Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные исторические этапы развития прокуратуры в России




РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА

Самый общий взгляд на историю прокуратуры позволяет сделать вывод о следующих основных этапах ее становления и развития.

1722-1864 гг. - дореформенная (петровская) прокуратура;

1864-1917 гг. - пореформенная прокуратура;

1922-1991 гг. - советская прокуратура;

с 1991 г. - новая российская прокуратура.

Создание прокуратуры Российской империи было связано с реформами государственного управления, проводившимися Петром I. Указом от 12 января 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем - и система надзора задругими центральными и местными учреждениями. Суть должности прокурора Петр I определил формулой: «сей муж яко око наше».

Функции вновь учрежденной прокуратуры были широки и разнообразны: надзор за наполнением казны, снабжением войск, деятельностью правительственных учреждений, судами, а также российскими подданными. В последующие годы прокурор не только надзирал за исполнением законов, но и выступал в роли министра финансов, внутренних дел, а после образования Министерства юстиции (1802) прокурор стал одновременно министром юстиции.

Таким образом, созданная Петром ] прокуратура была, выражав ясь сегодняшним языком, прокуратурой смешанного типа, ocymecrf влявшая тотальный надзор за исполнением законов органами вла£-сти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, существенно изменила основные направления многосторонней деятельности прокуратуры: от всеобщего блюстителя законности к выполнению одной основной функции - обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

Прокурорский надзор осуществлялся «при судебных местах»: уголовных судебных палатах (на одну или несколько губерний) и окружных судах соответственно обер-прокурорами, прокурорами и их товарищами под обшим руководством министра юстиции - генерал-прокурора.

• К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных следователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания о их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции.

По окончании следствия прокурор на основе поступивших к нему от следователей материалов составлял обвинительный акт и поддерживал обвинение в суде. Оценивая приговор суда, имел право на принесение кассационных и апелляционных протестов.

Советский период истории Прокуратуры начался с ее ликвидации. Декретом от 27 ноября 1917г. № 1 «О суде» ранее существовавший институт прокурорского надзора был упразднен и до 1922 г. некоторые функции прокуратуры осуществлялись в рамках Наркомата юстиции РСФСР. Советская (российская) прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось:

/ осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; S непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознаний за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГП>* S поддержание обвинения в суде;

наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Как известно, до 1933 г. прокуратура не была самостоятельным органом и длительное время находилась в системе органов юстиции, а затем при Верховном Суде СССР, что предопределяло особенности ее деятельности в связи с общими задачами последних.

После обретения автономного функционирования в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» и утвержденным 17 декабря 1933 г. Положением о Прокуратуре Союза ССР прокуратура стала самостоятельным органом. Были определены ее функции и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОПТУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюдение) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Серьезный урон законности, правам граждан был нанесен в период репрессий, когда деятельность правоохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные органы (ОГПУ, НКВД, МГБ), приоритет которых признавался и использовался в своих интересах высшими органами государственной власти.

Отказ от сталинской уголовной политики в период так называемой «хрушевской оттепели» ознаменовался принятием 24 мая 1955 г. нового Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в советском государстве и о роли органов прокуратуры в ее обеспечении. После принятия Конституции СССР J 977 г. 30 ноября 1977 г. была утверждена новая редакция Закона СССР «О прокуратуре СССР», в котором нашли развитие некоторые демократические идеи того времени, хотя объем и характер полномочий прокуратуры существенных изменений не претерпели.

Оценивая в историческом разрезе формирование правовых основ деятельности прокуратуры в советский период, отметим следующее:

1) длительное пребывание прокуратуры непосредственно в системе органов исполнительной власти подрывало основы ее самостоятельности и независимости, реальным образом в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и установленными процедурами ориентировало осуществление прокурорского

надзора с учетом так называемой целесообразности в интересах требований местных властей, в ущерб укреплению законности;

2) мало что изменилось по существу с принятием и Конституции 1936 г., и законов, формально декларирующих независимость прокуратуры. Партийно-государственный механизм, ставивший целью любыми средствами укрепить режим абсолютной власти, серьезно деформировал деятельность прокуратуры, поставил ее в один ряд с другими карательными органами, осуществлявшими репрессии в период сталинского террора;

-3) реформы так называемой «хрущевской оттепели» способствовали устранению в актах, регулирующих правовые основы деятельности прокуратуры, наиболее одиозных положений тоталитарной эпохи, однако реликты старых подходов до конца устранены не были.

Реальное реформирование прокурорского системы началось после распада СССР и создания новых политических и социально-экономических условий жизнедеятельности государства и общества. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внес изменения в прокурорскую практику. Так называемый прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел,, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений.

Принятие Конституции РФ 1993 г. потребовало внесения существенных изменений в действующий Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» и прежде всего уточнения полномочий, определяющих ее место в системе государственных органов. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ прокуратура - единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Установлено, что структура и полномочия прокуроров относятся к регулированию специальным законом.

Отсутствие конституционного решения породило попытки отказаться от формирования новой прокуратуры как прокуратуры смешанного типа, т.е. осуществляющей надзор за исполнением законов и уголовное преследование, и свести ее функции только,к поддержанию уголовного преследования в суде в качестве.одной из сторон процесса. Победили сторонники создания прокуратуры смешанного типа, что и было реализовано в Федеральном законе от 17 ноября

1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"».

Новый закон определил цели и основные направления деятельности прокуратуры - единой федеральной и централизованной системы, осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и инымифедеральными органами исполнительной власти, представи-

, тельными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданинафедеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) иисполнительными органам? субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органамиуправления и руководителйми коммерческих и некоммерческих организаций;..'

• надзор за исполнением законов судебными приставами;

• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

• надзор за исполнением законов администрациями органов иучреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных подстражу;

• уголовное преследование в соответствии с полномочиями,установленными уголовно-процессуальным законодательством;

• координацию деятельности правоохранительных органов поборьбе с преступностью;

• участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами,опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

С учетом изложенного, оценивая исторические этапы развития прокуратуры в России, можно определить ее место в системе государственно-правовых институтов, что имеет принципиальное значение для выяснения сущности прокурорского надзора, его организационно-правовых основ, форм и методов деятельности.. Правовой статус дореформенной (петровской) пракурзтуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства ~ императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти - министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу - Верховному Совету СССР и Президиуму Верховного Совета СССР, ими контролировалась и выполняла их решения.

В теоретических исследованиях последних лет просматривается два направления подходов, уточняющих правовой статус современной прокуратуры. Одно связано с идеей создания новой самостоятельной ветви власти - контрольной, к которой наряду с прокуратурой можно было бы отнести институт Уполномоченного по правам человека, Счетную палату РФ и некоторые другие контрольные органы. Другое реанимирует идею Петра I о подчинении прокуратуры главе государства - Президенту РФ. Как глава государства Президент РФ принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка, а прокуратура становится опорой власти в деятельности по укреплению законности в стране.

Место прокуратуры новой России в системе органов государства не нашло четкого определения в Конституции РФ 1993 г. Правовые положения, определяющие функции фундаментальных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), не содержат указания на непосредственное участие в их деятельности прокуратуры. В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.