КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинарских занятий
ЛЕБЕДЬ Перевод М. Талова ЛЕБЕДЬ Перевод М. Волошина Могучий, девственный, в красе извивных линий Безумием крыла ужель не разорвет Он озеро мечты, где скрыл узорный иней Полетов скованных прозрачно-синий лед.
И Лебедь прежних дней, в порыве гордой муки, Он знает, что ему не взвиться, не запеть: Не создал в песне он страны, чтоб улететь, Когда придет зима в сияньи белой скуки.
Он шеей отряхнет смертельное бессилье, Которым вольного теперь неволит даль, Но не позор земли, что приморозил крылья.
Он скован белизной земного одеянья И стынет в гордых снах ненужного изгнанья, Окутанный в надменную печаль.
Живучий, девственный, не ведавший высот, Ударом буйных крыл ужель прорвет он ныне Гладь жесткую пруда, чей нам напомнил иней Увековеченных полетов чистый лед!
И лебедь прошлого вдруг вспомнил: да, он — тот, Кто, пышный, без надежд, встречает смерть За то что никогда не пел он о равнине, Где б жить, когда зимы отблещет тщетный гнет.
Всей шеей отряхнет он белизну печали, Что отрицателю пространства навязали, Но с крыльев не стряхнуть земли ужасный плен.
И призрак, пруд избрав для чистого сиянья, Здесь закоснел в мечте, бесстрастен и презрен, Что Лебедь воплотил в бесплодности изгнанья. ЗАНЯТИЕ 2 (4 часа). СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ 19 ВЕКА
План: 1. Понятие "новый дом" и театральное новаторство Г. Ибсена, Б.Шоу, М.Метерлинка, А.Стриндберга и др. Их литературные предшественники в области драматургии. 2. «Кукольный дом" Г.Ибсена и художественное своеобразие "новой драмы" (см. статью Б.Шоу "Квинтэссенция ибсенизма"); а) сущность конфликта в пьесе, б) развитие интриги и конфликта, особенности ретроспективной композиции, в) действие внешнее и действие внутреннее, г) образ Норы, этапы эволюции сознания, отражение их в конструкции речи героини, д) внешний и внутренний конфликты в драме, их роль в раскрытии авторского замысла, образы мужа Норы и Крогстада, е) открытый финал драмы; Ибсен и критика о незавершенных финалах, ж) символика пьесы. 3. Сущность конфликта и проблема характера в пьесах Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца», "Пигмалион". Образ Элизы. 4. Символика пьесы М.Метерлинка "Синяя птица" и функциональное различие в использовании символов в реализме и символизме. Задание:
1. Рассмотреть основные литературоведческие понятия: СИМВОЛ (различие в функционировании у реалистов и символистов), ПАРАДОКС, РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ИНТРИГА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДРАМА. Работа со словарно-справочными изданиями (конспект соответствующих словарных статей). 2. Прочитать пьесы Г.Ибсена "Кукольный дом", Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца», "Пигмалион", М.Метерлинка "Синяя птица". 3. Дать идейно-художественный анализ указанных пьес, учитывая пункты плана (см. выше). 4. Сделать конспекты: · Б.Шоу "Квинтэссенция ибсенизма", · Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Михальской Н.П. и Пуришева Б. - М., 1981. - С. 163-171, 179 – 185. Художественная литература: · Г.Ибсен. Кукольный дом. Любое издание. · Б.Шоу. Пигмалион. Квинтэссенция ибсенизма. Любое издание. · М.Метерлинк. Синяя птица. Любое издание.
Критическая литература: · Адмони В.Г. Генрик Ибсен. - М., 1956. · Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. - М., 1979. · Шайкевич Б.А. Драматургия Ибсена в России: Ибсен и МХАТ.- Киев, 1968. · Практические занятия по зарубежной литературе. Под ред. Михальской Н.П., Пуришева Б.И. - М., 1981. · Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. - М., 1967. · Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. - М., 1973. · Балашов П.С. Художественный мир Бернарда Шоу. - М., 1982. · Гражданская З.Т. Бернард Шоу. - М., 1965. · Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже 19-20 вв. - М., 1974.
