Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика сотрудничества




Эта методика разрабатывалась советскими и западными психологами и педагогами, начиная со второй половины 20-го столетия. В основе концепции лежат новейшие разработки Университета «НУР» (Боливия) и Образовательного Фонда «FONDAEC» (Колумбия), собственный опыт.

Метод сотрудничества концентрируется непосредственно на образовательном процессе и на людях, в нем задействованных. Ось – не учитель, а группа. Препо даватель, который выступает в роли ведущего, стимулирует и дает толчок процессу исследования, поиска, задает вопросы, содействует самовыражению участников группы, несет дополнительную информацию с целью повышения уровня исследовательского процесса. Эта модель отношений объединяет практику и анализ. Участники учатся учиться, учатся анализировать и принимать решения самостоятельно. Этот тип работы с группой, способствует развитию солидарности, чувства единства, кооперации, творчества; осознанию индивидуальной ценности и раскрытию внутреннего потенциала участников. (Каждое (в т.ч. любое) мнение, мысль имеет отношение к истине).

Каждый человек (в том числе ребенок и подросток) располагает определенным запасом знаний, основанных на опыте и преобразованных в ментальные модели поведения по отношению к разным аспектам жизни. Эта особенность нуждается в проявлении высокой степени взаимоуважения в отношениях между людьми в середине группы и во взаимодействии учителя с группой. Именно отношения, которые основываются на взаимном уважении, поддерживают заинтересованность участников, вдохновляют их делиться опытом, анализировать и перенимать опыт других. Соответственно этому, методика сотрудничества предлагает тип горизонтальных отношений для взаимодействия педагога и группы.

В вертикальных отношениях “учитель – ученик” предполагается, что существует человек, который обладает знаниями превосходящими учеников. Только этот человек имеет право задавать “правильные” (сознательные, рациональные) вопросы. Эффективность процесса обучения и воспитания, таким образом, зависит только от уровня знаний и корректности учителя. Эта модель представляет собой процесс “заполнения пустых стаканов из полного сосуда”.

В горизонтальных отношениях мы первоначально занимаем следующую позицию: все участники находятся на одном условном уровне, хотя каждый владеет своим багажом знаний и опыта. В горизонтальных отношениях ведущий проявляет истинное уважение, заинтересованность идеями, мнениями каждого из участников, поощряя тем самым развитие уважения самих участников к идеям и мыслям друг друга, таким образом обеспечивая формирование культуры диалога. Ведущий стимулирует диалог и с помощью вопросов помогает участникам систематизировать их опыт и сделать определенные выводы. Эти правила создают атмосферу доверия и согласия.

Развитие коммуникативных способностей у детей и молодёжи имеет жизненно важное значение в условиях современного общества. Если в 20-х годах психологи и социологи определяли профессиональную компетентность таким образом: 60% - составляют профессиональные знания, 30% - способность строить отношения и общаться с людьми, а 10% - технические навыки. В данное время новейшие исследования в этой сфере показали, что картина кардинально изменилась. По последним данным профессиональная компетентность, на сегодня, составляет 60% коммуникативных способностей, 30% - профессиональных знаний, и те же 10% - технических навыков. Очевидно, что нужды сегодняшнего профессионального мира изменились, и образовательные институты соответственно должны реагировать на эти изменения, уделяя большее внимание развитию коммуникативных способностей.

Программа представляет собой эффективную форму развития способностей, необходимых для общения и взаимодействия людей. Эта форма работы и метод коллективного принятия решений основывается на принципах Искусства Совещания (элементы методики коллективного обсуждения доктора Гляйссера, Швейцария). Эта методика активно делает авансы каждому из присутствующих, привлекая его к поиску с целью решения проблемной ситуации. Поскольку Совещание проводится согласно определенному кодексу моральных принципов, она имеет особую цель - поддерживать морально-этические стандарты в искусстве человеческого общения, учитывая все психологические аспекты. Существует 12 принципов совещания, среди них базовыми есть следующие:

1. Каждый участник должен иметь возможность высказаться: все имеют право говорить свободно и честно; все поддерживают и гарантируют это право.

2. Каждая высказанная мысль или точка зрения принадлежит консультативной группе: никто не старается навязать свою точку зрения другому; тот, кто предлагает идею, не отстаивает свои права на “авторство”, он занимает позицию объективного судьи по отношению к идее, которую сам предложил.

3. Чистота мотивов: для эффективности консультаций необходимо, чтобы не было никакого скрытого подтекста в высказываниях; намерения и мотивы должны быть открытыми.

4. Отключение механизма: “нет”. В течение консультации действует механизм сотворчества, поэтому необходимо воспринимать её как форму сотрудничества. Нужно изменить саму культуру дискуссии: вместо того, чтобы говорить “Нет”, стоит употребить: “Нет, но...” или даже: “Да, но...”, намного эффективнее применять структуру: “Да, и...”.

5. Самоконтроль осуществляется по отношению к теме и времени выступления во время консультации (обсуждения): каждый член группы сам регулирует время и тему своего выступления, хотя эффективнее ведение консультации поручить выбранному большинством голосов Главе, который смог бы упорядочить ее ход.

6. Искра Истины высекается при столкновении мыслей/мнений, а не личностей.

Без сомнения, обучение Искусству Совещания, которое является обязательной составляющей программы, нуждается в относительно продолжительном времени, поскольку метод Совещания, базируясь на общечеловеческих, моральных ценностях, предусматривает воспитание общей культуры общения, и внимательное, толерантное отношение к взаимодействию людей в социуме. Именно поэтому Проект рассчитан на целый цикл занятий на разные темы.

Что же касается конкретной технологии группового исследования проблем, то она представляет собой схему пошагового сбора фактов, рассмотрения субъективных мыслей и предложений, анализа всех вариантов решения, их оценку и дальнейшую разработку действий. Все это входит в структуру одного занятия и направляется Ведущим, который привлекает всех участников к общему процессу исследования проблемы и поиска позитивных выходов из ситуации(й). Именно в процессе обсуждения развиваются навыки общения, а также задействуются основные психологические процессы и операции мышления, восприятия, памяти и т.п.

Кроме того, благодаря опыту публичных выступлений в атмосфере взаимоуважения и взаимоприятия, - заложенных механизмом Совещания, - формируется адекватная самооценка, которая оказывает содействие гармоничному развитию Личности. С психологической точки зрения, атмосфера, которая создается на Программах, оказывает содействие развитию чувства полноценности и самоценности, уважения к себе и другим, благородству и самодисциплине.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.