Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды вопросов в анкете




Анкетирование

Анкетирование - это процедура проведения опроса в пись­менной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. "список вопросов") самостоятельно заполня­ются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френ­сис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты прове­денного анкетирования были представлены им в книге "Анг­лийские люди науки: их природа и воспитание" (1874).

 

Данный метод обладает следующими достоинствами:

· высокой оперативностью получения информации;

· возможностью организации массовых обследований;

· сравнительно малой трудоемкостью процедур подготов­ки и проведения исследований, обработки их результатов;

· отсутствием влияния личности и поведения опрашива­ющего на работу респондентов;

· нсвыраженностью у исследователя отношений субъек­тивного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

 

Анкетированию свойственны и существенные не­достатки:

· отсутствие личного контакта не позволяет, как, скажем, в свободном интервью, изменять порядок и формулировки воп­росов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

· не всегда достаточна достоверность подобных "самоот­четов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более вы­годном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

 

В современной психологии анкетирование считается вспо­могательным методом исследования, в таких науках, как со­циология или демография - одним из основных, обеспечиваю­щим, по некоторым данным, до 80% собираемой информации (18).

По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анке­тирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различ­ных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отве­чающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противополож­ные, взаимоисключающие ответы (типа "да - нет", "верно -неверно", "согласен — не согласен" и т. д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. "меню ответов", где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например: "Какие лекции вы посетили на этой неделе?

- социологию

- религиоведение

- философию

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, пе­реживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом: полностью согласен, согласен, но бывают исключения, не знаю…

В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

П рямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

Косвенный вопрос, связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: "Не секрет, что часть студентов ва­шего курса крайне редко посещает лекции". Как Вы думаете, почему?" или "Иногда можно услышать мнение, что некото­рые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объяс­няется подобное отношение к работе?"

По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная "анкета в анкете". Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например: "Следующие три вопроса только для студентов-психологов. Обучаетесь ли вы на психологическом факультете?... Каково качество практических занятий но психологии об­щения?... Внимание! Вопросы для всех". Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильт­ром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правиль­ность сообщенных респондентами сведений, а также исклю­чить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты (18).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.