Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правосудие (понятие, признаки и основные принципы организации)




Прокур.надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом прокур.надзора за исполнением законов админ-циями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, админ-ями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

При осущ-нии этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений админ-ции соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц. При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство по админ-вным правонарушениям. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта админ-ции учреждения приостанавливается. Прокурор вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно- психиатрическое учреждение. Постановления прокурора относительно исполнения установленного законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению админ-цией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Правосудие - вид правоохр-ной деят-сти по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой. Признаки правосудия:

- принятие окончательных решений по важнейшим вопросам,касающимся прав и свобод человека, интересов общ-ва и гос-ва(признание виновным или невиновным,удовл-ние или отказ в удовл-нии исковых требований);

- общеобязательная сила суд.решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех гос-ных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юр-ких и физических лиц на всей территории РФ. Неисполнение суд.решения влечет применение определенных мер гос-ного принуждения (вплоть до лишения свободы);

- правосудие осущ-ется только двумя способами:

а) рассмотрение и разрешение в суд.заседаниях гражд.дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

б) рассмотрение в суд.заседаниях уголов.дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;

правосудие осущ-ется только судом (судьей); правосудие осущ-ется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражд.дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осущ-ния правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в суд.заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

Принципы правосудия - это исходные положения, определяющие основные, наиболее сущ-ные вопросы осущ-ния правосудия, пронизывающие и связывающие воедино всю совокупность норм об осущ-нии правосудия и органах, этим занимающихся. Значение принципов правосудия.

- принципы определяют основные черты правосудия,поэтому все др.нормы о правосудии должны им соответствовать;

- принципы правосудия обязательны не только для органов и лиц, участвующих в его осущ-нии, но также и для законодателей при издании нормативно-правовых актов в сфере правосудия;

- принципы правосудия относительно стабильны и подвержены изменениям намного меньше, чем конкретные нормы, поэтому они определяют стабильность и преемственность в сфере правосудия;

- принципы имеют большое значение для правильного толкования всех др.норм о правосудии, поскольку содержат в себе информацию о целях и истинной направленности конкретного правового акта.

Характеристика отдельных принципов правосудия

1. Принцип законности

2.Принцип соблюдения прав и свобод личности

3.Принцип осуществления правосудия только судом

4.Принцип независимости судей

5.Принцип законности, компетентности и беспристрастности суда

6.Принцип равенства всех перед законом и судом

7.Принцип состязательности и равноправия сторон

8.Право граждан на судебную защиту

9.Право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту

10.Презумпция невиновности

11.Принцип открытого разбирательства дел

12.Принцип языка судопроизводства

13.Участие граждан в осуществлении правосудия

Принцип законности - это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юр.силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми гос-ными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юр-ими и физ-ими лицами. В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. При определении нормативного акта, подлежащего применению при разрешении конкретного дела, суд обязан учесть юр-ую силу нормативных актов, а при их противоречии друг другу - применить нормативный акт, обладающий большей юр-ой силой. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий междунар-ому договору РФ. Принцип законности является универсальным правовым принципом, однако в сфере правосудия он приобретает особое значение в силу важности и ответственности этого вида деят-сти.

2. Осуществление правосудия всегда связано с определенным ущемлением прав и свобод человека и гражданина. Поскольку такое ущемление м/б очень сущ-ным (вплоть до лишения свободы и даже жизни), то особое значение приобретает принцип соблюдения прав и свобод личности при осущ-нии правосудия. Особой защиты требуют права и свободы человека, привлекаемого к уголовной ответственности, - в первую очередь неприкосновенности личности, частной жизни и жилища.Правовые гарантии обеспечения прав человека при осущ-нии правосудия включают в себя:• право на жизнь и исключительный характер смертной казни;

•запрещение любых действий, причиняющих вред жизни или здоровью человека или унижающих его достоинство (пытки, истязания и пр.);

•неприкосновенность личности и запрещение произвольного задержания или заключения под стражу, а также возможность человека обжаловать указанные действия (в т. ч. и в судебном порядке);

•специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и т. п.);

•неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска. Недопустимость, по общему правилу, проникновения в жилище без согласия лица, в нем проживающего;

•установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

3. Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в РФ осущ-ется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Фед-ным констит-ным законом "О судебной системе РФ". В РФ не допускается создание иных (в т. ч. чрезвычайных) судов. Правосудие осуществляется только Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов фед-ного значения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, военными судами, мировыми судьями, фед-ными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов РФ. Не могут осущ-лять правосудие никакие иные гос-ные или негос-ные органы. Отменять или изменять вынесенные судебные решения также вправе лишь суды.

4 Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием. Указанный принцип направлен на предотвращение какого-либо влияния на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей при осущ-нии ими правосудия со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Любые действия, направленные на оказание давления на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей при осущ-нии правосудия, расцениваются как админ-ное правонарушение или даже преступление и влекут применение соответствующих мер ответственности.

Гарантии независимости судей: жесткая регламентация процедуры осущ-ния правосудия; определение оснований и порядка приостановления или прекращения полномочий судей; неприкосновенность судей; право судей на отставку; создание органов судейского сообщества; материальное и социальное обеспечение судей.

5. Принцип законности, компетентности и беспристрастности суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголов.дел. Это достигается с помощью следующих средств: - компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, в т. ч. определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности;

- обеспечение каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно. Для этого в законе существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры;

- обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда. Возможные составы суда при рассмотрении уголов.дел по первой инстанции:

а) судья фед-ного суда общей юрисдикции рассматривает большинство уголовных дел о преступлениях (за исключением уголов.дел, указанных в подпунктах "б - г");

б) судья фед-ного суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей рассматривает по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ;

в) коллегия из трех судей фед-ного суда общей юрисдикции рассматривает уголов.дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения суд.заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ;

г) мировой судья рассматривает уголовные дела, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Рассмотрение уголов.дел в апелляционном порядке осущ-ется судьей районного суда единолично. Уголов.дела в кассационном порядке рассматривает суд в составе трех судей фед-ного суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей фед-ного суда общей юрисдикции. Гражд.дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными заседателями. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, тремя судьями-профессионалами или судьей и двумя арбитражным заседателями. Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях производится всегда в коллегиальном составе суда;

для обеспечения беспристрастности суда от участия в разбирательстве дела отстраняются суд.заседатели:

а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (родственники сторон или обвиняемого, друзья, свидетели и т. п.);

б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, эксперты, адвокаты и пр.).

6. Правосудие осущ-ется на основе равенства всех перед законом и судом. Равенство перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение равных обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель, потерпевший и т.п.), процессуальными правами и обязанностями для защиты своих интересов. Это означает- порядок судопроизводства остается неизменным вне зависимости от того, кто конкретно привлечен к участию в деле. Законод-тво устанавливает определенные изъятия из принципа равенства всех перед законом и судом в отношении отдельных категорий лиц: депутатов,прокурор.работников,судей,членов избир-ных комиссии и пр.

7. Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон (истца и ответчика, обвинителя и подсудимого) равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и закон.интересов при осущ-нии правосудия. Стороны имеют равные права по отстаиванию своей позиции, предоставлению доказательств, аргументированию своих доводов, заявлению отводов и ходатайств, исследованию доказательств и т. п. При этом суд, не становясь на позицию ни одной из сторон, принимает необходимые меры по ведению судебного заседания, разъясняет сторонам их права и обязанности, исследует доказательства и т. п.

8. Право граждан на суд.защиту. Каждому гарантируется суд.защита его прав и свобод: действия (бездействие) органов гос-ной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц м/б обжалованы в суд.

9. Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту, что предполагает:

• наделение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого широким комплексом прав, позволяющим ему самому эффективно защищать свои права и закон.интересы, то есть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый вправе защищаться всеми средствами, не запрещенными законом: он вправе знать, в чем его обвиняют; давать объяснения и показания; обжаловать действия должностных лиц; представлять доказательства и участвовать в их исследовании и т. п.;

• предоставление подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права пользоваться помощью защитника с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. В предусмотренных законом случаях юр-кая помощь предоставляется бесплатно. Защитник обладает практически тем же комплексом процессуальных прав для защиты интересов подзащитного, что и последний;

возложение на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и суд обязанности содействовать эффективной защите прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; разъяснять им их право, выявлять как уличающие, так и оправдывающие их доказательства и т. п.

10. Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном фед-ным законом порядке и установлена вступившим в закон.силу приговором суда. Следствия из презумпции невиновности: обвиняемый (подсудимый) не обязан доказывать свою невиновность,а следователь,суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию; недоказанная виновность равняется доказанной невиновности; неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого (подсудимого).

11. Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на суд.заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда. Закрытое суд.разбирательство допускается в случаях, когда: разбирательство уголов.дела в суде может привести к разглашению гос-ной или иной охраняемой ФЗом тайны; рассматриваются уголов.дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет; рассмотрение уголов.дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и др.преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголов.судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; этого требуют интересы обеспечения безопасности участников суд.разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных фед-ным законом, и происходит с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор или принятое решение всегда оглашается публично.

12. Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство и делопроизводство в Конст-ном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, воен.судах ведутся на русском языке – гос-ном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других фед-ных судах общей юрисдикции могут вестись также на гос-ном языке республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Переводчик обязан осущ-лять перевод полно и правильно под угрозой уголовной ответственности. Следственные и судебные документы вручаются лицам, не владеющим языком судопроизводства, переведенные на понятный им язык. Услуги переводчика всегда предоставляются бесплатно.

13. Участив граждан в осущ-нии правосудия. Формы привлечения граждан к осущ-нию правосудия:

- народные заседатели - избираются собраниями коллективов по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях па срок до 5 лет из числа граждан РФ, достигших 25-лстпего возраста (для воен.судов народные заседатели могут избираться из числа военнослужащих, не достигших возраста 25 лет) и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым к судьям. При разбирательстве уголовных и гражд.дел народные заседатели пользуются теми же правами, что и председательствующий судья-профессионал, кроме полномочий по ведению хода рассмотрения дела;

- присяжные заседатели - привлекаются к разбирательству уголов.дел. В постановлении о назначении уголов.дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей определяется количество кандидатов в присяжные заседатели (не менее 20). Отбираются кандидаты из находящихся в суде общего и запасного годовых списков путем случайной выборки. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в суд.заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Включенным в предварительный список кандидатам не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. При рассмотрении и разрешении уголовных дел присяжные заседатели вправе принимать решение о виновности или невиновности подсудимого (вердикт) с соблюдением установленной в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ) процедуры; • арбитражные заседатели - при рассмотрении арбитражных дел пользуются равными процессуальными правами и исполняют обязанности судьи-профессионала; • представители общественных организаций и труд.коллективов - при разбирательстве в судах гражд.дел.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.