Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения семинарских занятий




Бытует представление, особенно среди начинающих преподавателей, что проведение семинарских занятий не представляет особых трудностей. Это – глубокое заблуждение. Успех лекции обеспечивается, в основном, профессионализмом преподавателя. Результаты проведения семинарского занятия зависят также и от взаимодействия преподавателя и студентов. Далеко не всегда профессионализм преподавателя может «спасти» семинарское занятие, если учебная группа оказалась не подготовленной. Но еще трагичнее ситуация, когда сильная группа не находит удовлетворения на занятии, которое не побуждает их к поиску ответов на более сложные вопросы из-за методических недочетов преподавателя.

Методических приемов проведения семинарских занятий много. Выбор их зависит от индивидуальных качеств преподавателя, с одной стороны, учебной группы – с другой; наконец, от содержания конкретной темы. Разумеется, при этом семинарские и практические занятия нельзя смешивать. Требования к практическим занятиям отличаются, хотя и имеют ряд общих черт с семинарскими.

Целью семинарского занятия является углубление и закрепление знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя, а также в процессе самостоятельного изучения законодательства, иных нормативных материалов и рекомендуемой литературы.

Студенты должны уметь анализировать нормативно-правовые акты, указанные в перечне литературы.

Семинарское занятие служит одновременно и средством проверки знаний обучаемых, а также отработки навыков самостоятельного изучения этого предмета, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать материал. В процессе выступлений на семинарском занятии студенты должны продемонстрировать умение выделять основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений.

Подготовка преподавателя к семинару осуществляется заблаговременно и заключается в составлении развернутого плана его проведения. При этом преподаватель должен руководствоваться методическими указаниями, в которых излагаются:

- общие организационно-методические указания;

- методические указания по вводной части (вступительному слову);

- методические указания по заслушиванию, обсуждению и оценке докладов, сообщений;

- методические указания по отработке учебных вопросов;

- методические указания по заключительной части (подведению итогов).

При разработке методических указаний особое внимание следует обратить на привитие студентам навыков решения вопросов проблемного характера, умения тесно увязывать теоретические положения с практикой.

Содержание методических указаний, как правило, разрабатывается лицом, подготовившим лекцию кафедрального фонда по данной теме, или преподавателями, проводящими занятия по данной дисциплине. Они обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются заведующим кафедры.

В ходе непосредственного проведения семинарского занятия целесообразно применять элементы практического занятия в форме решения задач (казусов). В достижении учебных целей важную роль играет использование различных дидактических материалов, а поэтому преподаватель должен предусмотреть при подготовке к конкретному занятию тот или иной материал, а также возможность использования технических средств.

Семинарское занятие в организационном плане следует начинать с:

а) проверки наличия студентов;

б) 3-х - 5-ти минутного вступительного слова, в котором указываются особенности темы, ее связь с предыдущими и последующими темами. Исходя из этого, указываются учебные цели данного занятия и порядок отработки вопросов. Указанный порядок может быть разнообразным и зависит от формы семинара и цели.

Как правило, порядок проведения занятия включает:

а) выступления по основному вопросу;

б) вопросы к выступающему со стороны оппонентов из числа студентов и преподавателя;

в) анализ теоретических и методических достоинств и недостатков выступлений, дополнения и замечания,

г) обсуждение проблемных и казусных ситуаций;

д) подведение итогов обсуждения по конкретному вопросу (выводы). Полезным элементом занятия следует считать решение нескольких задач.

По отдельным темам семинарские занятия целесообразно начинать с письменного опроса студентов по данной теме или предыдущим темам. Для этого отводить не более 10-15 минут.

Большое значение для усвоения учебного материала имеют заранее подготовленные студентами доклады, сообщения, которые целесообразно посвящать истории рассматриваемого вопроса, анализу законов, в т.ч. относящихся к другим отраслям права. В докладах, сообщениях и в ходе их обсуждения студенты должны показывать значение того или иного положения закона (нормы) применительно к будущей оперативно-служебной деятельности по борьбе с преступностью.

В случаях, когда студент по какой-то причине не подготовился к семинарскому занятию, преподаватель назначает ему во вне учебное время для отчета по данной теме или по нескольким темам.

В завершение семинара, подводя его итоги, преподаватель, прежде всего, оценивает степень усвоения студентами учебных вопросов, проводит общий разбор занятия, дает задание на самостоятельную работу и объявляет оценки.

Методические рекомендации для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Правоохранительные органы» являются лекции и семинарские занятия. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия. Они служат для контроля преподавателем подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по политико-правовой проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может готовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. В программе приведены примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Правоохранительные органы» является самостоятельная работа. Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов является низким, а, главное недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя.

Самостоятельную работу по изучению правоохранительных органов целесообразно начинать с изучения Программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, ознакомления с разделами и темами в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, представленную в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий по методике работы над учебным материалом.

Для студентов заочной формы обучения, характеризующейся напряженным интервальным графиком учебного процесса план семинарских занятий по дисциплине представляет собой форму самоконтроля при изучении учебной дисциплине.

Как правило, план семинарских занятий раскрывает одну из тем рабочей программы по дисциплине и указывает на наиболее значимые элементы.

Просматривая вопросы семинарского занятия после изучения основного материала, указанного в рабочей программе, студент должен ответить на два вопроса:

– достаточно ли объема, полученного им знания при изучении основного материала для подготовки ответов по вопросам семинарского занятия? Не требуется ли ему дополнительно освоить учебный материал?

– может ли студент на практике исполнить требования уголовно-процессуального законодательства? Понимает ли он форму, механизм и т.п. вещи практического характера?

Если хотя бы на один из двух вопросов студент не может дать положительного ответа – ему необходимо вернуться к изучению рабочей программы и рекомендованного в ней списка литературы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя в рабочий журнал текущие оценки; студент имеет право ознакомиться с ними.

Подготовка к зачету, экзамену должна проводиться систематически в течение всего учебного года. В отведенный учебным расписанием период времени для непосредственной подготовки к зачету, экзамену студент должен лишь еще раз повторить и глубже осмыслить пройденный материал, продумать его, систематизировать и обобщить свои знания по учебной дисциплине. Ошибку совершают студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету, экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, низок, а главное – знания не закрепляются в памяти.

Для приобретения студентами навыков исследовательской деятельности предусмотрена подготовка докладов для выступлений на студенческих научных конференциях. Подготовка докладов активизирует развитие самостоятельного творческого мышления, учит применять полученные знания в области уголовно-процессуального права при анализе тех или иных социальных и правовых проблем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.