КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие методические указания
С. В. Макарычев, И. В. Шорина, Л. А. Беховых, Ю. В. Беховых Под редакцией С. В. Макарычева МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ФИЗИКА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ – ЗАОЧНИКОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
БАРНАУЛ 2004
УДК 530. 1
Авторы:
Физика: Методическое пособие для студентов – заочников нженерных специальностей/ С. В. Макарычев, И. В. Шорина, Л. А. Беховых, Ю. В. Беховых
© Алтайский государственный аграрный университет, 2004
ПРЕДИСЛОВИЕ Физика - наука о природе: о строении, свойствах и взаимодействии составляющих ее материальных тел и полей. Главная цель этой науки – выявить и объяснить законы природы, которые определяют все физические явления. Физика основывается на экспериментально установленных фактах. Занимая центральное место среди других наук в объяснении законов природы, она играет первостепенное значение в формировании научного материалистического мировоззрения. Цель настоящего учебно–методического пособия - оказать помощь студентам – заочникам инженерных специальностей высших сельскохозяйственных учебных заведений в изучении курса физики. Основными задачами курса физики являются: 1. Создание основ теоретической подготовки в области физики, позволяющей будущим инженерам ориентироваться в потоке научной и технической информации и обеспечивающей возможность использования новых физических принципов в тех областях техники, в которых они специализируются. 2. Формирование научного мышления, правильного понимания границ применимости различных физических понятий, законов, теорий и умение оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных или математических методов исследования. 3. Усвоение основных физических явлений и законов классической и современной физики, методов физического исследования. 4. Выработка приемов и навыков решения конкретных физических задач из разных областей физики, помогающих в дальнейшей инженерной работе. 5. Ознакомление с современной научной аппаратурой и электронно - вычислительной техникой, выработка у студентов начальных навыков проведения экспериментальных исследований различных физических явлений с применением ЭВМ и оценки погрешности измерений. Материал курса физики разделен на две контрольные работы. Перед каждым контрольным заданием даются пояснения к рабочей программе, приводятся основные законы, формулы, примеры решения задач. Кроме того, в пособии даны общие методические указания, рабочая программа, некоторые справочные материалы.
Основной формой обучения студентов-заочников является самостоятельная работа над учебным материалом. Для облегчения этой работы кафедра физики организует чтение лекций, практические занятия и лабораторные работы. Поэтому процесс изучения физики состоит из следующих этапов: · проработка установочных и обзорных лекций; · самостоятельная работа над учебниками и учебными пособиями; · выполнение контрольных работ; · выполнение лабораторного практикума; · сдача зачетов и экзаменов.
При самостоятельной работе над учебным материалом необходимо: составлять конспект, в котором записывать законы и формулы, определения основных физических понятий, а также сущность физических явлений и методов исследования; изучать курс физики систематически, так как в противном случае материал будет усвоен поверхностно; пользоваться каким-то одним учебником или учебным пособием (или ограниченным числом пособий), чтобы не утрачивалась логическая связь между отдельными вопросами, по крайней мере внутри какого-то определенного раздела курса. Контрольная работа позволяет закрепить теоретический материал курса. В процессе изучения физики студент должен выполнить две контрольные работы. Решение задач контрольных работ является проверкой степени усвоения студентом теоретического курса, а рецензии на работу помогают ему доработать и правильно освоить различные разделы курса физики. Перед выполнением контрольной работы необходимо внимательно ознакомиться с примерами решения задач, уравнениями и формулами, а также со справочными материалами, приведенными в конце методических указаний. Прежде чем приступить к решению той или иной задачи, необходимо хорошо понять ее содержание и поставленные вопросы. Содержание контрольных работ для инженерно – технических специальностей: 1 – физические основы механики, молекулярной физики и термодинамики; электростатика и постоянный ток; 2 – электромагнетизм, волновая оптика, квантовая природа излучения; элементы атомной, ядерной физики. В данное пособие включены контрольные работы 1-2 для инженерно – технических специальностей. Варианты задания контрольной работы определяются в соответствии с последней цифрой шифра по таблице для контрольных работ. При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать следующие правила: 1. Указать на титульном листе номер контрольной работы, наименование дисциплины, фамилию и инициалы студента, шифр (номер зачетки) и домашний адрес; 2. Контрольную работу следует выполнять аккуратно, оставляя поля для замечаний рецензента; 3. Задачу своего варианта переписывать полностью, а заданные физические величины выписывать отдельно, при этом размерность должна быть приведена в систему единиц СИ; 4. Для пояснения решения задачи там, где это нужно, аккуратно сделать чертеж; 5. Решение задачи и используемые формулы должны сопровождаться пояснениями; 6. В пояснениях необходимо указывать те основные законы и формулы, на которых базируется решение данной задачи; 7. При получении расчетной формулы для решения конкретной задачи приводить ее вывод; 8. Задачу рекомендуется решать в общем виде, т. е. только в буквенных обозначениях, поясняя последние; 9. Вычисления следует проводить с помощью подстановки в расчетную формулу всех необходимых числовых значений величин; 10. Проверить размерность полученных величин по расчетной формуле и тем самым подтвердить ее правильность; 11. Физические постоянные и другие справочные данные выбирать из таблиц; 12. В контрольной работе следует указать учебники и учебные пособия, которые использовались при решении задач. Контрольные работы, оформленные без соблюдения указанных правил, а также работы, выполненные не по своему варианту, не зачитываются. При отсылке работы на повторное рецензирование обязательно представлять работу с первой рецензией. Во время экзаменационно - лабораторных сессий проводятся лабораторные работы. Цель лабораторного практикума, не только изучить те или иные физические явления, убедиться в правильности теоретических выводов, приобрести соответствующе навыки в обращении с физическими проблемами, но и более глубоко овладеть теоретическим материалом. На экзаменах и зачетах в первую очередь выясняется усвоение основных теоретических положений программы и умение творчески применять полученные знания к решению практических задач. Физическая сущность явлений, законов, процессов должна излагаться четко и достаточно подробно; решать необходимо без ошибок и уверенно. Любая графическая работа должна быть выполнена аккуратно и четко. Только при выполнении этих условий знания по курсу физики могут быть признаны удовлетворительными.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |