделить основной, будьте осторожны. Вполне возможно, что ни один из них не является достаточно серьёзным. Итак, Провоцирующее Событие (катализатор) ставит перед героем проблему, определяет новую цель, даёт основание для новой мотивации. Если вы уже установили в своём сценарии провоцирующее событие, посмотрите, как оно изменяет мотивацию главного героя. Что является причиной этой перемены? Прихоть ли это персонажа или внешнее воздействие? Обычно, в хороших сценариях, именно внешнее воздействие или оппонент влияет на мотивацию персонажа. Золушка никогда бы не поехала одна на бал, если бы в последний момент мачеха и сестры не оставили её дома. Майкл Корлеоне стал бы юристом, а не боссом мафии, если бы люди Солоццо не стреляли в его отца. Вспоминается одна история. Как-то режиссёру Билли Вайлдеру и его сценаристу Даймонду пришла идея снять фильм о двух музыкантах, которые, переодевшись в женские платья, решают присоединиться к женской джаз-банде. Хорошая идея для комедии? Хорошая. Смешная? Да. Оригинальная? Конечно. (В то время). И всё же ни Вайлдер, ни Даймонд не могли приступить к написанию сценария. Почему? Потому что они не могли определить мотивацию музыкантов. Ну, с какой стати два здоровых гетеросексуала вдруг переоденутся в дамские платья, будут выдавать себя за женщин и флиртовать с другими мужчинами? Только потому, что музыкантам нужна работа? А вы бы на их месте согласились? Так бы мы и не увидели фильм "В джазе только девушки", если бы Билли Вайлдер не заметил газетную статью "Бойня в День Св. Валентина". (В тот день гангстеры А. Капоне расстреляли в гараже членов банды "Багса" Морана). Вайлдер решил: "А почему бы не сделать двух музыкантов свидетелями убийства? Тогда у нас появляется оппонент и мотивация для героев скрываться от него, переодевшись в женский наряд". Оппонент, влияющий на мотивацию героя, не обязательно должен быть злодеем или основным противником. Он может быть просто хулиганом или грабителем. Если вернуться к сценарию про незнакомку из метро, то почему бы не сделать её приезжей, на которую нападает грабитель или обворовывает воришка? Юноша защищает даму. Это уже более серьёзный повод для знакомства, чем любовь с первого взгляда. Герой может проводить девушку до подъезда, а назавтра назначить свидание. Верно? История с "авторитетным бизнесменом". Кто может быть оппонентом? Да кто угодно. Тёща, которая упрекает бизнесмена в том, что у неё нет внуков. В отместку бизнесмен берёт из детдома самого отъявленного сорванца. Или жена, которая хочет ребёнка, но не может забеременеть. Или отец жены, олигарх, который обещал оставить большую часть наследства не дочери, а сыну, поскольку у него есть наследник. Или это может быть крутой бандюган, который сидит в тюрьме и не знает, что его единственный сын находится в детском доме. А наш бизнесмен знает, но должен этому бандюгану кучу денег. Бизнесмену кажется, что, усыновив ребёнка, он сможет договориться с бандюганом, когда тот выйдет на свободу. Или ещё проще. Бизнесмен собирается баллотироваться в депутаты, а пиарщики советуют ему сменить имидж, взяв из детдома ребёнка. Изначально бизнесмену совершенно наплевать на мальчика, но постепенно малыш меняет в положительную сторону не только имидж приёмного отца, но и характер. Ещё небольшое замечание. Если пишите про бандитов, террористов или воришек, найдите причину, по которой они совершают свои неблаговидные поступки. Почему их действия кажется им достойными и благородными? Не потому, что эти люди по определению "плохие". Это слабая мотивация. Найдите действительно вескую причину. Резюме. Мотивация является ответом на вопрос, почему персонажи совершают свои поступки. В хорошем сценарии события движутся благодаря конфликту. (Мачехи с падчерицей, музыкантов с гангстерами, сына с обидчиками отца, хулиганов с девушкой, бизнесмена с женой). Чтобы найти мотивацию, определите в сценарии конфликт интересов, Провоцирующее Событие или внешнее воздействие. Какова новая цель героя? В чём заключается проблема? Почему ваш персонаж поступает так, а не иначе? Сравните достоинства и недостатки героя с его поступками. Проверьте, есть ли логика в его действиях? Как бы вы сами поступили на его месте? Какова была бы ваша мотивация? Помните, чем серьёзнее мотивация персонажа, тем острее интрига и крепче сюжет.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |