Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы психического реагирования




Особенности содержания

Тематика материалов

 

Первое, что бросается в глаза: в мире, представленном на страницах молодежных газет и журналов, нет единства, целостности. Здесь царит фрагментарность и хаотичность. Это заметно во всем – в выборе предмета обсуждения и жанровых средств, изложении материала и внешнем оформлении изданий. «Скучная» верстка осталась в прошлом, и теперь полосы молодежных изданий порой похожи на причудливый постмодернистский коллаж.

Желание осветить все стороны жизни приводит к появлению все большего количества массовых универсально тематических изданий. В них авторы пытаются сказать понемногу обо всем и тем самым заинтересовать максимально широкую аудиторию. Треть изданий на современном рынке молодежной периодики – универсальны. При подобном универсально-развлекательном подходе материалы сильно теряют в качестве.

Чаще всего создатели молодежных газет и журналов останавливают внимание на проблеме межличностных отношений. Этой теме посвящен каждый пятый материал. Кроме того, преобладают публикации, посвященные массовой культуре – жизни популярных музыкальных исполнителей, новинкам индустрии развлечений. Довольно широко обсуждаются проблемы организации и проведения досуга. Практически также активно освещаются секс и эротика, потребление товаров и услуг. Не многим менее 10 % публикаций рассказывают о стиле и образе жизни молодежи, причем зачастую это обсуждение тенденций мировой моды. Достаточно подробно отражены проблемы здоровья и экономики. В последнем случае речь идет не об экономике страны в целом. Эта тема рассматривается в «молодежном преломлении» – с точки зрения выбора профессии, строительства карьеры, занятости, производства, т.е. участия молодежи в экономической деятельности. В последнее десятилетие появились специализированные молодежные издания о поиске работы и успешной карьере («Гид молодого специалиста», «Яппи»), о бизнесе и экономике («Предпринимательство и занятость юных»). И все же масс-медиа мало занимаются вопросами образования и повышения квалификации. В то время как молодежь очень интересует эта тема. К непопулярным в молодежных СМИ темам можно отнести спорт, семью, гражданские отношения, соблюдение прав и законов, политику, проблемы природы и окружающей среды. Со страниц молодежной прессы практически исчезла социально-политическая жизнь. Исключение составляет лишь сектор студенческой прессы, но она малотиражна, имеет узкий ареал распространения.

Таким образом, лидирующие темы в молодежных СМИ – межличностные отношения, секс, эротика, занятия в свободное время. Человек «тусующийся» и развлекающийся – вот кому адресовано большинство материалов. Между тем реально значимыми для молодежи являются другие проблемы: служба в армии, образование, трудоустройство. Этим темам молодежные СМИ уделяют недостаточно внимания.

Сегодня с уверенность можно говорить о том, что:

- социальные интересы молодежной группы не представлены в СМИ,

- информационные потребности молодежи не удовлетворены на достаточном уровне,

- нет доверия, налицо падение интереса молодежного сообщества к СМИ.

 

Способ отражения окружающей действительности

 

Характерная черта всех молодежных изданий – описание и истолкование проблем на уровне конкретного человека. Подавляющее большинство материалов – «случаи из жизни» («life story»). С одной стороны, подобные материалы легче воспринимаются и усваиваются аудиторией. С другой, очевидно, что молодежная периодика практически не дает анализа актуальных проблем, авторы придерживаются простых описаний, предлагают отдельные истории и факты, не хватает аналитики, интерпретации и осознания существующих проблем.

 

Предмет обсуждение в молодежной прессе

Большинство молодежных изданий делают акцент на изложении, пересказе отдельных фактов, историй («Yes!», «OOPS!»). Также довольно часто издания публикуют информацию в форме мнений и комментариев (в том числе и самих журналистов) по разным поводам. Чаще всего авторы молодежных изданий обращаются к конкретному человеку. Это определяет выбор авторами жанровых средств. Большинство материалов – описание отдельного героя или советы экспертов по поводу конкретных проблем отдельных читателей. Разрозненные истории, факты, мнения, рассказы о конкретных людях составляют довольно причудливую мозаику на полосах молодежной прессы. С одной стороны, это хорошо, потому что читатель получает массу самой разной информации. С другой стороны, тот же читатель может просто растеряться в этом разнообразии и не составить целостной картины окружающего его мира.

 

Сопоставление тематики, периодичности и типа издания показывает, что основная часть современной молодежной периодики – ежемесячные журналы. По существу в России нет ежедневной молодежной газеты. К этому типу раньше можно было отнести «Московский комсомолец» и «Комсомольскую правду», но сегодня они уже не относятся к молодежным СМИ. Отсутствие ежедневной молодежной прессы объясняется прежде всего социально-экономическим состоянием российского общества. Изменения, произошедшие в России за последние десятилетия, привели к тому, что многие семьи из-за материальных трудностей не могут себе позволить приобретать и тем более выписывать несколько изданий (в том числе молодежных). Кроме того, у части населения исчезла привычка к ежедневному чтению периодики.

 

Психологами выделяются тринадцать типов психологического реагирования на заболевание. Типология реагирования на заболевание создана А.Е.Личко и Н.Я.Ивановым на основе оценки влияния трёх факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера, и отношения к данному заболеванию в референтной для больного группе.

Типы объединены по блокам. Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается: гармоничный, эргопатический и аногнозический типы. Во второй и третий блоки включаются типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием. При этом второй блок включает типы реагирования преимущественно с интрапсихической направленностью (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический). Эмоционально-аффективная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении: реакциях по типу раздражительной слабости, тревожном, подавленном, угнетённом состоянии, «уходе» в болезнь, отказе от борьбы - «капитуляции» перед заболеванием и т.п. В третий блок входят типы реагирования с интерпсихической направленностью. Этот блок включает типы с таким сенсибилизированным отношением к болезни, которое в наибольшей степени зависит от преморбидных особенностей личности больных: сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический. Больные с этими типами отношения к болезни при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь также характеризуются дезадаптивным поведением, приводящим к нарушению их социального функционирования (Э.Б.Карпова).

Отношение к болезни, обладая всеми характеристиками, присущими психологическим отношениям, содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (Л.И. Вассерман). Когнитивный включает знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на жизненное функционирование больного, предполагаемый прогноз; эмоциональный - ощущение и переживание болезни и всей ситуации, с ней связанной; поведенческий — связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней и выработку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (принятие роли больного активная борьба с болезнью, игнорирование, пессимистические установки и пр.).

Приводим также описание тринадцати типов психологического реагирования на заболевание по А.Е. Личко.

Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обменять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации -переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе - сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своем деле.

При гармоничном типе психического реагирования важным является реализм в восприятии симптомов и понимании тяжести заболевания. При этом пациент должен опираться в своих реакциях на известные науке (медицине) факты о возможности излечения от конкретной болезни, о происхождении симптомов и пр. Активности человека противостоит при дисгармоничных типах психического реагирования пассивность, при которой пациент как бы «вручает себя медицинскому работнику», не прилагая собственных усилий для оздоровления. Пациент при пассивном отношении расценивает свой организм как аппарат, машину, технический механизм, вещь, которую он сдает в ремонт, и пассивно ожидает возврата вещи «как новенькой». Несомненно значимым является и нежелание заболевшего обременять других тяготами ухода за собой, что вытекает из принципиальных положений гармоничного характера и личности. Гармоничный пациент понимает, что с появлением у него болезни близкие люди обрели новую дополнительную заботу. Он как гармоничный человек не вправе требовать от них этой заботы. Он может лишь ожидать ее и принимать в том объеме, который они готовы ему предоставить.

Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах терапии, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результаты анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожные, угнетенность - следствие этой тревоги.

Тревожный тип психического реагирования на заболевание является одним из типичных. Он базируется на появившемся в связи с заболеванием изменении обыденного течения жизни. Тревога проецируется в будущее и вызвана часто опасениями, что болезнь надолго и существенно изменит привычный стереотип жизни. Проявлением тревоги могут быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, нацеленность на перепроверку получаемых от врачей сведений о его болезни.

Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезнях и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

Пациент с ипохондрическим типом реагирования склонен к эгоцентризму. Он не способен сдержаться при беседе с любым человеком и обращает внимание собеседника на необычность и тяжесть имеющихся болезненных признаков. Ипохондрик испытывает облегчение, если собеседник относится к нему участливо и сочувственно. Кроме того, при таком типе реагирования появляется склонность к детализации своего самочувствия при описании его врачам или иным слушателям. Мотивом подробного изложения собственных жалоб является страх упустить что-то важное, существенное для понимания специалистом его состояния и правильной диагностики. Негативную реакцию ипохондрика вызывает недоверие к его жалобам со стороны окружающих, их упреки в симуляции и преувеличении тяжести расстройства с целью извлечь из этого выгоду.

Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, возможное улучшение, эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

Меланхолический, или депрессивный, тип реагирования на болезнь нередко обусловлен имеющийся у пациента негативной информацией о возможности излечения от недуга. Нередко он встречается у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе обучения и практики. Нацеленность на худший исход, неспособность видеть и использовать механизмы саногенеза приводят к пессимистической оценке будущего, неверию в возможность излечения и суицидальным намерениям.

Апатический. Полное безразличие к своей судьбе, исходу болезни, результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

Апатический тип психического реагирования правильнее обозначить как гипопатический, поскольку истинного и полного безразличия у пациента на отмечается. Как правило, безразличие обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии. У пациента пропадают интерес и активность в отношении всех сторон жизни за исключением здоровья.

Собственно апатический, т.е. с утратой интереса ко всему, встречается крайне редко.

Неврастенический. Поведение по типу «раздражительный слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, неприятных ощущениях, неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем - раскаяние за беспокойство и несдержанность.

Неврастенический (правильнее - астенический)- тип реагирования является наиболее распространенным и неспецифическим ответом организма и личности на заболевание. Его основой является раздражительность, которая захватывает как физические явления (яркий свет, громкие звуки, резкие запахи), так и отношение окружающих. Пациент становится капризным, требовательным. Он ищет ласки, участия, успокоения. Склонен к вспышкам гнева, если его ожидания в отношении поведения окружающих не оправдываются («Вам безразлична судьба мамы»).

Обсессивно-фобический. Тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а так же возможных (но маловероятных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

При обсессивно-фобическом реагировании на болезнь доминирующими становятся навязчивые мысли, опасения и особенно ритуалы. Пациент становятся суеверным. Он придает особое значение мелочам, которые превращаются для него в своеобразные символы (например, расценивает шансы своего излечения в зависимости от того, в каком порядке войдут в его палату врач и медицинская сестра: от того, троллейбус какого маршрута подойдет к остановке раньше).невротические ритуалы связаны с повышенной тревожностью пациента и направлены на защиту от них.

Сенситивный. Чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о его болезни. Опасения, что окружающие станут его избегать, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

Основой сенситивного отношения к болезни являются рефлексивный стиль мышления, ориентация на мнение и оценку окружающих. В связи с этим существенным становятся не собственные болезненные или неприятные ощущения вследствие болезни, а реакция на информацию о болезни со стороны референтной группы. Такие пациенты склонны к извиняющемуся стилю поведения. Они нередко в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу или медицинской сестре («Зачем их отвлекать по пустякам») даже в случаях угрожающего для жизни состояния. Отмечаются робость, застенчивость, повышенная скромность таких пациентов.

Эгоцентрический. «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботой - все должны забыть и бросить все и заботится только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях, также требующих внимания и заботы, видит только «конкурентов» и относится к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.

Эгоцентрический тип реагирования иногда обозначают истерическим, поскольку основным мотивом поведения человека становится привлечение к собственной персоне внимания окружающих. «Бегство в болезнь» нередко используется им для упреков и шантажа окружающих. Жалобы описываются больными очень красочно и сопровождаются манерной жестикуляцией и выраженной мимикой. Эмоции пациента носят гротескный характер.

Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само собой все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказаться на течение болезни.

Эйфорический тип отражает беспечность человека в отношении собственного здоровья. Он становится наигранно весел, болтлив, суетлив. Подобное реагирование может носить защитный характерологические особенности.

Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание обойтись «своими средствами».

Непризнание себя больным и отрицание наличия у себя симптомов болезни (анозогнозия) встречаются довольно часто. Они могут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание считаться с реальным положением вещей. С другой стороны, они могут отражать заблуждение человека по поводу значимости признаков болезни. Активное непризнание себя больным встречается, например, при алкоголизме, поскольку способствуют уклонению от лечения.

Эргопатический. «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Трудятся с ожесточением, еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованию так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы.

Некоторые пациенты расценивают любой недуг через призму вызова своему «Я». Поэтому они стараются не поддаваться болезни, активно перебарывают себя, преодолевают недомогание и боли. Их позиция заключена в том, что нет такого заболевания, которого нельзя было бы преодолеть своими силами. При этом часто такие пациенты являются принципиальными противниками лекарств («Я за свою жизнь на разу анальгетиков не принимал», - с гордостью говорят они).

Паранойяльный. Уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

Паранойяльный (в данном контексте - бредоподобный) тип реагирования отражает мировоззренческую позицию заболевшего, усматривающего тайный смысл его болезни и причин ее возникновения. Он возникает преимущественно на базе личностных особенностей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.