Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, цели, задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры




Прокуратура РФ представляет собой единую фед-ную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. О важности деят-сти прокуратуры свидетельствует тот факт, что конст-ные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры (ст. 129), следуют непосредственно за нормами, посвященными суд.власти. Прокуратура занимает особое место среди правоохр-ных органов, поскольку не относится ни к законод-ной, ни к исполн-ной, ни к суд.власти. Она является независимым правоохр-ным органом, обеспечивающим соблюдение законности в гос-тве. Организация и деят-сть прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ "О прокуратуре РФ", а также ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ"О прокуратуре РФ". Цели деят-сти прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основное содержание деят-сти прокуратуры составляет прокурор.надзор. Помимо него прокуратура осущ-яет уголов.преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деят-сти правоохр-ных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деят-сти. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Принципами организации и деят-сти прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность. Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Ген.прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Ген.прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурор.системы задачи. Принцип независимости в организации и деят-сти прокуратуры заключается в том, что ее органы осущ-яют свои полномочия независимо от фед-ных органов гос.власти, органов гос.власти субъектов РФ, органов гос.самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами гос.власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не м/б членами общественных объединений, преследующих полит.цели, и принимать участие в их деят-сти. Принцип законности означает, что органы прокуратуры осущ-яют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФзаконами. Принцип гласности в организации и деят-сти прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования фед-ных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям ФЗов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о гос-ной и иной специально охраняемой законом тайне. Систему прокуратуры РФ составляют ген.прокуратура, территориальные и специализированные органы прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения. Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно- террит-ным и национально-гос.устройством, установленным Конституцией РФ. К территор.прокуратурам относятся:

- прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- прокуратуры городов, районов.

Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей террит-ного деления некоторых субъектов РФ. Так, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве средним звеном являются прокуратуры админ-ных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и др. Все они действуют на правах областных или район.прокуратур. Транспортные прокуратуры создаются для осущ-ния надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах. Надзор за исполнением экологических законов на территории волжского бассейна - от истоков до Каспийского моря - осуществляет Волжская природоохр-ная прокуратура, созданная для усиления прокурор.надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская приро- доохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголов.наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов РФ. Воен.прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой является Главная воен.прокуратура, входящая в состав Ген.прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему воен.прокуратуры входят:

- прокуратуры воен.округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракет.войск стратегического назначения, прокуратура Фед-ной погран.службы и прокуратуры др. войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;

- прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.

Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Ген.прокурором РФ, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом Фед-ции по представлению През-та РФ. Срок полномочий Ген.прокурора РФ законом неограничен. Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом Фед-ции по представлению Ген.прокурора. Ген.прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. Ген.прокурор РФ руководит деят-тью органов прокуратуры и осущ-яет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, инструкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры. В Ген.прокуратуре образуется коллегия в составе Ген.прокурора, его заместителей и др. прокурор.работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Ген.прокурора. В состав Ген.прокуратуры РФ входят Главное следственное управление и Главная воен.прокуратура РФ, которые возглавляются заместителями Ген.прокурора РФ; различные управления (управление по надзору за законностью суд.постановлений по уголов.делам, управление по надзору за законностью суд.постановлений по гражд.делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлениями деят-сти прокуратуры, и отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Ген.прокуратуре РФ и др.). Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Ген.прокурора РФ. В Ген.прокуратуре РФ действует Научно- консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деят-тью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждается Ген.прокурором РФ. Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Ген.прокурором РФ. Назначение прокуроров субъектов РФ осущ-ется по согласованию с органами гос.власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур руководят деят-тью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов РФ и нормативных актов Ген.прокурора РФ, издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Ген.прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и др. прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деят-сти прокурор.органов, исполнения приказов и инструкций Ген.прокурора РФ, обсуждают вопросы подбора и расстановки кадров. Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов РФ (приравненных к ним специализированных прокуроров), которые назначают их на должность и освобождают от нее. Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Ген.прокурором РФ. Срок их полномочий в настоящее время не ограничен. Прокуроры районов и иных приравненных к ним прокуратур руководят деят-тью возглавляемой ими прокуратуры, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности прокуратуры, о кадровых изменениях.

Прокурор.надзор является главным направлением деят-сти всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и гос-тва, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурор.надзор осущ-ется от имени гос-тва — РФ. В этом его главное отличие от других видов надзора, осущ-емого иными гос.органами. Прокурор.надзор по сравнению с другими гос.надзирающими и контролирующими органами имеет самые широкие границы осущ-ения. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполн.органы власти, а также на деят-ость должностных лиц. Прокурор.надзор не включает граждан в качестве субъектов, на которых он распространяется. При обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор осущ-яет функцию уголов.преследования. При осущ-нии прокурор.надзора он не вмешивается в хозяйственную, управленческую и опер.деят-сть предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает админ-ными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции админ-ного, а тем более уголов.характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представления, возбуждением уголов.дела, производства об админ-вном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурор.надзора:

1) надзор за исполнением законов фед-ными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполн.органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими прав.актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина фед-ыми министерствами и ведомствами, представительными (законод-ыми) и исполн.органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осущ-щими ОРД, дознание и предвар.следствие;

4) надзор за исполнением законов админ-цией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Каждое направление (отрасль) прокурор.надзора характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реагирования на нарушения закона. Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого "общего" надзора, является исполнение законов фед-ыми министерствами и ведомствами, представительными и исполн.органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.Такая отрасль прокурор.надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась относительно недавно, в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей ценностью гос-тва. Предметом этой отрасли прокурор.надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина фед-ыми министерствами и ведомствами, представительными (законод-ыми) и исполн.органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осущ-ющими ОРД, дознание и предвар.следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыск.мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осущ-ющими ОРД, дознание и предвар.следствие. Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную. Уголовно-процес.деят-сть осущ-ется органами дознания и следователями ОВД, прокуратуры, ФСБ, ФС налоговой полиции. Оперативно-розыск.деят-сть осущ-ется опер.подразделениями милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. ФСБ, ФС налог.полиции, тамож.органов РФ, Службы внешней разведки. Предметом прокурор. надзораза исполнением законов админ-иями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, админ-иями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются: - законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законод-вом РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. При осущ-нии этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с опер.материалами. Он имеет право требовать от админ-ции создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законод-ву РФ приказов, распоряжений, постановлений админ-ции соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц. В соответствии с уголовно-процес.законод-вом РФ органами прокуратуры осущ-ется уголов.преследование, под которым следует понимать возбуждение уголов.дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений - дача указаний о возбуждении уголов.дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание гос.обвинения в суде. Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деят-сти. В суд.разбирательстве по уголов.делам прокурор участвует в качестве гос.обвинителя и в этих случаях он осущ-яет функцию уголов.преследования. Гос.обвинитель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещ-ных доказательств, документов, заключений экспертов. В суд.прениях он дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступления, о наказании и по др. вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена суд.ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся гос.обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор. Участие прокурора в суд.рассмотрении гражд.дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и гос-тва. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражд.дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражд.дел, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражд.делу прокурор, если усмотрит нарушение закона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение. Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда уголовное или гражд.дело, по которому приговор или решение вступили в законную силу. Усмотрев, что приговор или решение является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору. В связи с расширением функций арбитраж.судов, увеличением количества дел, рассматриваемых в этих судах, и установлением состязательности в арбитраж.процессе прокурор играет все более активную роль и в арбитраж.судопроизводстве. Его участие является средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в эконом.сфере, защиты гос-ных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деят-сти. Прокурор вправе предъявлять иск или заявление в арбитраж.суд, участвовать в исследовании доказательств, знакомиться с материалами дела. Если решение арбитраж.суда незаконно или необоснованно, прокурор обязан внести апелляционный или кассационный протест в установленном законом порядке. Прокурор также может участвовать в рассмотрении судьей дела об админ-ном правонарушении и опротестовать решение судьи по этому делу. Координация работы правоохр-ных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, тамож.органов, юстиции. По сложившейся практике руководители суд.органов в этих совещаниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осуществления правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на суд.практику по уголов.делам. Координационные совещания готовятся руководителями органов прокуратуры на основе анализа статистических и других данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деят-сть по обнаружению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Др. формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.

57. Нотариальные органы: система, функции, права, обязанности и ответственность нотариуса.

Нотариатом называется система гос.органов и должностных лиц, а также частных нотариусов, осущ-ющих различные нотариальные действия в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юр.лиц. Нотариальные действия предусмотрены законом и заключаются в удостоверении сделок, для которых законод-вом установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности); выдаче свидетельств на право собственности, долю в общем имуществе; свидетельстве верности копии документа, подписи и перевода; удостоверении различного рода фактов; принятии мер к охране наследственного имущества и др. Нотариальные действия осущ-ются в определенном законом порядке, по строго регламентированным правилам, несоблюдение которых приводит к признанию нотариального акта недействительным. Нотариальная деят-сть тесно связана с судебной, в особенности с осущ-ием правосудия по гражд.делам. Удостоверяя бесспорные права какого-либо лица, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или об отказе в них. Нотариально закрепленный договор облегчает стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей, удостоверенных в нотариальном порядке, являются достоверными. Но в отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осущ-яет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деят-сть направлена на юр.закрепление гражд.прав. Правом осущ-ния нотариальных действий наделяется ряд должностных лиц админ-ных органов (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов, главные врачи больниц и др.). В то же время сущ-уют органы и должностные лица, которые занимаются нотариальными действиями на проф.основе. Именно они и рассматриваются как гос.нотариат. Организация и деят-сть нотариальных органов осущ-ется в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате, а также различными инструкциями, утверждаемыми Минюстом РФ. Нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в гос.нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Нотариус осущ-яет свою деят-сть на определенной территории, именуемой нотариальным округом. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-террит-ным делением РФ. В городах, имеющих районное или иное админ-ное деление, нотариальным округом считается вся территория города. Гос.нотариальные конторы открываются и упраздняются Минюстом РФ или по его поручению минюстами республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Нотариальные конторы, как правило, создаются в городах, а в крупных городах - в каждом районе города. Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество нотариусов в нотариальном округе. Нотариус, занимающийся частной практикой, открывает свою контору, счета в банке, нанимает и увольняет работников, распоряжается поступившими доходами. Руководство гос.нотариальными конторами осущ-яет Минюст РФ, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Нотариусом м/б гражданин РФ, имеющий высшее юр.образование, прошедший стажировку в гос.нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалиф-ные экзамены и получивший лицензию на право нотариальной деят-сти. Стажировка в гос.нотариальной конторе или у нотариуса организуется органами юстиции или нотариальной палатой сроком на 1 год. Для лиц, имеющих стаж работы по юр.специальности, он м/б сокращен, но не более чем на 6 месяцев. Права и обязанности стажера определяются трудовым договором и правилами прохождения стажировки, разработанными совместно Минюстом РФ и Фед-ной нотариальной палатой. Квалиф-ная комиссия, принимающая экзамены у лиц, прошедших стажировку и желающих стать нотариусом, образуется при органах юстиции субъектов РФ с участием представителей нотариальной палаты. Решение квалиф-ной комиссии м/б обжаловано в апелляционную комиссию, действующую при Министерстве юстиции РФ. Решение апелляционной комиссии м/б обжаловано в суд. Лица, сдавшие квалиф-ный экзамен, получают лицензию на право нотариальной деят-сти. Лицензию выдают органы юстиции субъектов РФ в течение месяца после положительного решения квалиф-ной комиссии. Наделение нотариуса полномочиями осущ-ется Минюстом РФ или по его поручению - органами юстиции на конкурсной основе из числа лиц, получивших лицензию. Компетенция нотариусов, работающих в гос.нотариальной конторе, и нотариусов, занимающихся частной практикой, одинакова. Все они осущ-яют свои действия от имени гос-тва. Основным правом нотариуса является право совершать предусмотренные законом нотариальные действия. Нотариус может осущ-ить любое нотариальное действие в отношении обратившегося к нему лица, за исключением случаев, когда место совершения нотариальных действий определено законод-вом РФ и международ.договорами. Нотариус имеет право составлять проекты доверенностей, сделок, заявлений, изготавливать копии документов и выписки из них. Он также может истребовать от физ-ких и юр.лиц документы для подтверждения обстоятельств, служащих основанием для совершения нотариального действия. Решения нотариусов, как гос-ных, так и частных, имеют одинаковую юр.силу. Однако некоторые нотариальные действия находятся в исключительной компетенции гос.нотариусов: выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества. Нотариус обязан при осущ-нии своей деят-сти быть беспристрастным, подчиняться только требованиям закона и ведомственных нормативных актов. Он обязан предупреждать обратившихся к нему лиц о последствиях осущ-емых нотариальных действий. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осущ-ием проф.деят-сти, отказать в совершении нотариального действия, если оно не соответствует закону. Нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречие с действующим законодательством. В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права выполнять свои полномочия. Нотариусы не имеют права заниматься предприн-ской и иной деят-тью, оказывать посреднические услуги при заключении договора. У нотариуса м/б помощники. Помощником нотариуса является лицо, имеющее лицензию на право осущ-ния нотариальной деят-сти, но по каким-либо причинам не занимающее должность нотариуса. Помощник нотариуса замещает его в случае длительного отсутствия (отпуска, болезни). В этом случае помощник нотариуса наделяется всеми правами нотариуса. Но ответственность за ущерб, причиненный действиями помощника нотариуса, несет сам нотариус. Он может предъявить впоследствии регрессный иск помощнику в размере причиненного ущерба. Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой проф.объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты образуются в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Санкт- Петербурге. Нотариальная палата является юр.лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата осущ-яет представительство и защиту интересов нотариусов, оказание им помощи в развитии частной нотариальной деят-сти, организацию стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, повышение проф.подготовки нотариусов, организацию страхования нотариусов и т. д. Нотариусы обязаны платить взносы на содержание палаты и представлять сведения о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся их финансово- хозяйственной деят-сти, при проверках, проводимых нотариальными палатами. Нотариальная контора имеет право ходатайствовать перед судом о лишении нотариуса права нотариальной деят-сти. Основные вопросы деят-сти палаты решает собрание нотариусов палаты, а текущей работой руководит правление во главе с президентом. Нотариальные палаты в обязательном порядке являются членами ФНП. Фед-ная нотариальная палата объединяет все нотариальные палаты, а значит всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории РФ. Фед-ная палата представляет интересы нотариусов и нотариальных палат на гос-ном и международ.уровнях. Высшим органом ФНП является собрание представителей нотариальных палат, которое избирает правление и президента ФНП. Контроль за деят-стью нотариусов осущ-яет суд, рассматривая в порядке гражданского или арбитраж.судопроизводства спор о праве, основанном на совершении нотариального действия, жалобы на совершение нотариального действия или отказ в нем. Суды также рассматривают и требования о возмещении ущерба нотариусами, занимающимися частной практикой. Контроль за исполнением проф.обязанностей нотариуса, работающего в гос.нотариальной конторе, осущ-яют органы юстиции, а за нотариусами, осущ.ющими частную практику, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением нотариусами налог.законод-тва возлагается на налог.органы. В населенных пунктах, где нет гос.нотариальных контор или нотариусов, занимающихся частной практикой, нотариальные действия осущ-ются должностными лицами органа исполн.власти на основании решения его руководителя. За границей для российских граждан нотариальные действия осущ.яют консульские учреждения. Капитаны мор.судов, главные и дежурные врачи больниц, начальники воинских частей, исправительных учреждений и следственных изоляторов имеют право удостоверять завещания и доверенности. Удостоверенные ими документы имеют силу нотариально удостоверенных.

58. Федеральный закон “О прокуратуре РФ” (общая характеристика).

Организация и деят-сть прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре РФ”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деят-сти, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, прав.статус, меры материального и соц.обеспечения работников прокуратуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.