Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Костная система и ее функции




Скелет (греч. sceleton – высохший, высушенный) – комплекс костей, различных по форме и величине. У человека более 200 костей (85 парных и 36 непарных), которые в зависимости от формы и функции делятся на: трубчатые (кости конечностей); губчатые (выполняют в основном защитную и опорную функции – ребра, грудина, позвонки и др.); плоские (кости черепа, таза, поясов конечностей); смешанные (основание черепа).

В каждой кости содержатся все виды тканей, но преобладает костная, представляющая разновидность соединительной ткани. В состав кости входят органические и неорганические вещества. Неорганические (65-70% сухой массы кости) – это в основном фосфор и кальций. Органические (30-35%) – это клетки кости, коллагеновые волокна.

Эластичность, упругость костей зависит от наличия в них органических веществ, а твердость обеспечивается минеральными солями. Сочетание органических веществ и минеральных солей в живой кости придает ей необычную крепость и упругость, которые можно сравнить с твердостью и упругостью чугуна, бронзы или меди.

На рост и формирование костей существенное влияние оказывают

социально-экологические факторы: питание, окружающая среда и т.д.

Дефицит питательных веществ или нарушение обменных процессов,связанных с синтезом белка, незамедлительно отражаются на росте костей. Недостаток витаминов С, D, кальция или фосфора нарушает естественный процесс обезизвествления и синтеза белка в костях, делает их более хрупкими. На изменение костей влияют и физические нагрузки. При систематическом выполнении значительных по объему и интенсивности статических и динамических упражнений кости становятся более массивными. Происходит внутренняя перестройка компактного костного вещества, увеличиваются количество и размеры костных клеток, кости становятся значительно прочнее. Правильно организованная физическая нагрузка при выполнении силовых и скоростно-силовых упражнений способствует замедлению процесса старения костей.

Скелет человека состоит из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов верхних конечностей и нижних конечностей. Позвоночник, состоящий из 33-34 позвонков, имеет пять отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5), копчиковый (4-5). Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парными ребер и грудной костью (грудиной). Череп состоит из 20 парных и непарных костей, соединенных друг с другом неподвижно, кроме нижней конечности.

Скелет верхней конечности образован плечевым поясом, состоящим из двух лопаток и двух ключиц, и свободной верхней конечностью, включающей плечо, предплечье и кисть.

Скелет нижней конечности образован тазовым поясом (2 тазовых кости и крестец) и скелетом свободной нижней конечности, который состоит из трех основных отделов – бедра, голени и стопы. Все кости скелета соединены посредством суставов, связок и сухожилий.

Суставы – подвижные соединения, область соприкосновения костей. Суставная жидкость уменьшает трение между суставными поверхностями при движении. В суставах могут происходить сгибание, разгибание, приведение, отведение, вращение.

Главная функция суставов – участвовать в осуществлении движений.

Основные функции опорно-двигательного аппарата – опора и перемещение тела и его частей в пространстве.

Череп защищает от внешних воздействий головной мозг и центры органов чувств.

Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень и части пищеварительного тракта; объем грудной клетки может изменяться в процессе дыхания при сокращении межреберных мышц и диафрагмы.

Позвоночный столб позволяет совершать сгибания вперед и назад, в стороны, вращательные движения вокруг вертикальной оси. В норме он имеет два изгиба вперед (шейный и поясничный лордозы) и два изгиба назад (грудной и крестцовый кифозы). Названные изгибы имеют функциональное значение при выполнении различных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.), они ослабевают толчки, удары и т.п., выполняя роль амортизатора.

 

Направленность физической культуры с учетом профессиональной деятельности специалиста.

Физическая культура – неотъемлемая часть общей культуры. Она дает человеку хорошее здоровье, способствует его успешной трудовой деятельности. Особое внимание на современном этапе формирования личности уделяется развитию прикладной функции физического воспитания молодежи, что предполагает выбор и использование соответствующих средств физической культуры. Занятия физической культурой, проводимые в вузе, в значительной степени содействуют подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

Прикладная функция физического воспитания будущих специалистов реализуется в основном в формах профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

В процессе ППФП успешно формируется большой комплекс психофизических, личностных качеств, необходимых работнику в его профессиональной деятельности. С помощью средств ППФП воспитываются и совершенствуются психические и волевые качества, приобретаются знания и умения в области производственной и физической культуры, развиваются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки; обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма. Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов вузов создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышению профессионального мастерства, достижения высокой профессиональной работоспособности и производительности труда.

Содержание ППФП определяют требования к личности специалиста и, прежде всего требования к его физической и психической подготовленности, которые, в свою очередь, обуславливаются факторами, тесно связанными со спецификой профессиональной деятельности. Основными факторами, от которых зависит содержание ППФП студентов являются: а) сфера деятельности; б) содержание и условия труда; с) психофизиологические особенности деятельности.

Полное представление о значении и содержании ППФП работника конкретной профессии дают только учет и анализ всей их совокупности. Такая работа проводится в форме составления специальной профессиограммы. На основе полученной информации формулируются задачи ППФП, отбираются наиболее эффективные средства, методы, формы их реализации.

Направленность (цель, задачи, критерии) ППФП специалиста определяется главным образом требованиями, предъявляемыми к их психофизической подготовленности и возможностями реализации этих требований в процессе занятий физической культурой и спортом. Общие требования: 1. Надо обладать определенной суммой знаний, навыков и умений, привычек в области использования физической культуры для решения социально-экономических задач. 2. Иметь хорошее состояние сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. 3. Иметь хорошее развитие физических качеств (особенно общей выносливости) и специальных психофизических качеств. 4. Быть дисциплинированным, требовательным в себе, добросовестно исполнять свои обязанности. 5. Быть творческой личностью и др.

Специальные требования: зависят от специфики профессии.

Важными средствами воспитания профессиональной направленности личности студента являются учебные практические занятия, решающие задачи ППФП, выполнение требований и тестов по ППФП. Эффективным средством комплексного формирования профессионально важных качеств специалиста являются занятия профилированными видами спорта, выполнение комплекса ППФП и др.

 

Средства восстановления психоэмоционального состояния студентов.

Круг существующих методов и соответствующих им конкретных приемов и методик саморегуляции состояния достаточно широк. Однако центральное место среди профилактических средств активного воздействия на состояние занимает группа методов, объединенных названием «психологическая саморегуляция», т.е. воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Типичной задачей для прикладной работы по профилактике неблагоприятных функциональных состояний является снятие выраженных степеней эмоциональной напряженности и различных стрессовых реакций, а также предотвращение их нежелательных последствий.

Существуют разные методы и модификации методик саморегуляции, по общей направленности адекватные этим задачам. К ним прежде всего следует отнести технику активной нервно-мышечной релаксации, метод аутогенной тренировки, приемы самогипноза, идеомоторную тренировку. Находясь в состоянии релаксации, человек способен ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторых участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания и др.

Для того, чтобы снять напряжение вам надо учиться процессу самовнушения. Для этого возьмите ряд фраз, которые вы считаете нужными и в период волнения мысленно проговаривайте их медленно и уверенно. Например: 1.Все будет нормально. 2.Сейчас я почувствую себя хорошо. 3.Я уже чувствую себя хорошо. 4.Я уже могу владеть ситуацией. 5.Я уверен, что справлюсь с этим волнением.6.А жизнь так коротка, чтобы тратить ее на пустяки. 7.Впереди меня ждут еще большие дела.

Приведем пример из релаксационных упражнений:

Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, при выдохе расслабьтесь. Повторить 3 раза. Потом выполняйте упражнение для отдельных частей тела. После этого долго лежите на спине спокойно, расслабленно, дыхание ровное.

Приведем пример из концентрационных упражнений:

Концентрация на слове. Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, начните считать сначала. Повторите счет в течение нескольких минут.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении:

1.С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2.Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

3.Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику.

4.Чем медленнее, спокойнее и ритмичнее мы дышим, тем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, который станет составной частью нашей жизни.

 

Мышечная система и ее функции.

Мышцы, которые прикрепляются к костям скелета и приводят в движение тело, называются скелетными. Подавляющее большинство поперечнополосатых мышц прикрепляется к костям скелета, поэтому они называются скелетными. Они составляют примерно половину массы нашего тела. Каждая мышца состоит из большого количества тонких мышечных волокон, которых насчитывается много тысяч. Функцией мышечных волокон в целом является развитие напряжения и укорочения. Эта функция, названная сократительной, обеспечивает осуществление бесконечно разнообразной деятельности организма, начиная с поддержания положения тела в пространстве и заканчивая сложнейшими двигательными актами.

Как правило, мышца своими сухожильными концами прикрепляется к двум разным костям, которые соединены между собой суставом. Сокращение мышцы приводит к движению в суставе, к перемещению одной кости относительно другой, конечность сгибается, поднимается, поворачивается. Противоположное движение конечности – разгибание, опускание вызывается сокращением мышцы-антагонистов, которые прикрепляются к суставу с противоположной стороны. Мышцы, выполняющие общую работу, участвующие в одном и том же движении, являются синергистами.

