Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды лексико-семантических анализов




 
 

 


I. М и к р о к о м п о н е н т н ы й анализ значения слова:

 

1) основное значение слова,

2) выделение архисемы,

3) определение дифференциальных сем,

4) установление возможных (потенциальных) сем.

Например: слово "мед". (Значение дается по МАСу).

Мёд – жидкое вещество, густое, сладкое, вырабатываемое пчелами из нектара цветов, растений, являющихся медоносными.

Архисема – "жидкое вещество".

Дифференциальные семы: 1) "густое", 2) "сладкое", 3) "вырабатываемое пчелами", 4) "из нектара цветов", 5) "растений", 6) "являющихся медоносными".

Здесь нет потенциальных сем. Но, например, сема "приятность" является в содержании основного значения слова "мед" потенциальной, малосущественной, но во вторичных, переносных значениях она может актуализироваться. Например, в выражении "не мед", которое употребляется в роли сказуемого в качестве характеристики чего-либо неприятного: Характер у него – не мед.

 

 

II. М а к р о к о м п о н е н т н ы й анализ значения слова:

 

1) определение понятийного компонента,

2) выделение всех возможных добавочных компонентов значения.

Например: На ветках сверкали огневые капли прошедшего дождя.

1) понятийный компонент – «относящийся к огню, горящий, пламенный»;

2) мотивировочный компонент: формального характера, так как слово производное от сущ. огонь; семантического характера, так как значение вторичное, мотивированное основным;

коннотативный компонент: коннотация передается через семантику слова "огневой" в значении "светящийся подобно огню", то есть ярко-красным цветом; ср.: огневой – красный.

 

 

III. Т и п о л о г и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а значения слова в тексте

 

Например: см. слово "огневой".

Значение слова "огневой" в данном контексте переносное (метафора по цвету); несвободное; мотивированное (см. мотивировочный компонент); стилистически-маркированное (книжное).

 

 

IV. С х е м а м н о г о з н а ч н о г о с л о в а

 

Семема 1 контекст 1

Лексема семема 2 контекст 2

Семема 3 контекст 3

 

Например:

Яркое освещение горизонта Заря запылала

перед восходом и после на горизонте.

захода солнца.

 

Перен. О начале, зарождении, На заре туманной

з а р я ранней поре чего-либо юности.

радостного, светлого.

 

Военный сигнал, подаваемый Пробили зорю!

трубачом после вечерней поверки.

 

 

V. Характеристика в н у т р и с л о в н о й с е м а н т и ч е с к о й

п а р а д и г м ы

 

Например: Характеристика внутрисловной семантической парадигмы слова "голова" (по МАСу).

А. Всего в слове 9 лексико-семантических вариантов; 6 основных значений и 3 оттенка значения.

Б. Непосредственно с основным значением связаны следующие: 2, 3, 6, 8, 9.

В. Опосредованно с основным значением связаны следующие: 4, 5, 7.

С х е м а

1

 

2 3 6 8 9

       
   


4 7

 

 

 

VI. К о н т е к с т у а л ь н ы й м е т о д анализа

 

1 этап. Подбор фразового материала.

2 этап. Выявление контекстных позиций, семантически связанных с анализируемым словом

3 этап. Обобщение и семантическая интерпретация позиций.

4 этап. Определение контекстных факторов, выделение среди них ведущих.

Например: Контекстологический анализ слова "голова" во фразе "Он возвращался на свое обычное место в голове отряда".

1. Фразовый материал: голова колонны, голова поезда, голова войск, голова каравана, голова демонстрации.

2. На основе выбранного фразового материала устанавливаем типовые особенности контекста, характерного для данного значения слова "голова": 1) обязательное наличие при слове "голова" несогласованного определения, выраженного сущ. в родит. падеже (колонны, отряда…); 2)семантическая однотипность этих сущ. – "нечто движущееся или способное к движению и имеющее продолговатую вытянутую форму".

3) Форма родит. падежа сущ., стоящего при слове "голова" в качестве несогласованного определения, выражает здесь значение целого (отряда, колонны…) по отношению к части (голова). Эта форма (или морфологический контекст) усиливает в слове "голова" сему "часть", а семы "тело человека" или "тело животного" в данном контексте погашаются, так как существительные, называющие целое, обозначают не живые существа, а совокупность движущихся предметов, людей и животных.

4.Данное значение слова "голова" является контекстно-обусловленным, то есть находится в слабой позиции. Здесь действуют факторы: морфологический (обязательное наличие в контексте сущ. в родит. падеже) и семантический (в значениях существительных содержатся семы "составное единство", "способное к движению", "имеющее вытянутую форму").

 

VII. "П о р т р е т" с л о в а

 

Например:

Любите слух, любите зренье,

Любите зелень, синеву –

Все, что дано вам во владенье

Двумя словами – "я живу"!

1. В тексте слово "зелень" имеет значение "деревья, кустарники, травы; растительность" (по БАСу). Отсюда следует, что архисема этого значения – "растительность", а дифференцирующие семы - "деревья", "кустарники", "травы".

2. Макрокомпонентный анализ значения: а) понятийный компонент: "растительность"; мотивировочный компонент: формального характера, так как образовано от прилагательного "зеленый".

3. Типологическая характеристика данного значения такова: прямое; свободное; мотивированное (см. мотивировочный компонент); нейтральное.

4. Характеристика внутрисловной семантической парадигмы слова "зелень": всего в слове "зелень" 8 семантических вариантов; непосредственно от основного зависят следующие: 2, 2а, 2б, 3, 3а; опосредованно от основного значения зависят 4 и 5.

 

Схема:

1

 

2 2а 2б 3 3а

4 5


Контекстное значение – 1-е. С помощью букв отмечены варианты значений. Характеристика дана по БАСу.

5. Парадигматическая соотнесенность:

синонимы: растительность – флора,

антонимы: нет,

паронимы: нет,

гипероним – зелень, гипонимы: деревья, кустарники, травы.

6. Синтагматические связи широкие, в тексте слово выступает в сильной позиции.

7. Принадлежит к активному словарю; общеупотребительное; нейтральное.

8. По происхождению – собственно русское, так как образовано способом нулевой суффиксации от прилагательного "зеленый".

9. Входит в устойчивый оборот терминологического характера "бриллиантовая зелень" (мед.).

 

 

VIII. "П о р т р е т" ф р а з е о л о г и з м а

 

Например: ФЕ "пустить пыль в глаза" из текста №7 (см. приложение 1).

1. Существует в двух вариантах: "пускать пыль в глаза", "пустить пыль в глаза".

2. В тексте употреблен во втором варианте в начальной форме.

3. Значение: "создавать ложное впечатление о себе у кого-либо, представляя себя, свое положение и т. п. лучше, чем есть на самом деле"; хвастать, обманывать.

4. Тип по фразеологической слитности – фразеологическое единство.

5. Грамматическая характеристика – глагольный.

6. Стилистически-маркированный – разговорный.

7. Парадигматические связи:

синонимы: пудрить мозги, вешать лапшу на уши и т.д.

антонимы: резать правду-матку;

паронимы: нет;

омонимы: нет.

8. Источник – вероятно, профессиональный язык военных.

9. Происхождение – калька с франц. (по словарю Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Опыт этимологического словаря русской фразеологии М.1987).

10. Особенности употребления в тексте: употреблен в общеязыковом варианте в прямом значении.

 

 

IХ. Л е к с и ч е с к и й а н а л и з т е к с т а

 

При выполнении работы необходима опора на соответствующие типы словарей, ссылки на них следует производить в ходе анализа. В конце работы необходимо указать все использованные словари, справочники и пособия с точными библиографическими данными.

1. Выделите в тексте слова, которые не являются объектом лексического анализа. Объясните почему?

2.На основе словарных дефиниций определите макрокомпонентную и микрокомпонентную структуру одной из семем текста.

3.Выделите в тексте слова с коннотативным компонентом значения, определите способы создания коннотации.

4. Найдите в тексте слова, демонстрирующие различные типы лексических значений. Не представленные в тексте ЛЗ проиллюстрируйте собственными примерами.

5. Дайте характеристику словам текста по парадигматическим (родо-видовым, синонимическим, антонимическим, омонимическим, паронимическим) связям с опорой на соответствующие словари. Если подобные связи не наблюдаются в пределах текста, то покажите возможность вступления в эти связи слов вашего текста. Кратко охарактеризуйте составленные словесные оппозиции. Отметьте случаи контекстуальной синонимии и антонимии.

6. В пределах текста выявите все возможные ЛСГ и тематические группы. Объединяя слова в лексико-семантические группы, дополните их лексемами, не представленными в тексте.

7. Определите сильные и слабые позиции слов-синтагм вашего текста. Проиллюстрируйте основной закон лексической синтагматики.

8. Дайте социально-функциональную характеристику слов текста. Укажите общеупотребительную лексику и лексику, ограниченную в своем употреблении; квалифицируйте свой выбор.

9. Отметьте межстилевую, книжную, разговорную лексику в пределах текста.

10. Выделите лексику пассивного словаря. Определите типы устаревших или новых слов.

11. Найдите в тексте слова с выраженными приметами их происхождения (собственно русские, старославянизмы, другие заимствования).

12. Установите наличие устойчивых оборотов в тексте. Выделите ФЕ и составьте объемный "портрет" фразеологизмов. Если в тексте ФЕ отсутствует, то выделите слова, которые могут быть компонентами ФЕ.

13. Сделайте общий вывод. Особое внимание обратите на соотношение узуальных и эстетических значений слов в данном тексте. Характерны ли для текста необычные (окказиональные) словоупотребления? Если да, то в чем причина этого явления?

 


Приложение 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.