ЗАНЯТИЕ 3 (2 часа). СПЕЦИФИКА РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ НОВЕЛЛЫ КОНЦА Х1Х – НАЧАЛА ХХ ВЕКА. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО. План:
1. Особенности новеллы как жанра. Эволюция классиче кой новеллы к концу ХIХ века. Сопоставление новеллы и рассказа. Особенности жанра "short story" в американской литературе. 2. Основные представители новеллистики рубежа веков и специфика произведений Томаса Манна, Стефана Цвейга, О'Генри, Луиджи Пиранделло, Брет Гарта, Амброуза Бирса, Д.Лондона. 3. Творческая биография Ги де Мопассана. Тематика его новелл. Место новеллы «Пышка» в творческом наследии писателя. История создания новеллы. 4. Композиция новеллы «Пышка» в свете ее основной идейно-тематической направленности: · идея патриотизма (война и солдаты, война и офицеры, война и богачи, бюргеры, французские бедняки), · роль развернутого эпического вступления в тексте, · соотношение остальных частей, · основные композиционные средства. 5. Сюжет и образная архитектоника в раскрытии идеи патриотизма: · основные персонажи и авторские средства создания образов, авторское отношение к героям новеллы, · характеристика пассажиров дилижанса. 6. Особенности стиля Ги де Мопассана. Мастерство психологической детали и роль пейзажа в новелле.
Задание: 1. Из ЛИТЕРАТУРНОГО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ (ЛЭС) выписать в рабочую тетрадь а) определение ЖАНРА НОВЕЛЛЫ (проследить ее эволюцию и основные параметры, подтвердить теоретический материал примерами из прочитанных текстов других, кроме Мопассана, указанных авторов); б) термина КОМПОЗИЦИЯ (уточнить основные композиционные элементы и средства и их роль в раскрытии темы художественного произведения). 2. По справочной ИСТОРИЧЕСКОЙ литературе познакомиться с информацией о франко-прусской войне. 3. Прочитать художественные тексты Мопассана («Пышка», «Папаша Симона», «Пленные», «Тетушка Соваж») и указанные в списке обязательной литературы новеллы С.Цвейга, Т.Манна, Л.Пиранделло, Б.Гарта, О’Генри. 4. Дать анализ новеллы "Пышка" Ги де Мопассана в соответствии с Планом (см. выше). 5. Сравнить новеллу П.Мериме "Арсена Гийо" и "Пышку" Мопассана.
Художественные тексты:
· Ги де Мопассан (см. новеллы из задания к семинару). · С.Цвейг, · Т.Манн, · американская новеллистика: А.Бирс, Ф.Брет Гарт, О'Генри, Д.Лондон (см. список обязательной литературы). Критическая литература:
· Владимиров М.М. Истоки и особенности пессимизма в мировоззрении и творчестве Мопассана.// Философские науки. – 1993. - № 1. – С.48 – 61. · Вульфович Т.Л. Творчество Мопассана. – М., 1962. · Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1997. – Гл.7 («Легкое дыхание»). · Данилин Д. Мопассан. Критико-биографический очерк. – М., 1951. · Данилин Ю.И. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968. · Кирнозе З.И. Мопассан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. В 2 ч.– М., 1997. – Ч.2. – С.74 – 80. · Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. – М., 1990. · Мениаль Э. Ги де Мопассан. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. · Толстой Л.Н. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. – М., 1983. – Т. 15. · Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. – Кишинев, 1979.
ЗАНЯТИЕ 4 (2 ЧАСА). ТЕОРИЯ НАТУРАЛИЗМА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА Э.ЗОЛЯ (РОМАНЫ "ЖЕРМИНАЛЬ", "НАНА").
План:
1. Натурализм как метод и направление в западноевропейской литературе последней четверти XIX века. Эстетические и философские основы (позитивизм). История формирования эстетики, предтечи натурализма. Периодизация. Национальные особенности в литературах Англии, Германии, Италии, США. 2. Эмиль Золя – основоположник натуралистической эстетики. Основные вехи творческого пути. Предисловие к роману "Тереза Ракэн" (1867). "Экспериментальный роман" (1879). "Натурализм в театре" (1881). 3. Художественный цикл "Ругон-Маккары". История создания, творческий замысел, тематика. Место романа "Жерминаль" в цикле. 4. Сюжетно-композиционное своеобразие романа "Жерминаль". 5. Концепция личности. Система персонажей и способы создания характеров. Натуралистическая телесность 6. Категория "среды" и реализация этого образа в романе. Социальный биологизм. Бальзаковские традиции. 7. Особенности поэтики. Символика романа. Смысл названия. Своеобразие морализма Золя. Золя и Руссо. 8. Влияние Золя на западноевропейский и американский роман XIX - ХХ вв. (Г.Джеймс, А.Стриндберг, Т. Драйзер и др.) 9. Э. Золя и его идеи в русской культуре конца XIX века.
Задание:
1. Сделать конспект Предисловия к роману "Тереза Ракэн" и выписать основные положения Золя из работы "Экспериментальный роман". 2. Познакомиться с основными положениями позитивизма и натурализма по учебным пособиям и энциклопедиям (см. список литературы). 3. Составить синхронистическую таблицу творческого пути Э.Золя. 4. Выписать из словарных источников понятие "цикла". 5. Прочитайте роман "Жерминаль" и "Нана" и будьте готовы к обсуждению романа "Жерминаль" по Плану (см. выше) с привлечением теоретических знаний (позитивизм, натурализм, реализм).
Художественные тексты:
Э. Золя. Жерминаль. Нана.
Критическая литература:
1. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. – М., 1987 2. Анисимов Н. Золя и наше время // Э. Золя. Собр. соч.. В 26 томах. - М., 1960. - Т.1. 3. Анисимов Н. Французская литература в контексте современности // Золя Э. Собр. соч.. В 3 томах. - М., 1985. - Т.3. 4. Арагон Л. Актуальность Золя // Литература и искусство. – М., 1957. 5. Барбюс А. Золя. – М., 1933. 6. Брахман С. Два романа Эмиля Золя // Золя Э. Тереза Ракэн. Жерминаль. – М.: Правда, 1981. 7. Владимирова В.И. Проблемы художественного познания во французской литературе на рубеже двух веков. – Л., 1976. 8. Владимирова М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары». – Саратов, 1984. 9. Емельянников С. «Ругон-Маккары» Э. Золя. – М., 1965. 10. Емельянников С. Жерминаль // Э. Золя. Тереза Ракен. Жерминаль. – М., 1975 11. История французской литературы: в 3 томах. – М., 1959. - Т.2. 12. Клеман М. Э. Золя. – М., 1957. 13. Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя: "Ругон-Маккары" и проблема реалистического искусства XIX века во Франции. – М., 1973. 14. Кучборская Е.П. Э. Золя – литературный критик. – М., 1978 15. Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя. – М., 1997. 16. Лещинская Т.И. Э. Золя. – М., 1975. 17. Лосев А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм. // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. – М.: Collegium, 1994 – С. 92 – 108. 18. Манн Г. Золя // Манн Г. Полное собр. соч. – М., 1958. - Т.8. 19. Мелик-Саркисова Н.В. Концепция человека и творческий метод Э. Золя. – М.,1975. 20. Михальская Н.П. Роман Золя "Жерминаль" // Практические занятия по зарубежной литературе. – М., 1981. – С. 156 – 163. 21. Мопассан Г. Полное собр. соч. – М., 1975. - Т.13. 22. Песис Б.А. От XIX к XX веку. Традиции и новаторство во Французской литературе. – М., 1979. 23. Писатели Франции о литературе. – М., 1978. 24. Пузиков А. Золя (ЖЗЛ). – М., 1969. 25. Пузиков А. Портреты французских писателей. – М., 1981. 26. Пузиков А. Рыцари истины: Портреты писателей. – М., 1986. 27. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. – М., 1977. 28. Травушкин Н.С. Жерминаль – месяц всходов. – М., 1979. 29. Трыков В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997. – Т.1. – С. 320 – 325. 30. Шор В. Братья Гонкуры: их эстетика и романы // Гонкур, Жюль и Эдмон де. Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен. – М., 1972. 31. Эйхенгольц М.Д. Статьи и комментарии // Э.Золя. Жерминаль. – М., 1987 32. Эйхенгольц М.Д. Творческая лаборатория Золя. – М., 1940. 33. Эткинд Е. Эстетические работы Эмиля Золя // Э. Золя. Собр. соч.: В 26 томах. – М., 1966. - Т.24. 34. Юльметова С.Ф. Новаторство Э. Золя. – Уфа, 1988. 35. Якимович Т.К. Молодой Золя: Эстетика и творчество. – Киев, 1971.
ЗАНЯТИЕ 5 (2 ЧАСА). СИМВОЛИСТСКИЙ ТЕАТР МОРИСА МЕТЕРЛИНКА ("СЛЕПЫЕ", "НЕПРОШЕННАЯ", "ТАМ, ВНУТРИ", "СИНЯЯ ПТИЦА").
План:
1. Проблема становления бельгийской литературы во второй половине XIX века. 2. Творческий путь Мориса Метерлинка и его место в бельгийской и французской литературах. 3. Метерлинк – реформатор европейской драмы и создатель концепции символистского театра. "Сокровище смиренных". "Мудрость и судьба". Полемика с "шекспировским" началом в драме, с принципами "новой драмы", с театром натуралистической ориентации. 4. Понятие мистерии. Несовпадение "внутреннего" и "внешнего" действий, развитие традиций "комедии дель арте". 5. Специфика театральности Метерлинка: идея "диалога видимого и невидимого", роль тайны, способы оформления спектакля, роль звуковых и цветовых эффектов. 6. От театра "смерти", "молчания", "ожидания", "марионеток" ("Слепые", "Непрошенная", "Там внутри") к театру "покоя" и поиска мудрости в повседневном ("Синяя птица"). · Одноактные пьесы. Особенности персонажей, функции диалогов. Сценическое пространство и время ("Слепые", "Там, внутри"). · Образ жизни как сна души. Суггестивность, таинственное и иррациональное. · "Неизвестное" и способы его манифестации в феноменальном мире ("Непрошенная") · Соотношение аллегории и символа. Образ начала и конца в драме "Слепые". 7. Блок о Метерлинке. Русские постановки метерлинковских спектаклей. 8. Значение творчества Метерлинка для развития европейской драмы (Пиранделло, экпрессионистская драма, антидрама 60-х гг ХХ века)
Художественная литература:
М. Метерлинк. Слепые. Непрошенная. Там, внутри. Синяя птица. Сокровище незаметных (смиренных).
Критическая литература:
1. Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. - М., 1967. 2. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988. 3. Бачелис Т.И. Заметки о символизме. – М., 1998. 4. Бердяев Н.К. К философии трагедии. Морис Метерлинк. // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 ч. – М., 1994. – Т.2. – С. 187 – 210. 5. Зингерман Б.И. Очерк истории драмы Хх века. – М., 1979. 6. Мережковский Д.С. Метерлинк о будущности трагедии. // Мережковский Д.С. Эстетика и критика. – М., 1994. – С. 258 – 261. 7. Минский Н. Морис Метерлинк. // Метерлинк М. Разум цветов. – М., 1995. – С. 3 – 28. 8. Морис Метерлинк в России Серебряного века. - М., 2001. 9. Розанов В.В. Метерлинк. // Розанов В.В. О писательстве и писателях. – М., 1995.- С. 240 – 243. 10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1980. 11. Тишунина Н.В. Театр У.Б.Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. – СПб, 1994. 12. Толмачев В.М. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник МГУ. – Сер. 9. Филология. – М., 1991, № 5. – С. 18 – 28. 13. Французский символизм: Драматургия и театр – СПб, 2000. 14. Храповицкая Г.Н. Метерлинк // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2-х ч. – М., 1997. – Ч.2. – С.42 – 47. 15. Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. – М., 1973. 16. Эткинд Е.Г. Театр Мориса Метерлинка. // Метерлинк М. Пьесы. – М., 1958.
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает общую, исходную информацию о построении и организации деятельности судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания, адвокатуры и других правоохранительных органов. Значительный объем материала, касающегося организации правоохранительных органов, будет служить основой для изучения уголовного, гражданского процесса и других дисциплин. В связи с этим изучение дисциплины «Правоохранительные органы» должно осуществляться с учетом оптимального построения межпредметных связей, исключающего дублирование в преподавании. То обстоятельство, что данная дисциплина служит основой для изучения других учебных курсов, не исключает проблемного подхода к преподаванию материала. При изучении дисциплины обучаемые знакомятся с основными понятиями правоохранительной сферы государства, принципами организации и задачами суда и других правоохранительных органов. Таким образом, цель изучения данной дисциплины – формирование четкого представления о построении и основных функциях правоохранительных органов. Она достигается посредством проведения разного вида занятий, включая семинары. Семинары - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы, места проведения семинара, конкретных заданий и поручений. Это может быть написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением), коллоквиум. Семинарские занятия посвящаются совместному разбору студентами и преподавателями теоретических вопросов темы и решению ситуаций (казусов). В обоих случаях нужно помнить о конечной цели изучения дисциплины – выработке у студентов навыков применения законодательства. При решении задач студенты должны объяснить, какими теоретическими отправными положениями они руководствовались, толкуя и применяя ту или иную законодательную норму.
Тематические разделы Тема 1. Предмет, система, источники и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы» Семинар — 2 часа
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |