Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическими подходами




Различия между количественным и качественным

Количественные методы Качественные методы
1. В основе лежит позитивистская методология и математическая теория вероятности, согласно которой различия между анализируемыми объектами ограничены фиксируемым набором признаков. Например, члены групп различаются по типу темперамента, социометрическому статусу и социальному интеллекту. Важно, что в любом конкретном задании набор признаков ограничен, а все прочие признаки считаются идентичными. Количественные методы направлены на выявление закономерности и отвечают на вопрос «почему?» 1. Несмотря на то, что качественные исследования представляют собой неоднородную область исследований (символический интеракционизм, герменевтика, этнометодология и т.д.), в их основе лежит гуманитарная методология. Они направлены на глубокое изучение широкого круга явлений в их взаимосвязи и с учетом процессуальных изменений. В работе с феноменом опираются на его описание, анализ, интерпретацию. Качественные методы не ставят целью проследить количественные закономерности, не опираются на статистические процедуры. Отвечают на вопросы «как?» и «что?»
2. Проверка гипотез – одна из главных задач исследования. 2. В исследовании, построенном на использовании качественных методов, гипотеза может отсутствовать
3. Стандартизированная форма 3. Нестандартизированная форма
4. Результат исследования – ответ на вопрос о количественном преобладании того или иного признака 4. В качестве результата имеют значения и смыслы натурального языка исследуемой личности, позволяющие раскрыть переживания, мотивы, внутреннюю жизнь человека.
5. Основным критерием, характеризующим количественное исследование статистического типа, является надежность, т.е. воспроизводимость полученных результатов. 5. Качественные методы ориентированы на изучение мнений, пристрастий, оценок и их глубинных причин.  
6. Выводы количественного исследования требуют обобщения и абстрагирования от отдельных результатов. Основываются на больших выборках и массовых тенденциях. 6. Применяются для рассмотрения единичных случаев и «разовых ситуаций», преимущественно используются на небольших выборках
7. Количественные – «жесткие», «точные», «фиксированные» и «объективные» методы. 7. Качественные методы считаются «мягкими», «приблизительными», «гибкими» и «субъективными».

 

В отечественной психологии выделяют шесть основных качественных методов исследования: биографический метод, предполагающий изучение жизненного пути человека, общей направленности личности и этапов ее биографии; феноменологический метод, направленный на описание переживаний человека, раскрытие смысла, который имеют для него те или иные события или явления; метод обоснованной теории, требующий концептуализации определенного феномена, создание связанной с ним теории; этнографический метод, применяющийся для изучения психических явлений и психологических особенностей представителей определенной культуры или группы; исследование отдельного случая (кейс-стади), предусматривающий детальное изучение единичного явления; метод дискурс-анализатекстовых интерпретаций испытуемыми себя или мира [9]. Все эти методы допускают использование следующих процедур сбора качественных данных: наблюдение, интервью [3], анализ документов и аудио-визуальных материалов, материалов фокус-групп [23] и данных ассоциативного эксперимента с помощью контент-анализа [5, 20], Q-сортировка [11].

Распространено мнение, что качественные методы могут дополнять количественные, поскольку по сравнению с ними являются менее достоверными. В связи с этим еще Д. Кэмпбелл отмечал: «Количественные результаты могут быть столь же мало застрахованы от ошибок, как и качественные, поэтому я настоятельно рекомендую оба подхода как взаимно дополняющие средства перекрестной валидизации. Неадекватность количественных данных часто обнаруживается лишь благодаря качественному знанию» [цит. по: 3].

Для того чтобы избежать сомнений в данном вопросе, применяя качественные методы, используют критерии оценки достоверности качественных исследований, предложенные Д. Силверманом [цит. по:23]. К ним относятся:

· соответствие методов исследования природе изучаемого явления;

· наличие связи с теоретической основой исследования;

· четкость критерия отбора случаев для изучения, сбора данных и анализа;

· соответствие методов постановке вопроса исследования;

· систематичность отбора данных и ведение протоколов;

· обязательность ссылок на процедуры, проводимые в процессе анализа;

· систематичность анализа данных;

· адекватность обоснования того, каким образом темы, концепции и категории были выведены из данных;

· обсуждение аргументов «за» и «против» позиции исследователя;

· наличие четкого разграничения между данными и их интерпретацией.

Метод триангуляции – перекрестной интерпретации некоторого фрагмента несколькими исследователями [цит. по: 23], также используется в целях оценки достоверности качественных исследований. Он представляет собой коллективный междисциплинарный взгляд на изучаемый материал и полученные данные разных исследователей и предусматривает:

· сопоставление разных интерпретаций разных исследований;

· сравнение интерпретаций с позиций разных методов;

· сопоставление данной ситуации с аналогичными результатами, полученными в других исследованиях;

· повторение результатов на том же объекте через определенное время.

Дополнение качественных процедур исследования измерениями и количественными данными также способствует получению более точных результатов. Например, при изучении процесса формирования идентичности у подростков можно использовать свободное сочинение на тему «Какие мы?» и личностный опросник С. Хартер для изучения персональной идентичности подростка.

Существуют также качественно-количественные методы исследования (контент-анализа, q-сортировки), предполагающие как качественный анализ результатов, так и математические подсчеты.

Контент-анализ. Контент-анализ (от англ. «contens» – содержание) – метод качественно-количественного анализа содержания документов [5]. Может использоваться как:

ü основной метод исследования (например, контент-анализ журнальной статьи для выявления отношения автора статьи к описываемым политическим событиям);

ü параллельный, одновременный с другими методами (например, в исследовании популярности депутата среди населения);

ü вспомогательный или контрольный (при анализе текста свободного, нестандартизированного интервью).

Контент-анализ есть смысл применять, когда важные для изучения элементы текста встречаются с достаточной частотой (принцип статистической значимости).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.