Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поэтическая лексика




 

 

Особые группы слов
Синонимы— слова, различные по звучанию, но близкие по смыс­лу (это позволяет точнее выра­зить мысль, избегая повторов) Выхожу я один на дорогу; // Сквозь туман кремнистый путь блестит...
Антонимы — слова, противопо­ложные по значению. Они помогают лучше передать, изоб­разить противоречия, противо­поставить явления Колокольчики мои, // Цвети­ки степные! Белей лишь блеск, чернее тень. Они сошлись: волна и камень // стихи и проза, лед и пла­мень...
Архаизмы — устаревшие сло­ва и выражения, придающие речи торжественность Угас, как светоч, дивный гений... И в светлой гриднице, в кру­гу князей, бояр...
Неологизмы — новообразован­ные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие вы­разительность речи Будет буря — мы поспорим // И помужествуем с ней 0, рассмейтесь, смехачи! Стоял Январь, не то Февраль, // Какой-то чертовый Зимарь
Тропы
Эпитет — художественное оп­ределение Тучка золотая; утес-великан; стоит одиноко; в пустыне чах­лой и скупой. Вся комната янтарным блес­ком // Озарена...
Сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке. Посмотрит — рублем ода­рит. Река, как зеркало...
Аллегория (иносказание)— изображение отвлеченного по­нятия или явления через кон­кретные предметы и образы  
Ирония — скрытая насмешка Забил снаряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга! // Постой-ка, брат, мусью...
Литота — художественное пре­уменьшение Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок
Гипербола — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление В шар земной упираясь нога­ми,//Солнца шар я держу на руках...
Олицетворение — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свой­ствами живых существ — да­ром речи, способностью мыс­лить и чувствовать Робко месяц смотрит в очи, // Изумлён, что день не минул... Осторожно ветер // Из калит­ки вышел...
Овеществление — уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам Гвозди б делать из этих лю­дей: // крепче б не было в мире гвоздей
Метафора — скрытое сравне­ние, построенное на сходстве или контрасте явлений, в ко­тором слова «как», «как буд­то», «словно» отсутствуют, но подразумеваются Деревья в зимнем серебре (де­ревья в снегу, как в зимнем серебре); безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропин­ку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завеси­ла)
Метонимия — сближение, сопо­ставление понятий по смежно­сти обозначаемых понятий, ког­да явление или предмет обозна­чаются с помощью других слов и понятий Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер); вел мечи на пир обильный (вел воинов)
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры
Риторические вопросы, обра­щения, восклицания усилива­ют внимание читателя, не тре­буя от него ответа   Что ищет он в стране дале­кой? // Что кинул он в краю родном? Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы! Ах! уймись ты, буря!
Повтор (рефрен) — неоднок­ратное повторение одних и тех же слов иди выражений Соловей мой, соловей, // Го­лосистый соловей! Не верь, не верь поэту, дева! Рано, рано осень...
Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора) Мутно небо, ночь мутна. О весна без конца и без края, Без конца и без края мечта
Анафора — единоначатие.   «Клянусь я первым днем тво­ренья, // Клянусь его после­дним днем, // Клянусь позо­ром преступленья // И вечной правды торжеством
Эпифора — единство концовок.   Струится нетихнущий дождь, томительный дождь...
Градация — своеобразная груп­пировка определений либо по нарастанию, либо по ослабле­нию эмоционально-смысловой значимости. Не жалею, не зову, не плачу, // Все пройдет, как с белых яблонь дым
Антитеза — противопоставле­ние. Черный вечер, белый снег. Ве­тер. Ветер
Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнитель­ного динамизма. Мы сёла — в пепел! Града — в прах! В мечи — серпы, и плуги!
Сопоставление противополож­ностей Я царь, я раб, я червь, я бог
Инвектива — резкое обвинение (в противоположностьпанеги­рику— восхвалению) А вы, надменные потомки... подлостью прославленных от­цов...
Бессоюзие — намеренный про­пуск союзов Мелькают мимо будки, бабы, // Мальчишки, лавки, фона­ри, // Дворцы, сады, монас­тыри...
Многосоюзие — увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынуж­денными паузами, сделать ее выразительнее И волны теснятся, и мчатся назад, // И снова приходят, и о берег бьют…
Параллелизм — однородное синтаксическое построение предложений Твой ум глубок, что море,// Твой дух высок, что горы
Инверсия — нарушение обще­принятого порядка слов, пере­становка частей фразы И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости... Где глаз людей обрывается куцый...
Поэтическая фонетика
Аллитерация — повторение согласных звуков   Пушки с пристани палят... Пора, перо покоя просит...
Ассонанс — повторение глас­ных звуков   Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно. Или это снится сон? Динь-дон. Динь-дон
Анафора — единоначатие Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн... Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен, Я, говорит, расстроен
Звукоподражание — прямое и непрямое, т. е. имитация зву­ковых явлений подбором слов с однородными звуками О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить (лягушки) Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шур­шат камыши... Знакомым шумом шорох их вершин...
Паронимия — игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука ис­пользуется для создания новой смысловой связи Леса — лысы. // Леса обезлосели. Леса обезлисели

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.