Мускулатуру человеческого тела делят на группы в соответствии с частями тела.

Мышцы головы и шеи. Среди мышц головы различают жевательные и мимические. При своих сокращениях жевательные мышцы поднимают нижнюю челюсть и двигают ее вперед и назад или в стороны, что приводит к перетиранию пищи зубами. Мимические мышцы натягивают или морщат кожу лица, открывают и закрывают глаза, рот и участвуют в произношении некоторых звуков.

Мышцы шеи делятся на поверхностные и глубокие. Они двигают голову и шею, опускают нижнюю челюсть и поднимают первое и второе ребра.

Мышцы спины. Поверхностные мышцы спины – трапециевидная и широчайшая мышцы двигают лопатки, голову, шею и плечо, опускают руки вниз. Крестцово-остистая мышца разгибает спину и поддерживает вертикальное положение.

Мышцы груди делят на две группы. К первой группе относятся большая и малая грудные мышцы и передняя зубчатая, которые двигают кости плечевого пояса и участвуют в глубоком вдохе. Наружные и внутренние межреберные мышцы относятся ко второй группе. Они поднимают ребра при вдохе и опускают их.

Мышцы живота. Косая, поперечная и прямая мышцы живота образуют брюшной пресс. К мышцам живота относится и диафрагма - внутренняя мышца, которая герметически отделяет грудную полость от брюшной. Ее основная функция – дыхательная.

Мышцы верхних конечностей. Из мышц плеча наиболее выраженными являются: двуглавая и трехглавая. Двуглавая – сгибает руку в плечевом и локтевом суставах. Трехглавая – разгибает оба сустава. Мышцы предплечья сгибают, и разгибают предплечье, кисть и пальцы. Мышцы кисти разводят и сводят пальцы, сгибают и разгибают.

Мышцы нижних конечностей. Тазовые мышцы двигают бедро, сгибают и поворачивают его, разгибают, наклоняют туловище вперед и разгибают его. Мышцы бедра двигают бедро, голень, например двуглавая мышца бедра, сгибает голень и разгибает бедро, а четырехглавая – разгибает голень. Мышцы стопы сгибают и разгибают пальцы ног.

Различают два вида мышечной ткани: поперечно-полосатую и гладкую. Основные свойства мышечной ткани: возбудимость, сократимость и проводимость. Поперечно-полосатые или скелетные мышцы, входят в состав скелетной мускулатуры и сердца, выполняя динамическую и статическую работу. Гладкие мышцы образуют стенки внутренних органов (кровеносные сосуды, желудок, мочевой пузырь и т.д.).

К мышцам подходят нервы, содержащие чувствительные и двигательные нейроны. По чувствительным нейронам передаются импульсы от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов в центральную нервную систему. По двигательным нейронам проводятся импульсы от спинного мозга к мышце, в результате чего мышца сокращается. Сокращение мышц в организме совершается рефлекторно. В то же время на двигательные нейроны спинного мозга влияют импульсы из головного мозга, в частности из коры больших полушарий. Это делает движения произвольными. Сокращаясь, мышцы приводят в движение части тела, обусловливают перемещение организма или поддержание определенной позы.

В динамическом режиме сила мышц может проявляться в уменьшении или увеличении их длины, при этом мышца выполняет преодолевающую или уступающую работу. Так, мышца, сокращаясь, постепенно укорачивается, напряжение в ней возрастает, она как бы преодолевает тяжесть той части тела, к которой прикрепляется. При статической работе тонус мышц меняется, но не меняется их длина. Большинство упражнений человек выполняет в смешанном режиме.

Сила мышц зависит от места их прикрепления, механических условий рычага, характера воздействия нервной системы, кровоснабжения, толщины и количества мышечных волокон. У человека не все мышцы развиты одинаково. И, несмотря на ярко выраженную специализацию мышц, в любом движении участвуют практически все мышцы тела. Одни из них находятся в работе (движении), другие в активном или пассивном напряжении.

Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц происходят между 14 и 17 годами, к 18 годам мышечная масса становится такой, как у взрослого человека. Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятие физкультурой и спортом мышечные волокна растут быстрее и утолщаются.

Мышечная работа сопровождается изменениями в деятельности сердечно-сосудистой и легочной систем. Ткани получают больше кислорода, в клетках происходит ускорение биохимических реакций, обмен веществ в тканях активизируется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.