КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные виды вопросов в анкете
Анкетирование Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. "список вопросов") самостоятельно заполняются респондентами. Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге "Английские люди науки: их природа и воспитание" (1874).
Данный метод обладает следующими достоинствами: · высокой оперативностью получения информации; · возможностью организации массовых обследований; · сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; · отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; · нсвыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.
Анкетированию свойственны и существенные недостатки: · отсутствие личного контакта не позволяет, как, скажем, в свободном интервью, изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; · не всегда достаточна достоверность подобных "самоотчетов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.
В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография - одним из основных, обеспечивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой информации (18). По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида: 1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп; 2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих; 3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые. Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией. Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса: а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа "да - нет", "верно -неверно", "согласен — не согласен" и т. д.); б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. "меню ответов", где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например: "Какие лекции вы посетили на этой неделе? - социологию - религиоведение - философию в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом: полностью согласен, согласен, но бывают исключения, не знаю… В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными. П рямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ. Косвенный вопрос, связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: "Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции". Как Вы думаете, почему?" или "Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?" По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие). При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы. Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная "анкета в анкете". Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например: "Следующие три вопроса только для студентов-психологов. Обучаетесь ли вы на психологическом факультете?... Каково качество практических занятий но психологии общения?... Внимание! Вопросы для всех". Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц. Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты (18).
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |